Классный час "Конфликты. Как их решать?"
классный час

Работа с классом по теме "Конфликты" раскроет понятие о конфликте, его причинах и последствиях. Дети смогут распознавать свои эмоции и эмоции других людей в конфликтной ситуации.

Рассматриваются  базовые навыки конструктивного выхода из конфликта (компромисс, сотрудничество).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dlya_5_klassa.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час для 5 класса: «Конфликты. Как найти выход?»

Цели:

  1. Дать понятие о конфликте, его причинах и последствиях.
  2. Научить распознавать свои эмоции и эмоции других людей в конфликтной ситуации.
  3. Сформировать базовые навыки конструктивного выхода из конфликта (компромисс, сотрудничество).
  4. Сплотить классный коллектив.

Оформление и реквизит:

  • Плакаты с цитатами: «В споре рождается истина», но «Худой мир лучше доброй ссоры».
  • Мультимедиа: презентация с картинками, короткими видео-примерами (например, отрывок из мультфильма), можно использовать проектор или интерактивную доску.
  • Раздаточный материал: карточки с ситуациями, бланки для упражнения «Письмо другу».
  • Атрибуты: мячик для игр, коробка/шкатулка для «Копилки классных решений».

Ход классного часа

I. Вводная часть: «Что такое конфликт?» (10 минут)

  1. Приветствие и актуализация темы (2 мин)
  • Классный руководитель: «Ребята, посмотрите на эти две картинки (на слайде: два дерущихся кота и две мирно сотрудничающие команды). Какая ситуация вам знакома? А в какой хочется оказаться? Сегодня мы поговорим о том, без чего не обходится ни одна жизнь – о конфликтах. Мы узнаем, почему они возникают и как из них можно выйти без драк и обид».
  1. Ассоциации (3 мин)
  • Учитель кидает мячик ученику и просит назвать ассоциацию со словом «конфликт». Ученик кидает мячик следующему.
  • Примерные ответы: спор, драка, ссора, крик, обида, злость, слезы.
  • Вывод учителя: «Да, конфликт – это столкновение. Но важно помнить: конфликт – это не всегда плохо. Иногда он помогает понять друг друга лучше. Главное – знать, как его "приручить"».
  1. Интерактивное объяснение (5 мин)
  • Слайд 1: «Причины конфликтов». Обсуждаем с классом.
  • Непохожесть (разные вкусы, мнения, привычки).
  • Соревнование (за место, оценку, внимание).
  • Обидные слова (случайные или намеренные).
  • Обман или предательство.
  • Невыполненные обещания.

II. Основная часть: «Учимся решать конфликты» (25 минут)

  1. Упражнение-разминка «Сиамские близнецы» (5 мин)
  • Цель: показать, что для достижения общей цели нужно сотрудничать.
  • Ход: Ученики разбиваются на пары. Встают плечом к плечу, а соседние ноги (левую одного и правую другого) связывают шарфом или скотчем. Задача: дойти до определенной точки, обойти препятствие. Обсуждаем: было ли легко? Что помогало? (Договоренность, поддержка).
  1. Работа в группах «Найди выход!» (10 мин)
  • Класс делится на 4 группы. Каждая получает карточку с описанием конфликтной ситуации.
  • Примеры карточек:
  • Карточка 1: Вы хотите играть в футбол на перемене, а ваш друг – в догонялки. Вы начинаете спорить и чуть не ссоритесь.
  • Карточка 2: Одноклассник случайно толкнул тебя, и ты уронил его телефон. Телефон не разбился, но одноклассник очень злится и кричит на тебя.
  • Карточка 3: Ты увидел, как твой лучший friend сидит с кем-то другим за партой и смеется. Ты чувствуешь себя обиженным и брошенным.
  • Карточка 4: Вас с одноклассником вызывают к доске решать одну задачу. Вы знаете правильное решение, а он с тобой спорит и предлагает другой, неверный способ.
  • Задача группы: придумать 2-3 варианта выхода из ситуации. Один – деструктивный (к чему приведет ссора), другой – конструктивный (как помириться).
  1. Презентация решений и «Копилка классных решений» (10 мин)
  • Каждая группа представляет свои ситуации и варианты решений.
  • Учитель записывает (или дети сами на стикерах) конструктивные способы на большом листе/доске, который называется «Копилка классных решений».
  • Примеры решений, которые должны прозвучать:
  • Спокойно обсудить и найти компромисс («Давай сначала в футбол, а потом в догонялки!»).
  • Извиниться, даже если вина неполная («Прости, я нечаянно»).
  • Объяснить свои чувства («Я обиделся, потому что подумал, что ты со мной не хочешь дружить»).
  • Предложить свою помощь («Давай я помогу тебе разобраться с задачей»).
  • Обратиться за помощью к третьему лицу (к учителю, если не можете договориться).

III. Заключительная часть: «Закрепляем мирный договор» (10 минут)

  1. Творческое задание «Письмо другу» (5 мин)
  • Учитель: «Представьте, что вы поссорились с самым близким другом. Вам очень хочется помириться, но трудно подойти и сказать это вслух. Напишите ему короткое письмо (3-5 предложений), чтобы начать диалог».
  • Важно: не заставлять сдавать письма, это личное. Можно предложить добровольцам зачитать, если хотят.
  • Пример: «Привет! Мне очень грустно, что мы поссорились. Я ценю нашу дружбу. Давай попробуем все обсудить и помириться?»
  1. Рефлексия «Солнце и туча» (3 мин)
  • На доске нарисованы солнце и туча.
  • Учитель: «Если вам сегодняшний разговор был полезен, и вы узнали что-то новое, прикрепите свой стикер к солнышку. Если остались вопросы или тема кажется сложной – к тучке. Рядом можно написать слово или короткий вопрос».
  1. Итог. Создание «Правил бесконфликтного класса» (2 мин)
  • Учитель вместе с детьми формулирует 3-4 простых правила и записывает на красивом плакате.
  • Примерные правила:
  1. Говорим, а не кричим.
  2. Умеем слушать, не перебивая.
  3. Пытаемся понять чувства другого.
  4. Ищем решение, а не виноватого.
  • Все ученики могут обвести свою ладонь на этом плакате или поставить подпись как знак согласия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий конкурса классных воспитателей "Мой классный самый классный"

В нашей школе существует институт классных воспитателей. Поэтому в своей деятельности стараюсь тесно взаимодействовать с ними. Зачастую ребята видят только одну из сторон личности классного воспитател...

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"

Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...

Сценарий выступления на районном конкурсе классных руководителей "Самый классный классный"

Презентация классного руководителя, включающая в себя самопрезентацию и выступление учащихся класса, поставлена в форме литературно-музыкального шоу....

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"

Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему:  « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс".

Визитка на участие в городском конкурсе классных руководителей и классных коллективов обучающихся "Самый классный класс"....

Сценарий финала районного конкурса для классных руководителей "Самый классный классный".

Есть особая категория педагогов, которые о своих учениках и воспитанниках говорят "это мои дети". Эти педагоги - классные руководители!...