"Веселые художники" конкурсно-развлекательная программа
план-конспект занятия (5 класс)

Мероприятие предназначено для организации внеурочной деятельности в рамках предметной недели по изобразительному искусству «В мире прекрасного». Мероприятие представляет собой игру. Данная форма проведения мероприятия выбрана не случайно. Игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра предназначена для учащихся 5-х классов и разработана с учетом  их возрастных особенностей. В игре участвуют три команды данной параллели, имеющие капитана, название и девиз. Промежуточные и окончательные итоги подводятся гласно. Вопросы чередуются с творческими конкурсами, командная игра – с игрой со зрителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «ВЕСЁЛЫЕ ХУДОЖНИКИ»

конкурсно-развлекательная программа по ИЗО  для учащихся 5-х классов.

Цель: Поддержание интереса к предмету изобразительное искусство.      

Задачи: 

Образовательные:

  • В игровой форме закрепление ранее изученного материала.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Развитие коммуникативных способностей и навыков групповой работы.
  • Развитие умений выступления перед аудиторией.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному
  • Формирование эстетических идеалов.
  • Воспитание чувства личной ответственности за общее дело.

Оборудование:  выставка детских работ для оформления зала,  3 стола для команд, стол и стулья для жюри.  

 Средства ИКТ: компьютер, монитор, мультимедиа проектор, экран.                                   Форма использования – проецирование на экран. Смена слайдов осуществляется по щелчку.

Оборудование для конкурсов:

  • конкурс «Изобразие»  -  лист формата А4  с овалом и волнистой линией (3 шт.), маркеры (3 шт.);                                     
  • конкурс «Украшение волшебной птицы»  - заготовки птиц, цветная бумага, клей, маркеры. (3шт.);                                                                                                                  
  • конкурс Капитанов  -  карточки-задания с анаграммами(3 шт.); 
  • конкурс «Найдите 7 отличий» - лист формата А4 с изображениями (3 шт.);                         
  • конкурс «Вставьте пропущенные слова» - текст с пропущенными словами. (3шт.); 
  • конкурс болельщиков  карточка-задание «Дорисуй рисунок»( 3);                                        
  • конкурс  «Мыслитель и я» -  три стула.

Форма проведения: командная игра- викторина         

Участники: команды учащихся 5-х классов по 5 человек от каждого класса,  их болельщики - одноклассники,  классные руководители,  учитель ИЗО, члены жюри.

Место проведения: актовый зал школы
Подготовительный этап:

Для учителя:  Составить сценарий мероприятия.    Сформировать 3 команды из учащихся 5-а, 5-б и 5-в классов. Подготовить:   карточки – задания  к конкурсам, музыкальное сопровождение, грамоты и призы для победителей, итоговую таблицу для жюри.

Для команд: Выбрать капитана.  Придумать  название, девиз и эмблему  для каждого игрока.  Подготовить приветствие. Раздать приглашения болельщикам.

Добрый день друзья! Сегодня мы собрались, чтобы отдохнуть и поиграть вместе с командами на внеклассном мероприятии по изобразительному искусству "Веселые художники".

Смелей, ребята! Выше нос! Места свои займите,

К победе поспешите и всех нас удивите!

Приглашаем команды, занять свои места на сцене. Оценивать ваши выступления сегодня будут члены жюри в составе ... (Объявляется состав жюри.)                                              Начнем игру с приветствия.    Узнаем все про вас сейчас: откуда вы, художники, и как зовут всех вас?

1.  Конкурс  «ПРИВЕТСТВИЕ»

Для первого конкурса проведем жеребьевку.  Итак, приветствие команд…    

Молодцы! Пока жюри совещается и оценивает приветствия команд, переходим к следующему конкурсу:

2. Конкурс «РАЗМИНКА».                                                                                   

 Игра наша продолжается, разминка начинается.

Ответить нужно на вопросы и загадки,

Быстро, правильно назвав  разгадки.

За каждый правильный ответ — ждет балл.

Аплодисментами  всех вас поддержит зал.

- Для начала, для порядка,   загадаю три загадки  (вопросы задаются командам по очереди, в случае неверного ответа, ход переходит следующей команде):

1.  Мужчину скульптор изваял.  Балкону он опорой стал.  ( Атлант)

2.  Нарисую я войну - дайте мне альбомный лист. Вышла битва - ну и ну! Я художник... (Баталист)

3.  Натяну его на раму, нарисую панораму. Он матерчат, плотен, толст.  Для картины нужен... (Холст)

- А теперь три вопроса,  о  простых предметах, необходимых на уроках  ИЗО:

1.Как называется книга, где живут рисунки  (Альбом).

