Проблемно-ориентированный анализ МБОУ-СОШ№5.
методическая разработка по теме

Писаревская Наталья Леонидовна

Проблемно-ориентированный анализ методической работы в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная

школа №5 им. Н.Островского г. Клинцы Брянской области

ПРОБЛЕМНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНАЛИЗ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Подготовила: зам. директора по УВР Писаревская Н.Л.

        Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Её роль значительно возрастает в современных условиях в связи необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.

 Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.

        Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через учебно – воспитательный процесс.

Педагогический коллектив школы работал в этом году над темой: «Формирование компетенций учителя и учащихся как средство повышения качества образования».

 Цель: развитие способности каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными знаниями средней школы и глубокими знаниями по профильным предметам через развитие основных компетенций учителя.

 Был определен следующий круг задач:

  1. обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем использования новых образовательных технологий.
  2. обеспечить содержательную и методическую преемственность  начальной школы – среднего звена; среднего звена – старшей школы; старшего звена – ВУЗА.
  3. построение методической работы на основе диагностик.
  4. способствовать повышению креативности  школьников.

       Эти задачи нашли своё решение через реализацию диагностики профессионализма педагога, использование её результатов в методической работе, через работу педагогических советов, методического совета, семинаров, профессионального конкурса «Учитель года», аттестацию педагогических кадров.

Основные объекты

Достижения

Нерешенные проблемы

Причины

Управленческие решения

1.Работа

педагогических советов.

Высшей формой методической работы является педагогический совет. В текущем году прошли педсоветы на тему:1.Анализ учебно – методической работы ОУ за прошедший год. Введение в ОУ ФГОС НОО.

2.Технология портфолио как альтернативный метод оценивания деятельности ученика и учителя.

3. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы.

4. Личность педагога в современной школе.

5. Одаренные дети: реалии, проблемы, перспективы.

6. Подведение итогов работы школы. Компетентность учителя и учащихся и результаты оценки качества образования.

1. Не все решения педсоветов, проведенных были выполнены.

2. Не все педагоги активно включились в работу педсоветов.

1.Недостаточное четкое и продуманное планирование системы методической работы школы.

2. Недостаточная мотивация деятельности педагогов.

1.Более тщательный подбор технологий педсоветов с большим упором на личностную ориентацию в организации и проведении.

2.Работа методического совета.

Цель: выявление результативности деятельности методического совета в решении поставленных задач. Состав: методический совет школы возглавляет директор школы. В МС вошли: зам. директора по УВР,  ВР, руководители МО, учителя – предметники. Было проведено пять заседаний МС, на которых рассматривались следующие вопросы: 1. Планирование работы.

  1. анализ методической работы за 2010-2011 уч. год;
  2. анализ результатов  образовательной деятельности  по предметам в прошедшем году;
  3. утверждение планов работы МО, МС, плана обобщения ППО, смотров, конкурсов.
  4. утверждение программ элективных курсов.

2.Система технологических знаний  как важнейший показатель педагогического мастерства современного преподавателя.

3. Индивидуализация и дифференциация УВП необходимое условие обеспечения успеваемости всех учащихся.

4. Компетентностный подход в современной школе, его влияние на качество образования.

5. Эффективность профессионального развития учителя.

  1. творческий отчет МО;
  2. анализ реализации системы курсовой подготовки.

1.Не работает система взаиморазвития и обмена профессиональным опытом.

2. Не налажена работа по отчёту учителей по темам самообразования.

1. Нехватка времени из – за большой учебной нагрузки, профессиональная усталость.


1.Недостаточная активность и инициативность членов МС.

1.Более четко планировать и распределять нагрузку между членами МС.

2. Применять личностно – ориентированный подход к распределению нагрузки в рамках МС,

3. Работа методических объединений.

Структурной составляющей МС является предметные МО. В школе  функционирует 5 МО. Каждое предметное МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы, и в своей  деятельности прежде всего ориентируется на организацию методической помощи учителю. В работе МО в 2010-2011 учебном году следует отметить:

  1. стало традицией проведение семинаров, предметных недель;
  2. у ряда педагогов возрос уровень мотивации к овладению информационно – коммуникативными технологиями в образовании и внедрении их в урочную деятельность.

