Классный час в 9 классе "В поисках будущей профессии"
классный час (9 класс)

Профориентационный классный час в 9 классе активизирует мотивацию профессионального самоопределения обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_9_klasse_v_poiskah_budushchey_professii.docx207.08 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по профориентации

для учащихся 9-го класса

«В поисках будущей профессии»

Эпиграф: Труд освобождает нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды.
Вольтер

Цель классного часа: активизировать мотивацию профессионального самоопределения учащихся.

Задачи классного часа:

  • расширить знания подростков о мире профессий;
  • стимулировать размышления подростка о собственных перспективах личностного самоопределения;
  • помочь в отношении профессионального самоопределения.

#1054;рганизационный момент.

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Улыбнувшись, каждый из нас подарил частичку доброй энергии своему соседу, другу, однокласснику. Да и в любом деле, важно доброе начало.

- Сегодня мы проведем классный час в форме диалога, беседы.

- Прочитайте эпиграф сегодняшнего классного часа. Сразу, наверное, догадались. О чем мы будем говорить.

- Что такое труд? Почему люди должны трудиться?

- Трудолюбие – важное качество?

(Правильно, трудолюбивых людей всегда, во все времена уважали..)

- Поставьте цель классного часа.

2. Вступительное слово классного руководителя.

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельности?.. Выбор профессии относится к одному из самых важных жизненных решений. Поэтому сегодня мы продолжим с вами наш разговор о выборе будущей профессии. Эпиграфом классного часа я выбрала слова великих людей о труде:

«Истинное сокровище для людей - умение трудиться»

(Эзоп)

«Будем трудиться, потому что труд – это отец удовольствия»

(Стендаль)

Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в жизнь. Средние учебные заведения, училища, лицеи, колледжи, работа - такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё 2 года, чтобы подумать. А выбрать есть из чего - в мире более 55 тысяч профессий! ВЫБОР ПРОФЕССИИ - один из самых важных и решающих шагов в жизни каждого человека, от которого будет зависеть его дальнейшая деятельность. Сегодня мы будем говорить о том, как правильно сделать этот выбор.

Поднимите, пожалуйста, руки, кто уже выбрал профессию?

Кто пока не определился?

Кого этот вопрос пока еще не интересует?

А можете ли вы мне ответить, что такое профессия?

Профессия (от лат. profitere – «объявлять своим делом») – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся источником существования.

3. Практический блок. Подбери примеры профессий

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда (Классификация по Климову):

  • Человек - природа.
  • Человек - техника.
  • Человек - человек.
  • Человек - знаковая система.
  • Человек - художественный образ.

Сейчас вы будете работать в группах (5 групп).

- Задание: Попробуйте определить, к какому из перечисленных типов относятся следующие профессии?

(1-я группа: ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и др. (Человек - природа)

2-я группа: водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, (Человек-техника)

3-я группа: учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод (Человек-человек)

4-я группа: бухгалтер, экономист, учёный, лингвист, математик, программист, нотариус (Человек-знаковая система)

5-я группа: художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф (Человек-художественный образ)

4. В любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.

- Задание: Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: школьная парта, школьный учебник, булочка, фарфоровая чашка, джинсы.

5. Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в 18 веке. Известный русский историк и государственный деятель В.Н.Татищев ещё в 18 веке предложил такое распределение профессий:

  • нужные науки - образование, здравоохранение, экономика, право;
  • полезные науки - сельское хозяйство, биология, физика, математика;
  • щегольские (увеселяющие) науки - литература и искусство;
  • тщетные науки - алхимия, астрономия;
  • вредительские науки - колдовство.

- Задание: Какие современные профессии вы бы отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие - к вредительским и тщетным? (устно)

6. Давайте рассмотрим современные професси. (престижные)

Слайдовая презентация.

Слайд 1

Кинолог – это специалист, который занимается разведением и воспитанием собак, коррекции их поведения для достижения определенных результатов. Служебные собаки, собаки-поводыри и т.д. обучение командам..

Какими качествами должен обладать кинолог?

(настойчивость, терпение, выносливость, наблюдательность, нет аллергии на собак..)

- Где можно учиться?

(в сельскохозяйственных отделениях, 2-3 года, очно или заочно, 4-6 лет с результатами ЕГЭ: математика, русский язык, биология, химия. Есть коммерчесие отделения -200 000 тысяч в год )

Слайд 2 Охотовед. Егерь.

Охотовед – специалист с высшим образованием, следит за популяцией животных и птиц. Борется с браконьерством. Дает задание, распоряжение егерям. Егерь занимается охраной животных, работает в заповедниках, заказниках.

- Какими качествами должен обладать?

(любит природу, жизнь на природе, наблюдать за животными, выносливость, терпение, опасность. Умение ориентироваться на природе)

- Где можно учиться?

(Можно после 9 класса и 11 класса)

Слайд 3 Мелиоратор

Мелиоратор – нужен для нашего района. Специалист по благоустройству территории, восстанавливает земли, облагораживает болота и пустыни. Изучет можно ли сеять, пасти скот, возводить дома. Уважаемая, социально важная профессия, которая позволяет решить проблему с недостатком пахотных земель. Этот специалист, работая с топями или сухими землями, может преобразить их до неузнаваемости.

