Главные вкладки

    Диагностический материал
    тест по теме

    Протопопова Ирина Юрьевна

    В документе представлен диагностический материал для учащихся и их родителей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

    (разработана А.А.Андреевым)

    Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

    Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать(прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

    4 – совершенно согласен;

    3 – согласен;

    2 – трудно сказать;

    1 -  не согласен;

    0 -  совершенно не согласен.

    1. Я иду утром в школу с радостью.

    2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

    3. В нашем классе хороший классный руководитель.

    4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

    5. У меня есть любимый учитель.

    6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

    7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

    8. У меня есть любимые школьные предметы.

    9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

    10. На летних каникулах я скучаю по школе.

    Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если (У) больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же (У) больше 2, но меньше 3 или(У) меньше 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.



    Предварительный просмотр:

    Тест «Мальчики и девочки»

    (составлен А.Ивановым)

    Инструкция.  Исследуемым предлагается  внимательно прочитать 20 утверждений и поставить напротив каждого их них слово «да» или «нет», свидетельствующее о согласии или несогласии с ниже перечисленными утверждениями:

    1.  Девочки более послушны, чем мальчики.

    2.  Девочки лучше относятся к природе.

    3.  Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.

    4.  Мальчики испытывают большее желание отличиться.

    5.  Мальчики больше одарены в математике.

    6.  Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

    7.  Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

    8.  У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек – слуховая.

    9.  Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

    10. Мальчики агрессивнее.

    11. Девочки менее активны.

    12. Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не узкому кругу друзей.

    13. Девочки более ласковы.

    14. Девочки легче подпадают под чужое влияние.

    15. Мальчики более предприимчивы.

    16. Девочки более трусливы.

    17. Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

    18. Девочки реже соперничают между собой.

    19. Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои способности.

    20. У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как девочки лучше справляются с монотонным трудом.

    Обработка результатов теста.  Правильными ответами на утверждения теста являются следующие:

    1.  В раннем детстве девочки действительно послушны.

    2.  Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать: девочки по своей природе больше склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве, что в возрасте 6-9 лет.

    3.  Это не так. Девочки могут решать сложные задачи(проблемы) не хуже мальчиков.

    4.  До 10-12 лет девочки развиваются быстрее( и поэтому иногда стремятся выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более целенаправленны, они больше , чем мальчики, думают о будущем.

    5.  Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы их ориентируем, хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

    6.  Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчина не должен плакать.

    7.  До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем мальчики.

    8.  Исследования показали, что на протяжении всей жизни эти способности у мальчиков и девочек одинаковы. Если и есть разница, то только индивидуальная.

    9.  До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения только подтверждают правила.

    10. Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два – три года, когда начинает формироваться их личность.

    11. Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.

    12. Напротив, девочки предпочитают одну или не более двух подруг, а не большую компанию. Вот почему именно мальчики собираются в более крупные группы. Это положение сохраняется и когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

    13. До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.

    14. Напротив, мальчики склонны скорее принимать «на веру» мнение компании, при их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно придерживаются своего мнения.

    15. В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и девочек нет разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может, сознательно.

    16. Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче преодолевать страх.

    17. Не больше мальчиков. Девочки лучше «вооружены» по отношению к сложным житейским ситуациям, умеют быстрее приспосабливаться. В большинстве случаев они более самостоятельны.

    18. В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности. Соперничать и «мериться силами» друг с другом могут и мальчики и девочки.

    19. Нет. Мальчики легче подчиняются личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

    20. В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше творческих способностей, у кого-то меньше, пол не имеет значения.

    Исследуемым необходимо подсчитать количество правильных или неправильных ответов. Полученное числовое соотношение может свидетельствовать об уровне сформированности знаний респондента о психофизиологических и других особенностях мальчиков и девочек.



    Предварительный просмотр:

    Анкета родителя

    Уважаемые родители!

    Приглашаем вас принять участие в обсуждении проблем обучения, воспитания и развития вашего ребенка в школе. Нас очень интересует ваше мнение по этим проблемам, поэтому просим ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать. Заранее благодарим вас за участие в анкетировании.

    1.  Вы живете в сельской местности. А как Вы оцениваете сельскую жизнь: лучше она или хуже городской?

    Подчеркните один из предложенных ответов:

    - лучше;

    - трудно сказать;

    - хуже.

    2.  Когда Ваш ребенок станет взрослым, ВЫ хотите, чтобы он жил (подчеркните):

    - в городе;

    - в районном центре;

    - в деревне;

    - трудно сказать.

    3.  Нравится ли Вам школа, в которой учится Ваш ребенок (подчеркните)?

    - Да;

    - больше да, чем нет;

    - трудно сказать (и да, и нет);

    - больше нет, чем да;

    - нет.

    4.  Как относятся жители Вашей деревни к школе?

         Подчеркните один из предложенных ответов:

    - очень хорошо;                                - плохо;

    - хорошо;                                           - очень плохо;

    - удовлетворительно                         - безразлично.

    5.  Как относятся жители Вашей деревни к учителям школы (подчеркните)?

    - очень хорошо;                                - плохо;

    - хорошо;                                           - очень плохо;

    - удовлетворительно                         - безразлично.

    6.  С каким настроением чаще всего приходит Ваш ребенок из школы (подчеркните)?

    - Веселый и жизнерадостный;

    - уставший, но удовлетворенный;

    - раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный.

    7.  Как Вы думаете, учитывают ли в школе индивидуальные особенности Вашего ребенка(подчеркните)?

    - Учитывают;

    - в основном учитывают;

    - и да, и нет (трудно сказать);

    - мало учитывают;

    - не учитывают.

    8.  Что больше всего Вы цените в школе, в которой учится Ваш ребенок (напишите)? ______________________________________________________

    _________________________________________________________________

    9.  Что не нравится Вам в школе(напишите)? __________________________________________________________________

    10. Какие пожелания ребенка и других членов Вашей семьи не осуществляются в школе (напишите)?__________________________________

    __________________________________________________________________

    11. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка по окончании школы?

    Какими качествами должен обладать он как выпускник школы (напишите)?

    12. Подскажите, пожалуйста, что необходимо изменить в школе, чтобы Ваш ребенок обладал названными качествами(напишите)? ___________________

    __________________________________________________________________

    13. Напишите, пожалуйста, что можете сделать (провести) лично Вы, чтобы жизнь в школе стала более интересной и успешной?

    __________________________________________________________________

    Большое спасибо!

    Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

    (разработана Е.Н.Степановым)

    Цель. Выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

    Ход проведения. На родительском собрании предлагается родителям внимательно прочитать ниже перечисленные утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

    Цифры означают следующие ответы:

    4 – совершенно согласен;

    3 – согласен;

    2 – трудно сказать;

    1 – не согласен;

    0 – совершенно не согласен.

    Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

    4     3     2     1     0

    В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

    4    3     2     1     0

    Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

    4     3     2     1     0

    Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

    4     3     2     1     0

    В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

    4     3     2     1     0

    Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

    4     3     2     1     0

    Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

    4     3     2    1     0

    Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

    4     3    2     1    0

    В школе проводятся дела, которые полезны и интересы нашему ребенку.

    4    3    2    1    0

    В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

    4     3     2     1    0

    Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

    4     3    2    1    0

    В школе заботятся о физическом развитии и здоровья нашего ребенка.

    4     3     2    1    0

    Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

    4      3     2     1     0

    Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

    4     3     2    1    0

    Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

    4    3    2    1    0

    Обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой школы (У) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

    Если коэффициент У равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент У меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

    АНКЕТА  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

    (составлена В.А.Андреевой)

    Уважаемые родители! Внимательно прочитайте перечисленные ниже утверждения и оцените степень согласия с каждым из них по следующей шкале :

    4 – совершенно согласен;

    3 – согласен;

    2 – трудно сказать;

    1 – не согласен;

    0 – совершенно не согласен.

    1.  Педагоги школы стараются помочь нашему ребенку овладеть умениями и навыками самопознания, самоанализа, самооценки.

    2.  В школе созданы условия для самореализации и самоутверждения личности нашего ребенка.

    3.  Педагоги доброжелательно относятся к нашему ребенку.

    4.  В школе нет ни психологического, ни морального насилия над детьми.

    5.  Нашего ребенка в школе никто не унижает.

    6.  Педагоги искренно переживают невзгоды и радости нашего ребенка.

    7.  Педагоги в общении с нашим ребенком учитывают его эмоциональное состояние

    8.  У нас и нашего ребенка складываются неконфликтные отношения с учителями.

