Проблемно-ориентированный анализ за учебный год
статья на тему

Маняхина Светлана Анатольевна

Данный материал поможет грамотно провести анализ методической работы за учебный год 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_metodicheskoy_raboty.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

        МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Целинный

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

АНАЛИЗ

ЗА 

2009-2010 УЧЕБНЫЙ ГОД

                                                                          Зам. директора по УВР

                                                                          С.А.Маняхина

Плохой хозяин растит сорняк, хо роший выращивает рис. Умный культивирует почву, дальновид ный воспитывает работников.

Японская мудрость

В соответствии со ст. 32 п. 2.5 Закона РФ «Об образовании» в школе сложилась определенная система работы методической службы.
       Объективные потребности повышения качества образования изменяют роль и значение методической работы в школе. Обновление научно-методической работы в школе вызвано целым рядом факторов: изменением социального заказа, потребностью общества в формировании высокого качества образования, требованиями к профессиональным качествам учителя, задача которого не столько быть источником информации, сколько научить учащегося организации учебной деятельности. В современных условиях наша школа заинтересована в повышении качества образовательных услуг, а это побуждает педагогический коллектив обратить взгляд на новые подвижки в педагогической науке, заняться  исследовательскими проектами, вести методическую работу на научном уровне.

В связи с этим, методическая работа в 2009-2010 учебном году была направлена на реструктуризацию и обновление содержания работы методической службы; дальнейшее развитие и совершенствование работы школьных методических объединений педагогов; методическое сопровождение перехода к старшей профильной школе, эксперимента по введению ГИА, внедрения личностно-ориентированных, развивающих и здоровьесберегающих технологий обучения, методическую помощь учителям, работающим в классах повышенного уровня образования (профильное обучение), разработку и внедрение системы мониторинга качества образования, оказание методической помощи в подготовке к аттестации педагогических кадров; изучение, обобщение и внедрение перспективного опыта педагогов;

Цели и задачи методической работы успешно решаемые

 в 2009-2010 учебном году:

- непрерывное совершенствование качества образовательного процесса и его результативности; уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в области определенной науки и методики ее преподавания;
- совершенствование анализа и критериев оценки деятельности педагогического коллектива;
- создание условий для активного включения педагогов и учащихся в творческий поиск;
- формирование и развитие современного стиля педагогического мышления, готовности к самообразованию;
- оказание помощи учителям в реализации инновационных принципов и методических приемов обучения и воспитания учащихся.
          Методическое обеспечение образовательного процесса носит непрерывный характер, включает различные формы и содержание деятельности:
• Тематические педагогические советы, методический совет, методические объединения учителей;
• Самообразование;
• Опытно-экспериментальная работа;
• Консультации, анкетирование;
• Творческие отчеты педагогов и учащихся;
• Работа с молодыми специалистами;
• Школа передового педагогического опыта, курсы повышения квалификации
• Семинары;
• и др.,
состояние и продуктивность которых будет рассмотрена через основные виды деятельности.


Деятельность методического совета школы


          Особое место для целеосуществления проекта деятельности методической работы принадлежала методическому совету, в состав которого вошли руководители школьных методических объединений и представители администрации. МС вел свою работу по следующим направлениям:
• Создание условий для роста педагогического и методического мастерства учителей
• Реализация программ развивающего обучения
• Координация работы МО
Приоритетные вопросы, решаемые на заседаниях МС:
1. Итоги методической работы в 2008/09 уч. году и планирование работы школы на новый учебный год.

2. Индивидуальный подход учителей – предметников в работе со слабоуспеваемыми и наиболее подготовленными учащимися.

3. Внедрение в УВП  инновационных технологий.  

4. Реализации методической проблемы школы.

Опыт подготовки методических пособий и дидактических материалов в МО учителей начальной школы, математики, предметов научно-естественного цикла.

5. Работа классов предпрофильной подготовки и профильного обучения)
6. Подготовка к участию в едином государственном экзамене, итоговой аттестации
7. Изучение системы работы с одаренными детьми
8. Организация внеклассной деятельности по предмету (предметные олимпиады, недели, конкурсы и др.)
              В следующем учебном году методическому совету школы необходимо более активно организовать коллективные комплексные инновационные проекты школы, разрабатывать предметные и технические проекты, анализировать и распространять передовой педагогический опыт. Члены методического совета недостаточное внимание уделяли вопросам работы в школе научного общества учащихся, увеличению степени внедрения в практику профессиональной деятельности педагогов инновационных технологий и обобщению опыта ведущих учителей-предметников.


Деятельность методических объединений


                Главными звеньями в структуре методической службы школы являются предметные методические объединения.
В школе функционировали семь цикловых и предметных методических объединений:
Руководство методическими объединениями:

  1. «Лингвист» - Рожко Г.М.
  2. «Гармония» - Павловская О.П.
  3. «Мыслитель» - Верясова Л.Н.
  4. «Единство» - Лобачева Т.Ф.
  5. «Родничок» - Повидишева С.В.
  6. Кл. руководителей – Ярохно Т.А.

 
               Руководителям ШМО была делегирована часть функций по осуществлению внутришкольного контроля (контроль, анализ, качество знаний по определенным предметам). Каждый из руководителей достойно выполняет свои обязанности, и этот фактор способствует возможности на хорошем уровне решать в школе систему учебно-методических задач.
             Школьные методические объединения обеспечивали планомерную методическую работу с учителями школы, направленную на совершенствование содержания образования и включающую различные виды предметной и исследовательской деятельности.
              Заседания МО всегда тщательно готовились и продумывались. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Успешно рассматривались и решались следующие вопросы:
- работа с образовательными стандартами,
- создание банка контрольно-измерительных материалов уровня учебных достижений учащихся по предметам,
- освоение технологии педагогического мониторинга,
- поиск эффективных путей психологической, технической и методической подготовки к ЕГЭ, итоговой аттестации,
- внедрение в практику современных педагогических технологий,
- совершенствование форм и методов ликвидации пробелов в знаниях учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подходов к учебно-познавательной деятельности
- работа с одаренными детьми и др.
               Анализируя образовательную деятельность МО, можно отметить следующие аспекты:
• Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов всех уровней образования, была направлена на защиту интересов и прав обучаемых;
• Все учителя-предметники осуществляли образовательный процесс по рабочим программам, основу которых составляют программы Министерства образования РФ для общеобразовательных школ.


Опытно-экспериментальная работа

                 В течение года методическая служба школы обеспечивала
- методическое сопровождение предпрофильной подготовки, перехода к старшей профильной школе: рассматривались программы ориентационных и предметных курсов;
- методическую помощь учителям, работающим в классах повышенного уровня образования (профильное обучение): велось обучение содержанию и методике преподавания по модернизированным программам профильной школы (базового и профильного уровней), методике разработки и проведения элективных курсов, новым методам контроля и оценки знаний учащихся.


Система повышения квалификации


               Важным направлением методической работы в школе является постоянное повышение квалификации педагогических работников.
Ведущими формами повышения уровня педагогического мастерства являлись самообразовательная работа, курсовая переподготовка, изучение передового опыта коллег, аттестация, конкурсы профессионального мастерства учителя, участие в работе районных методических объединений.
               Все члены педагогического коллектива ведут систематическую, планомерную самообразовательную работу по индивидуальной методической теме или проблеме. Вопросы самообразования рассматриваются на педагогических советах, обсуждаются на заседания МО.
              В целях систематизации опыта, накапливаемого специалистами, для определения направления его развития в школе использовался один из современных методов профессионального развития - метод «портфолио». Наиболее полно опыт работы, накапливаемый учителем, его знания, пути развития педагогического мастерства отражены в «портфолио» учителей: Повидишевой С.В., Тасмухамбетовой Н.Н., Маняхиной С.А., Кальченко Н.И., Михеевой В.В., Лукашевич С.Н. и др.
             В 2009-2010 учебном году прошли обучение на дистанционный курсах повышения квалификации в СарИПК и ПРО по теме «Компетентностный подход в образовании» учителя-предметники Кравцова Л.С., Надырова В.А. Предметные курсы повышения квалификации в прошедшем году не планировались, т.к. все учителя-предметники проходят курсовую подготовку своевременно.
             В течение года успешно аттестованы 5 педагогических работника школы.
Первую квалификационную категорию подтвердили:
Кальченко Н.И., учитель начальных классов,

Лукашевич С. Н., учитель начальных классов,


Михеева В.В., учитель русского языка и литературы,

Ярохно Т.А., учитель искусства,

Тасмухамбетова Н.Н., учитель математики и информатики.
               В 2010-2011 учебном году заявили об аттестации 5 человек:
На первую квалификационную категорию:
Рожко Г.М., учитель русского языка и литературы, первая квалификационная Маняхина С.А., заместитель директора по УВР.

Ярохно Т.А., заместитель директора по ВР.

На высшую квалификационную категорию:
Лобачева Т.Ф., учитель географии, высшая квалификационная категория.
Тасмухамбетова Н.Н. учитель математики, первая квалификационная категория.
             Нуждаются в курсовой переподготовке в 2010/2011 учебном году четверо учителей: Павленко Н.Б.(физика),  Лобачева Т.Ф., (география),  Тасмухамбетова Н.Н.(математика).

              Школа принимает активное участие в работе РМО. В этом учебном году на базе школы проводилось выездное заседание РМО учителей истории, географии, музыки, заседание КМО учителей начальных классов.  
Ярохно Т.А., учитель искусства, участвовала в  районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года 2010». Кроме того,  Маняхина С.А., заместитель директора по УВР., возглавляет предметное КМО района,  Ярохно Т.А., заместитель директора по ВР, возглавляет РМО заместителей директора по ВР,  учителя Сабайдаш Н.А., Маняхина С.А., Кальченко Ю.В. входят в экспертные группы по аттестации педработников на первую квалификационную категорию.

               Творческая группа учителей начальных классов в составе  Повидишевой С.В., Лукашевич С.Н., Валеевой А.З., Кальченко Н.И. и  заместителя директора по УВР Маняхиной С.А. подготовила и провела кустовой семинара о по здоровьесберегающим технологиям в начальной школе для учителей начальных классов школ района.  

 Учителя Маяхина С.А., Лобачева Т.Ф., Тасмухамбетова Н.Н. представили свои публикации на информационных порталах «Завуч», «Про школу», «сеть творческих учителей», на сайте образовательного учреждения и своих собственных сайтах.
            В 2009-2010 учебном году материалы учителя математики  Тасмухамбетова Н.Н. опубликованы в приложении к газете «Первое сентября» - «Математика».

           Использование современных образовательных технологий в практике обучения становится обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Был выработан основной подход к выбору педагогических технологий для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемые технологии должны иметь качественную характеристику, совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения и воспитания.

          В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:

  1. До 100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях;
  2. 78% учителей используют в своей работе инновационные технологии;
  3. Проблемное обучение используют в своей работе учителя истории, иностранного языка, русского языка и литературы.
  4. Развивающее обучение – учителя истории, математики, русского языка и литературы, начальных классов.
  5. Опорные конспекты – учителя истории, химии, начальных классов
  6. Модульно-блочные технологии – учителя химии, истории, математики.
  7. Проектная методика – учителя истории, географии, технологии.
  8. Интегральная технология – учителя истории, начальных классов.
  9. Технология УДЕ – учителя истории, математики.
  10. КСО – учителя истории, русского языка и литературы.
  11. Деятельностный подход – учителя истории, начальных классов,
  12. Информационные технологии – все учителя.

             Достичь успехов в организации методической службы школы помогла организация ее на диагностической основе. Начиная эту работу с создания диагностических карт, сегодня мы имеем мониторинг всего учебно-воспитательного процесса, стопроцентный опрос всех учащихся и учителей, который дает возможность управлять качеством образования.              

              Администрация имеет банк данных - рейтинг учителя, предмета, получает информацию от родителей и имеет возможность выполнять социальный заказ и создавать локальный социум в школе. В результате подобной работы методическая служба школы выходит на новый профессиональный уровень в системе “учитель-ученик-родитель”.

                За год было администрацией школы, членами методического совета и родителями посещено около 200 уроков, в том числе открытые уроки и внеклассные мероприятия учителей Верясовой Л.Н., Михеевой В.В., Рожко Г.М.,  Валеевой А.З., Павленко Н.Б.  Основные направления посещения и контроля уроков: формы и методы, применяемые на уроках; активизация познавательной деятельности учащихся; состояние преподавания предмета; применение разноуровневого обучения, дозировка домашних заданий, использование ТСО и ИКТ, наглядности. Основные направления контроля и тематики посещения уроков выбраны правильно, что значительно улучшило качество преподавания, структуру уроков и отбор необходимых методов, применяемых на уроках. Анализ посещенных уроков констатирует: уроки отличаются методически грамотным построением, соответствием ряду дидактическим принципам, рациональной структурой и темпом, использованием современных педагогических технологий (игровых, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих, тестовых, технологий адаптивной системы обучения, опорных сигналов, информационно-коммуникационных, модульно-блочных, личностно-ориентированных, проектных, опережающего и развивающего обучения), применением современных ТСО. Однако у отдельных учителей прослеживаются негативные тенденции: не в полной мере используется разноуровневое обучение, дифференциация и индивидуализация домашних заданий, не планируется рефлексия урока, недостаточное внимание уделяется работе по развитию монологической речи учащихся, осмысленного выразительного чтения, работе с учебником.
               Наряду с традиционными формами организации образовательного процесса, учителя школы активно применяют нетрадиционные формы: урок-семинар, урок-диспут, урок-презентация (Надырова В.А., Маняхина С.А. учителя истории и обществознания), урок-семинар, урок-презентация (Кравцова Л.С. учитель биологии), урок-практикум (Верясова Л.С., учитель математики, Шугурин В.В., учитель технологии), урок-дискуссия (Михеева В.В., учитель русского языка и литературы). Значительно возросло количество педагогов, активно применяющих информационно-коммуникационные технологии и средства ИКТ в образовательном процессе. В настоящее время их численность составляет 20 человек (95,2%).

Организация внеклассной деятельности по предмету


               Высокий уровень профессионального мастерства отдельных педагогов способствует воспитанию учащихся, достигающих стабильно высоких, положительных результатов в обучении и внеклассной деятельности по предмету, являющихся призерами олимпиад и конкурсов различных уровней.
Учащиеся под руководством педагогов участвовали в различный конкурсах, чемпионатах, предметных олимпиадах как школьного так и более высокого уровня на которых занимали призовые места.  

                  В муниципальных предметных олимпиадах приняли участие 65 учащихся, из них призовые места заняли 16 человек. Победителей подготовили следующие учителя: Верясова Л.Н., Тасмухамбетова Н.Н., Лобачева Т.Ф., Сабайдаш Н.А., Надырова В.А, Кравцова Л.С. Таких как:

- Всероссийский  международный  предметный молодежный чемпионат по географии- призовое место.

-  Муниципальный литературно – краеведческий  праздник « Я помню! Я горжусь!» - два вторых и одно третье место  по номинациям

- Международная Интернет - Олимпиада «Эрудиты планеты – 2009»

- Всероссийский игровой конкурс «КИТ»- 1, 2 места в районе.

- Молодежный математический чемпионат по математике – 1,2,3 место в районе.

- Всероссийский математический  конкурс «Кенгуру»

- Всероссийский  муждународный  конкурс «Русский медвежонок» - призовые места

- Международный географический чемпионат – диплом «Лучший результат в районе»

- Муниципальная конференция «Политика вокруг нас» - 2 место.

- Муниципальный конкурс  военно - патриотической песни «Великая Победа» - диплом победителя конкурса.

- Муниципальный конкурс «Золотой микрофон»- 1,2 место.

- Муниципальный конкурс «Звездный дождь» - участие в финале конкурса.

- Муниципальные конкурсы рисунков различной тематики – одно  первое  место, два вторых.

- Муниципальный литературный праздник – два 3 места, одно 3.

              Также наши учащиеся активно участвовали в предметных олимпиадах на муниципальном уровне. Так всего приняли участие в предметных олимпиадах на районном уровне 61 учащийся.Призовые места заняло 15 учащихся, что составляет 25%. Учащийся 10 класса Павлов Евгений занял 14 место  в предметной олимпиаде по географии в г. Саратове.

Но наибольших успехов учащиеся достигли в спортивных соревнованиях.

В районе наша команда  в соревнованиях по баскетболу 6 раз занимала почетное 1 место, 2 раза второе и один раз 3 место.

Соревнования по дворовому футболу – одно первое место, два вторых.

               Прошедший учебный год-  год 65 – летия великой победы. 9 мая 2010 года -  65 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы готовились к этому знаменательному событию в течение всего года, Ученики и учителя нашей школы  участвовали в различных проектах, конкурсах, организовывали торжественные встречи с тружениками тыла  той страшной войны, проводили экскурсии в районный  музее Боевой славы,  уроки мужества.   В школе прошёл общешкольный проект «Я знаю, помню, горжусь!», посвященный 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В проекте приняли участие более 80 учащихся нашей школы. В рамках проекта был проведён конкурс творческих работ учащихся «История  одной семьи  в летописи Великой Отечественной войны», конкурсы рисунков,  и многое другое. По итогам этого проекта  победителем стал 11 класс, представитель класса принял участие в районной акции «Я помню - я горжусь».  Итогом всей  проделанной работы по данному направлению стал муниципальный семинар директоров и зам. директоров по ВР, прошедший в апреле на базе нашей школы по теме: «Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. и актуальные проблемы воспитания молодежи».

               Потенциал школы велик, поэтому необходимо мотивировать учителей к занятию с одаренными детьми и подготовке победителей олимпиад, конкурсов  Причиной такого положения является недостаточно эффективная работа педагогического коллектива по выявлению одаренных, имеющих высокую мотивацию к обучению детей, не всегда хорошая подготовка учащихся к участию в олимпиадах. Статистика показывает, что участниками олимпиад практически по всем предметам являются одни и те же учащиеся, и чаще всего не одаренные дети, а успешно осваивающие образовательные стандарты. Этот вопрос требует незамедлительной доработки: внеклассная образовательная деятельность должна стать для учащихся поприщем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.
             Традиционной формой организации внеклассной работы по предмету являются предметные недели, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал.
Наиболее интересными были предметные недели русского языка и литературы, иностранного языка, начальных классов, математики и истории. Учителя-предметники проявили хорошие организаторские способности, умение создать творческую атмосферу, использовали разнообразные нетрадиционные формы проведения, вызвали интерес учащихся.

Обеспечение методической работы


              Работа с учебными кабинетами в этом учебном году велась на должном уровне. Значительно улучшилось методическое оснащение учебных аудиторий: поступили комплекты ученической мебели, интерактивные доски, мультимедийные системы, кабинеты химии, физики, иностранного языка. Улучшилась и техническая база школы: приобретены  оргтехника, оборудование для актового зала и столовой.
         Методический кабинет действенен, благоустроен: в течение учебного года был произведен ремонт, приобретена оргтехника. В методическом кабинете функционируют информационные стенды «Методическая работа школы», «Обобщение передового педагогического опыта», «Современные образовательные технологии», «Уголок психологической и социальной службы школы», были систематизированы и оформлены в папки материалы «В помощь занимающемуся самообразованием», «Адреса передового опыта», «Классный руководитель в современной школе», «Современный урок. Схемы анализа урока».


Информация об организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ.                                                                                                         

            Сейчас школа находится на последнем этапе эксперимента по переходу к профильному образованию. Организацию предпрофильной подготовки в нашей школе мы начинали с анализа мнений восьмиклассников и их родителей, используя методы анкетирования, тестирования и собеседования, а затем сформировали соответствующий учебный план, наполнили его вариативную часть курсами по выбору на основе общеобразовательных запросов учащихся. Элективные курсы и предметы предпрофильной и профильного обучения подготовки в нашей школе в основном – краткосрочные, ориентированные на профиль либо основные учебные дисциплины (русский язык и математика).

Можно отметить, что уже на протяжении трёх лет старшеклассники школы выбирают следующее:

* форма организации: по учебному расписанию – 68%, после уроков – 32 %.

* режим занятий: 1 раз в недёлю – 33 %, 2 раза – 67 %.

* форма изучения курсов по выбору: 100 % выбрали проведение деловых игр, тренингов и проведение исследований, проектные работы.

* 67 % учащихся хотели бы посещать курсы только в своей школе.

В течение последних лет были изучены следующие курсы по выбору: «Комбинаторика», «Основы работы в Интернете», «Мастерство публичного выступления», «Права потребителя», «Я – это я», «в мире процентов», «Бизнес и туризм», «Бюджет семьи», «Знаток русского языка», «Моё портфолио» и т.д.  Данные курсы по выбору позволили учащимся не только получить больший объем знаний по предметам, но и целенаправленно работать вместе со своими педагогами по подготовке к выпускным экзаменам.  

            Введение портфолио было нацелено не только на поддержку высокой учебной мотивации школьников, но и развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся.
Были выделены преимущества портфолио:
1. В отличие от традиционного подхода, который разделяет преподавание, учение и оценивание, портфолио органически интегрирует эти три составляющие образовательного процесса.
2. Позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащегося посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности.
3. Поощряется не только оценка, но и самооценка, а также самоанализ и самоконтроль учащегося.
4. Направлено на сотрудничество учителя и учащегося с целью оценки достижений, приложенных усилий и прогресса в обучении.
5. Позволяет уйти от жесткой системы оценивания к гибким условиям альтернативной оценки.
Нами определены и недостатки данной формы оценивания:
1. Внедрение данной формы оценивания требует большой систематической работы как ученика, так и учителей и родителей.
2. Возникает проблема учебного времени: портфолио требует больше времени для реализации, чем традиционная система оценивания.
3. У учащихся недостаточно развита мотивация достижений, имеются трудности в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный материал и опыт.
4. Неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения.
             Практика показала, что некоторым учащимся за период 8- 9-го класса весьма проблематично набрать портфолио, поэтому в ОУ портфолио ведётся с 1-го класса. Это приучает учащихся к сбору данного вида документа, дисциплинирует их, повышает аналитическую  культуру к моменту окончания школы.

               Следует отметить, что ведение портфолио в начале экспериментальной работы носило в основном формальный характер вследствие недостаточной работы классных руководителей, непонимания всей значимости и необходимости ведения этого документа учащимися, пассивности со стороны родителей, отсутствия должного контроля со стороны администрации. Достижения, представленные учащимися в портфолио, низкого уровня или вообще отсутствуют. Причинами являются низкая мотивация большей части девятиклассников к учебной и определенным видам познавательной деятельности, их слабая творческая активность, недостаточный уровень самооценки результатов личных достижений, неготовность к самомониторингу и рефлексии выпускников основной школы. Опыт ведения портфолио показал необходимость усовершенствования структуры «портфеля ученика», решения вопроса о выдаче итогового документа по портфолио.

 Апробация предпрофильной подготовки и профильного обучения потребовала и усиления методической работы и с педагогами. В течение последних лет наша школа работает по следующим направлениям:

·         организация и деятельностный характер содержания курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки и профильного обучения;

·         информационная и ориентационная деятельность в составе предпрофильной подготовки.

            Необходимо признать, что наша школа в целом удовлетворительно проводит профилизацию.  

1. Разработаны положения, нормативно-правовые акты, регулирующие организацию и осуществление предпрофильной подготовки и профильного обучения.

2. 100 % учащихся старших классов школы охвачены предпрофильной подготовкой и профильным обучением, включающей информационную, ориентационную работу, курсы по выбору, накопительную оценку достижений учащегося - портфолио.

3. Организована индивидуально-групповую работу с учащимися с целью повышения уровня готовности сельских школьников к профильному обучению.

4. Расширен спектр профессионального выбора выпускников школ.

Перспективы:

1.     Проведение целенаправленной информационной работы в системе с начальной школы.

2.     Разработка индивидуальной образовательной траектории с момента обучения на II ступени.

3.     Пополнение карты индивидуального сопровождения по направлению информационная и ориентационная работа. 

4.     Эффективное использование дистанционных курсов по выбору.

  

Диагностика затруднений педагогов

Проводимые диагностики

Выявленные проблемы

Планируемые действия

Диагностика профессиональной компетентности педагогов

- Создание проблемно-поисковых ситуаций на уроке

- Построение воспитательной работы в классе в соответствии с новыми требованиями

* Собеседование по данной проблеме, оформление методической папки с рекомендациями, отслеживание при посещении уроков.

* Проведение ШМО классных руководителей. Поиск информации через Интернет

 

Методологическая культура учителя

- использование на уроках СОТ

* Проведение педагогического совета;

* Оформление стенда в учительской по углублённому ознакомлению с современными образовательными технологиями.

Информационная культура учителя

Использование возможностей интерактивной доски на уроках

Создание и работа школьной команды в области информатизации учебного процесса, школьные  обучающие семинары по работе с интерактивной доской (Лобачева Т.Ф., Тасмухамбетова Н.Н.)

Оценка экспериментальной деятельности учителя

Повышение мотивации при посещении курсов по выбору

Презентация курсов по выбору на следующий год; разнообразие тематики курсов по различным направлениям в соответствии с интересами школьников; деятельностный характер курсов – пересмотр программ.

Экспертиза коммуникативной культуры учителя

Организация сотрудничества с учащимися, мотивация на проявление инициативы и творчества

Знакомство с технологией сотрудничества (партнёрства) – выставка в библиотеке.

Оформление методической папки по эмоциональной компетентности педагога и учащихся

Школа глазами учащихся, родителей и учителей

(3 анкеты)

- Развитие духовно-нравственных качеств личности

- Рост доли учащихся, находящихся в социально опасном положении, группы риска (многодетные, малообеспеченные)

* Реализация данного направления в плане школы через внеклассные мероприятия, работу с родителями, проведение курсов по выбору.

* разработка и реализация программы по работе с данной категорией детей по профилактике правонарушений; учёба классных руководителей на ШМО; использование возможностей дополнительного образования.

               

 Итак, анализ работы школы показал, что методическая работа идёт по пути совершенствования структуры. В школе есть кадровые, материальные, технические условия и потенциал для дальнейшего развития. Педагогический коллектив нацелен на результат и в связи с этим ориентирован на дальнейшее развитие школы. Всё это должно привести к повышению эффективности обучения и совершенствования всего учебно-воспитательного процесса.

        Анализ методической работы школы также показал, что методическая тема школы соответствует основным задачам, стоящим перед образовательным учреждением. Тематика заседаний методического совета, школьных МО и педагогических советов отражает основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы. В основном поставленные задачи методической работы на 2009-2010 учебный год выполнены.

Между тем, есть нерешенные проблемы:
- недостаточно ведется работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
- невысок уровень навыков самоанализа у учителей и самоконтроля у учащихся;
- хорошо организована методическая работа, но не всегда достаточно влияет на повышение качества образовательного процесса;
- недостаточная работа по программе «Одаренные дети»;
- низок уровень участия и результативности участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах различного уровня; слабо научное общество учащихся;
- недостаточно активное включение и участие педагогов школы в конкурсах профессионального мастерства.


          Учитывая выше сказанное, будут уместны следующие рекомендации:
1. Продолжить работу по основным направлениям МР (организационному, технологическому, информационному и контрольно-оценочному).
2. Развивать механизм включения педагогов в деятельностную парадигму.
3. Совершенствовать организацию предпрофильной подготовки и профильного обучения.
4. Продолжить мониторинг результативности работы педагогических работников.
5. Более тщательно и конкретно планировать работу по освоению, обобщению и внедрению опыта работы учителей школы.
6. Шире привлекать для проведения предметных недель в начальной школе старшеклассников, усилить работу по преемственности.
7. Найти наиболее интересную форму проведения итоговых мероприятий по предмету.
8. Практиковать рейтинговые опросы учащихся об уровне проведения различных мероприятий.
9. Более добросовестно относиться к планированию и проведению предметных недель учителям биологии, химии, технологии, ОБЖ.
10. Активизировать работу по программе «Одаренные дети», способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся.

          В 2010-2011 учебном году основные усилия методической работы школы необходимо направить на достижение следующих целей и задач:
1. Формирование методической культуры педагогов как средства повышения качества образования.
2. Сопровождение педагогической деятельности информационной, научной, консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.
3. Создать режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков с использованием современных педагогических технологий.
4. Отслеживание и квалифицирование роста педагогического мастерства путем проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности.
5. Обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности коррекционной школы VIII вида

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности  МС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида, представленный в виде текстового и табличного анализа   поможет начинающим  руководителем...

Проблемно-ориентированный анализ работы МО за 2010-11 уч.год

Проблемно-ориентированный анализ работы МО ЕМЦ за 2010-11 уч.год...

Проблемно-ориентированный анализ МБОУ-СОШ№5.

Проблемно-ориентированный анализ методической работы в школе....

Проблемно-ориентированный анализ работы МО учителей гуманитарного цикла

Документ содержит подробный анализ работы МО учителей гуманитарного цикла....

Проблемно-ориентированный анализ методической работы МО воспитателей за 2014-2015у.г.

Проблемно-ориентированный  анализ методической работы МО воспитателей за 2014-2015у.г.Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы, объективная оценка результатов, определе...

Проблемно - ориентированный анализ деятельности городского методического объединения учителей информатики за 2015 - 2016 учебный год

Цель анализа: определение уровня продуктивности научно-методической работы, объективная оценка результатов, определение проблем научно-методической работы, определение целей и задач на новый учебный г...

Проблемно-ориентированный анализ по результатам деятельности (5-11 классы) МАОУ СОШ №11 в первом полугодии 2016-2017 учебного года

В работе представлен анализ условий ОП, анализ УВП  за первое полугодие 2016-2017 уч.года...