- Где можно учиться?

(сельскохозяйственные институты)

Слайд 4 Электрик. Инженер – электрик

Электрик – проводит электричество в дома, ремонт включателей и т.д.

Инженер – электрик – специалист, отвечает за работу систем энергоснабжения, разработку и реализацию проекта энергообеспечения. Ремонт энергооборудования.

Слайд 5 Автослесарь

Автослесарь (раньше называли автомеханик). Выполняет ремонт и техническое оборудование автомобильного транспорта; осуществляет контроль над техническим состоянием с помощью диагностического аппарата. Приборов…-

- В современном мире эта профессия очень востребована, так как улицы переполнены автотранспортом российского и зарубежного производства. Благодаря автослесарю срок службы автомобиля значительно увеличивается, снижается риск дорожно – транспортных происшествий, обеспечивает безопасность водителя на дороге.

- Можно учиться в колледжах и университетах

Слайд 6 Программист

Программист – разрабатывает компьютерные программы и создает их на основе кодов, специальных математических моделей. Это может быть игра, веб или мобильное приложение. Ос компьютера, приложение. При создании программ профессионал использует специальный язык программирования. Программист тоже востребован на рынке.

Слайд 7 Финансист

Финансист – имеет дело с большими объемами денежных средств, занимается финансированием проектов, крупномасштабным инвестированием или управлением капитала.

Слайд 8 Маркетолог

Маркетолог – создает стратегию продвижения продуктов и услуг, чтобы увеличить продажи и общий доход компании. Исследует потребительский рынок, следит за трендами, участвует в создании рекламных кампаний и т.д.

После 9 и 11 классов

Слайд 9 Бренд – менеджер

Бренд – менеджер – это душа продукта и его идейный вдохновитель. Он придумывает образ, стратегию продвижения и формирует ценности. Ищет пути, как донести ценность и значимость продукта до покупателя.

Слайд 10 Имиджмейкер

Имиджмейкер – специалист, работающий разработкой образа человека. Он работает изменением не только внешнего облика человека, но и внутренним миром клиента. Делает человека не только красивым, но и обаятельным и счастливым.

Слайд 11 Дизайнер интерьера

Дизайнер интерьера –

Слайд 12 Консультант по здоровому долголетию

В современной медицине появилсь современное. Востребованное понятие

Консультант по здоровому долголетию – специалист медико – социальной сферы. Разрабатывающий оптимальные решения проблем стареющего населения. Он занимается профилактикой негативных явлений старения, помогает скорректировать образ жизни, подобрать подходящий режим питания и физической активности.

Слайд 13 Спортивный менеджер

Спортивный менеджер – работает со спортсменами и болельщиками, руководит продвижением и развитием бренда. Занимается разработкой финансовой стратегии, управляет строительством и эксплуатацией спортивных объектов.

Слайд 14 Юрист в сфере ИТ

Юрист в сфере ИТ - Профессия IT-юриста носит универсальный характер и востребована во всех секторах экономики, где используются новые информационные технологии. Все новые процессы, возникающие при решении бизнес – задач, связанных с созданием и использованием информационных технологий, требуют грамотного юридического сопровождения, что делает профессию юриста по информационному праву (далее – IT-юриста, юриста в сфере ИТ) крайне актуальной и востребованной.

7. Как выбрать профессию?

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ.

Ответьте себе на вопросы, учитывающие три основных фактора стратегии выбора профессии:

«ХОЧУ»

- Чем тебе интересно заниматься?

- Представляешь ли, каким делом ты хотел бы заниматься каждый трудовой день?

- Какие профессии тебе нравятся?

«МОГУ»

- Знаешь ли ты о своих способностях и умениях?

- Знаешь ли ты, какие требования предъявляет выбираемая тобой профессия?

- Соответствуют ли твои способности, физические возможности выбранной профессии?

«НАДО»

- Насколько реально найти работу по выбранной тобой профессии?

- Знаешь ли ты, где можно получить интересующую тебя специальность?

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ И ЗАТРУДНЕНИЯ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ

- Неумение разобраться в своих личных качествах и интересах.

- Необъективная оценка своих способностей.

- Незнание требований профессий, увлечение какой-либо одной стороной профессии.

- Ориентир на «престижную» профессию.

- Выбор профессии «за компанию», под давлением родственников.

- Перенос увлечения школьным предметом на профессию.

Чтобы правильно выбрать профессию, не ошибиться в правильности выбора, необходимо прежде всего знать самого себя. Для этого предлагается вам опросник «Знаешь ли ты себя?»

Знаешь ли ты себя?

Перед тем как ты начнешь целенаправленно себя изучать, проверь, что ты знаешь о себе. Если самому тебе это сделать сложно, посоветуйся со школьным психологом, почитай психологическую литературу, которая имеется во всех библиотеках. А главное, начни думать о себе, прислушайся к своим чувствам и желаниям и попытайся осознать их. Попробуй хоть иногда посмотреть на себя как бы со стороны, - каким тебя могут увидеть люди, соответствует ли это тому, каким ты сам считаешь себя.