2.Специальная дощечка, на которой художник смешивает краски? (Палитра)

3.Её делают из древесины, тряпичного сырья, и художнику без  неё  не обойтись  (Бумага)

- А эти три вопроса о жанрах изобразительного искусства:

1. Как называют художника, который рисует животных? (Анималист) 

2.  Как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)                                     

- Правильно, ребята. (Обращаясь к залу):                                                                               Если видишь -  на картине нарисована река, или ель и белый иней,

 Или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш –

Обязательно картина называется … пейзаж! (зал хором)

3. Как называется жанр изобразительного  искусства, который переводится с французского, как  «Мёртвая натура»  (Натюрморт)

- Молодцы.  

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом кувшине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, значит, это – …натюрморт! (зал хором)

- Теперь на шедевры вы посмотрите, ну и  авторов нам назовите

1.Назовите автора  картины и скажите,  как она называется. (Виктор Михайлович Васнецов, «Богатыри»)

2.А как называется эта картина и  кто её автор?  («Тройка»,  Василий Григорьевич Перов)

3.Название и автор картины.   (Иван Иванович Шишкин  «Рожь»)

- А теперь два общих вопроса командам. Побеждает тот, кто быстрее поднимет руку, при условии правильного ответа, разумеется:

Вот мольберт, а вот треножник – напиши меня художник,

Если вышло не похоже, не печалься, ну и что же.

Красный глаз над синим ухом? Все равно не падай духом!

Значит, поработал мало, начинай свой труд сначала.

Вопрос: В каком жанре работал художник?  (Портрет)

- Перед вами рисунок художника (рисунок 1).  Какие жанры изобразительного искусства перемешал он в одной картине? (Портрет, пейзаж, натюрморт,  анималистический жанр) А в целом получился бытовой жанр.

Члены жюри подводят итоги второго тура нашей викторины, а мы переходим к следующему заданию.

3. Конкурс «ИЗОБРАЗИЕ»

Один художник решил нарисовать картину. Он провел маркером на листе несколько линий... И тут его отвлекли от работы. Рисунок остался незаконченным. Попробуйте проникнуть в замысел художника и завершите его работу.

На слайде пример выполнения работы (рисунок 2). Здесь овал превратился в мышку. А ваши волшебные маркеры должны превратить его в ёжика, черепаху или свинку.

Дорисуйте рисунок, выбрав себе карточку-задание. В задании написано, что именно должна нарисовать команда. (Капитаны подходят, выбирают карточки, возвращаются к рабочим столам команд и приступают к работе). (Приложение 3).

(Учитель, обращаясь к залу) - У меня осталось еще три карточки. Может быть, кто-то из болельщиков тоже хочет попробовать свои силы в этом конкурсе? Победителя ждет приз зрительских симпатий. (3 добровольца берут карточки и тоже приступают к работе)

А пока ребята рисуют, поиграем с вами, уважаемые зрители.  

   

Игра со зрителями

Вопросы хитрые задам.  

Коль отрицательный ответ,

Прошу ответить словом «нет»,  

А  утвердительный, -  тогда

Скажите громко слово «да»

- Оранжевый и красный цвет  ГОРЯЧИМИ считают?… (Нет, тёплыми)

- В театр идём смотреть балет, а на скульптуры в БАНЮ?… (Нет, в музей)

- Простым карандашом средней твёрдости можно провести линию длиной 5,5 км. ( Да, а кто не верит, пусть  проверит)

- Этот предмет крестьянского быта (рисунок 3), изготовленный из кованого прута – ВЕШАЛКА?  (Нет, светец)

- Эти предметы быта (рисунок 4) – СОЛОНИЦЫ?   (да)

- Правда ли, что русские избы украшаются ПОЛОТЕНЦАМИ?  (да)

А теперь закончите правильно предложение:

- Короли все на портретах нарисованы    в… (коронах)

- Картину рисую я акварелью, как папа на даче ствол пилит( пилой)

Пока мы играли, ребята справились со своим заданием, и готовы представить свои работы. (Жюри совещается, подводит итоги командного конкурса «ИЗОбразие», а зрители – конкурса болельщиков).

В 5 классе мы изучаем  декоративно-прикладное искусство, как один из видов искусства изобразительного. И наш следующий конкурс декоративно-прикладной направленности.

4. Конкурс «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

- Сначала, пусть каждая команда ответит на вопрос.

Снежно белая посуда, расскажи-ка ты откуда?

Видно с севера пришла и цветами расцвела:

Голубыми, синими, нежными, красивыми. 

Вопрос 1 команде:  О каком промысле идёт речь? (Гжель) 

Роспись необычная, композиция – симметричная.

В букеты собраны цветы необычной красоты.

Рисунки яркие мерцают, оживка белая их оживляет.  