    9.  В классе, где учится наш ребенок, сформирована благоприятная атмосфера.

    Анкета родителя

    1.  Как Вы считаете, что необходимо сделать для того, чтобы улучшить работу школы _____________________________________________________

    __________________________________________________________________

    2.  Сколько педагогов, работающих в школе, пользуются подлинным авторитетом среди родителей? Подчеркните один из предложенных ответов:

    - все;

    - большинство;

    - половина;

    - меньшинство;

    - никто.

    3.  Выберите вариант продолжения следующей фразы: учителя – это…

    - обычные люди, как и все другие;

    - люди, которые отличаются большой любовью к детям и развитой способностью понять другого человека;

    - люди, которые любят только самих себя, а ученики их раздражают.

    4.  Считаете ли Вы школу, в которой учится Ваш ребенок, лучше других учебных заведений района? Подчеркните один из ответов:

    - да;

    - больше да, чем нет;

    - трудно сказать (и да , и нет);

    - больше нет, чем да;

    - нет.

    5.  Какие причины чаще всего порождают конфликтные ситуации? Подчеркните перечисленные ниже ответы, которые соответствуют Вашему мнению:

    - нарушение учащимися дисциплины на уроке;

    - плохое поведение ученика в школе или вне ее;

    - внешний вид школьника;

    - несправедливая оценка учителя;

    - плохо выполненное домашнее задание;

    - нежелание ребенка участвовать в мероприятиях;

    - какие еще (допишите) ____________________________________________

    6.  Принимаете ли Вы участие в жизнедеятельности школы? Подчеркните один из ответов:

    - да;

    - и да, и нет(трудно сказать);

    - нет.

    7.  Какие вопросы школьной жизни Вы чаще всего обсуждаете дома со своим ребенком? Подчеркните один или несколько перечисленных ниже ответов:

    - успехи(неуспехи) ребенка в учебе;

    - взаимоотношения с учителями (классным руководителем);

    - отношения детей в классе и школе;

    - участие ребенка в классных или общешкольных мероприятиях;

    - поведение ребенка в школе;

    - какие еще (допишите)________________________________________

    8.  Вы осуществляете контакты со школой посредством (подчеркните):

    - участия в родительских собраниях;

    - индивидуальных встреч с педагогами;

    - вызова в школу классным руководителем;

    - рейда учителя на дом;

    - участия в делах классного коллектива, где учится Ваш ребенок;

    - участия в общешкольных мероприятиях;

    - чего еще (допишите) _____________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    Большое спасибо!

    Анкета родителя

    1.  Часто ли должны проводиться родительские собрания?

    2.  Все ли родительские собрания Вы посещаете?

    3.  Эффективны ли с Вашей точки зрения родительские собрания?

    4.  Должны ли проводиться собрания в различных формах?

    5.  Какие вопросы Вы хотели бы обсудить на родительских собраниях?



    Предварительный просмотр:

    Комплексная методика для родителей

    Разработана А.А.Андреевым

    ЧАСТЬ I

    Цели методики

    Получить количественную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения в  воспитании у детей качеств жизненной компетентности, положительных поведенческих и морально-психологических.

    *  *  *

    Родители предлагается заполнить бланк анкеты.

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают ваши дети (ваш ребенок) воспитывает у них (у него) перечислен-ные качества личности.

    Шкала для оценки:

    5 – в полной мере;

    4 – в значительной степени;

    3 – на достаточном уровне;

    2 – в незначительной степени;

    1 – практически нет.

    Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого вашей личной точке зрения.

    1. Аккуратность (умение содержать в порядке вещи).

           5     4     3     2     1

    2. Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах).

          5      4      3      2      1

    3. Ответственность (умение держать слово).

         5     4     3      2      1

    4. Воля (умение не отступать перед трудностями).

        5     4     3     2     1

    5. Хорошие манеры поведения.

        5     4     3     2     1

    6. Жизнерадостность(способность принимать жизнь и радоваться жизни)

        5     4     3      2     1

    7. Образованность

         5     4     3     2     1

    8. Ум (способность здраво и логично мыслит).

        5     4     3     2     1

    9. Высокие жизненные запросы.

        5     4     3     2     1

    10. Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения).

         5     4      3     2     1

    11. Честность в отношениях с людьми.

         5     4     3     2     1

    12. Доброта в отношениях с людьми.

         5     4     3     2     1

    13. Чуткость в отношениях с людьми

         5     4     3     2     1

    14. Справедливость в отношениях с людьми.

         5     4     3     2     1

    15. Терпимость к взглядам и мнениям других.

         5     4     3     2     1

    Обработка данных

    При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

    - качества 1-5 образуют блок поведенческих качеств;

    - качества 6 – 10 – блок жизненной компетентности;

    - качества 11 – 15 – блок морально-психологических качеств личности.

    Необходимо подсчитать средний показатель оценок по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных 15 качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

    ЧАСТЬ II

    Цели методики

    Получить количественную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании и их детей способности к решению основных жизненных проблем.

    *    *    *

    Родители заполняют опросный лист.

    ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения, наиболее близкого вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается ваш ребенок(ваши дети):

    № п/п

    Утверждения (школа помогает ребенку)

    Точка зрения

    Совершенно неверно

    Едва ли это верно

    Скорее всего, верно

    Совершенно верно

    1.

    Проверить в свои силы

    1

    2

    3

    4

    2.

    Учиться решать жизненные проблемы

    1

    2

    3

    4

    3.

    Учиться преодолеть жизненные трудности

    1

    2

    3

    4

    4.

    Учиться правильно общаться со сверстниками

    1

    2

    3

    4

    5.

    Учиться правильно общаться со взрослыми.

    1

    2

    3

    4

    Обработка полученных данных

    Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оцени-вания, использованной в методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

    ЧАСТЬ  III

    Цель методики

    Получение содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

    *    *    *

    Родители предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).

    АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    1.  Что больше всего радует вас в жизни?

    2.  Что больше всего радует в жизни самого вашего ребенка (ваших детей)?

    3.  Какие качества вы больше всего цените в людях?

    4.  Чего вы больше всего боитесь в жизни?

    5.  Чего больше всего боится в жизни ваш ребенок (ваши дети)?

    6.  Какие качества больше всего ценит ваш ребенок (ваши дети) в других людях?

    7.  Какими видите жизненные перспективы вашего ребенка (ваших детей)

    8.  Какой должна быть хорошая школа?

    9.  В какой степени школа, где учится ваш ребенок (ваши дети), отвечает этим требованиям?

    10. Чем и как вы помогаете школе в воспитании вашего ребенка (ваших детей)?

    Обработка данных

    Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социальных групп родителей.



    Предварительный просмотр:

    Размышляем о жизненном опыте

    Тест

    Составлен Н.Е.Щурковой

    Цель теста

    Выявить нравственную воспитанность учащихся.

    Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, аноним-ность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «ю» - юноша, «д» - девушка).

    Предварительно подготавливаются разлинованные листы бумаги для более удобного подсчета результатов.

    Номер вопроса

    Буква ответа

    А

    Б

    В

    1.

    2.

    3.

     и т. д.

    Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содейст-вовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

      Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.

    Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в соответствующей графе звездочкой.

    1.  На пути стоит человек. Вам надо пройти. Что делаете?

    А. Обойду, не потревожив.

    Б. Отодвину и пройду.

    В. Смотря, какое будет настроение.

    2. Вы замечаете среди гостей невзрачную девушку (или малоприметную юношу) которая(который) одиноко сидит в стороне. Что делаете?

    А. Ничего, какое мое дело.

    Б. Не знаю заранее, как сложатся обстоятельства.

    В. Подойду и непременно заговорю.

    3. Вы опаздываете в школу. Видите, что кому- то  стало плохо. Что делаете?

    А. Тороплюсь в школу.

    Б. Если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду.

    В. Звоню по телефону «03», останавливаю прохожих.

    4. Ваши знакомые переезжают на новую квартиру. Они старые. Что делаете?

    А. Предложу помощь.

    Б. Я не вмешиваюсь в чужую жизнь.

    В. Если попросят, я конечно, помогу.

    5. Вы покупаете клубнику. Вам взвешивают последний оставшийся коло-грамм. Сзади слышите голос человека, сожалеющего о том, что не хватило клубники для сына больницу. Как реагируете на голос?

    А. Сочувствую, конечно, но что поделаешь в наше трудное время?

