Рабочая программа кружка «Вязание крючком и спицами» на 2025-2026 учебный год 9 класс
рабочая программа (9 класс)
Вязание крючком - увлекательное занятие, приносящее радость, позволяющее выразить себя в творчестве, проявить фантазию, вкус, мастерство; несмотря на свою компактность и простоту, оно позволяет создавать неповторимые, уникальные декоративные вещи.К тому же исходный материал (пряжу) можно использовать несколько раз без особых потерь. Вязанием крючком можно выполнить любые вещи: можно вязать салфетки, прихватки, куклы-грелки, игрушки, одежду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Минобразования Чувашии
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
Протокол №1 от 29.08.2024г.
Рабочая программа
кружка «Вязание крючком и спицами»
на 2025-2026 учебный год
9 класс
Составила воспитатель:
Осипова Е.Ф.
п. Ибреси
Пояснительная записка
Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний.
Вязание способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса.
Актуальность программы – приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия. Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую роль в жизни человека.
Новизна программы заключается в следующем: в использовании новых современных технологий; в тесном переплетении в содержании различных техник и способов вязания крючком; в знакомстве с новыми материалами, которые помогают сделать процесс вязания интересным
Цель программы:
обучение основам и техникам вязания крючком и спицами.
Задачи:
Обучающие:
- изучение технологии и особенностей вязания изделий различной степени сложности;
- умение пользоваться схемами и образцами для выполнения моделей;
- овладение методами и приемами самостоятельной работы;
- освоение правил безопасной работы с инструментами и материалами.
Развивающие:
- развитие усидчивости, аккуратности, внимания, моторных навыков;
- развитие творческого мышления и добросовестного отношения к работе;
- развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
- формирование интереса обучающихся к вязанию крючком и спицами;
- воспитание трудолюбия, терпения, аккуратности, взаимовыручки и взаимопомощи;
- воспитание упорства в достижении желаемых результатов;
- воспитание на лучших традициях женского рукоделия.
Программа кружка «Вязание крючком и спицами» носит практико-ориентированный характер. Она способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности.
Программа «Вязание крючком и спицами» предназначена для обучающихся 8класса Программа рассчитана на 1 год обучения.
Объем программы – 32 часа. Режим занятий: 1 час в неделю Предусмотрена групповая форма проведения занятия.
Для каждого занятия подбираются варианты заданий (для детей с опережающим развитием они усложняются, для отстающих дается упрощенный вариант). Это необходимо для того, чтобы интерес к творчеству не угасал, и ребенок был избавлен от ненужных переживаний из-за неудач.
В организации занятий выделяются следующие этапы работы:
- организационная часть,
- вступительная часть (повторно-мотивационная),
- основная часть (теоретический и практический этапы),
- заключительная часть (подведение итогов).
В зависимости от поставленных задач на занятиях используются следующие методы обучения:
1) Словесные методы (объяснение, беседа, консультация, диалог).
2) Методы практической работы (вязание изделий, зарисовка схем, подготовка и участие в выставках).
3) Проектно-конструкторские методы (создание моделей, выполнение творческих заданий).
4) Наглядный метод (рисунки, схемы, таблицы, литература по вязанию, образцы изделий).
5) Метод игры.
6) Метод проблемного обучения (объяснение основных понятий, терминов, определений).
Для реализации образовательной программы подготовлено дидактическое обеспечение:
1) образцы изделий;
2) изделия, изготовленные учащимися;
3) литература по вязанию;
4) схемы изготовления изделий.
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся К концу года обучения дети должны: | |
Знать (теория) | Уметь (практика) |
Правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом. | Соблюдать правила безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, утюгом. |
Название и назначение различных материалов (различные виды нитей, синтепон, вата). | Самостоятельно подобрать крючок, нитки для изделия. |
Название и назначение ручных инструментов (ножницы, крючок, булавка, сантиметровая лента и т.д.). | Правильно пользоваться инструментами. |
Термины, употребляемые при вязании крючком, спицами (воздушная петля, столбик без накида и с накидом, соединительный столбик, лицевая петля, изнаночная петля). | Оформить готовое изделие, выполнить окончательную обработку готового изделия. |
Простейшие условные обозначения, используемые в схемах. | Зарисовать условные обозначения и вязать их. |
Правила вязания прямого и круглого полотна, правила прибавления и убавления петель. | Освоить технику вязания прямого и круглого полотна, уметь прибавлять и убавлять петли, вязать по простейшим схемам и описаниям. |
Учебно-тематический план первого года обучения
Раздел и тема занятий | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Раздел I. Основные приемы вязания крючком. | |||
1.Вводное занятие. Инструменты и материалы. Отработка навыка вязания столбиков без накида, столбико с накидом Условные обозначения. | 2
| 1 | 1
|
Раздел II. «Вязание полезных мелочей» | |||
| 2 | 2 | |
| 2 | 2 | |
Раздел III. Круглая прихватка. | |||
| 6 | 1 | 5 |
Тема 2 Вязание прихватки «Павлин» | 5 | 5 | |
Раздел IV. Основные приемы вязания спицами. | |||
Тема 1: Материалы и инструменты. Набор петель при вязании на двух спицах. Технология выполнения лицевых петель. | 2 | 1 | 1 |
Тема 2: Вязание снуда. Технология выполнения изнаночных петель. | 4 | 4
| |
Тема 3: Вязание шапки. Закрепление петель последнего ряда. | 4 | 4 | |
Тема 3: Вязание варежки. Способы убавления, прибавления и закрывания петель | 5 | 1 | 4 |
ИТОГО | 32 | 4 | 28 |
Содержание программы
Раздел I. Основные приемы вязания крючком.
1. Вводное занятие.
Инструменты и материалы. Цепочка из воздушных петель.
Вводная беседа. Общая характеристика учебного процесса. Правила безопасности труда на занятиях. Демонстрация образцов изделий. Характеристика основных приемов вязания. Правила вязания столбика без накида. Условные обозначения. Обзор специальной литературы. Введение понятия: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, столбик без накида, схема, описание работы, петли для начала ряда.
Практическое занятие:
- Отработка навыков вязания 1-й петли, воздушных петель, столбика без накида.
- Ровный край вязания.
Раздел II. «Вязание полезных мелочей»
Тема 1. «Вязание шарфика». Введение понятия: прямое вязание, столбик с накидом. Условные обозначения. Просмотр схем и образцов.
Практическое занятие:
- Вязание столбиков с накидом.
- Ровный край вязания.
- Плотность вязания.
Тема 2. Вязание чехла для сотового телефона.
Отработка навыка вязания столбиков без накида и с накидом.
Просмотр схем образцов вязания. Петли подъема. Лицевая и изнаночная сторона работы.
Практическое занятие:
- Вязание полотна столбиками без накида и столбиками с накидом.
- Закрепление последней петли.
- Наращивание закончившейся нити.
- Устранение ошибок (пропуск петель, «лишние» столбики).
Раздел III. Круглая прихватка.
Тема 1. Понятие о цвете, композиции. Виды прихваток. Вязание прихватки «Подсолнух»
Ассортимент прихваток на основе круглого полотна (образцы, схемы, специальная литература). Возможные цветовые и композиционные решения (оттенки, насыщенность, сочетание). Технология вязания круглой прихватки.
Практическое занятие:
- Выбор модели, ниток, крючка.
- Разбор схемы изделия.
- Вязание прихватки
Тема 2. Вязание прихватки «Цветы». Отделочные элементы: цветы, листики, ягодки и др.
Практическое занятие:
- Вязание отделочных элементов.
- Схема вязания листика.
- Вязание прихватки
Раздел IV. Основные приемы вязания спицами.
Тема 1: Материалы и инструменты. Набор петель при вязании на двух спицах. Технология выполнения лицевых петель.
Краткие сведения из истории этого старинного рукоделия. Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания на спицах. Материалы и инструменты для вязания. Характеристика шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шёлковых нитей. Правила подбора спиц из стали, пластмассы, кости, древесины в зависимости от качества и толщины нити. Техника вязания на спицах. Набор петель при вязании на двух спицах
Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Правильное положение рук при вязании на спицах.
Практическое занятие: отработка навыков вязания изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Второй способ: "бабушкина изнаночная.
Тема 2: Вязание снуда. Технология выполнения изнаночных петель.
Технология выполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевых петлях рабочая нить находится за левой спицей Выполнения лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку.
Практическое занятие: Вязание снуда
Тема 3: Вязание варежки с узором «Косы». Способы убавления, прибавления и закрывания петель
Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель.
Способы убавления, прибавления и закрывания петель
.
Практическое занятие: Вязание варежку с узором «Косы»
Материально-техническое обеспечение
№п/п | Наименование |
1. | Крючки (разных размеров) , спицы(разных размеров |
2. | Нитки (разной толщины и фактуры) |
3. | Ножницы |
4. | Карандаш простой |
5. | Линейка |
6. | Сантиметровая лента |
7. | Бросовый материал (кусочки меха, пластика, ткани, бусинки, пуговицы и др.) |
13. | Булавки английские |
14. | Иголки разного размера |
Список литературы
1. Белая Н.П. Мелодия кружев. – Мн., «Полымя», 1999г.
2. Терешкович Т.А. Школа вязания крючком. – Мн., «Полымя», 1995.
3. Гирич В.П. Вязание крючком – М., «Народное творчество», 2000г.
4. Гурбина Е.А. Технология. Поурочные планы по разделу «Вязание» 5-7 классы. Волгоград: Учитель, 2007.
5. Чимейр А. Прекрасные прихватки. – Берлин, 2001г.
6. Гурбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия. Волгоград: Учитель, 2008.
7. Журналы по вязанию крючком.
1. Материалы сайтов: http://orangeknitting.ru/index.php?/topic/18-putevoditel-po-forumu/
http://amigurumi.com.ua/forum/
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Вязание крючком".
Учеными физиологами установлено, что мелкая моторика рук и уровень развития речи и памяти школьников находятся в прямой зависимости друг от друга. Школьники с низким уровнем развития мото...

Рабочая программа кружка "Военно-патриотического клуба "Паринт" на 2014-2015 учебный год.
Рабочая программа кружка "Военно-патриотического клуба "Паринт"...
Программа кружка "Вязание крючком"
Рукоделие является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по ИЗО «Волшебная кисточка» на 2017-2018 учебный год
Образовательная программа кружка «Волшебная кисточка» представляет содержание, организационные условия, этапы образовательной деятельности системы основного общего и дополнительного образо...

Рабочая программа Кружка "Вязание на спицах и крючком"
Программа «Вязание крючком и спицами» ориентирована на самореализацию детей в вязании крючком и спицами, на побуждение к освоению знаний....


