Профилактика буллинга в образовательной среде
презентация к уроку

Вехова Екатерина Александровна

    Каждый человек является личностью и каждый человек достоин уважительного отношения к себе. Уважение к себе начинается с достойного отношения окружающих к человеку. Самоуважение, как неотъемлемая черта личности, зарождается с самых юных лет, поэтому очень важно, чтобы дети и подростки росли и развивались в доброжелательной атмосфере, атмосфере уважения. Большую роль при формировании самоуважения, самооценки играет не только семья, но окружающие сверстники. Особенно мнение сверстников, становится очень важным в подростковый период, когда ведущей формой деятельности становится общение. Гармоничные отношения с ровесниками, чьи ценности и суждения они разделяют и принимают. очень сильно влияют на статус ребенка в коллективе.

     Но реальность порой бывает, далека от идеала.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Профилактика буллинга в образовательной среде Подготовил: педагог – психолог «Гимназии 7 имени К.Д. Ушинского» Екатерина Александровна Вехова

Слайд 3

Понятие буллинга В последнее время все больше и больше говорят о буллинге (данное явление называют по-разному: «травля», « буллинг », « моббинг »). Тра́вля ( бу́ллинг — англ. bullying в переводе запугивание) — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но также часто группы лиц, не обязательно из одного формального или признаваемого другими коллектива.

Слайд 4

Проявления буллинга в образовательной среде В образовательных организациях, всё чаще наблюдается жестокость во взаимоотношениях детей, унижения и насмешки, которые становятся причиной личностных деструкций, депрессивных состояний, соматических и аутоиммунных заболеваний, попыток суицида. Опасения вызывает наблюдающееся снижение возраста детей, совершающих насильственные действия в отношении своих сверстников, а также преднамеренный и систематичный характер этих действий.

Слайд 5

Причины появления буллинга /травли Причин , по которым возникает травля много: и потребность возраста, и давление закрытой системы, и личные особенности детей, и недостаток опыта у педагогов, и фоновая агрессия в обществе. Все это очень важно и стоит изучать и понимать. Но множество вполне объективно существующих причин не делают травлю приемлемой. Травля в конкретном классе, от которой страдают прямо сейчас конкретные дети – не вопрос научных изысканий, это вопрос морали и прав человека. Издевательство недопустимо! Никакие особенности школы, общества, семей и детей не могут служить оправданием травли.

Слайд 6

Отличие травли от конфликта Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей. Буллинг асимметричен: - с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, - с другой стороны – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц ;

Слайд 7

Маркеры школьного буллинга 1 . Нежелание ребенка ходить в школу. Речь идет не о разовой ситуации, а о систематическом отказе посещать учебное заведение. 2. Нежелание разговаривать о школе. Если вдруг ребенок перестал рассказывать о школьной жизни, на вопросы отвечает с неохотой или вовсе отмалчивается, то стоит насторожиться. 3. Соматические проявления страха. Признаками страха являются соматические проявления: энурез , частые болезни, приступы болей в животе, которые проходят сразу, как только принимается решение не отправлять ребенка в школу. 4. Снижение успеваемости. 5 . Заниженная самооценка ребенка. Нередко от жертв травли можно услышать такие слова, как «я ничтожество», «я не достоин счастья», «моя жизнь ужасна». Вообще, любой человек, регулярно слышащий в свой адрес оскорбления, в какой-то момент верит, что это не оскорбления, а правда.

Слайд 8

Основные признаки травли Системность ; Жертва не в состоянии себя защитить; Травля совершается группой лиц ; Агрессивное поведение по отношению к жертве; Поведение обидчиков является полностью умышленным; Участники находятся в неравных условиях .

Слайд 9

« Круг буллинга » При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить !

Слайд 11

И сполнители ролей в « круге буллинга » А – ребенок-жертва ученик, над которым издеваются Б – лидирующий, нападающий ребенок-агрессор, булли , буллер . В – участвующие в травле ученики, присоединяющиеся к лидеру, последователи, приспешники. Г – свидетели, подкрепляющие травлю ученики, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим / подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят, но не включаются. Д – наблюдатели, пассивные сторонники им нравится издеваться, но они не показывают явных признаков поддержки. Е – безразличные наблюдатели не вовлекаются в процесс издевательства и не занимают определенную позицию, они могут думать: «Это не мое дело» или «Посмотрим, что случится». Ж – пассивные защитники не любят издевательства и считают, что должны помочь тому, над кем издеваются, но ничего не делают. З – активные защитники дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву.