    Б. Оборачиваюсь и предлагаю половину.

    В. Не знаю, может быть, тоже будет очень нужно.

    6. Вы узнаете, что несправедливо наказан один из ваших знакомых. Что делаете в этом случае?

    А. Очень сержусь и ругаю обидчика последними словами.

    Б. Ничего: жизнь вообще несправедлива.

    В. Вступлюсь за обиженного.

    7. Вы дежурный. Подметая пол, вы находите деньги. Что делаете?

    А. Они мои, раз я их нашел.

    Б. Завтра спрошу, кто потерял.

    В. Может быть, возьму себе.

    8. Вы сдаете экзамен. На что рассчитываете?

    А. На шпаргалки, конечно: экзамен – это лотерея.

    Б. На усталость экзаменатора: авось, пропустит.

    В. На свои знания.

    9. Вам предстоит выбрать профессию. Как будете это делать?

    А. Найду, что-нибудь рядом с домом.

    Б. Поищу высокооплачиваемую работу.

    В. Хочу создавать нечто ценное на земле.

    10. Какой вид путешествий вы выберете из трех видов, которые вам предлагают?

    А. По России.

    Б. По экзотическим странам.

    В. По одной из ведущих капиталистических стран.

    11. Вы пришли на субботник и видите, что все орудия труда разобраны. Что предпринимаете?

    А. Поболтаюсь немного, потом видно будет.

    Б.Ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих.

    В. Присоединюсь к кому- нибудь, стану работать с ним.

    12. Некий волшебник предлагает вам устроить вашу жизнь обеспеченной без необходимости работать. Что вы ответите этому волшебнику?

    А. Соглашусь с благодарностью.

    Б. Сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование.

    В. Откажусь решительно.

    13. Вам дают общественное поручение. Выполнять его не хочется. Что происходит дальше?

    А. Забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет.

    Б. Выполняю,  конечно.

    В. Увиливаю, отыскиваю причины, чтобы не вспоминать.

    14. Вы побывали на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщаете ли кому-нибудь об этом?

    А. Да , непременно скажу и постараюсь сводить их в музей.

    Б. Не знаю, как придется.

    В. Зачем говорить? Пусть каждый решает, что ему надо.

    15. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для коллектива работу. Вы знаете, что способны это сделать. Но что вы делаете в данный момент?

    А. Подниму руку и сообщаю о своем желании сделать работу.

    Б. Сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию.

    В. Я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

    16. Вы с товарищами собрались ехать на дачу в солнечный теплый день. Вдруг вам звонит и просят отложить поездку ради важного общего дела. Что делаете?

    А. Еду на дачу согласно плану.

    Б. Не еду, остаюсь, конечно.

    В. Жду, что скажет мой товарищ.

    17. Вы решили завести собаку. Какая из трех вариантов вас устроит?

    А. Бездомный щенок.

    Б. Взрослый пес с известным вам нравом.

    В. Дорогой щенок редкой породы.

    18. Вы собрались отдыхать после работы(учебы). И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как реагируете?

    А. Напомню о праве на отдых.

    Б. Делаю, раз надо.

    В. Посмотрю, что скажут остальные.

    19. С вами разговаривают оскорбительным тоном. Как к этому относитесь?

    А. Отвечаю тем же.

    Б. Не замечаю, это не имеет значения.

    В. Разрываю связь.

    20. Вы плоховато играете на скрипке или на любом другом музыкальном инструменте. Родители вас непременно хвалят и просят сыграть для гостей. Что делаете?

    А. Играю, конечно.

    Б. Разумеется, не играю.

    В. Когда хвалят, всегда приятно, но ищу повод увильнуть от игры.

    21. Вы задумали принять гостей. Какой вариант вы предпочтете?

    А. Самому(самой) приготовить все блюда.

    Б. Закупить полуфабрикаты в магазине «Кулинария».

    В. Пригласить гостей на кофе.

    22. Вдруг узнаете, что школу закрыли по каким-то особым обстоятель-ствам. Как встречаете такое сообщение?

    А. Бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью.

    Б. Обеспокоен, строю планы самообразования.

    В. Буду ожидать новых сообщений.

    23. Что вы чувствуете, когда на ваших глазах хвалят кого-то из ваших товарищей?

    А. Ужасно завидую, мне неудобно.

