Авторская методическая система учителя математики МАОУ СОШ №37 города Улан-Удэ Республики Бурятия Коневой Г.М. «Формирование творческих компетентностей учащихся как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»
методическая разработка по математике по теме

Еще несколько лет назад я  поставила перед собой задачу-вопрос: как обеспечить полное усвоение знаний всеми учащимися и создать модель социально адаптированной личности выпускника, личности готовой конкурировать на рынке труда? Как воспитать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения?

Изучила множество методической литературы и сделала вывод, что среди огромного числа проблем педагогики наиболее острой является именно эта проблема: создание социально адаптированной личности выпускника посредством  создания однородной среды, в которой ребёнок будет чувствовать комфортно, т. е. за счёт уровневой дифференциации не в отдельно взятом классе, а во всей школе и интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики является актуальной для развития современной системы образования. Смысл уровневой дифференциации заключался в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения.

 Механизмы реализации:

 Задача 1.  Реализация принципа уровневой дифференциации: организация разноуровневых и профильных классов, введение углубленного изучения математики.    

Задача 2. Реализация принципа интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики: урочная деятельность, исследовательская деятельность, работа с одаренными детьми, внеклассная деятельность.

 

Реализация моей методической системы способствует всестороннему развитию личности, созданию модели социально адаптированной личности выпускника, формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы,   который предусмотрен новым ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_met_sistema_konevoy_g.m.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Авторская методическая система учителя математики

МАОУ СОШ №37 города Улан-Удэ Республики Бурятия

 «Формирование творческих компетентностей учащихся  как фактор создания модели социально адаптированной личности выпускника»

«Если мы действительно что-то знаем, то мы

 знаем это благодаря  изучению математики»

П. Гассенди

I. Содержание.

II. Идея системы  и обоснование ее  актуальности

III. Цель и задачи: личностные, метапредметные, предметные.

IV. Механизмы реализации методической системы

Задача 1.  Реализация принципа уровневой дифференциации

Задача 2. Реализация принципа интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики

1.Урочная деятельность

2.Исследовательская деятельность

3.Работа с одаренными детьми.

4.Внеклассная работа.

V.Заключение

I. Идея системы и обоснование ее актуальности

«Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность таких планов зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. В свою очередь, навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. Школьное образование обеспечивает переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений. Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны.
От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны»-
это цитата из Национального образовательного проекта – инициативы «Наша новая школа».

 Еще несколько лет назад я  поставила перед собой задачу-вопрос: как обеспечить полное усвоение знаний всеми учащимися и создать модель социально адаптированной личности выпускника, личности готовой конкурировать на рынке труда? Как воспитать такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения?

Изучила множество методической литературы и сделала вывод, что среди огромного числа проблем педагогики наиболее острой является именно эта проблема: создание социально адаптированной личности выпускника.

Каждый ребёнок индивидуален! Индивидуальные различия наблюдаются и в степени усвоения нового материала, и в уровне работоспособности, и в типах мышления. И, наконец, учащиеся одного и того же класса могут отличаться друг от друга высокой, средней и низкой обучаемостью. И, кроме того, есть дети просто  одаренные.  Традиционные программы, учебные планы, учебники и дидактические средства, методы и формы, являясь одинаковыми для всех школьников, отодвигают на задний план изучение и учет индивидуальных особенностей. Обучение строится в основном с ориентацией на «среднего» ученика. Такая ориентация замедляет темп развития тех учеников, которые имеют высокий уровень обучаемости. Но в особенно тяжёлые условия попадают школьники с замедленным темпом развития. Возникает проблема: как учителю учесть всё это и сделать обучение оптимальным для каждого ученика?

Математика является важнейшим элементом всей мировой культуры, в связи с чем без овладения математикой образ мира у человека будет неполным и неточным. Вместе с естествознанием математика отнесена международными экспертами к стратегическим областям знания, уровень подготовки по которым определяет конкурентоспособность страны. Поэтому не случайно в Концепции модернизации российского образования при перечислении важнейших составляющих образования наступившего века математика и информатика поставлены на первое место.

Согласно концепции школьного математического образования, необходимо осознать реальное сосуществование двух генеральных функций школьного математического образования: образование с помощью математики и собственно математическое образование, которые должны определять единую цель. Но реалии жизни сегодня таковы, что каждая из этих двух функций существует сама по себе, определяя различные целевые векторы, разумеется, не противоположно направленные, но и не совпадающие, неколлинеарные. То есть, в настоящее время, социальная значимость «собственно математического образования» обусловлена необходимостью поддержания и повышения традиционного высокого уровня изучения математики, формирования будущего кадрового научно-технического и технологического потенциала общества в современном социуме, поскольку наблюдается повышенный интерес к изучению математики как к предмету профессиональной подготовки и прежде

всего к получению высшего образования, связанного с данным предметом. Удовлетворяя запросы социума, учителя занимаются математическим образованием, углубляясь в предмет, забывая о том, что их задача не только научить детей математике, но и развить социально адаптированную личность, личность готовую конкурировать на рынке труда. Но для многих учеников конкретные математические знания не являются «предметом первой необходимости» и не составляют целевую основу обучения математике как предмету общего образования. Значит, математика должна для них выполнять какую-то иную цель. Таким образом, вторая составляющая математического образования – «образование с помощью математики» отходит на второй план, да и не совпадает по целевому назначению с «собственно математическим образованием». Но ведь именно она нацеливает на повышение средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, развитие мышления подрастающего человека, необходимого для свободной и безболезненной адаптации его к условиям современной жизни. Обществу остро необходимы те, кто получил полноценное образование с помощью математики, в отношении которых учебный предмет «Математика» успешно выполнил свою именно общеобразовательную функцию. Данная ситуация – это своеобразный парадокс современного образовательного процесса, поскольку предопределяет возникновение серьезных проблем при дальнейшей социальной адаптации выпускников. Причины данного явления в несоответствии традиционной методики преподавания и идеи формирования базовых компетентностей современного человека. Поскольку изменились цели образования – превращение знаний в средство, с помощью которого можно овладеть различными формами и способами научной и практической деятельности, через которые учить адаптироваться обучающихся к различным жизненным ситуациям - соответственно необходимы изменения в методах, способствующих достижению поставленной цели. Считаю, что современные социальные ситуации требуют пересмотра значимости этих функций. Поэтому создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством  создания однородной среды, в которой ребёнок будет чувствовать комфортно, т. е. за счёт уровневой дифференциации не в отдельно взятом классе, а во всей школе и интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики является актуальной для развития современной системы образования. Смысл уровневой дифференциации заключался в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения.

Исходя из этого, я  выдвинула гипотезу:

 Если:

  • мотивировать  обучающегося посредством создания однородной среды, вызвать  личностный  интерес для освоения математики
  • создать психологический комфорт обучающемуся,
  •  создать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» обучающегося в образовательном пространстве,
  • создать среду для развития мыслительных способностей  обучающегося в образовательном пространстве урока
  • применять проблемные, эвристические, рефлексивные методы,
  • учебно-воспитательный процесс  строить на субъективном характере отношений,
  • обеспечивать организацию поисковой продуктивной деятельности обучающегося на занятиях математики и во внеурочной деятельности, деятельность обучающегося проектировать с опорой на зону ближайшего его развития и осуществлять перевод в зону ближайшего развития,

то  мы получим всесторонне развитую личность, легко адаптирующуюся к любым социальным ситуациям.

На основе данного вывода, я предложила создание модели социально адаптированной личности выпускника посредством уровневой дифференциации и  интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики.

II. Цель и задачи системы

Цель:

1.Создать модель математического образования, способствующей развитию творческого потенциала обучающегося, максимальному развитию ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации обучающегося в современном обществе через создание однородной образовательной среды и интеграцию учебной и внеклассной работы учителя математики.

