Моя профессия - логист.
методическая разработка
Методическая разработка внеклассного мероприятия , направленная на раннюю профориентацию с использованием интерактивной цифровой платформы портала «ПроеКТОриЯ»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения; познакомить с современными профессиями.
Подготовка к мероприятию: класс делится на три группы, каждая из которых выполняет домашнее задание – готовит материал о профессии и представляет её. Первая группа представляет профессию – социолог, вторая группа – маркетолог, третья – логист. Можно пригласить родителей – представителей современных профессий.
Ход мероприятия
Ведущий1. Помогите! Не знаю, куда поступить. На экономику или режиссуру? Папа говорит, что в начале жизненного пути надо получить профессию или образование. Легко сказать! А как выбрать профессию?
Ведущий2. Да, это задача не из лёгких! Но паниковать не будем! Надо спокойно разобраться. Для этого мы и собрались сегодня. Для того чтобы правильно выбрать профессию, во-первых, надо разобраться в самих себе, в своих склонностях и способностях. Во-вторых, в настоящее время в мире насчитывается всего свыше 40 тыс. профессий. Около 500 из них ежегодно исчезает и примерно столько же возникает новых. Среднее время существования многих профессий – 8-10 лет. Некоторые из них серьёзно меняются по своему содержанию. Вот почему знакомство с современными профессиями необходимо.
Ведущий1. Ну что ж. начнём с познания самих себя! Но здесь без помощи специалистов не обойтись. Давайте посоветуемся с психологом.
Психолог: Главная цель профессионального самоопределения в старшем подростковом возрасте заключается в постепенном формировании у школьников личностной готовности к данному виду самоопределения, а именно к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного) или, иначе говоря, готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определённого времени и пространства, находя личностный смысл в поставленных профессиональных целях. Личностная готовность старших подростков к профессиональному самоопределению является сложной по структуре, интегративной характеристикой личности. С одной стороны, данная характеристика должна отражать уровень развития личности в целом, акцентируя внимание на качествах личности, её ценностных ориентациях, мотивах деятельности, актуальных для профессионального самоопределения. С другой стороны, данная характеристика должна отражать специфические моменты, связанные с наличием потребности в профессиональном самоопределении и соответствующими знаниями. Поэтому можно выделить следующие параметры личностной готовности старших подростков к профессиональному самоопределению: 1. Уровень развития личностных качеств, актуальных для профессионального самоопределения, а также для возрастного развития, - способности к самопознанию и самоизменению; доверия к себе; способности к выбору; ответственности; целенаправленности; самокритичности; самостоятельности; эмоциональной (поведенческой) гибкости; силы воли. 2. Наличие знаний, необходимых для профессионального самоопределения, - о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в тех или иных профессиях, основных перспективах его развития; основ экономических знаний; знаний о возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии. 3. Наличие потребности в профессиональном самоопределении – в выявлении своих способностей, интересов, в получении знаний о возможных путях получения образования, о разных профессиях и т.д. 4. Уровень зрелости нравственных и гражданский ценностных ориентаций – стремление учитывать при выборе профессии интересы семьи и ближайших родственников, а также интересы своего региона и страны в целом; нацеленность в своей будущей профессиональной деятельности укреплять наше государство; его престиж, благосостояние, обороноспособность. 5. Содержание мотивов выбора будущей профессиональной деятельности – мотивов самореализации и самоутверждения; мотивов, выражающих желание приносить пользу семье и близким людям, пользу обществу, а также мотивов, выражающих желание заработать на жизнь, в том числе быть богатым и влиятельным человеком в обществе.
Для оценки личностной готовности старших подростков по выделенным параметрам необходимо использовать следующие критерии и методики.