1.Отсутствие проблемно-ориентированного анализа деятельности МО.

2.Не удается наладить взаимопосещение уроков членов МО.

3.Снижение мотивации деятельности педагогов в рамках МО.

4.Равнодушное отношение ряда педагогов школы  к росту своей профессиональной компетентности.

1.Снижение мотивации к педагогической деятельности. Равнодушие. Безразличное отношение к перспективам, как личностного развития, так и к перспективам развития школы.

2. Недостаточно четкое и продуманное работы МО.

1. Всем руководителям МО изучить алгоритм проблемно – ориентированного анализа деятельности с целью внедрения в практику.

2. При составлении плана работы МО предусмотреть поэтапную подготовку к проведению каждого мероприятия.

3. Усилить контроль со стороны МС за реализацией планов МО.

4.Открытые уроки, взаимопосещение и анализ уроков.

Администрацией школы посещались уроки в соответствии с планом внутришкольного контроля. Основными целями посещения и контроля уроков были: классно – обобщающий контроль 5 кл., анализ структуры уроков, выявление уровня методического мастерства, работа со слабоуспевающими учащимися, подготовка учащихся к ЕГЭ, ГИА и т.д.  Всего посещено 70 уроков. Анализ посещенных уроков показал, что все учителя готовятся к урокам, определяют цели , задачи, грамотно строят  структуру уроков. Учителя используют различные приемы и методы. По – прежнему недостаточно организовано взаимопосещение уроков педагогами. Руководители МО  посещали уроки своих коллег, но количество этих посещений крайне малое. Это объясняется не только загруженностью, но и нежеланием и боязнью некоторых учителей видеть у себя на уроке посторонних. В дальнейшем работе посещение уроков руководителям МО сделать обязательным. Многие педагоги не могут делать самоанализ урока. В 2010-2011 учебном году открытые уроки  учителями школы проводились в рамках конкурса «Учитель года». Было проведено 5 уроков.  Интересно прошли уроки учителя русского языка и литературы – Голик Н.А., учителя технологии – Власенко М.М. С 2008-2009 учебного года в школе ведется работа по формированию портфолио учителя. В настоящее время наиболее грамотно и полно составлено портфолио у  следующих учителей: Голик Н.А., Писаревская Н.Л., Кибалко С.В., Пожарицкая Т.В., Власенко М.М., Шурпо А.И.

1.Недастоточное взаимопосещение уроков.

2. Равнодушное отношение ряда педагогов школы к росту своей профессиональной компетентности.

1. Нежелание затрачивать дополнительные усилия и время на повышение квалификации и овладение современными технологиями. Отсутствие  потенциала инновационной  деятельности.

1.Создать такую систему деятельности школы, при которой  станет невозможным учителю продолжать профессиональную деятельность без профессионального включения во все инновационные процессы.

2. Администрации школы усилить контроль за работой учителя на уроке.

3. Провести цикл открытых уроков  силами творчески работающих учителей по западающим вопросам профессиональных ЗУН.

5. Предметные олимпиады, конкурсы.

В 2011-2012 учебном году в ноябре – декабре были проведены школьные предметные олимпиады. По итогам школьного тура сформирована команда учащихся – победителей  школьного этапа предметных олимпиад  для участия в городском этапе. Результаты: Цыганкова Е.(10 кл.) – победитель – биология,  призер – химия, Курако Е. (9 кл.) – призер биология. Региональный этап Всероссийской предметной олимпиаде -  призер  Цыганкова Е. (биология). Обучающиеся принимают активное участие в Международных и Всероссийских предметных конкурсах: «Русский медвежонок», Международная олимпиада по основам наук, «Олимпус», Ломоносовском турнире – 2 победителя по двум предметам (Цыганкова Е., Холондач И.), конкурсах чтецов – второе и третье места, конкурс сочинений – первое место, конкурсах рисунков.

Количество призовых мест с 2009-2012 гг.

Год

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Количество призовых мест

4

2

3

1.Очень низкое количество победителей и призеров олимпиад, конкурсов.

1. Педагоги допускают к участию только сильных обучающихся, чтобы были хорошие результаты.

2. Педагоги не используют материалы конкурсов во внеурочной работе для развития интереса к предмету.

3. Не все желающие могут принять участие в конкурсе, т.к. конкурсы платные.