Вопрос 2 команде:  О какой росписи идет речь? (Городецкая роспись)

Мы игрушки знатные, складные да ладные, 
Мы повсюду славимся, мы и вам понравимся! 

Вопрос 3 команде:  Как называется игрушка? (Дымковская)

А на этот вопрос будет отвечать та команда, которая быстрее поднимет руку:

Есть на этом вот подносе и букет, в ночи горящий,
Птица-жар, что весть приносит, есть поднос, плоды дарящий.

Вопрос:  О каких подносах идет речь? (Жостовских).Члены жюри  совещаются, а мы переходим к следующему конкурсу.

5. Конкурс "УКРАШЕНИЕ ВОЛШЕБНОЙ ПТИЦЫ"

Когда-то очень давно на Руси было такое поверье, что сказочная птица счастья приносит своему обладателю добро и удачу. Каждый человек старался вырезать из дерева или расписать как можно красивее эту птицу и украсить ею свой дом.                                   Кстати, кто помнит, как на Руси звали птицу с пышным хвостом?   (пава)   

Сейчас вы будете украшать волшебную птицу разноцветными перьями. И пусть эти птицы принесут  вам удачу и хорошее настроение. Время на украшение птицы – 4 минуты. Техника выполнения - свободная. А пока команды работают, мы снова играем с залом.

6. Конкурс болельщиков «РАСШИРЯЕМ КРУГОЗОР»                                                   (Баллы прибавляются той команде, чей болельщик оказался более эрудированным)
- Начало- голос птицы, конец - на дне пруда, а целое в музее  найдете без труда         (Картина)

- На столе лежат краски, палитра,  карандаш и резинка. На листе бумаги нужно нарисовать пейзаж.  С чего начать? (Достать лист бумаги)       

- Какой из трёх цветов: красный, жёлтый, синий является основным? (Все три)

- Как российские школьники запоминают цвета радуги? (Каждый  охотник желает знать, где сидит фазан ). А знаете ли вы другие поговорки на эту тему? (Как,  однажды Жан звонарь головою сшиб фонарь.  Кот ослу, жирафу, зайке голубые сшил фуфайки) 

И еще три шуточных вопроса:

- Что художник вгоняет в краску? (Кисть)

- Что рисует художник с чувством юмора? (Карикатуры и шаржи)

- Как  называют врача произведений искусства? (Реставратор)

Работа команд уже близится к завершению.  Дадим им еще минутку для нанесения последних штрихов,  а вот капитанов  я прошу  подойти ко мне.

7. Конкурс  капитанов «АНАГРАММЫ»

Всем известно, что художники очень хорошо ориентируются как в пространстве, так и на плоскости. Капитаны тоже прекрасно справляются с этой задачей. Поэтому,  наш следующий конкурс для вас, капитаны. Вам предстоит переставить буквы в предложенных словах так, чтобы из них получилось новое слово, относящее к сфере искусства. Помните, что исходное и новое слово состоят из одних и тех же букв.               Для разминки, кто из капитанов быстрее отгадает, какое слово зашифровано на этом слайде?

- МЮТНРАТРО  (Натюрморт) 

Капитаны получают задание  (Приложение 4)

КАРКАС  –  К… (краска)

МОЛЬБА  –  А… (альбом)

ЗАМОК  –  М… (мазок)

НАНОМЕТР  –  О… (орнамент)

НАТИРКА  –  К… (картина)

КАВАЛЕРИСТ –  А… (акварелист)

ТАЛАНТ – А… (атлант)          

Время на выполнение задания – 3 минуты. Выполнив задание,  передаете  его в жюри. Итак, капитаны, вперёд, время не ждёт! (звучит мелодия капитанов)                                                                                        А наши команды, тем временем, готовы представить нам свои работы. (Представление работ залу и передача их в жюри для оценки)

Раз капитаны на  ответственном задании, команды играют  неполным  составом.

8. Конкурс «НАЙТИ 7 ОТЛИЧИЙ»

Найдите 7 отличий и укажите,  под каким номером «правильная» картина И.И.Шишкина.  На выполнение  задания 1 минута. Услышали  второй удар гонга – значит время вышло  Для удобства команды получают ксерокопию с репродукции картины,  на которой отмечают отличия)   (Приложение 5).

- Вернёмся к конкурсу капитанов.  Вот каким было задание и какие слова из области искусства в нем зашифрованы.   (Жюри объявляет итоги конкурса капитанов).  А в конкурсе «Найди 7 отличий» победила команда…

9. Конкурс  «ПРОПАВШИЕ  СЛОВА»

Сейчас наши команды ждёт новое испытание. Капитаны получают текст, в котором часть слов утрачена. Попробуйте восстановить текст.                                                Будьте внимательны, ребята.  Количество букв в каждом слове равно количеству штрихов, заключённых в скобки. (Приложение 6)                                                                            А у нас вновь игра со зрителями.      