1.Уровень развития личностных качеств
Критерии для оценки
Высокий уровень развития личностных качеств ( оценка 3 балла ) – учащийся обладает высокой способностью к самопознанию и самоизменению ; почти во всех ситуациях доверяет себе; почти во всех ситуациях способен сделать собственный выбор и нести за него ответственность; всегда целенаправлен ; часто самокритичен; почти всегда самостоятелен в поступках; часто проявляет эмоциональную ( поведенческую ) гибкость ; обладает сильной волей.
Средний уровень развития личностных качеств ( оценка 2 балла ) – обладает невысокой способностью к самопознанию и самоизменению; иногда ( но редко ) доверяет себе ; иногда ( но редко ) способен сделать собственный выбор и нести за него ответственность; часто ( но не всегда ) целенаправлен ; редко проявляет самокритичность; редко проявляет самостоятельность в поступках ; редко проявляет эмоциональную ( поведенческую ) гибкость; обладает силой воли в средней степени.
Низкий уровень развития личностных качеств ( оценка 1 балл ) – обладает низкой способностью к самопознанию и самоизменению; редко доверяет себе ( почти никогда не доверяет ) ; неспособен сделать собственный выбор и нести за него ответственность; нецеленаправлен; несамокритичен; несамостоятелен в поступках; не проявляет эмоциональную ( поведенческую ) гибкость; обладает слабой волей.
Методики для оценки
Анкетирование ; групповые и индивидуальные беседы ( дискуссии); психолого-педагогические консультации; наблюдение; психолого-диагностические методы изучения личности; экспертные оценки ( по предложенным выше критериям) педагогов, родителей, одноклассников, самооценка учащегося.
Методика « Экспресс-опросник»
Инструкция для учащегося
Прочитай внимательно каждое утверждение. Подумай, в какой степени оно имеет к тебе отношение. Возможные ответы:
- да;
- не задумывался;
- нет.
- Мне всегда интересно узнавать о себе что-то новое.
- Я бы с удовольствием посещал уроки психологии, чтобы изучить свой характер.
- Почти во всех своих делах я в основном рассчитываю только на свои силы ( а не на помощь родителей или учителей ).
- Я уже достаточно взрослый для того, чтобы самому принимать ответственные решения.
- Если у меня что-то не получается, в этом обычно виноват только я сам.
- У меня есть значимые для меня цели в жизни ( разного масштаба, иногда, может быть, очень небольшие), и я всегда стараюсь их достичь.
- Если я понимаю, что в чем-то не прав, то меняю свои решения и принимаю новые.
- Если я берусь за незнакомое дело, то всегда надеюсь, что в процессе его осуществления я получу новые знания и умения и поэтому смогу довести это дело до конца.
- Близкие для меня люди могут на меня рассчитывать, я стараюсь их не подводить.
- Я уже представляю себе, в какой профессиональной области я буду трудиться.
Ключ: Чем больше утвердительных ответов (да) дает учащийся, тем выше самооценка уровня развития личностных качеств.
2.Наличие знаний
Критерии для оценки
Высокий уровень обладания знаниями, необходимыми для профессионального самоопределения (оценка 3 балла), - обладает знаниями по проблеме выбора профессии: о мире профессий, о самом себе, о потребностях своего региона в тех или иных профессиях, основных перспективах его развития; обладает основами экономических знаний; имеет информацию о возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии. Средний уровень обладания знаниями, необходимыми для профессионального самоопределения (оценка 2 балла), - частично обладает такими знаниями. Низкий уровень обладает знаниями, необходимыми для профессионального самоопределения (оценка 1 балл) – такие знания практически отсутствуют.
Методики для оценки
Анкетирование; групповые и индивидуальные беседы (дискуссий); психолого-педагогические консультации; наблюдение; экспертные оценки (по предложенным выше критериям) педагогов, родителей, одноклассников, самооценка учащегося.
Методика «Экспресс-опросник»
Инструкция для учащегося
Прочитай внимательно каждое утверждение. Подумай, в какой степени оно имеет к тебе отношение. Возможны ответы:
- Да
- Не задумывался
- Нет
- Я уже хорошо знаю свои способности и возможности в профессиональном плане.
