Модель методической системы школы
материал по теме

Фокина Елена Петровна

Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_sistema_shkoly.rar478.03 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное выступление на тему «Методическая система в МБОУ СОШ№1 г. Заозёрного

Фокиной Е.П. зам директора по НМР

Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. За основу построения   методической системы  была взята новая современная  управленческая концепция – контроллинга. Контроллинг – это функция менеджмента (management), управления в социально-деятельностных системах, осуществляемого по жёстко заданным правилам. Такое управление интегрирует в единую систему учет, планирование, контроль и анализ на основе целей функционирования. Методическая система -   трехъярусная пирамида. Ярусность представляет разные уровни  – это оперативный уровень, тактический уровень и стратегический уровень. Оперативный уровень системы – это планирование, анализ, контроль и управление основными структурными компонентами методической системы школы. Именно управление данными компонентами, их взаимодействие позволяет решать основополагающие задачи школы.

 Педагогический коллектив в этом учебном году работает по двум  направлениям:

  1. Школа равных возможностей – качество + удовлетворённость
  2. Школа – территория здоровья

Анализ ситуаций, прогнозирование и планирование деятельности осуществляется в школьных центрах: психолого-педагогическом, учебном, методической, информационном, социальном и воспитательном. Каждый из центров все планы и модели деятельности выносит на НМС, который координирует и выстраивает взаимодействие всех центров и определяет обобщенные планы и модели для принятия на педагогическом совете. Педагогический совет выполняет свою непосредственную законотворческую функция, а реализацией принятых решений  занимаются ШМО, проектно-творческие группы и школа молодого учителя. Следующий уровень - тактический. Этот уровень представляет механизм управления методической деятельности каждого педагога. Он тоже работает по жёстко заданному механизму (алгоритму). Тактический уровень предопределяет управление методического совершенствования профессионально-развивающей среды педагога. Так как среда представляет собой взаимосвязанные компоненты: роли учителя, профессиональная деятельность учителя, поле достижений учителя, профессиональное обучение и сотрудничество. Каждый из компонентов специально организуется и взаимно дополняет друг друга. Например «Роли учителя»: производим деление учителей на группы по выполняемым ими функциям. Педагог соответственно выполняет эти функции непосредственно в своей педагогической деятельности, профессионально обучается, взаимодействует с другими и представляет свои достижения. Всё циклично взаимосвязано и методично контролируется. Но контроль осуществляется как реальная помощь в деятельности педагога, где дается право на ошибку, а соответственно формируется лояльное отношение к контролю (желание контроля) – для дальнейшего творческого продвижения учителя. Третий уровень – стратегический. Он основывается на мониторинговых процессах, где выявляются риски и разрывы в деятельности для достижения нового понимания. Где простраиваются модели стратегических действий, проектируется и программируется сама деятельность.

Основной составляющей методической работы является сам процесс методического обучения педагогов. Именно эта составляющая работает на перспективу. Профессиональное обучение осуществляется посредствам проектного обучения и имитирующего обучения. Причём две системы обучения осуществляются не отдельно друг от друга, а планомерно взаимно дополняют друг друга. В основе проектировочной системы лежит проект - как замысел решения проблемы, имеющей для педагога профессионально или жизненно-важное значение. Такой тип обучения осуществляется через проектировочные семинары. Система имитационного (моделирующего) обучения состоит в моделировании в  процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни. Такое обучение осуществляется по средствам аналитических семинаров и семинаров по программированию и моделированию. Основные методы, которые используются в совокупности этих двух взаимодополняющих систем – это

  1. Методы организации и осуществления деятельности.
  2. Метод стимулирования и мотивации деятельности.
  3. Метод контроля и самоконтроля.

Трёхуровневая методическая система школы работает, как единый механизм. И работа всех компонентов методической системы осуществляется по особому алгоритму взаимодействия – все методические службы и каждый педагог в отдельности взаимосвязаны сетью совместной деятельности на достижение результата. Сеть, как паутина, оплетает и соединяет каждый компонент всех трёх уровней, циклично связывая их. Центральное место в этой сети занимает ядерная стратегическая группа НМС (которая не статична, меняет свой состав в зависимости от планируемой и осуществляемой деятельности). Эта ядерная группа занимается выстраиванием:  разработки  реализации проектировочных действий, системы коммуникаций участников деятельности, системы   информационного обеспечения коллектива, системы мониторинга деятельности. Команда представляет свои наработки на НМС, где постоянно-действующими  участниками являются председатели ШМО. Они в свою очередь осуществляют основной процесс внедрения, созданного НМС, в рамках школьных методических объединений. Следующее звено сети – это педагоги во всех трёх корпусах. Именно они реализуют задуманное. Являясь ресурсом друг для друга. Запускают «пробы». На ШМО анализируют, что получилось, а что нет. Руководители ШМО на НМС анализируют ситуацию по всем корпуса и отдельно по педагогам. И НМС определяет разрывы, корректирует просторенную модель деятельности, соотносит со стратегическими планами школы и запускает новую цепь, через организацию работы вновь созданной ядерной группы НМС.

Такая методическая система имеет собственные принципы формирования:

  1. Принцип ОБРАТНОЙ СВЯЗИ  - педагог постоянно должен получать реакцию на свои действия (всегда иметь информацию для принятия решения) и постоянно должен информировать о своих решениях и действиях.
  2. Принцип ПОЗИТИВНОСТИ – право на ошибку  и формирование лояльного отношения к контролю (желание контроля), как реальной помощи в деятельности.
  3. Принцип ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ – максимизация своевременности, доступности, автоматизации (компьютеризации) методик, процессов сбора, хранения, передачи и анализа данных по деятельности.
  4. Принцип ПОВСЕМЕСТНОСТИ –  охват всех уровней управления, всех направлений, всех видов методической деятельности.
  5. Принцип РЕЛЕВАНТНОСТИ –   значимость, полезность, понятность и своевременность,  принятия осознанных и ответственных решений.

Такая методическая система отличается от традиционной и имеет преимущества:

- она носит деятельностный характер  (вместо вербального) организации коллективной  деятельности,  формирующей продуктивное  общение, мышление, умение рефлексировать.

- использование группы (коллектива) как средства развития индивидуальности  на основе оперативной самооценки, самоконтроля каждого.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"

Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...

Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики

Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...

Реализация моделей внеурочной деятельности в образовательной системе школы, муниципалитета, региона.

Статья "Реализация моделей внеурочной деятельности в образовательной системе школы, муниципалитета, региона"....

Авторская методическая система учителя математики МАОУ СОШ №37 города Улан-Удэ Республики Бурятия Коневой Г.М. «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

Еще несколько лет назад я  поставила перед собой задачу-вопрос: как обеспечить полное усвоение знаний всеми учащимися и создать модель социально адаптированной личности выпускника, личности готов...

Модель воспитательной системы в школе.

Схема. Модель воспитательной системы в школе....

Модель воспитательной системы в школе.

Модель воспитательной системы в школе....