Воспитательная работа в школе
статья на тему

Система воспитательной работы,охватывает многие разделы здоровье, патриотизм, работу с родителями, школьное самоуправление и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_rabota_v_shkole.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Песчанская СОШ»

Утверждена на МО

 классных руководителей 7.09.11

Система воспитательной работы в Песчанской СОШ

на 2011-2016 годы.

Разработана: Сватковская М.Г.

Первая квалификационная категория  

                                                Григорово

2011

 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Воспитательная система школы разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, Уставом школы. Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы, являются идеи гуманизма, педагогики сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного пространства. Научным и практическим основанием для воспитательной системы стали педагогические идеи В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, И.П.Иванова, В.А.Караковского, Н.Е.Щурковой.

Под воспитанием понимается целенаправленное управление развитием личности ребенка, осуществляемое педагогическим коллективом в учебной и внеучебной деятельности.

Система воспитательной работы включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:

·  воспитательная работа в процессе обучения;

·  внеурочная деятельность;

·  внешкольная деятельность.

Система воспитательной работы нашей школы  рассматривает воспитание как развитие, сохранение и преобразование человеческих качеств во взаимодействии детей, педагогов, родителей, социума; воспитательная работа как совокупность усилий взрослых для решения конкретных задач созидания Человека. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, на воспитание чувств. Растущего человека необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память умерших, быть благодарным людям за их труд. Система воспитательной работы  школы складывается из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей.

Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных "пространств", каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в  рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:

-   корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;

-   изменение форм и методов учебной работы, преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

-  ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях как "человек", "красота", "добро", "истина", "культура", "труд", "Отечество", "мир", которые охватывают основные аспекты жизнедеятельности и развития личности, образуют основу воспитания;

-  создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.

 

Цели воспитательной системы

Основная цель воспитательной системы школы - ориентация развивающегося ребенка на вечные общечеловеческие ценности, перевод их в личные ценности каждого воспитанника с учетом национальной культуры, народных традиций и потребностей современного общества.

 Таким образом, целями воспитательной системы являются: 

- формирование базовой культуры личности и обеспечение каждому ребенку условий для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение его творческих и образовательных потребностей.

- формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений, к смене социальных и экономических ролей в условиях постоянно меняющегося общества.

Воспитательные цели и достигнутые результаты детализированы на каждом  возрастном этапе:

1 этап. Воспитание в начальном звене.

На этом этапе должны быть сформированы:

-  основы культуры общения в коллективе,

-  трудолюбие,

-  понимание ценности личного здоровья,

-  осознание Природы как живого мира и бережное отношение к ней,

-  уважение к Книге, Знаниям, Школе,

-  уважительное отношение к ценностям семьи,

-  первоначальные представления и умения самоопределения в сфере дополнительного образования.

2 этап. Воспитание в среднем звене (5-9 классы).

На этом этапе должны быть сформированы:

-  культура самовоспитания и общения в коллективе,

-  экологическая культура,

-  самоопределение к здоровому образу жизни,

-  потребность в самореализации на основе полученных знаний и умений,

-  профессиональная направленность,

-  умение делать правильный выбор, не ущемляя интересов других,

-  чувство ответственности за авторитет своей семьи и школы.

3 этап. Воспитание и образование в старшем звене. (10-11 классы)

У выпускников школы должны быть сформированы:

-  нравственные нормы поведения,

-  теоретическое сознание

-  готовность к труду и профессиональной деятельности,

-  активная гражданская позиция,

-  позитивное отношение к созданию и сохранению семьи,

-  положительная мотивация к здоровому образу жизни,

-  способность к деловому сотрудничеству, рациональной организации деятельности и самоконтроля.

 

Задачи воспитательной системы

Для реализации поставленной цели определены основные задачи воспитательной работы:

1. Формирование патриотического и гражданского самосознания.

2.  Формирование условий  для  работы  школьного самоуправления.

3.  Развитие художественных способностей и эстетической культуры учащихся.

4.  Воспитание осознанного уважения к общественно-полезному труду, развитие трудолюбия.

5.  Совершенствование навыков культуры поведения и взаимоотношений учащихся в социуме.

6.  Формирование сознательного отношения учащихся к укреплению своего здоровья.

Для поэтапного достижения целей воспитательной системы необходимо поэтапное же решение следующих задач:

Задачи на 1 этапе:

1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.

2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.

3. Формирование потребности в творческой деятельности,

4. Развитие художественно-эстетических способностей.

5. Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.

 6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.

 7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремления быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.

8.  Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.

Задачи на 2 этапе:

1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.

2. Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.

3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.

5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических учений и навыков.

6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.

Задачи на 3 этапе:

1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.

2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в сложных экономических условиях.

3.Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.

4. Дальнейшее физическое развитие личности.

5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.

 Образ выпускника

Нравственный потенциал:

-  Осмысление целей и смысла жизни.

-  Усвоение ценностей: «Отечество»,  «Культура», «Творчество», «Любовь».

 -  Чувство гордости за свою Родину, принадлежность к своей нации.

- Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих

людей, толерантность в их воспитании, проявление в отношениях с ними

доброты, честности, порядочности, вежливости.

- Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей.

- Готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и

самореализации во взрослой жизни.

- Активность в общешкольных и классных делах, работа с младшими

школьниками.

 

Познавательный потенциал личности:

- Желание и готовность продолжить обучение после школы или включиться

в трудовую деятельность.

- Потребность в углубленном изучении избранной профессии,

самостоятельном добывании новых знаний.

 

Коммуникативный потенциал:

- Владение умениями и навыками культуры общения.   

- Способность корректировать в общении свою и чужую агрессию.

 - Поддерживать эмоционально устойчивое поведение в кризисной

жизненной ситуации.

 

Художественный потенциал:

- Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты.

 - Потребность в посещении театров, концертов, выставок.

- Стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой

деятельности, в отношениях с окружающими.

 

Физический потенциал:

- Стремление к физическому совершенству.

- Умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные

соревнования среди сверстников и младших школьников.

- Привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение

использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального

состояния.

КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ.

Сформулированная цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни учащегося, образ личности, способной производить выбор деятельности, будь это учебная, художественная или трудовая, досуговая или научная.

Реализация воспитательного влияния основывается на следующих принципах:

  1. Школа – для ребенка. Высшим показателем оценки работы школы считать самочувствие в ней человека, каждого ребенка и взрослого.
  2. Главная ценность и основной объект заботы для педагога и воспитателя – личность ученика.
  3. Высокая требовательность к ученику должна органически сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
  4. Обучение и воспитание -  это взаимосвязанные процессы, основанные на взаимодействие педагога, воспитателя и воспитанника, это творческое сотрудничество единомышленников.
  5. Ни одно воспитательное средство не может быть хорошим или плохим, если оно взято в отрыве от целой системы влияний. Воспитание эффективно, если оно системно.
  6. Ребенок не  все время находится под воздействие школы. Именно поэтому желательно, чтобы это воздействие было ярким, запоминающим, воспитывающим.
  7. Главным «инструментом»    воспитателя является коллектив школы в сотрудничестве с родителями, действующий на демократических и гуманистических принципах, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, высоконравственными отношениями и общей ответственностью.

 Направления работы

  Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:

1. Учебно-познавательное

2. Дополнительное образование.

3. Трудовое воспитание

4. Гражданско-патриотическое  воспитание.

5. Спортивно-оздоровительное воспитание.

6. Учет детей, которые могут попасть в беду.

7. Правовое просвещение.

8.  Культурно-просветительское направление

9. Экологическое просвещение

10. Формирование основ для введения школьного самоуправления.

11. Нравственно-этическое воспитание.

12. Семья – опора воспитательной системы.

13. Профориентационная деятельность.

Рассмотрим ключевые моменты воспитательной системы школы.

Подпрограмма  "Здоровье"

Приоритетным направлением воспитательной системы школы является укрепление здоровья учащихся. В центре внимания работы школы было и остается здоровье детей. Мы считаем, что здоровье - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а физиологическое и духовное здоровье ребенка - важнейшая социальная ценность, тесно связанная с нравственным здоровьем, поэтому охрана здоровья в любом общеобразовательном учреждении превращается, сегодня в одно из приоритетных направлений школы.

Цель: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и  социальном развитии человека. 

Задачи:

  • Продолжить формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью; 
  • Продолжить формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации, а также профилактика вредных привычек; 
  • Воспитывать стремление к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств и свойств личности.

Ключевые дела: 

  • Осенний и весенний кросс 
  • Турслёты
  • «Декада здоровья»
  • Конкурс «На самый спортивный класс»  
  • Безопасное колесо    
  • Моя программа здоровья (защита проекта)
  • Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты, весёлые старты
  • Экскурсии на природу
  • Уроки безопасности 
  • Шахматно-шашечный турнир
  • Классные часы
  • Лыжные гонки
  • Физкультминутки, утренняя зарядка
  •    Медосмотр учащихся школ  
  • Работа спортивных секций и т. д.

Подпрограмма  «Наш дом - Россия»

Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.

Задачи:

  • Ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своей семьи, школы  т. д.  для формирования патриотических чувств и гражданского сознания; 
  • Продолжить формирование бережного, уважительного отношения к старшему поколению, природе, историческим ценностям. 

Ключевые дела: 

  • Игра «Зарница»; 
  • Конкурс патриотической песни;
  • Историко-литературный концерт к 9 мая «Посвящается героям Великой Отечественной  войны»;
  • Митинг  и вахта памяти ко Дню Победы у обелиска в Песчанице и Дню защитника отечества у обелиска в Пачеозерье;
  • Уроки мужества;
  • Традиционный календарь (день прав человека, день конституции, день независимости России и т. д.); 
  •  Работа и экскурсии в школьном музее
  •  Операции «Чистый обелиск»; «Чистый берег»; «Чистая дорога в школу»
  • Заочные экскурсии по историческим местам России  «Русь златоглавая»;
  •  Классные часы
  • Программы, посвященные памяти выпускникам школы, погибшим при исполнении служебного долга; 
  • День матери
  • Краеведческие викторины
  • Мероприятия, посвященные юбилею школы
  • Участие в муниципальных и областных конкурсах краеведческой направленности и т. д.

                                Подпрограмма «Родительский дом"

Роль семьи в воспитательной системе школы

К сожалению, в последние годы работать с родителями становится все труднее в силу разных причин. Отчасти перестали быть эффективными некоторые формы работы школы с родителями: традиционные родительские собрания – монологи классного руководителя, педагогические лектории, вызовы родителей в школу, посещение семей учащихся... Порой ведутся разговоры (в том числе и в управленческих кругах) о том, что школа вообще не должна работать с родителями, ибо воспитание детей –  дело семьи.

Главная цель такой работы сводится к организации сотрудничества родителей и школы в деле воспитания.

Отсюда вытекают задачи:

- включение родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность с детьми;

- правовое просвещение родителей;

- оказание помощи родителям в семейном воспитании;

- совместная со школой организация социальной защиты детей;

- организация здорового образа жизни ребенка в семье и школе.

Если говорить о содержании работы, то можно выделить основные направления:

1. Ознакомление родителей с методикой воспитания, с этапами физиологического и психического развития детей.

2. Ознакомление родителей с нормативными актами и документами в области образования: Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», Декларацией прав человека и ребенка, Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка, правилами для учащихся и др.

3. Совместные занятия родителей с детьми (кружки, секции). Участие родителей в делах школы (походы, экскурсии, коллективные творческие дела);

4. Совместное оценивание уровня воспитанности детей;

5. Совместная оздоровительная работа семьи и школы (Дни здоровья);

6. Забота о многодетных и малообеспеченных семьях;

7. Участие в формировании условий для введения и последующей активизации школьного самоуправлении;

Успешность педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога и очень важно, чтобы при решении проблемы чувствовалась искренняя заинтересованность, доброжелательность, атмосфера спокойного подхода обеих сторон.