- Я знаю, люди каких профессий нужны в моём родном городе (посёлке, селе).
- Я знаю, что такое профиль обучения в старших классах.
- Я уже выбрал профиль обучения в старших классах.
- Я знаю, какие вузы, техникумы, колледжи есть в нашем городе и в каком из этих учебных заведений я хотел бы продолжить своё образование.
- Я хорошо знаю, как оплачиваются различные специальности (где можно заработать больше, а где меньше).
- Я хорошо знаю, сколько денег уходит в моей семье на оплату квартиры.
- Я хорошо знаю, сколько денег уходит в нашей семье на питание каждый месяц.
- Я умею находить нужную мне информацию с помощью различных справочников.
- Я умею находить нужную мне информацию с помощью Интернета.
- Я знаю, знания по каким учебным предметам пригодятся мне в будущей профессии.
Ключ: Чем больше утвердительных ответов (да) даёт учащийся, тем выше самооценка уровня знаний, необходимых для профессионального самоопределения.
Активизирующая игра «Угадай профессию»
Педагог предлагает учащимся рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии. Быстро обнаруживается, что они её вроде бы знают, но объяснить, в чём состоят её особенности, не могут (учащимся нужны конкретные вопросы). Тогда педагог предлагает рассмотреть схему анализа профессий, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии. (Необходимо заранее приготовить и распечатать эту схему для каждого учащегося).
После этого все делятся на пары. Каждый загадывает профессию ( а ещё лучше – конкретную специальность), кодирует её в своей тетради, потом участники попарно обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать её (возможны три попытки).
Кодировать профессию следует только словами, как это показано в таблице (во второй колонке).
Схема анализа профессии.
Характеристика профессий | Пример кодирования профессии «таксист» | Кодирование загаданной профессии |
Предмет труда Природа(животные, растения) Материалы и заготовки Дети Взрослые Техника Знаковые системы (тексты, информация, программы и т. д.) Художественный образ | дети взрослые техника | |
Цель труда Контроль, оценка, диагноз Преобразовательная Изобретательная Транспортирование Обслуживание Собственное развитие | транспортирование обслуживание | |
Средства труда Ручные и простые приспособления Механические Автоматические Функциональные (речь, мимика, зрение, слух) Теоретические (знания, способы мышления) Переносные или стационарные средства | механические автоматические функциональные | |
Условия труда Бытовой микроклимат Большое помещение с людьми Обычный производственный цех Необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) Экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) Работа на открытом воздухе Домашний кабинет, лаборатория, мастерская | экстремальные | |
Характер подвижности в труде Преимущественно сидя Преимущественно стоя Множество разнообразных движений Длительная ходьба Вынужденные статичные позы Высокая избирательная подвижность определённых групп мышц | преимущественно сидя вынужденные статичные позы | |
Характер общения в труде Минимальное общение (индивидуальный труд) Клиенты, посетители Постоянный коллектив Работа с аудиторией Выраженная дисциплина, субординация в труде Небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций) | клиенты | |
Ответственность в труде Материальная Моральная За жизнь и здоровье людей Невыраженная ответственность | за жизнь и здоровье людей | |
Особенности труда Возможность работы по совместительству Большая официальная зарплата Льготы «Соблазны» (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование предприятия) Престижные отношения Встречи со знаменитостями Чистые загранкомандировки Командировки по стране Завершённый результат труда (возможность полюбоваться) Высокий престиж профессии Явно выраженная общественная полезность труда | встречи со знаменитостями общественная полезность | |
Типичные трудности и неприятности Нервное напряжение Профзаболевания Невысокий престиж работы Маленькая зарплата | нервное напряжение профзаболевания невысокий престиж | |
Минимальный уровень образования Без специального образования (после школы) Краткосрочные курсы Начальное профессиональное образование (колледж) Среднее профессиональное образование (техникум) Высшее профессиональное образование(вуз) Учёная степень (аспирантура, академия) Дополнительное профессиональное образование | без специального образования (после школы) краткосрочные курсы начальное профессиональное образование (колледж) среднее профессиональное образование (техникум) |
Для вынесения педагогом экспертной оценки необходима индивидуальная беседа с подростком, учитываются также самооценка знаний подростка и наблюдение педагога за учащимися во время игры.