    Б. Рад, потому что и у меня есть свои достоинства.

    В. Как все, аплодирую.

    24. Вам подарили красивую необычной формы авторучку. На улице к вам подходят два парня и требуют отдать им подарок. Что делаете?

    А. Отдаю – здоровье дороже.

    Б. Постараюсь убежать от них, говорю, что ручки у меня нет.

    В. Подарков не отдаю.

    25. Когда наступает Новый год, о чем чаще всего думаете?

    А. О новогодних подарках.

    Б. О каникулах и свободе.

    В. О том, как жил и как собираюсь жить в новом году.

    26. Какова роль музыки в вашей жизни?

    А. Она мне нужна для танцев.

    Б. Она доставляет мне духовное наслаждение.

    В. Она мне просто не нужна.

    27. Когда вы уезжаете надолго из дома, как вы себя чувствуете вдали?

    А. Снятся родные места.

    Б. Хорошо себя чувствую, лучше, чем дома.

    В. Не замечал ( не замечала).

    28. При просмотре информационных телепрограмм портится ли иногда ваше настроение?

    А. Нет, если мои дела идут хорошо.

    Б. Да, в настоящее время довольно часто.

    В. Не замечал(не замечала).

    29. Вам предлагают послать книги в далекое горное село. Что делаете?

    А. Отбираю интересное и приношу.

    Б. Ненужных мне книг у меня нет.

    В. Если все принесут, я тоже кое-что отберу.

    30. Можете ли вы назвать пять дорогих вам мест на земле, пять дорогих вам исторических событий, пять дорогих вам имен великих людей?

    А. Да, безусловно, могу.

    Б. Нет, на свете много интересного.

    В. Не задумывался(не задумывалась) надо бы посчитать.

    31. Когда вы слышите о подвиге человека, что чаще всего приходит вам в голову?

    А. У этого человека был, конечно, свой личный интерес.

    Б. Человеку просто повезло прославиться.

    В. Глубоко удовлетворен и не перестаю удивляться.

    Большое спасибо за ответы!

    Обработка данных

    Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.

    Ответы под номером 10,17,21,25,26 из подсчета исключаются.

    Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся и сформированности ориентации на «другого человека», служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

    А. Сосчитать * на вопросы 1,4,14,15,27,29,30.

    Б. Сосчитать * на вопросы 5,7,13,16,18,20,22,23,28.

    В. Сосчитать * на вопросы 2 – 3,6,8,9,11,12,19,24,31.

    Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, служит количество выборов от 13 и более в следующих вариантах:

    А. Сосчитать * на вопросы 2,3,5,7,8,12,13,16,18,20,22,23,24,31.

    Б. Сосчитать * на вопросы 14,15.

    Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, служит оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.



    Предварительный просмотр:

    Репка

    Методика

    Разработана преподавателями кафедры

     общей педагогики РГПУ им А.И.Герцена

    Цель методики

    Определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

    *   *   *

    Учащимся предлагается ответить на вопросы.

    1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «-«):

    а) физическая сила и выносливость;

    б) умственная работоспособность;

    в) сила воли;

    г) выдержка, терпение, упорство;

    д) ум, сообразительность;

    е) память;

    ж) объем знаний;

    з) внимание и наблюдательность;

    и) критичность и доказательность мышления;

    к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность);

    л) умение планировать работу;

    м) умение организовать свой труд (организованность);

    н) умение контролировать и анализировать свою работу и поступки;

    о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

    п) чуткость и отзывчивость;

    р) умение работать вместе с товарищами, помочь нуждающимся и принимать помощь от других;

    с) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

    т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, человеке, искусство;

    у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

    2. Над какими из назначенных качеств ты собираешься работать в ближай-шее время? (Перечисли буквы из предыдущего вопроса)

    3. Какие способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить (танцы, музыка, рукоделие и т.д.)

    4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

    5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

    Обработка данных

    Полученные результаты можно систематизировать с помощью специальной таблицы.

    № п/п

    Фамилия, инициалы учащегося

    Качества личности

    Физическая сила и выносливость

    Умственная работоспо- собность

    Сила воли и т.д.

