внеурочная рабочая программа шаг в медицину 10кл
рабочая программа (10 класс)

Гагарина Оксана Викторовна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shag_v_meditsinu_fakultativ_programma_2025g.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Омской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Могильно- Посельская СОШ»


Принято Решением педагогического совета МБОУ «Могильно –Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области Протокол № ___ от «29» август 2025г

Утверждена Директор МБОУ «Могильно-Посельская СОШ» Большереченского МР Омской области _______________________Е.Г.Храмова

Приказ № _____ от «29» августа 2025г



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Шаг в медицину»

10 класс

34 часа
на 2025-2026 учебный год




Составитель: Гагарина Оксана Викторовна

учитель биологии



С. Могильно-Посельское 2025

1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные:

- понимание сущности и социальной значимости медицинской профессии;

- стремление к осознанному выбору профессии и построение дальнейшей

индивидуальной траектории образования;

- знание основных принципов и правил здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.

Метапредметные:

- умение работать с разными источниками биологической информации

(научно-популярная литература, биологические словари и справочники),

анализировать и оценивать информацию;

- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности:

умение видеть проблему, выдвигать гипотезы, классифицировать, наблюдать,

проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал;

- организация совместной деятельности с учителем и сверстниками,

индивидуальной и групповой работы;

- применение приобретённых навыков в повседневной жизни.

Предметные:

- понимание структуры системы здравоохранения Российской Федерации;

- овладение научными методами для изучения организма человека;

- умение планировать и проводить самонаблюдение, описывать биологические

процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты

и интерпретировать их результаты;

- овладение навыками проведения простейших медицинских манипуляций.

2. Содержание учебного курса

СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Медицинские организации. Медицинская помощь. Виды медицинской

помощи. Направления по оказанию медицинской помощи населению. Этапы

оказания медицинской помощи. Медицинская помощь и медицинские услуги.

Медицинская терминология.

Уровни медицинского образования.

Медицинский персонал.

Понятие о медицинском уходе.

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В МЕДИЦИНСКИХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Методы асептики и антисептики. Основные правила асептики

и антисептики. Виды и методы дезинфекции. Методы и этапы стерилизации

медицинских приборов и оборудования. Правила безопасной работы

с пациентом. Особенности больничной среды. Внутрибольничные инфекции

и их профилактика. Индивидуальная защита медицинских работников.

ОСНОВЫ КАРДИОЛОГИИ

Сердечно-сосудистая система. Строение и работа сердца. Основы

сердечной деятельности. Методы изучения работы сердца. Аускультация

сердечных тонов в норме и патологии. Частота сердечных сокращений.

Определение и измерение пульса. Факторы нарушения работы сердца.

Аритмия. Сердечный приступ и нарушение ритма.

Кровеносные сосуды. Микроциркуляторное русло.

Артериальное давление: норма и патология. Правила измерения

артериального давления. Виды и особенности тонометров. Особенности

артериального давления у детей. Артериальные гипотензии. Обморок.

Артериальные гипертензии. Инсульт.

ОРГАНЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Особенности строения органов дыхательной системы. Физиология

дыхания.

Дыхательный акт и вентиляция лёгких.

Спирометрия.

Газообмен в лёгких и тканях. Пульсоксиметрия. Нарушения функций

и регуляции дыхания, механизмы их компенсации.

Аллергия. Этиология аллергических заболеваний, классификация аллергенов.

ПУТИ ВВЕДЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Пути введения лекарственных средств. Преимущества и недостатки

каждого способа. Энтеральные пути. Правила приёма лекарственных средств.

Парентеральные пути введения лекарственных средств. Инъекции.

Виды инъекций: внутримышечная, внутрикожная, подкожная, внутривенная.

Методики и правила, используемые для проведения инъекций.

Постинъекционные осложнения: их причины и профилактика.

ОСНОВЫ ДЕСМУРГИИ

Повязки.

Виды перевязочного материала.

Основные свойства перевязочного материала. Виды повязок по цели наложения. Виды повязок по технике наложения. Понятие о перевязке. Современные средства транспортной иммобилизации.

Общие правила наложения повязок. Правила бинтования. Требования

к готовой повязке. Используемый материал для наложения повязки. Правила

наложения повязок. Показания и техника наложения повязок.

Повязки на голову. Повязки на верхнюю конечность. Повязки на грудную клетку и живот. Повязки на нижнюю конечность.

ОРГАНЫ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА

Особенности строения органов желудочно-кишечного тракта.

Нарушения работы органов ЖКТ.

Очистительные процедуры органов ЖКТ. Проведение очистительной

клизмы. Промывание желудка толстым зондом. Методика и этапы проведения

очистительных процедур. Показания и противопоказания проведения

очистительной клизмы и промывания желудка.