Активизирующая игра «День из жизни профессионала»
Игра проводится в круге. Количество играющих от 6 до 20 человек.
Педагог вместе с учащимися решают, о какой профессии им хочется узнать как можно больше. Например, группа решает обсудить профессию «фотомодель».
Инструкция для учащихся
Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне нашего работника – фотомодели. Этот рассказ должен состоять только из существительных. Например, рассказ о трудовом дне учителя может быть таким: звонок – завтрак – звонок – урок – двоечники – скандал – урок – отличники – звонок – дом – постель.
В этой игре мы выясним, насколько хорошо вы представляете трудовую жизнь фотомодели, а также выясним, способны ли вы к коллективному творчеству, ведь в игре существует серьёзная опасность каким-то неудачным штришком (неуместно произнесённым словом) испортить весь рассказ.
Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок должен обязательно повторить всё, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение.
Далее педагог произносит первое слово, а остальные игроки по очереди произносят свои существительные, обязательно повторяя всё то, что говорили до них. Если игроков много, то игра проходит два круга.
При подведении итогов можно задать учащимся следующие вопросы:
Получился ли целостный рассказ?
Какие слова не соответствовали обсуждаемой профессии?
Насколько типично и правдиво был представлен трудовой день обсуждаемого профессионала?
Данная игра проводится как фрагмент занятий несколько раз на протяжении учебного года.
Экспертная оценка выносится педагогом на основании наблюдений за поведением и высказываниями учащегося в этой игре.
3. Наличие потребности в профессиональном самоопределении
Критерии для оценки
Высокий уровень развития потребности в профессиональном самоопределении (оценка 3 балла) – имеется ярко выраженная потребность в профессиональном самоопределении: учащийся хочет выявить свои способности, интересы, а также узнать как можно больше о возможных путях получения образования, о разных профессиях и т.д.
Средний уровень развития потребности в профессиональном самоопределении (оценка 2 балла) – имеется потребность в профессиональном самоопределении, но не ярко выраженная: учащийся при возможности хочет узнать что-либо новое о своих способностях, интересах, а также о возможных путях получения образования, о разных профессиях и т.п.
Низкий уровень развития потребности в профессиональном самоопределении (оценка 1 балл) – потребность в профессиональном самоопределении практически отсутствует: вопросы выбора профессии и своего профессионального будущего учащегося практически не интересуют.
Методика для оценки
Тематические сочинения; анкетирование; групповые и индивидуальные беседы (дискуссии); психолого-педагогические консультации; наблюдение; экспертные оценки ( по предложенным выше критериям) педагогов, родителей, одноклассников, самооценка учащегося.
Методика «Экспресс-опросник»
Инструкция для учащегося
Прочитай внимательно каждое утверждение. Подумай, в какой степени оно имеет к тебе отношение. Возможные ответы:
- да;
- не задумывался;
- нет;
- Я считаю, что в жизни очень важно правильно выбрать профессию.
- Я хочу узнать как можно больше о своих способностях, чтобы правильно выбрать профессию.
- Главное в жизни каждого человека – это успешная карьера.
- Уже сейчас нужно примерно определиться, в какой профессиональной области я буду трудиться в будущем.
- Я хочу узнать как можно больше о разных профессиях для того, чтобы выбрать подходящую для себя.
- Я с большим интересом посещал бы уроки психологии, на которых мне помогли бы выбрать профессию.
- Уже сейчас я хочу иметь чёткое представление о том, где я смогу получить нужную мне специальность.