Слайд 12

Виды буллинга Прямая травля. Это отĸрытые издевательства над человеĸом : физичесĸое насилие , осĸорбления , причинение различных неудобств (например, ĸогда дети прячут портфель или шапĸу одноĸлассниĸа ). Косвенная травля. Это сĸрытые и неявные способы издевательства: распространение слухов, попытĸи опорочить человеĸа и рассорить его с ĸоллеĸтивом , соĸрытие от жертвы важной информации.

Слайд 13

Разновидности буллинга . По типу воздействия можно выделить четыре основные группы: Физичесĸий буллинг . В эту группу входят все типы непосредственного воздействия за счёт грубой силы. Дети толĸают жертву, бьют, запирают , отнимают вещи, выбрасывают или прячут их . Каĸ правило, физичесĸий буллинг встречается в детсĸих ĸоллеĸтивах (чаще всего в 4 - 8 ĸлассе ). Вербальный. В эту группу входят угрозы, осĸорбления , насмешĸи , унижения и обидные прозвища. Эта форма буллинга наиболее распространена у подростĸов и является основным способом травли в старших ĸлассах .

Слайд 14

Разновидности буллинга . По типу воздействия можно выделить четыре основные группы: Социально- психологичесĸий . Данный вид наиболее распространен у взрослых, но встречается во всех возрастных группах. Он наименее заметен, при этом способен спровоцировать серьезный стресс у жертвы . Выражается в распространении сплетен, высмеивании. Ребенку бъявляют бойĸот , игнорируют, избегают общения, пытаются манипулировать им. Виртуальный ( ĸибербуллинг ). Данная форма травли стала аĸтуальной с развитием телеĸоммуниĸационных технологий. В эту группу входят все возможные виды давления: анонимные осĸорбления и угрозы, распространение сплетен, взлом учетных записей, ĸража личной информации и последующий шантаж.

Слайд 15

Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка. Снижение успеваемости, отказ посещать школу, самоповреждающее поведение – наиболее частые последствия буллинга . И может явиться причиной самоубийства. Дети агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искаженное представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии. Дети, непосредственно не участвующие в травле , переживают много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.

Слайд 16

Буллинг - феномен девиантного поведения Проблемы агрессивного поведения в подростковом возрасте связаны изначально с двумя основными факторами: период полового созревания; фактор перехода от детства к взрослой жизни. В связи с неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков. Существенное влияние на подростков оказывают отношения в семье, отношения в школе, в компании, и средства массовой информации. Следует отметить тенденцию, что с каждым годом в жизни подростка все большую часть его жизни занимает интернет, а если точнее, то социальные сети. В связи с этим, интернет сообщества и социальные сети, включительно, имеют огромное влияние на становление личности человека в подростковом возрасте, а то и ранее («первое знакомство» с интернетом человека в среднем происходит в возрасте 7–8 лет).

Слайд 17

Экстренные меры: алгоритм действий в случае выявления факта буллинга 1 . Сообщение/выявление случаев буллинга 2. Немедленное вмешательство в целях прекращения случаев буллинга 3. Оказание помощи/поддержки пострадавшему 4. Разбор и регистрация случая буллинга 5. Принятие административных, воспитательных и дисциплинарных мер Все участники образовательного процесса, от охранника до директора, участвуют в противодействии буллингу , знают, что им нужно делать

Слайд 18

Результаты внедрения алгоритма действий в случае выявления фактов буллинга Рост числа выявленных случаев буллинга на ранних стадиях Растет число вскрытия случаев буллинга и количество обращений за помощью к классному руководителю, психологу, специалистам школы или в ресурсный центр Спад глубины травматизации отдельных случаев буллинга по всей школе (менее жестокие, меньше участников, реже и короче по времени) Повышение уровня интереса к образовательным и воспитательным мероприятиям у большинства учащихся, укрепление стабильности посещаемости в целом по школе Рост среднего уровня успеваемости целом по школе

Слайд 19

Аутоагрессивное поведение Аутоагрессия – саморазрушительное поведение, связанное с негативными эмоциями (гнев), мотивами (стремление принести вред ), установками (расовые, социальные предубеждения) и действиями разрушающего характера. Аутоагрессия , в отличие от агрессии, направленной на что-то внешнее , направлена на себя. Аутоагрессия – это активность, осознанно или неосознанно нацеленная на причинение вреда самому себе.