Нарисуй схему, в центре, куда сходятся все стрелки-вопросы, поставь свое «Я». Внутреннее «Я» - самая глубокая, самая тонкая и труднодоступная для понимания сущность человека. «Я» - это целый мир, принадлежащий именно тебе или только тебе. Ты по-своему ощущаешь и воспринимаешь окружающий мир, у тебя свои особенности памяти, мышления, внимания; у тебя своеобразное воображение, способности, интересы, потребности, симпатии, привязанности, особенности настроения; тебе присуща большая или меньшая сила эмоциональных переживаний. У тебя сильная или слабая воля, «легкий» или «трудный» характер, своя мера доброты, обаяния, чистосердечия, бескорыстия, благородства; свой жизненный опыт, свои наблюдения, свои разочарования, обиды, печали и радости, привычки, наконец, своя судьба.

Постарайся искренне ответить на вопросы. Ты можешь дополнять их, изменять по мере углубления в целенаправленную работу по воспитанию самого себя. Начни с таких раздумий о себе:

- Какие способности я у себя нахожу?

- Какие книги я люблю читать?

- Какие учебные предметы мне нравятся?

- О чем я мечтаю?

- О чем мне приятно и о чем неприятно вспоминать?

- Какой у меня Характер?

- Какое настроение у меня бывает чаще всего?

- Как я отношусь к себе?

- Что мне нравится и что хотелось бы изменить в моем внешнем облике?

- Что в жизни мне кажется наиболее привлекательным?

- Чем я люблю заниматься больше всего?

- Кем я хочу стать в будущем?

  • Люблю ли я и умею ли я трудиться?
  • Часто ли я в чем-либо сомневаюсь?

- Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?

- Понимаю ли я юмор, шутки?

- Испытываю ли я иногда чувства стыда, раскаяния?

- Ощущаю ли в себе хотя бы минутную злобу, зависть, подозрительность?

Вопросов можно задать много и самых разных. Ты, очевидно, будешь задавать их себе, исходя из того, каким ты хочешь стать, ради чего ты хочешь себя познать, что в себе хочешь воспитать.

Но при всех вариантах следует помнить, что познание собственного внутреннего мира - это лишь одна из составляющих самовоспитания. Оглянись вокруг. Ты постоянно находишься среди людей: очень близких, родных - дома, в кругу друзей; хорошо или не очень хорошо знакомых - в школе, в гостях, в различного рода клубах, кружках и секциях; совсем незнакомых - на улице, в автобусе и трамвае, в театре и кино, в музее и магазине, в столовой и кафе, в лагере летнего отдыха, на катке и на пляже, в поезде и самолете - везде и всегда. Еще древнеримский полководец и философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты и хотел этого, ты не можешь отделить свою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза».

А теперь необходимо проверить насколько вы обладаете самостоятельностью. Предлагаем вам диагностику самостоятельности.

ДИАГНОСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Среди свойств, составляющих сущность самостоятельности человека, психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.

Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализации своих целей, преодолении различных трудностей.

Способность к самоутверждению

1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы правильно сделать выбор.

2. При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.

3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.

4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.

5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться прежде всего на себя.

6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я все тщательно анализирую.

7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.

8. Усердие - это основная моя черта.

9. Меня привлекает ответственная работа.

10. Мои друзья считают меня волевым человеком.

11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.

12. Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.

13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.

14. Я стремлюсь к самоутверждению.

15. Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.

16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.

17. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

18. Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.

19. Неудачи меня не пугают.

20. Я твердо стремлюсь добиться своего.

21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.

22. Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку зрения.

23. Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.

24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.

Требования к выполнению теста. Ответ на каждый вопрос в виде знака «+» или «-» следует вписать в «Лист ответов» против соответствующего номера вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.

Анализ результатов. Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток обладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если результат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это свидетельствует о среднем уровне способности к самоутверждению. В ситуации выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой. Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне самоутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.

7. Заключительная беседа

Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете? (Узнать себя, открыть в себе таланты, способности, дарования. Узнать, что тебе нравится, чем ты хочешь заниматься. Найти своё призвание.)

Поиски себя - это длительный процесс. Но выбор когда-то нужно будет делать.

Ищите себя! Найдите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по профориентации «В поисках будущей профессии» для учащихся 9-го класса

Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – продолжение разговора с девяти...

Классный час 5 класс " Моя будущая профессия"

Классный час 5 класс " Моя будущая профессия"...

Классный час по профориентации для учащихся 7 - 9 классов Тема. «В поисках будущей профессии»

Аннотация Создание условий для профессионального самоопределения детей – одно из важных направлений в работе классного руководителя выпускного девятого класса. Этот классный час – про...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса «В поисках будущей профессии»

Формирование у учащихся активного и ответственного тношения к жизни, выявление своей профессиональной напрвленности, расширение знаний учащихся о мире профессионального труда....

КЛАССНЫЙ ЧАС «В ПОИСКАХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ»

 Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Помочь детям выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим....