Модель методической системы школы
материал по теме
Описание, мной созданной, модели методической системы школы. Презентация данной модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_sistema_shkoly.rar | 478.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное выступление на тему «Методическая система в МБОУ СОШ№1 г. Заозёрного
Фокиной Е.П. зам директора по НМР
Методическая работа в школе наиболее эффективна, если она организована как целостная система. Ее успех зависит от заинтересованности педагогов в профессиональном развитии, от удовлетворенности коллектива организацией образовательного процесса в школе. За основу построения методической системы была взята новая современная управленческая концепция – контроллинга. Контроллинг – это функция менеджмента (management), управления в социально-деятельностных системах, осуществляемого по жёстко заданным правилам. Такое управление интегрирует в единую систему учет, планирование, контроль и анализ на основе целей функционирования. Методическая система - трехъярусная пирамида. Ярусность представляет разные уровни – это оперативный уровень, тактический уровень и стратегический уровень. Оперативный уровень системы – это планирование, анализ, контроль и управление основными структурными компонентами методической системы школы. Именно управление данными компонентами, их взаимодействие позволяет решать основополагающие задачи школы.
Педагогический коллектив в этом учебном году работает по двум направлениям:
- Школа равных возможностей – качество + удовлетворённость
- Школа – территория здоровья
Анализ ситуаций, прогнозирование и планирование деятельности осуществляется в школьных центрах: психолого-педагогическом, учебном, методической, информационном, социальном и воспитательном. Каждый из центров все планы и модели деятельности выносит на НМС, который координирует и выстраивает взаимодействие всех центров и определяет обобщенные планы и модели для принятия на педагогическом совете. Педагогический совет выполняет свою непосредственную законотворческую функция, а реализацией принятых решений занимаются ШМО, проектно-творческие группы и школа молодого учителя. Следующий уровень - тактический. Этот уровень представляет механизм управления методической деятельности каждого педагога. Он тоже работает по жёстко заданному механизму (алгоритму). Тактический уровень предопределяет управление методического совершенствования профессионально-развивающей среды педагога. Так как среда представляет собой взаимосвязанные компоненты: роли учителя, профессиональная деятельность учителя, поле достижений учителя, профессиональное обучение и сотрудничество. Каждый из компонентов специально организуется и взаимно дополняет друг друга. Например «Роли учителя»: производим деление учителей на группы по выполняемым ими функциям. Педагог соответственно выполняет эти функции непосредственно в своей педагогической деятельности, профессионально обучается, взаимодействует с другими и представляет свои достижения. Всё циклично взаимосвязано и методично контролируется. Но контроль осуществляется как реальная помощь в деятельности педагога, где дается право на ошибку, а соответственно формируется лояльное отношение к контролю (желание контроля) – для дальнейшего творческого продвижения учителя. Третий уровень – стратегический. Он основывается на мониторинговых процессах, где выявляются риски и разрывы в деятельности для достижения нового понимания. Где простраиваются модели стратегических действий, проектируется и программируется сама деятельность.
Основной составляющей методической работы является сам процесс методического обучения педагогов. Именно эта составляющая работает на перспективу. Профессиональное обучение осуществляется посредствам проектного обучения и имитирующего обучения. Причём две системы обучения осуществляются не отдельно друг от друга, а планомерно взаимно дополняют друг друга. В основе проектировочной системы лежит проект - как замысел решения проблемы, имеющей для педагога профессионально или жизненно-важное значение. Такой тип обучения осуществляется через проектировочные семинары. Система имитационного (моделирующего) обучения состоит в моделировании в процессе обучения различного рода отношений и условий реальной жизни. Такое обучение осуществляется по средствам аналитических семинаров и семинаров по программированию и моделированию. Основные методы, которые используются в совокупности этих двух взаимодополняющих систем – это
- Методы организации и осуществления деятельности.
- Метод стимулирования и мотивации деятельности.
- Метод контроля и самоконтроля.
Трёхуровневая методическая система школы работает, как единый механизм. И работа всех компонентов методической системы осуществляется по особому алгоритму взаимодействия – все методические службы и каждый педагог в отдельности взаимосвязаны сетью совместной деятельности на достижение результата. Сеть, как паутина, оплетает и соединяет каждый компонент всех трёх уровней, циклично связывая их. Центральное место в этой сети занимает ядерная стратегическая группа НМС (которая не статична, меняет свой состав в зависимости от планируемой и осуществляемой деятельности). Эта ядерная группа занимается выстраиванием: разработки реализации проектировочных действий, системы коммуникаций участников деятельности, системы информационного обеспечения коллектива, системы мониторинга деятельности. Команда представляет свои наработки на НМС, где постоянно-действующими участниками являются председатели ШМО. Они в свою очередь осуществляют основной процесс внедрения, созданного НМС, в рамках школьных методических объединений. Следующее звено сети – это педагоги во всех трёх корпусах. Именно они реализуют задуманное. Являясь ресурсом друг для друга. Запускают «пробы». На ШМО анализируют, что получилось, а что нет. Руководители ШМО на НМС анализируют ситуацию по всем корпуса и отдельно по педагогам. И НМС определяет разрывы, корректирует просторенную модель деятельности, соотносит со стратегическими планами школы и запускает новую цепь, через организацию работы вновь созданной ядерной группы НМС.
Такая методическая система имеет собственные принципы формирования:
- Принцип ОБРАТНОЙ СВЯЗИ - педагог постоянно должен получать реакцию на свои действия (всегда иметь информацию для принятия решения) и постоянно должен информировать о своих решениях и действиях.
- Принцип ПОЗИТИВНОСТИ – право на ошибку и формирование лояльного отношения к контролю (желание контроля), как реальной помощи в деятельности.
- Принцип ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ – максимизация своевременности, доступности, автоматизации (компьютеризации) методик, процессов сбора, хранения, передачи и анализа данных по деятельности.
- Принцип ПОВСЕМЕСТНОСТИ – охват всех уровней управления, всех направлений, всех видов методической деятельности.
- Принцип РЕЛЕВАНТНОСТИ – значимость, полезность, понятность и своевременность, принятия осознанных и ответственных решений.
Такая методическая система отличается от традиционной и имеет преимущества:
- она носит деятельностный характер (вместо вербального) организации коллективной деятельности, формирующей продуктивное общение, мышление, умение рефлексировать.
- использование группы (коллектива) как средства развития индивидуальности на основе оперативной самооценки, самоконтроля каждого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система "Модель химического образования на основе технологического подхода"
Настоящий этап развития образования связан с существенным обновлением содержания и существующих методик, разработкой новых стандартов. В огромном потоке новой информации я пришла к необходимости...
Описание опыта работы по реализации проекта «Создание модели педагогической системы общественно активной школы как механизма реализации федеральных государственных образовательных стандартов»
Содержание1. Актуальность опыта. Проблемный анализ…………………...32. Основные концептуальные положения………………………..53....
Модель методической системы формирования сетевых технологий старшеклассников через профильные курсы информатики
Ключевыми принципами, определяющими развитие педагогического образования России на современном этапе, являются вариативность, гибкость, мобильность и адресность подготовки старшеклассников информацион...
Реализация моделей внеурочной деятельности в образовательной системе школы, муниципалитета, региона.
Статья "Реализация моделей внеурочной деятельности в образовательной системе школы, муниципалитета, региона"....
Авторская методическая система учителя математики МАОУ СОШ №37 города Улан-Удэ Республики Бурятия Коневой Г.М. «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»
Еще несколько лет назад я поставила перед собой задачу-вопрос: как обеспечить полное усвоение знаний всеми учащимися и создать модель социально адаптированной личности выпускника, личности готов...
Модель воспитательной системы в школе.
Схема. Модель воспитательной системы в школе....
Модель воспитательной системы в школе.
Модель воспитательной системы в школе....