Слайд 20

Суицидальное поведение К суицидальному поведению принято относить: самоубийство (суицид), суицидальные попытки ( парасуициды ), мысли и высказывания о самоубийстве.

Слайд 21

Объективные признаки суицидальных намерений: 1 . Депрессия (тоска, отчаяние, отсутствие аппетита, безразличие, бессонница). 2. Устные или письменные намеки на суицид (рассуждения о самоубийствах, предпочтение пессимистических, мрачных или суицидных тем в искусстве, литературе и беседах). 3. Социальная изоляция, уход в себя, сокращение количества и качества социальных контактов. 4. Проблемы в учебе (низкая успеваемость, прогулы, опоздания). 5. Саморазрушающее поведение (попытки самоубийства, членовредительство, необдуманный риск, частые происшествия, употребление алкоголя и наркотиков). 6. Безразличие к своему внешнему виду, небрежность в одежде. 7. Частые смены настроения. 8. Поглощенность темами смерти.

Слайд 22

Причины суицидального поведения Причины суицидального поведения многообразны, их невозможно свести только к психическому расстройству, соматическому заболеванию или тяжёлой жизненной ситуации, которую переживает человек. Существуют факторы, которые увеличивают риск суицидов и суицидальных попыток. - Проблемы и конфликты в семье . Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине (не слушался, плохо учился). Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства , очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду ). Конфликты с друзьями, проблемы в школе . Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду . Несчастная любовь, одиночество . Страх перед будущим. Потеря смысла жизни .

Слайд 23

Цель суицидальных попыток Целью истинных самоубийств является лишение себя жизни, здесь цель и средства совпадают. Суицидальная попытка может предприниматься не с целью умереть, а для решения какой-либо другой проблемы. Таким образом, необходимо дифференцировать истинный суицид от внешне сходных вариантов самоповреждений: - демонстративно шантажное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а демонстрацию этого настроения. Такая демонстрация подчас оканчивается завершенным суицидом вследствие недоучета реальных обстоятельств. - с амоповреждения и членовредительство вообще не направляются представлениями о смерти, их цель может ограничиваться только лишь повреждением кого-либо органа. И, наконец, опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям .

Слайд 24

Риски самоповреждающего поведения (СП) Недооцнка риска СП может привести к несчастному случаю. Самоповреждающее поведение является одним из факторов развития суицидального поведения (например толерантность к боли). Самоповреждающее поведение может стать привычкой «справляться» с трудными жизнеными ситуациями и внутренними переживаниями.

Слайд 25

Что может помочь подростку найти радость в жизни? Внимание взрослых к его жизни: кругу общения, музыкальным и игровым предпочтениям, группам общения в Сети и другим хобби. Совместное времяпрепровождение. Например, интересные для всех членов семьи фильмы, концерты, игры, экскурсии, спортивные мероприятия. Консультации с психологами в рамках индивидуальной или семейной терапии. Не игнорируйте даже незначительные странности в поведении подростков. Важно обращать внимание на детей и их тревоги, а в случае возникновения проблем, стоит обратиться за помощью к специалистам.

Слайд 26

Для служебного пользования Дети не выбирают в каком коллективе им быть, их так распределяют взрослые. Ответственность за обстановку в коллективе на взрослых. Коллектив должен быть объединён какой либо целью. При отсутствии позитивной цели, коллектив объединиться благодаря той, какую поставит себе сам. При отсутствии сплочённости, дети стремятся к единению самостоятельно, и, возможно , « ПРОТИВ КОГО – ТО ». Это дает возможность почувствовать «единство», удовольствие от «командной работы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

«Профилактика буллинга в подростковой среде» тренинг для подростков

laquo;Профилактика буллинга в подростковой среде»тренинг для подростков...

Презентация занятия-тренинга по профилактике буллинга в подростковой среде и сплочению классного коллектива по теме: "Наш класс-единое целое!"

Создание  и наличие в школе и классе благоприятного микроклимата в образовательной организации является  важным условием благополучного развития личности школьников, преодоления трудностей в...

Профилактика буллинга в подростковой среде

Цель тренинга: повышение толерантности и эмпатии, профилактика конфликтов в межличностных отношениях учащихся....

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI

Международная олимпиада для учителей «Профилактика буллинга в образовательной среде» Победитель, 05.01.2022, Международный проект VIDEOUROKI...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по профилактике буллинга в образовательной среде (для классных руководителей, воспитателей и других специалистов образовательной организации)

Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида с...

«Профилактика буллинга в образовательной среде»

laquo;Профилактика буллинга в образовательной среде»...