Ключевые дела:

  • Семейный конкурс « Папа, мама, я – спортивная семья»;
  • Семейный конкурс « Вместе с мамой» к Дню матери;
  • Общешкольные родительские собрания;
  • Самая читающая семья (конкурс);
  • Семейный конкурс « Моя семья – музею школы»;
  • Конкурс рассказов о семье «Расскажи нам о себе, расскажи нам о семье» (5-9 класс);
  • Конкурс рисунков «Моя семья» (1-7 класс);
  • День открытых дверей;
  • Вечера встречи поколений « Нам 140»;
  • Вечер от всей души к 8 марта  «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя мать»;
  • Конкурс на лучшую семейную фотографию  «Это я, это я, это - вся моя семья!»;
  • Семейные  спортивно-оздоровительные мероприятия «Всем народом - на природу»;
  •  Выставка работ «Мамины руки не знают скуки»
  • Участие в районном конкурсе «Подарок для мамы» и т. д.

Подпрограмма "Мир вокруг нас"

Цель: воспитание осознанного понимания экологической культуры человека

Задачи:

  • Формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших;
  • Формировать умения и навыки  экологического поведения;
  • Способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека

Ключевые дела:

  •  «Осенний праздник»
  •  Турслеты
  • Мини-спектакли на экологическую тему.
  • Праздник Земли
  • «День птиц»
  • Акция «Чистый берег»
  • Акция «Мой школьный двор самый чистый»
  •  Экологические десанты
  • Участие в муниципальных и областных конкурсах экологической  направленности
  • Работа на учебно-опытном участке
  • Интеллектуальные игры, викторины
  • Классные часы
  • Экскурсии
  • Выставка поделок из природного материала «Золотая осень»
  • Общешкольный конкурс стенгазет и рисунков на тему «Сохраним планету голубой и зеленой» (1-11 классы).

Подпрограмма "Традиции"

 Реализуя содержание воспитательной работы с воспитанниками и учащимися, ОУ опирается на сложившиеся за долгие годы традиции.

Цель:  формирование представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия. 

Задачи:

  • Формировать представления об теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;
  • Формировать художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов; способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию ориентированных на самосовершенствование личности; 
  • Воспитывать творческие потребности и способности 

Ключевые дела:

  •   День Знаний, Последний звонок
  • Фестиваль школьных талантов
  • Народные праздники  (Масленица, Крещение. Колядки и т. д.)  
  •  День матери
  • Месячники и предметные недели
  • Мастерская Деда Мороза
  • Парад профессий
  • День открытых дверей
  • Конкурс  «Безопасное колесо»
  • Конкурсы и КТД
  • Неделя детской книги
  • « Посвящение в первоклассники»
  • Концерт, вахта памяти, митинг к 9 мая
  • Операция «Чистый обелиск» и другие

 Подпрограмма "Дорога в мир профессии"

Цель: формирование профессионального самоопределения

Задача:

  • Формирование осознанных представлений о мире  труда и профессий; 
  • Развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы; развитие рефлексии и обучение навыкам по самопознанию; 
  • Формировать убежденность в том, что трудовая деятельность на благо отчизны является формой морально оправданного существования человека; 
  • Воспитывать уважение ко всякому труду и людям труда, правильный подход к выбору профессий стремление творчески подходить к любому труду, добиваться наилучших его результатов. 

Ключевые дела:

  • Конкурсы «Хозяюшка», «Умелые и находчивые»;
  • Парад профессий
  • Встреча с интересными людьми;
  • Классные часы;
  • Экскурсия на предприятия и учреждения села, города;
  • Работа спортивных секций, творческих объединений,  кружков  по интересам:
  • Оформление уголка профориентации4
  • Работа с центром занятости;
  • Организация предпрофильной  (9класс) и профильной (универсальный), (10-11класс) подготовки;
  • Ведение предмета «Технология» и т.д.

А также работа идет в следующих направлениях:

 

Направления

Формы и методы воспитательной работы

1. Культурно-просветительское воспитание.

1. Просмотр фильмов.

2. Беседы по правилам дорожного движения.

3. Посещение театров,   выставок, классных часов в доме культуры.

4. «Царство королевы Книги» (праздник для начальной школы).

5.  Неделя детской книги.

6. Конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

7. Экскурсии в школьный, районный   музеи.

8. Дни русских ремесел.

2. Нравственно-правовое

1.Классные часы «Моя семья» (1-11 классы).

2. Беседы с учащимися 9-11 классов с целью предупреждения правонарушений (по линии РОВД).

3. Классные часы «Конвенция о правах ребенка» (1-11 классы).

4. Операция «Милиция и дети» (беседы  с учащимися по линии РОВД).

5. День правовых знаний «Губительная сигарета» (5-11 классы).

6. Проведение акции «Мир без наркотиков»

7. Всемирный день борьбе со СПИДом (1 декабря).

3. Трудовое воспитание.

1.Дежурство по школе.

2. Проведение субботников по благоустройству школьного двора.

3. Операция «Уют» (по благоустройству классных комнат).

4.  Работа на пришкольном участке.

5. Операция «Фантик» (на лучшую поделку из фантиков).

6. Работа в библиотеке «Книжкина больница».

7. Конкурс «Лучший подарок для мамы и папы» (февраль-март).

8. Выставка детского творчества (апрель).

 

Профилактическая воспитательная работа

Дети в школу приходят разные и из разных семей. Мы не делим их на категории, школьные дела – они для всех. И все-таки есть ребята, требующие к себе более внимательного отношения. Основной работой в этом направлении мы считаем профилактическую, в основе которой лежит комплексный подход, единство воспитательных воздействий:

- Выделяем группу «риска» (прогульщики, дети с неразвитыми познавательными интересами, имеющие неблагополучное социальное окружение).

- Выясняем и изучаем причины  отклоняющегося  поведения, в том числе факторы, имеющие психологическую природу. Каждый педагог выявляет свой аспект трудновоспитуемости: классный руководитель – неблагоприятные условия жизни и личностные проблемы, учитель-предметник – уровень обученности, врач – особенности состояния здоровья и развития. Объединение усилий, совместное обсуждение на малых педагогических советах позволяют выработать обоснованную единую стратегию воспитания.

- Проводим индивидуальную и групповую работу, начиная с  младшего школьного возраста. При этом каждый  использует свои средства и реализует свои задачи: педагог задает систему общественных ценностей и нравственных идеалов, обеспечивает формирование соответствующих психологических механизмов по выбору правильных форм поведения трудного ребенка.

- Учитываем индивидуальные особенности. Опираемся на внеучебные интересы ребенка.

- Работаем с детским коллективом по созданию положительного общественного мнения, повышению статуса ребенка. Включаем его в различные классные и школьные дела.

В школе с 2008 года разработана программа по работе с «трудными» детьми.

(подробнее смотри программу)

Формирование системы самоуправления школьников.

Смысл ученического самоуправления в нашей школе мы видим в обучении учеников основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью, коллективом.

Для реализации данного направления воспитательной работы мы считаем необходимым работу детской организации «Дружба» (1-7 класс), Совета старшеклассников (8-11 класс).

Цели и задачи  школьного самоуправления: 

  • Участие в управлении школой.
  • Деятельность по расширению прав и возможностей педагогов и учащихся, поощрение их инициативы. Защита прав.
  • Формирование и укрепление школьных традиций.
  • Совместное решение педагогами и учащимися наиболее значимых вопросов учебно-воспитательного процесса.

Принципы деятельности  школьного самоуправления: 

  • Право на собственное мнение, на его ценность.
  • Конструктивность предложений, соблюдение принципов морали и нравственности.
  • Систематичность деятельности.
  • Интеграция в систему воспитательной работы школы.

Функции  школьного самоуправления: 

  • связь с администрацией школы, педагогическим коллективом, классными коллективами, активами классов;
  • обсуждение проблем учебно-воспитательного процесса;
  • разработка и реализация программ, связанных с расширением пространства реализации педагогической и ученической инициативы;
  • создание и контроль деятельности службы по соблюдению санитарного состояния школы, разрешение ситуаций нарушения дисциплины учащимися школы;
  • организация мероприятий;
  • создание информационного пространства школы;
  • профориентационная деятельность;
  • организация работы школьного музея;

                                        Проблемы воспитания:

На состояние воспитанности учащихся и выпускников школ оказывает огромное влияние вся социокультурная ситуация в обществе. Она и поражает первую (внешнюю) группу проблем:

- потеря национальных ценностных ориентиров. В коммунистическом воспитании ценностные ориентиры совпадали с идеологическими идеалами. Разрушение этих идеалов привело и к потере ценностных ориентиров. Попытки педагогов сформировать ценностное отношение к общечеловеческим ценностям государством и значительной частью общества пока не поддерживаются;

- социальное расслоение общества. Резкая популяризация общества по доходам; демонстрация частью населения благосостояния, основанного  не на Трудовой деятельности, порождают у молодежи чувства ущербности, неверия в социальную справедливость; не способствуют формированию законопослушности;

- размывание культурного слоя нации. Эта общая проблема человечества обостряется в нашей стране ситуацией  нестабильности, неопределенности и необходимости для большинства населения направлять основные силы на элементарное выживание. Это ведет к тому, что теряются традиции, культурные истоки нации, молодежь не усваивает ее историю.

Вторую группу составляют проблемы воспитания, порожденные внутренними причинами системы образования. Это:

- недостаточное владение педагогами воспитательными технологиями;

- низкая эффективность воспитывающего потенциала детских общественных организаций.

Чтобы вывести  систему воспитания в школе на качественно новый уровень, необходимо:

1.     Более рациональное использование имеющегося потенциала; повышение профессиональной компетентности воспитателей.

2.     Освоение новых технологий, как в самом воспитательном процессе, так и в управлении им.

3.     Чтобы оказать значимое влияние на результирующую линию развития подрастающего поколения, в масштабах школы, педагогам необходимо обеспечить консолидацию усилий в меняющихся социальных условиях:

- педагогов, осуществляющих процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;

- родительской общественности, которые являются основными пользователями образовательных услуг;

- представителей всех отраслей социокультурной сферы (медицины, культуры, органов внутренних дел, социальной защиты), формирующих культурное пространство школы.

Таким образом, основной путь улучшения состояния дел в воспитании идет через включение в воспитательную деятельность всех работников социокультурной сферы и создание в перспективе единого воспитательного пространства.

 

Развитие внешних связей

Решение проблем воспитания предполагает взаимодействие школы с другими учреждениями и организациями по следующим направлениям:

  1. Формирование единого воспитательно-образовательного пространства через использование возможностей социокультурного комплекса, учреждений дополнительного образования.
  2. Привлечение бюджетных, внебюджетных и спонсорских средств для развития материально-технической базы школы

Развитие внешних связей МОУ Песчанская СОШ с социумом

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Разрабатывать план сотрудничества с

      -  Домом культуры;

      - ОВД Котласского  района;

      - ЦДО п. Шипицыно;

      - Сельской  библиотекой;

      - Поселковой амбулаторией;

      - Центром занятости;

      - музеем г. Сольвычегодска

      - бассейном в г. Котлас, г. Коряжма

      - Котласским Драмтеатром

 

Ежегодно в начале года, корректировать в течение года 

 

 

 

 

 

 

 

Администрация

Классные руководители

2

Расширение сотрудничества с

         Районной и поселковой администрацией

         музеями, выставками г. Котласа

         Сольвычегодской больницей

        Советом ветеранов  села

         Учебными заведениями г. Котласа и Котласского района

 

Весь период

 

 

 

 

Администрация

3

Привлечение спонсорских средств:

        оформление и приобретение оборудования для кабинетов

        пополнение библиотеки учебной, методической, художественной литературой, словарями и справочниками

        для финансирования общешкольных мероприятий

 

 

 

 

Весь период

 

 

 

Директор, Родительский совет

 

Ожидаемые результаты

Создание системы  воспитательной работы в школе  способствует воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего Отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.

Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы.

Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.

Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.

Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.

Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.

Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.

Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.

Воспитательная система нашей школы не есть нечто законченное и застывшее. Она непрерывно развивается, перед коллективом возникают новые, более сложные задачи, которые необходимо будет решать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательной работы в школе как средство развития ключевых компетенций школьников

Данный материал можно использовать для проведения педагогических советов. методических мероприятий. В конспекте охарактеризованы основные ключевые компетенции школьников и способы их формирования....

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Доклад на тему: «Проектная работа в системе социально-воспитательной работы в школе-интернате»

Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно- воспитательного процесса. Учащийся при этом выступает как активный участни...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...