10. Конкурс для болельщиков «ПОДДЕРЖИ КОМАНДУ»                                                                                                   За каждый правильный ответ команда получает дополнительное очко.

 Известно, что все художники очень наблюдательны.  Верю, что и вы с легкостью справитесь с заданиями.

- Задание «Лабиринт» (рисунок 6).  Приглашается болельщик-доброволец, который выбрав на слайде инструмент - фломастер, проведет линию от цветка к горшку.

- Задание «Найди тень». Внимательно посмотрите на слайд (рисунок 7)и назовите номер правильной тени  (1)

Перед вами рисунок «Мечта рыболова» (рисунок 8).  Какую рыбу с картинки рыболову удалось поймать? (Ту, что в ведре)

- На картинке (рисунок 9) художник намеренно допустил ошибку. Найдите её. (цветы     вместе с плодами).

- Где допущена ошибка в изображении предметов? Какой рисунок (рисунок 10) правильный и почему? (3, на остальных не учтен объем предметов)

Наше жюри уже подвело итоги конкурса «Пропавшие слова» и сейчас нам объявят  его итоги.

11. Конкурс  «МЫСЛИТЕЛЬ И Я»

Для этого конкурса нам понадобится три стула и по одному участнику от каждой команды.                                                                                                                                      Всем известно, что скульптура – это один из видов изобразительного искусства. Перед вами исполненная пластической мощи, драматизма и духовного величия статуя французского скульптора Рене Франсуа Oгюста Родена “Мыслитель”, 1888г.  Ваша задача, внимательно изучив скульптуру в течение того времени, пока мелькают слайды, по команде принять позу мыслителя. Побеждает тот, кто будет ближе к оригиналу.

Ну и в завершении нашей игры блиц – турнир «Вопрос-ответ» по теме «Древние корни народного искусства», который  и выявит победителя:

- Нагрудная короткая распашная одежда, державшаяся на лямках. (Епанечка)

- Основа народного костюма. (Рубаха)

- Узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.  (Орнамент)

- Резная доска на фасаде избы, идущая по свесу крыши и закрывающая  спереди торцы подкровельных слег.  (Причелина)

- Праздничный тверской ковш с конскими головами. В народных представлениях он олицетворял собой хозяина дома. (Конюх)

- Передача из поколения в поколение обычаев, навыков, правил. (Традиция)

Правильно, ребята.  В каждой семье, у каждого народа есть свои традиции.                И именно народное творчество помогает нам лучше узнать быт, традиции и уклад жизни русского народа. И я надеюсь, что наши внеурочные встречи тоже станут доброй традицией.

Жюри совещается, подводит итоги конкурса.

- А наша игра «Веселые художники» подошла к концу.  Сейчас наше уважаемое жюри      объявит   её итоги.         

Команды награждаются грамотами  и призами. Один приз – специальный: «Самому активному болельщику

Спасибо вам, ребята, за игру

Играли вы и весело и дружно. 

И если вдруг не победили вы ...                                                                                                  

То огорчаться вам совсем не нужно 

Победа ваша  ждёт вас  впереди

До новых встреч, друзья!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

  • Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству»: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2006
  • Свиридова О.В. «Изобразительное искусство. Предметная неделя в школе.»  - Волгоград: Учитель, 2007
  • Туманова Е.С., Романова Л.Ю., Старостина Т.В. «Изобразительное искусство 4-8 классы. В мире красок народного творчества. Уроки и внеклассные мероприятия» - Волгоград: учитель, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Веселые рассказы веселого писателя": Литературная игра по произведениям В.Драгунского для 2-3 классов

Знакомство учащихся с биографией и творчеством В.Ю.Драгунского, воспитание любви к чтению в форме литературной игры и викторины по рассказам Драгунского....

Внеклассное мероприятие "Весело,весело встретим Новый год!"

Утренник в школе проходит с участием сказочных героев. В гости к детям приходят Дед Мороз и Снегурочка. Они поздравляют их с наступающим Новым годом, исполняют разные песни и танцы, дарят подарки. А т...

Программа по работе с семьей «Вместе весело шагать» для детей 3-7 лет Срок реализации программы: 4 года

Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, пр...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...

Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме «Веселая физкультура», раздел программы «Подвижные игры».

Технологическая карта урока физической культуры в 4 классе по теме «Веселая физкультура», раздел программы «Подвижные игры»....

Дополнительная общеразвивающая программа "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа")

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Веселый оркестр"(программа "Оркестр Карла Орфа") направлена наформирование и развитие навыков колл...