Правила асептики и антисептики при проведении очистительных процедур.

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

Инфекционные болезни: классификация, особенности течения.

Основные пути заражения и передачи инфекции. Проявления основных

инфекционных болезней. Лечение инфекционных заболеваний. Этиотропное

лечение. Патогенетическое лечение. Симптоматическое лечение. Иммунитет.

Методы профилактики инфекционных болезней.

РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВЫ УХОДА ЗА ЗДОРОВЫМ

НОВОРОЖДЁННЫМ

Половое созревание человека: этапы и особенности каждого этапа.

Половые гормоны и их значение. Репродуктивное здоровье человека.

Факторы, угрожающие репродуктивному здоровью человека. Основные этапы

эмбриогенеза человека. Биомеханизм физиологических родов.

Периоды жизни ребёнка. Особенности ухода за новорождёнными

и детьми грудного возраста. Правила пеленания и одежда детей первого года

жизни.

ЭТИКА И ДЕОНТОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Этика и долг современного медицинского работника. Модель

взаимоотношений между медицинским работником и пациентом. Внешний

вид медицинского работника. Правило конфиденциальности по отношению

к пациенту. Юридические аспекты взаимоотношений между медицинским

работником и пациентом.

Современная медицинская помощь. Правила общения с пациентом.

План опроса и обследования пациента. Этапы научной организации ухода

за пациентом. Классификация проблем пациента и способов их выявления.

Основные виды медицинской документации.

Модели организациимедицинской помощи.

ОСНОВЫ УХОДА ЗА ТЯЖЕЛОБОЛЬНЫМ

Терморегуляция человека: минимальная и максимальная температуры

тела. Измерение температуры. Лихорадка и её виды. Гипертермия: причины

возникновения. Температурный лист. Пролежни и причины их возникновения.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Понятия «здоровье», «гигиена», «санитария». Принципы здорового

образа жизни. Правила рационального режима дня и питания. Анорексия.

Ожирение. Оздоровительная физкультура. Антропометрия. Биологический

возраст человека. Функциональные резервы организма человека.

Список лабораторных и практических работ

1. Подсчёт ударов пульса в покое и при физической нагрузке.

2. Метод регистрации электрической активности сердца.

3. Измерение кровяного давления.

4. Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.

5. Определение минутного объема кровообращения косвенным

методом в покое и после физической нагрузки.

6. Расчёт периферического сосудистого сопротивления в покое и после

физической нагрузки.

7. Измерение жизненной ёмкости лёгких.

8. Определение насыщенности крови кислородом.

9. Техника инъекций (внутрикожных, подкожных, внутримышечных,

внутривенных).

#1058;ехника наложения повязок.

#1055;ромывание желудка толстым зондом.

#1055;еленание новорождённых.

#1040;нтропометрия. Оценка физического развития человека.

14. Расчёт биологического возраста.

15. Составление режима дня и рациона питания с учётом

физиологических потребностей организма.

3. Тематическое планирование

п/п

Тема

количество часов

1

Система здравоохранения Российской Федерации

1

2

Санитарно-эпидемиологический режим в медицинских

организациях

1

3

Основы кардиологии

5

4

Органы дыхательной системы

3

5

Пути введения лекарственных средств

5

6

Основы десмургии

5

7

Органы желудочно-кишечного тракта

2

8

Инфекционные болезни

1

9

Репродуктивное здоровье человека и основы ухода за

здоровым новорождённым

2

10

Этика и деонтология медицинского работника

1

11

Основы ухода за тяжелобольным

5

12

Основы здорового образа жизни

3

итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории, ДОТ. 10кл.

Рабочая программа с применением ДОТ, малокомплектная модель....

рабочая программа по алгебре ФГОС 10кл Колмогоров.

рабочая программа по алгебре ФГОС  10кл Колмогоров....

Рабочая программа "Химия и медицина" 9 класс

Рабочая программа элективного курса "Химия и медицина" 9 класс ранней профилизации медицинской направленности...

Рабочая программа по русскому языку 10кл. 2018-2019

Рабочая программа по русскому языку 10кл. 2018-2019...

Рабочая программа по физической культуре 10кл.

Программа учебного предмета «Физическая культура» адресуется создателям рабочих программ с целью сохранения ими единого образовательного пространства и преемственности в задачах между уров...

Рабочая программа по русскому языку 10кл.

Рабочая рограмма разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) общего образования, требованиями федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования п...

адаптиров.рабочая программа по англ.яз 10кл

рабочая программа по англ.языку 10кл (обучение на дому)...