Методическая разработка внеклассного мероприятия "Спорт в блокадном Ленинграде".
учебно-методический материал
Рассказы воспитанникам о спортсменах героически оборонявших блокадный Ленинград, воспитание чувства гордости за свой город и благодарности его жителям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Спорт в блокадном Ленинграде».
разработала Коровина Яна Петровна
воспитатель СПб ГБПОУ
«Академия ледовых видов спорта
«Динамо Санкт-Петербург»
Санкт-Петербург 2025
Цель: патриотическое воспитание школьников, приобщения детей к истории спортивного движения в России и в Санкт-Петербурге в частности.
Задачи: рассказать воспитанникам о спортсменах героически оборонявших блокадный Ленинград, воспитывать чувство гордости за свой город и благодарности его жителям.
В августе 1941 года началось жестокое наступление на Ленинград, с сентября 1941-го началась блокада. Тысячи ленинградских спортсменов ушли воевать за Родину и Ленинград. Студенты и преподаватели института им. П.Ф. Лесгафта, имевшие особую физическую подготовку, всем коллективом ушли на фронт.
Спортсмены всегда действовали там, где была наибольшая опасность, где особенно были нужны выносливость, сила, ловкость, смекалка. Они воевали в рядах снайперов, разведчиков, десантников, бойцов лыжных батальонов.
В первые дни войны более 700 преподавателей и студентов института вместе с директором И.И. Никифоровым ушли добровольцами в регулярную армию, народное ополчение, партизанские отряды.
Сто шестьдесят студенток стали разведчицами, и медицинскими сёстрами. Студенты и сотрудники института сражались под Ленинградом и Москвой, участвовали в битвах за Сталинград и на Курской дуге, обороняли Кавказ и защищали северные рубежи нашей страны, многие дошли до Берлина.
Партизанские отряды студентов и преподавателей института им. П.Ф. Лесгафта отчаянно и умело сражались в тылу врага, выполняя самые опасные задания. Отрядами командовали: выпускник вуза С. Басманов и студент-легкоатлет И. Шустер. В состав отрядов входили знаменитые выпускники и преподаватели института: В. Шапошников, Б. Эренпрайс, Б. Бречко и другие.
Знаменитый 5-й партизанский отряд «Черная смерть» совершил немало рейдов по тылам врага. Возглавлял его заведующий кафедрой велосипедного и конькобежного спорта, заслуженный мастер спорта СССР Дмитрий Косицын, кавалер орденов Ленина и ордена Красного знамени. Он геройски погиб в 1942 году при выполнении боевого задания в тылу врага.
С начала войны институт, не прекращая подготовку высококвалифицированных физкультурных кадров, оказывал помощь фронту. Институт им. П.Ф. Лесгафта стал учебно-методическим центром Ленинграда по военно-физической подготовке, вёл активную работу по обучению резервов Красной армии.
В первые годы войны институт подготовил свыше 120 000 бойцов и командиров. Для фронта было отремонтировано более 10 000 пар лыж, собранных у населения. Преподаватели института занимались реабилитацией раненых бойцов, выписанных из госпиталя. Курсы, созданные при институте подготовили более тысячи медсестёр.
После голодной зимы 1942 года нужно было ободрить и поддержать физическое и моральное состояние защитников блокадного Ленинграда. На помощь вновь пришёл спорт – начали проводиться первые со времён начала войны спортивные соревнования. Цель их была не рекорды и спортивные достижения, а поднятие духа жителей Ленинграда.
31 мая 1942 года состоялся легендарный футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Нелегко было набрать 22 человека, необходимые для игры. Для этого с передовой специально были отозваны бывшие игроки: вратарь Виктор Набутов, Борис Орешкин, Георгий Московцев, Евгений Архангельский и другие. Кто-то из них ходил в разведку, кто-то командовал сторожевым катером, но участие в матче было в тот момент не менее важным фронтом.
Слабые и бледные, но выбритые и подстриженные, они на матч выходили как на парад, понимая, что их задача не только подарить радость ленинградцам, а показать всей стране, да и врагу, что Ленинград жив.
Матч дался непросто… Так полузащитник А. Мишук, только что лечившийся от дистрофии попытался сыграть головой, но мяч сбил его с ног, и он не смог встать без помощи других игроков.
Не в лучшем состоянии были и все остальные, поэтому сократили перерыв, так как боялись что остановившись, футболисты не смогут стать и доиграть второй тайм. Не присаживаясь, только выпив чаю, они вновь вышли на поле, доиграли. После матча покидали поле в обнимку – так было легче идти.
Ярче любых других слов о значении этого матча скажет отрывок из военного дневника одного из солдат Ленинградского фронта: «Никогда не забуду день, когда в траншеях на Синявинских болотах в 500 метрах от немцев услышал репортаж со стадиона «Динамо». Я сначала не поверил, побежал в землянку к радистам, и они подтвердили: верно, передают футбол. Что делалось с бойцами! Это был такой боевой подъем, что если бы в тот момент был дан сигнал вышибить немцев с их траншей, плохо бы им пришлось!».
Трое лесгафтовцев были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Это – Владимир Мягков, студент института, чемпион страны по лыжным гонкам 1939 г. В боях на Карельском перешейке зимой 1939/40 годов он командовал лыжным отрядом спортсменов.
Дмитрий Балаханов, преподаватель института, который в 1939-1940 годах был комиссаром полка.
Клавдия Назарова, учащаяся школы тренеров при институте, во время Великой Отечественной войны в городе Острове Псковской области, занятом фашистами, возглавляла комсомольское подполье.
Весной 1942 года институт был эвакуирован. 16 апреля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградский ордена Ленина институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта — единственный гражданский вуз России, был награжден орденом Боевого Красного Знамени за героизм на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу противника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения Дети блокадного Ленинграда
Урок внеклассного чтения можно приурочить к Дню Победы или годовщине блокады Ленинграда. Рекомендуется проводить в среднем звене...

Методическая разработка классного часа "Дети блокадного Ленинграда".
Сценарий классного часа предназначен для детей 6-7 класса в рамках духовно-патриотического воспитания обучающихся....
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...

Разработка классного часа "Подвиг блокадного Ленинграда"
Данная разработка предназначена для учащихся 8 - 9 классов. Способствует развитию исторической памяти, чувства гордости за своих предков....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Суровой войны отголоски..." Дети блокадного Ленинграда. Дорога Жизни.
Дорога Жизни - это пример мужества и героизма, невероятной стойкости и несгибаемой воли к Победе советского народа, это самые трагические и героические страницы нашей истории. «...

Разработка внеурочного занятия «Учителя блокадного Ленинграда»
Материал данной работы может быть использован для «Разговоров о важном», уроков истории и мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне и их героям, в целях воспитания патриотизма и...

Методические рекомендации по проведению внеклассного занятия "Хлеб блокадного Ленинграда"
Участники: обучающиеся образовательных организаций 1-4, 5-7 и 8-11 классов, педагоги. Цель: сформировать представление о ценностных приоритетах жителей блокадного города, которые стали определяющ...