- Счастье в жизни во многом зависит от того, какая у человека работа.
Ключ. Чем больше утвердительных ответов(да) даёт учащийся, тем выше самооценка уровня потребности в профессиональном самоопределении.
4. Уровень зрелости нравственных и гражданских ценностных ориентаций
Критерии оценки
Высокий уровень зрелости нравственных и гражданских ценностных ориентаций (оценка 3 балла) – учащийся имеет зрелые нравственные ценностные ориентации, а именно: в своей деятельности стремиться учитывать интересы семьи и ближайших родственников, а также интересы своего региона и страны в целом; учащийся нацелен на то, чтобы его будущая профессиональная деятельность способствовала укреплению нашего государства: росту его престижа, благосостояния, обороноспособности. Средний уровень зрелости нравственных и гражданских ценностных ориентаций (оценка 2 балла) – учащийся в своей деятельности иногда (но не всегда) стремиться учитывать интересы семьи и ближайших родственников, а также интересы своего региона и страны в целом; учащийся нацелен на то, чтобы его будущая профессиональная деятельность способствовала укреплению нашего государства: росту его престижа, благосостояния, обороноспособности. Низкий уровень зрелости нравственных и гражданских ценностных ориентаций (оценка 1 балл) – учащийся в своей деятельности очень редко стремиться учитывать интересы семьи и ближайших родственников, а также интересы своего региона и страны в целом; учащийся не стремиться к тому, чтобы его будущая профессиональная деятельность способствовала укреплению нашего государства: росту его престижа, благосостояния, обороноспособности.
Методика для оценки
Ранжирование ценностей; попарное ранжирование ценностей; тематические сочинения; анкетирование; групповые и индивидуальные беседы (дискуссии; психолого-педагогические консультации; наблюдение; экспертные оценки ( по предложенным выше критериям) педагогов, родителей, одноклассников, самооценка учащегося.
Методика «Экспресс-опросник»
Инструкция для учащегося
Прочитай внимательно каждое утверждение. Подумай, в какой степени оно имеет к тебе отношение. Возможные ответы:
- да;
- не задумывался;
- нет;
- Я хочу, чтобы в будущем я мог приносить пользу своим родителям (помогать им, если нужно).
- Я хочу, чтобы в будущем я мог приносить пользу своей семье (то есть моя будущая семья должна быть обеспечена материально).
- Я хочу, чтобы моя будущая профессия обязательно приносила пользу многим людям.
- Я хочу всегда гордиться своей Родиной и государством, поэтому я выбираю профессию, которая будет способствовать росту благосостояния всего государства.
- Я хочу, чтобы мой родной город (посёлок, деревня) стал в будущем благоустроенным и счастливым, поэтому я выбираю профессию, нужную для моего родного города (посёлка, деревни).
- Главное сейчас – это сохранить на Земле природу, и я учитываю это при выборе своей будущей профессии.
Ключ: Чем больше утвердительных ответов (да) даёт учащийся, тем выше самооценка уровня зрелости гражданских и нравственных ориентаций.
5.Содержание мотивов выбора будущей профессиональной деятельности
Критерии оценки
Высокий уровень оптимальности мотивов выбора будущей профессиональной деятельности (оценка 3 балла) – мотивы выбора будущей профессиональной деятельности (а именно: мотивы самореализации и самоутверждения; мотивы, выражающие желание приносить пользу семье и близким людям, пользу обществу, а также мотивы, выражающие желание заработать на жизнь, в том числе быть богатым и влиятельным человеком в обществе) имеют оптимальное сочетание с преобладанием гражданских и нравственных мотивов.
Средний уровень оптимальности мотивов выбора будущей профессиональной деятельности (оценка 2 балла) - мотивы выбора будущей профессиональной деятельности имеют односторонний характер, при этом гражданские и нравственные мотивы сохраняются в структуре мотивов, хотя не имеют решающего значения.