    Анализ ответов учащихся позволяет получить информацию о личностном росте каждого ребенка, самооценке школьников, изменений в их интел-лектуальном, нравственном и физическом развитии. Сопоставление полу-ченных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает определить эффективность воспитательной деятель-ности. Результаты анкетирования целесообразно использовать при перспек-тивном и текущем планировании жизнедеятельности и воспитания учащихся



    Предварительный просмотр:

    Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

    ( подготовлена профессором М.И.Рожковым)

    Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.

    Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланк со следующими цифровыми кодами и предупреждениями:

    43210  1.  Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего

                      класса работал лучше.

    43210  2.  Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

    43210  3.  Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

    43210  4.  Участвую в подведении итогов работы класса, в определении бли-

                      жайших задач.

    43210  5.  Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным

                      действиям.

    43210  6.  У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются

                     между учащимися.

    43210  7.  Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди  

                      всех членов коллектива.

    43210  8.  Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно

                     справляется со своими обязанностями.

    43210  9.  Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к

                     выполнению своих общественных  обязанностей.

    43210  10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием

                      или активом класса.

    43210  11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные

                      перед коллективом, были выполнены.

    43210  12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты

                      работы своих товарищей.

    43210  13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед

                      коллективом школы.

    43210  14. Учащиеся моего класса постоянно участвуют в организации

    разнообразных мероприятий всего коллектива школы.

    43210 15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах

        самоуправления всего коллектива в решении задач, стоящих

                     перед ними.

    43210  16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем,

                      стоящих перед коллективом школы.

    43210  17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач,

    стоящих перед всем коллективом, с другими классами и

                      объединениями.

    43210  18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам

    43210  19. Мы стремимся помочь другим(младшим) коллективам в

                      разрешении трудностей, возникающих перед ними.

    43210  20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления

                      школы, пользуются заслуженным авторитетом.

    43210  21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению      

                      поручений органов ученического самоуправления всего

                      коллектива.

    43210  22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более

                      высоких результатов.

    43210  23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других

                      коллективах и общественных организациях.

    43210  24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего

                      школьного коллектива.

    На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 – «Да», 3 – «Скорее да, чем нет», 2 – «Трудно сказать», 1 – «Скорее нет, чем да», 0 – «Нет».

    Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на шесть групп(блоков). Данная систематизация обусловлена на выявлением различных аспектах самоуправления:

    1)  включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1,2,3,4);

    2)  организованность классного коллектива (предложений 5,6,7,8);

    3)  ответственность членов первичного коллектива за его дела (предложения 9,10,11,12);

    4)  включенность класса в дела общешкольного коллектива (предложения 13,14,15,16);

    5)  отношения класса с другими ученическими общностями (предложения 17,18,19,20);

    6)  ответственность учащихся класса за дела общешкольного коллектива (предложения 21,22,23,24).

    По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать(16 – максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше0,5, то уровень самоуправления в классе низкий, если больше 0,5 и меньше 0,8 – средний, если больше 0,8 – высокий.

    Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков. Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня, то ниже 0,85 – уровень развития самоуправления средний; если больше0,85 – высокий.



    Предварительный просмотр:

    Адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций школьников

    (составлен Е.Хмелевым)

    Инструкция. Перед Вами список ценностей-целей, к которым стремится человек в своей жизнедеятельности. Вам предлагается, внимательно прочитав весь список, сделать следующее:

    а) выбрать 3 ценности-цели, наиболее важные для Вашей жизни, поставив слева от номера ценности (в графе МЕСТО) цифры:

    1 – самое главное в моей жизни;

    2 – чуть менее, чем главная ценность;

    3 – чуть менее, чем вторая ценность.

    б) выбрать две ценности, наименее важные для Вас (нет смысла жить ради них), и напротив них поставить цифры 18 (самая ненужная) и 17;

    в) расставить оставшиеся номера (от 4 до 16) в порядке убывания необходимости этих ценностей в Вашей жизни.

    Место

    Список ценностей (ценности- цели)

    1. Активная, деятельная жизнь

    2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здоровый смысл, достигаемый жизненным опытом)

    3. Здоровье (физическое и психическое)

    4. Интересная работа

    5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)

    6. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)

    7. Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)

    8. Хорошие, верные друзья

    9. Спокойная, благоприятная обстановка в стране, в нашем обществе.