2. Поднять  качество образования в школе №37 на высокий уровень

3. Обеспечить выпускникам школы высокую конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы

Задачи: 

Личностные:1. Формирование умений инновационной, исследовательской, экспериментальной деятельности, готовности к саморазвитию и  личностному самоопределению
2. Организация активной  учебно-познавательной деятельности учащихся с целью формирования  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
3.Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Метапредметные:

1.Формирование  универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике

2.Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности  3.Организация учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, включение обучающихся в решение реальных проблем их коллективной и личной жизни, обучение  технологиям построения собственной жизни в экономических и социокультурных  условиях

Предметные:

1.Развивать логическое и математическое мышление, математическую интуицию

2.Научить  применять математические знания при решении различных задач и оценивать полученные результаты

3.Сформировать  представление об основных информационных процессах в реальных ситуациях.

Осуществляя данный подход, я считаю, что можно подготовить человека умелого, мобильного, владеющего не набором фактов, а способами и технологиями их получения, легко адаптирующегося к различным жизненным ситуациям.

III. Механизмы реализации:

   Задача 1.  Реализация принципа уровневой дифференциации

 Наше ШМО при поддержке администрации школы выработали три этапа внешней уровневой дифференциации – организация разноуровневых и профильных классов, введение углубленного изучения математики.     

  На I  этапе на базе 7 классов мы создаем однородную образовательную среду, чтобы ученик мог проявить свои способности, чувствовать себя комфортно.

 На II  этапе на базе 8 – 9 классов, когда способности учащихся четко обозначаются, мы проводим уровневую дифференциацию, в процессе которой создаются классы математические и общеобразовательные.

 На III  этапе на базе 10 – 11 классов, когда обозначены не только способности учащихся, но и интерес к тем или иным областям науки, когда определяется интерес к той или иной профессии. Мы проводим профильную дифференциацию, создавая  классы естественно – математического цикла и гуманитарные.

 Цель уровневой дифференциации состоит в том, чтобы:

  • адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика;
  • предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебные пособия, методы и формы обучения.

 Люди от природы разные; на них влияют социальные условия. В школу дети приходят с разной предрасположенностью к обучению. С разным темпом мышления. Значит к ним надо подходить дифференцированно. В связи с разной обучаемостью для усвоения базисного компонента каждому школьнику необходимо свое время, своя доза помощи, свой уровень, но не ниже базового компонента. Почти каждый ребенок идет в школу с большим желанием учиться, однако очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учеба превращается в тяжелую повинность. Причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Именно поэтому ученик должен находиться в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно и тогда учеба сопровождается успехом. В нашей школе проведение уровневой дифференциации обставлено непременным условием: классы должны быть динамическими, т.е. на определенном этапе обучения наиболее успевающие или, напротив, неуспевающие учащиеся имеют возможность перейти в классы соответствующего уровня.

Задача 2. Реализация принципа интеграции учебной и внеклассной работы учителя математики

Реализация задач данного проекта требует применения новых форм, методов, технологий в организации учебного процесса. Чтобы достичь желаемого результата необходимо, чтобы каждый обучающийся стал активным участником учебного процесса, то есть стал субъектом учения, имел потребность и желание познавать учебный материал и применять его к практическим задачам, а это невозможно без соответствующей мотивации обучения. Формирование ключевых компетенций, в том числе и социальных, возможно лишь на основе реализации деятельностного подхода в образовании. Организация деятельностного подхода осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

1.Урочная деятельность

Проведение внешней уровневой дифференциации обязательно должно опираться на теорию развивающего обучения. И только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближайшего развития. Ученик должен познать себя, а учитель ему в этом должен помочь. Во время урока включение учащихся в деятельность идет через использование современных технологий личностно-ориентированной направленности, а именно использование следующих технологий:

  • внутренней уровневой дифференциации
  • проблемного обучения
  • проектного обучения
  • обучение в сотрудничестве
  • информационного обучения
  • рефлексивного

2.Исследовательская деятельность

Каждый год учащиеся нашей школы принимают активное участие  в научно- практических конференциях  «Шаг в будущее» и «Обыкновенное чудо» , в процессе подготовки к которым   реализуется технология проектного обучения. С каждым годом учащиеся все больше выбирают нестандартные темы, проявляя умение анализировать имеющиеся факты, делать выводы, проводить самостоятельные научные исследования.  Завершается исследование темы  защитой проектов с использованием презентаций.  Презентации создаются  с помощью программы Power Point. Обучающиеся демонстрируют свои творческие способности, учатся позиционировать личные достижения и «наращивать» собственную конкурентоспособность, осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов, реализуют потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, признании личных достижений, способности дизайнерского оформления, приобретают опыт публичных выступлений, а самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для старшеклассника первостепенным мотивом.   Все это способствует успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

3.Работа с одаренными детьми.

Образовательные продукты ЛОЦ «Одаренные дети»-

1.Интегрированная олимпиада «Горизонты успеха»

2.Городское внеклассное мероприятие «Математическое кафе»

3.Научно-практические конференции.

  • В школе работает математический кружок «Решение олимпиадных задач»
  • Ежегодно проводятся школьные математические олимпиады, в которых принимают участие все желающие учащиеся
  • По результатам школьной математической олимпиады учащиеся нашей школы принимают участие в городской математической олимпиаде
  • Ежегодно в январе по результатам альтернативной математической олимпиады по линии Республиканской общественной организации «Байкальский     образовательный центр «Эврика» проводится собеседование  с преподавателем Новосибирского государственного университета Липуновым И. Б. для отбора одаренных учащихся в летнюю физико-математическую школу при НГУ
  • Ежегодно учащиеся нашей школы принимают участие в городских  олимпиадах 

«Математика-информатика-физика» на базе МАОУ СОШ №56, «Математические ростки» на базе МАОУ СОШ №26,

«Быстрый счет» на базе МАОУ «Гимназия №14»,

  •  «Горизонты успеха» на базе МАОУ СОШ №37, проводимые по линии Республиканской общественной организации «Байкальский     образовательный центр «Эврика» и по линии ЛОЦ «Одаренные дети»

  • Учащиеся нашей школы принимают  активное участие во  всероссийских  и международных конкурсах  «Кенгуру», «Зимние интеллектуальные игры», «Авангард», «Ребус», Фгостест» и др.
  • Учащиеся нашей школы принимают  активное участие в дистанционной интернет - олимпиаде «Уральская олимпиада»

4.Внеклассная работа.

  • Проведение недели математики
  • Элективные курсы по подготовке к ЕГЭ по математике

Для того чтобы ученику успешно сдать государственный экзамен, необходима систематическая подготовка. Основная задача курсов - систематизировать и углубить знания учащихся по математике за курс средней школы. Эффективное повторение материала по темам школьного курса математики осуществляется:

 а) традиционными методами (лекции, практикумы)

б) с помощью информационных и коммуникационных технологий: программного комплекса «Инструментальная среда для создания программно-педагогических тестов и адаптивного тестирования» (кратко «СМ  М-Тест»). Использование таких нестандартных форм контроля как компьютерное тестирование - один из способов формирования положительной мотивации к процессу учения. Компьютерное тестирование повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность учащихся, дает возможность быстрой обратной связи преподавателя с обучаемым. Преимуществом также является немедленное после выполнения теста получение оценки каждым учеником. Это, с одной стороны, исключает сомнения в объективности результатов у самих учащихся, а, с другой стороны, существенно экономит время преподавателя на проверке контрольных работ. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд достоинств:

а) быстрое получение результатов

б) объективность в оценке знаний

в) позволяет получить достоверную информацию о качестве и уровне знаний учащихся

г) позволяет провести своевременную коррекцию процесса усвоения новых знаний

  • Ежегодно в марте учащиеся нашей школы принимают участие в  общегородском внеклассном мероприятии «Математическая регата» по линии Республиканской общественной организации «Байкальский     образовательный центр «Эврика» на базе гимназии №14
  • освоение программного комплекса «Инструментальная среда для создания программно-педагогических тестов и адаптивного тестирования» (кратко «СМ  М-Тест»).
  • Обновление критериев оценивания учащихся
  • усиление интеграции урочной и внеклассной работы учителя математики (проведение плановых и альтернативных олимпиад различного уровня: школьного, городского, республиканского и российского, курсы по подготовке к ЕГЭ с применением нового программного комплекса «СМ-Тест», предметные недели, математические бои, интернет – олимпиады, олимпиада фирмы БИН)

IV.Заключение

Реализация моей методической системы способствует всестороннему развитию личности, созданию модели социально адаптированной личности выпускника, формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы,   который предусмотрен новым ФГОС.