Низкий уровень оптимальности мотивов выбора будущей профессиональной деятельности (оценка 1 балл) - мотивы выбора будущей профессиональной деятельности имеют односторонний характер, при этом преобладают эгоистические мотивы, в том числе желание зарабатывать на жизнь любым способом.
Методика для оценки
Анкетирование; групповые и индивидуальные беседы (дискуссии); психолого-педагогические консультации; наблюдение; анализ документов; психолого-педагогические методы изучения личности; экспертные оценки (по предложенным выше критериям) педагогов, родителей, одноклассников, самооценка учащегося.
Методика «Экспресс-опросник»
Инструкция для учащегося
Прочитай внимательно каждое утверждение. Подумай, в какой степени оно имеет к тебе отношение. Возможные ответы:
- да;
- не задумывался;
- нет;
- Мне важно, чтобы в будущем я мог полностью раскрыть свои способности.
- Я хочу, чтобы моя будущая работа была творческой и интересной для меня.
- Я хочу стать известным специалистом в своей будущей профессиональной деятельности.
- Главное в жизни – быть богатым и независимым человеком: это я учитываю при выборе профессии.
- Для меня важно, чтобы моя будущая профессия давала мне власть над людьми.
- Главное – побольше заработать, а каким путём – это не так уж важно.
- В будущем я хочу быть обеспеченным человеком (иметь дом, машину и т.п.)
- Для меня главное – это свобода и творчество, а сколько я смогу заработать в будущем – это не важно.
Ключ: Необходим качественный анализ ответов.
Индивидуальная карточка учащегося
После проставления оценок по всем параметрам можно заполнить индивидуальную карточку на каждого учащегося. Оценки суммируются, и в результате получается оценка личностной готовности каждого подростка к профессиональному самоопределению.
Индивидуальная карточка учащегося
«Личная готовность к профессиональному самоопределению»
Параметры личностной готовности старших подростков к профессиональному самоопределению | Количественная оценка (в баллах) |
1. Уровень развития личностных качеств, актуальных для профессионального самоопределения, а также для возрастного развития | |
2. Наличие знаний, необходимых для профессионального самоопределения | |
3. Наличие потребности в профессиональном самоопределении | |
4. Уровень зрелости нравственных и гражданский ценностных ориентаций | |
5. . Содержание мотивов выбора будущей профессиональной деятельности | |
Личностная готовность к профессиональному самоопределению (суммирование оценок по всем параметрам) |
Минимальная оценка личностной готовности – 5 баллов
Максимальная оценка личностной готовности – 15 баллов.
Ведущий2. Ну что ж, будем считать, что в себе мы разобрались. Теперь окунёмся в мир профессий. Рынок внёс в нашу жизнь много нового. Появились профессии, о которых мы раньше не слышали. В их ряду, например …….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мир профессий. Выбор профессии.
Открытый урок для 11 класса....

Калейдоскоп профессий "Что такое профессия ? Какие бывают профессии?"
Данный урок предназначен для обучающихся 1 класса". На занятии ведется разговор о таких профессиях как: повар, врач, учитель, библиотекарь, водитель). С людьми данных профессий дети сталкиваются в жиз...
БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр
Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

Урок-игра для учащихся 5-9 классов по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Цель:Уточнить и обобщить представления детей о профессиях.Задачи: 1.Понимать значимость профессии в жизни людей.2. Воспитывать уважение к результатам труда людей разных профессий.3. Развитие монологич...

Игра - путешествие по профессиям «Все профессии важны, все профессии нужны!»
В игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий; определение уровня знаний воспитанников о профессиях;дать представление об огромном и много...

фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий
фото «Все профессии важны, все профессии нужны» путешествие в мир профессий...
План-конспект урока "Элементы комбинаторики для группы логистов"
Урок, в процессе которого презентуется исследователская работа студента по данной теме....