1. Необходимо планировать внеурочную деятельность учителей и учащихся для качественной подготовки участников олимпиад. Корректировка планов работы МО по названному направлению.

2. Продолжить работу по развитию интереса к предметам.

3. Выявить способных обучающихся через проведение интеллектуальных марафонов.

6.Профильная и предпрофильная подготовка.

В течение года с целью профилизации образования , углубления знаний по предметам  составлен план работы по внедрению профильного и предпрофильного обучения: 1. Заседание методического совета «Утверждение программ элективных курсов 9-11 классы».

2. Родительское собрание в 8-9 классах «Поддержка учащихся при выборе профиля обучения».

3. Детско – родительское собрания:

9 кл. «Выбор профессии»

10 кл. «Поступаем в ВУЗ»

4. Презентации элективных курсов для учащихся 9 классов.

5. Диагностика профессиональных интересов 9, 11 классов.

6. Диагностика интересов учащихся 8 классов.

7. Посещение семинаров по внедрению профильного и предпрофильного обучения.

8. Проверка администраций  элективных курсов в 9-11 классах.

9. Знакомство с нормативно – правовыми документами по данной теме других школ.

1. Использование  часов элективных курсов на подготовку к экзаменам.

1. Формальный подход к занятиям как обучающихся, так и педагогов.

1. Углубление знаний по предмету.

2. Проведение презентации большого количества программ элективных курсов, из которых обучающиеся могут выбрать необходимые для себя.

7. Кадровое обеспечении е

Деятельность педагогического коллектива направлена:

  1. на качественное обновление содержания образования, введение базисного учебного плана   государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
  2. на усиление социальной защиты образования детей;
  3. на дальнейшую гуманизацию, дифференциацию образования, с учетом психологических особенностей каждого обучающегося. В школе работает сплоченный коллектив.

Стаж работы: 5-10 лет -4%, 10-20 лет – 40%, свыше 20 лет – 56%. Каждый год учителя повышают свою квалификацию.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

4

6

1

1 – соответствие должности

Учителя ежегодно посещают курсы повышения квалификации.

2009-2010

2010-2011

2011-2012

7

5

7



1.Недастаточно активно педагоги участвуют в профессиональных конкурсах, не печатаются в СМИ.

2. Не все педагоги прошли курсы по ИКТ, поэтому использовать  на практике новые технологии во время учебного процесса не всегда получается.

1. равнодушие учителей.

  1. Направить усилия администрации на повышение количества педагогов с высшей и первой квалификационной категории.
  2. 2. Привлекать для работы молодых учителей.

        Анализ методической работы позволяет судить о том, что в целом методическая работа оказывает позитивное  влияние  на результативность образовательного процесса, однако не все планы реализованы и не все проблемы решены.

Работу методической службы в 2010-2011 учебном году можно считать удовлетворительной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности коррекционной школы VIII вида

Проблемно-ориентированный анализ воспитательной деятельности  МС(К)ОУ С(К)ОШ VIII вида, представленный в виде текстового и табличного анализа   поможет начинающим  руководителем...

Проблемно-ориентированный анализ за учебный год

Данный материал поможет грамотно провести анализ методической работы за учебный год...

Проблемно-ориентированный анализ работы МО за 2010-11 уч.год

Проблемно-ориентированный анализ работы МО ЕМЦ за 2010-11 уч.год...

Проблемно-ориентированный анализ работы МО учителей гуманитарного цикла

Документ содержит подробный анализ работы МО учителей гуманитарного цикла....

Проблемно-ориентированный анализ методической работы МО воспитателей за 2014-2015у.г.

Проблемно-ориентированный  анализ методической работы МО воспитателей за 2014-2015у.г.Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы, объективная оценка результатов, определе...

Проблемно – ориентированный анализ.

По итогам 2015 – 2016 учебного года....

План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL). МБОУ «Лицей №4 г.Азнакаево» АМР РТ учитель истории и обществознания Шарипова Зиля Ринатовна

План урока Проблемно-ориентированного Обучения (PBL)Дата :11.04. 2015Учитель : Шарипова Зиля РинатовнаПредмет: Обществознание. Право.Класс: 10 БНа уроке: 3 командыTема : «Нарушение прав туристов...