    10. Общественное признание (уважение окружающих, одноклассников)

    11. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)

    12.  Равенство (богатство, равные возможности для всех)

    13. Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках

    14. Свобода как независимость в поступках и действиях

    15. Счастливая семейная жизнь.

    16. Творчество(возможность творческой деятельности)

    17. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)

    18. Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)

    Обработка результатов. При обработке полученных данных используется качественное сравнение и количественный анализ, в котором учитываются две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1,2,3- местах в индивидуальных анкетах, и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека.

    Данные отдельных бланков сводится в таблицу:

    Номер учащегося

    Номер ценности-цели (по списку)

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

    1

    2

    п

    Сумма

    1,2,3 –го

    мест

    Сумма 17,18 –го

    мест

    Суммарное наполнение всех выбранных принимаемых ценностей-целей при подсчетах в классе приравнивается к 100%. По количеству выборов, сделанных учащимися, находится процент каждой ценности-цели по формуле: Цi (%) = Ri/3n)x 100%, где  Цi (%) – процентное содержание выборов i-той ценности; Ri – суммарное количество выборов I –той ценности; n – объем выборки (количество учащихся), 3- коэффициент, связанный с тремя позитивными выборами одним учащимся.

    Таким же образом определялось процентное содержание отвергаемых ценностей-целей (соответственно вводился коэффициент2) которым присваивались 17-е и 18- места.



    Предварительный просмотр:

    Анкета для выявления самочувствия ученика в коллективе

    (составлен В.Т.Кабушем)

    1.  К кому ты чаще всего обращаешься за разъяснением твоих прав и обязанностей:

    а) родителям;

    б) учителям;

    в) друзьям;

    г) руководителю организации, клуба, кружка;

    д) к кому еще (напиши) __________________________________________

    е) не знаю.

    2.  К кому ты чаще всего обращаешься за советом при выборе решения, как поступить в сложных жизненных ситуациях:

    а) родителям;

    б) учителям;

    в) руководителю организации, клуба, кружка;

    г) друзьям;

    д) к кому еще (напиши) _____________________________________________

    е) не знаю.

    3.  Если тебе будет трудно в жизни, к кому ты обратишься за помощью:

    а) родителям;

    б) учителям;

    в) руководителю организации, клуба, кружка;

    г) друзьям;

    д) к кому еще (напиши) _____________________________________________

    е) не знаю.

    4.  Кому в первую очередь ты рассказываешь о своих удачах и огорчениях в жизни:

    а) родителям;

    б) учителям;

    в) руководителю организации, клуба, кружка;

    г) друзьям;

    д) к кому еще (напиши) _____________________________________________

    е) не знаю

    5.  С кем ты хочешь проводить свое свободное время:

    а) наедине с собой;

    б) с родителями;

    в) с друзьями по классу;

    г) с друзьями по организации, клубу, кружку;

    д) с кем еще (напиши) __________________________________________

    е) не знаю.

    6.  Кто чаще всего обижает тебя или неправильно оценивает твое поведение:

    а) родители;

    б) учителя;

    в) сверстники;

    г) руководитель кружка, клуба, объединения;

    д) кто еще (напиши) __________________________________________

    е) не знаю.

    7.  Кто лучше всего к тебе относится и понимает тебя:

    а) дедушка, бабушка;

    б) папа, мама;

    в) учителя;

    г) друзья по классу;

    д) друзья по дому, улице;

    е) кто еще (напиши) ___________________________________________

    ж) не знаю

    8.  Кто чаще всего благодарит тебя за успехи в учебе, хорошие дела и поступки в жизни:

    а) родители;

    б) учителя;

    в) друзья по организации, клубу, кружку;

    г) друзья по классу;

    д) кто еще (напиши) _____________________________________________

    е) не знаю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ

    Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопров...

    Диагностический материал по русскому языку. 6 кл.

    Диагностическая работа по русскому языку .6кл. Повторение материала в начале года....

    Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков

    Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья"....

    Диагностический материал для определения одарённости.

    В данном материале собран диагностический материал для учителей, родителей и детей для определения одарённости....

    Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"

    Диагностический  материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...

    ПРОЕКТ «Разработка контрольно-диагностического материала по математике. 5 класс»

    Постановка проблемы: «Технология реализации системно-деятельностного подхода в преподавании математики». Цель проекта:  Разработать контрольно-измерительные материалы – средство диагно...

    Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды

    Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды...