Совещание при завуче по теме: "Алгоритм создания программы элективного курса"
элективный курс (11 класс) на тему

Купчик Ольга Николаевна

Показан алгоритм создания программы элективного курса. Дана расшифровка различны структур элективного курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.rar239.89 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое элективные курсы?

Элективные курсы— это учебные программы в профильном обучении, которые предлагаются школьникам на выбор. По ряду позиций элективные курсы близки к хорошо знакомой учителям форме обучения — факультативу, т.к. ориентированы на старшеклассников (с учетом интересов группы учащихся и возможностей педагогов), но в отличие от факультативов включаются в учебный план всех учащихся профильных классов. Экзаменов по программе этих курсов учащиеся не сдают.

2.Элективные курсы, выбираемые группой учащихся, учитывают индивидуальные образовательные интересы и способности каждого школьника.   Классификация элективных курсов отражает их место в образовательном процессе и основную цель, в соответствии с которой проводится отбор содержания образования. Элективные курсы могут быть профильные и предпрофильные.

Предпрофильная подготовка предшествует созданию профильных классов и в настоящее время осуществляется в 9-х классах общеобразовательных школ. Одной из форм предпрофильной подготовки могут служить элективные курсы.

Предпрофильные элективные курсы подразделяются на:

Предметные курсы. Повышают уровень изучения конкретной учебной дисциплины, подготавливая школьников к профильному уровню учебного предмета. Например, «Влияние факторов среды на системы органов».

•        Курсы, ориентирующие на выбор профиля обучения. Знакомство  с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины. Например, «Проектная деятельность. Культура здоровья».

Профильные элективные курсы классифицируются следующим образом:

•        Предметные курсы. Предполагают повышенный уровень изучения профильного предмета в профильном классе. Например, «Современные достижения генетики».

•        Курсы, поддерживающие базовый учебный предмет, помогающие в подготовке к экзамену по этому предмету на повышенном уровне. Например, «Основные алгоритмы решения генетических задач».

•        Межпредметные курсы. Опора на межпредметные связи, т.е. возможность изучать два предмета на профильном уровне. Например, «Биогеография растений».

  Курсы, освещающие области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов.

  Курсы с ориентацией на приобретение школьниками образовательных  результатов   для успешного продвижения на рынке труда.

Конструирование элективных курсов включает следующие этапы

1.  Определение целей и типологии курса.

2.Выявление направленности курса в зависимости от его ведущего компонента.

3.Выделение учебных задач и основных содержательных блоков.

4.Построение структуры курса.

5.Определение объема и роли вспомогательных знаний.

6.Выбор основных форм организации учебного процесса.

7.Выделение наиболее целесообразных способов работы школьников с учебным материалом.

8.Предложение учащимся форм отчетности  по элективным  курсам.

Элективные курсы в разных школах могут различаться в зависимости от возможностей педагогического коллектива, материально-технической оснащенности школы и познавательных интересов учащихся. Выделим ведущий компонент, в соответствии с которым определяются алгоритм разработки программы и содержания самого элективного курса.

Структура программы элективного курса

1.Название элективного курса (ЭК) — (дисциплина, класс преподавания, количество учебных часов).

2.Пояснительная записка.

2.1.Аннотация  (название,  основное содержание, для кого предназначен курс) — должна показать привлекательность курса для учащихся, родителей, школьного сообщества в целом.

2.2.Место ЭК в образовательном процессе:

— в соотношении с базовыми и профильными общеобразователь ными предметами;

межпредметные связи, реализуемые при изучении ЭК;

общеучебные и профильные умения и навыки, развиваемые при изучении ЭК;

—        способы развития познавательного интереса и профессионального самовыражения, организации досуга учащихся;

—        учет регионального компонента содержания образования.

2.3. Цели и задачи изучаемого курса (для чего изучается курс, какие потребности субъектов образовательного  процесса удовлетворяет, что необходимо для изучения курса; над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса).

2.4.        Краткая характеристика основных теоретических и/или методических идей, положенных в основу курса.

2.5.Определение и обоснование состава и последовательности основных разделов (тем) курса.

2.6.Обоснование особенностей методики преподавания ЭК.

3. Содержание и организация процесса обучения.

3.1.        Название учебных тем (разделов) и время на их изучение.

3.2.Основное содержание изучаемого учебного материала (факты понятия, термины,  представления] законы, теории, идеи).

3.3.Демонстрационные  эксперименты, лабораторные работы и практические занятия.

3.4.        Требования .к результатам обучения (компетенции, знания умения, навыки, способы деятельности, которыми должен овладеть ученик в границах темы (раздела)).

4. Методы и формы обучения. Ведущие методы преподавания ЭК:

- методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся; тренинги; лабораторный эксперимент; реферативные и экспериментальные исследования проектно-исследовательская  деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся;

- интерактивные методы (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

самостоятельная работа уча щихся с различными' источниками информации, включая Интернет-ре сурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся-индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятии-, интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, уроки с элементами моделирования ситуа ций и деловыми играми, экскурсии практикумы, нетрадиционные уроки (альманахи, презентации, «круглые столы», уроки решения ключевых задач, интегрированные уроки, уроки защиты творческих проектов и др.)

5. Планируемые результаты обучения. Формируемые знания, умения компетенции, способы деятельности, ценности, представления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Создание интерактивной анимации средствами Macromedia Flash»

Основное внимание в курсе «Создание интерактивной анимации средствами Macromedia flash» уделяется со­зданию анимации, именно нарисовать персонажи, заставить их двигаться и управлять их  движением...

Программа элективного курса по русскому языку "Культура создания письменного текста"

Данный элективный курс был создан для реализации профильного обучения в 10-11 классах, расширяет содержние основго курса русского языка и помзвляет осуществлять подготовку к ЕГЭ по русскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, чт...

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...

Программа элективного курса по информатике и ИКТ для 9 класса "Создание презентаций Power Point"

Программа элективного курса для учащихся 8-9 классов на 18 часов...

Методический материал к программе элективного курса "Создание сжатого изложения""

В данном сборнике представлен   практический материал  (памятки,  рекомендации,  разработки уроков, тренингов),   который  обеспечит   методичес...

Программа элективного курса по информатике в 11-x классах (профильный уровень) "Технология создания школьного сайта"

Элективный курс по информатике в 11-x классах (профильный уровень) "Технология создания школьного сайта" рассчитан на 134 часа, которые проводятся в течение года по 4 часа в неделю.Курс включает в себ...