Диагностический материал для изучения личностных особенностей подростков
тест по психологии по теме
Представлен набор диагностических методик для изучения личности подростка по направлениям "Интеллект", "Взаимодействие", "Нравственность", "Ориентация в жизни", "Познай себя и других", "Семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_1.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Направление “ИНТЕЛЛЕКТ”
Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения к учебным предметам»
1. Утром я просыпаюсь с мыслью:
а) «Ура! Сегодня будет история» (математика, литература ...).
б) «Сегодня можно не присутствовать на истории» (математике, химии ...).
в) Я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике» (физике, химии ...).
2. Я прихожу в школу для того, чтобы...
а) ...узнать что-то новое, интересное.
б) ...заниматься такими интересными предметами, как ...
в) ...встретиться с такими хорошими учителями, как ...
г) ...пообщаться с друзьями.
д) ...весело провести время, е) ...не огорчать родителей.
3. Домашнее задание я делаю так:
а) совершенно самостоятельно.
б) обращаюсь за помощью к взрослым.
в) под контролем родителей.
г) от случая к случаю.
д) не делаю никогда.
4. Для того чтобы хорошо учиться, нужно...
а) ...иметь интерес к предмету.
б) ...иметь способность к предмету.
в) ...хорошо работать на уроке.
г) ...иметь хорошие отношения с педагогом.
д) ...уметь списывать.
5. Когда я получаю плохую отметку, то...
а) ...стараюсь тут же ее исправить.
б) ...стараюсь исправить ее на следующем уроке.
в) ...стараюсь исправить в ближайшее время.
г) ...ничего не пытаюсь делать.
Методика неоконченных предложений
С помощью данной методики можно узнать мнения учащихся о школе, об уроках, об отношении к учебной деятельности. Учащимся класса предлагают предложения, которые они должны закончить по своему усмотрению.
Я думаю, что хороший ученик — это тот, кто ...
Я думаю, что плохой ученик — это тот, кто ...
Больше всего мне нравится, когда учитель ...
Больше всего мне не нравится, когда учитель ...
Мне нравится моя школа за то, что ...
Мне не нравится моя школа за то, что ...
Я хотел бы, чтобы в школе ...
Я не хотел бы, чтобы в школе ...
Мне интересно на уроках, когда ...
Мне неинтересно на уроках, когда ...
Я выбираю трудные задания на уроках, потому что ,
Я выбираю легкие задания на уроках, потому что ...
Я считаю, что хороший учитель — это тот, кто ...
Я считаю, что хорошая школа — это школа, где ...
Если бы я был учителем ...
Если бы я был классным руководителем ...
Направление “ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ”
Диагностика классного руководителя в этом направлении начинается с изучения детского коллектива и определения степени проявления лидерства или изолированности учащихся класса.
1. Социометрическое исследование коллектива
Это исследование лучше всего проводить в 6—7-х классах. В этом возрасте дети отвечают на вопросы наиболее объективно. Ребятам предлагается ответить на вопросы, называя при этом фамилию только одного из одноклассников.
а) Кого из ребят класса ты взял бы с собой в поездку на 6 дней в одном купе?
б) С кем из ребят класса ты хотел бы жить в одном доме, на одной улице?
в) Кому из ребят класса ты мог бы доверить свою тайну?
г) Если бы ты был классным руководителем в своем классе, кого бы ты перевел в другой класс?
Ассоциативный тест «Поймем друг друга»
Ученикам 7—11-х классов предлагается назвать ассоциации, которые возникают у них на словосочетания: «учитель математики, учитель русского языка, учитель истории и т. д.».
Если у ученика на словосочетание возникают положительные ассоциации, например, тепло, солнце, радость, значит, общение с учителем положительно. Если же возникают ассоциации отстраненного характера: учитель ассоциируется, например, со столом, стулом, очками, книгой и т. д., это говорит о том, что в отношениях учителя и ученика есть непонимание: безразличие со стороны взрослого и тревожность, обида, разочарование со стороны ученика. Отсутствие положительного взаимодействия учителя и учащихся приводит к нежеланию детей посещать школу, к потере интереса к учению.
Возникновение у ученика ассоциаций негативного свойства говорит о том, что в отношениях педагога и ученика не только нет взаимопонимания, но и налицо конфликтная ситуация. Если педагог хочет наладить отношения с учеником, он обязательно использует этот мини-тест для прогнозирования своего поведения.
Анкета «Коммуникативная культура педагогов глазами учеников»
Признаки коммуникативной культуры | Предметы | Баллы |
матем. | иностр. яз. | ист. | геогр. | физика | ... |
Интересно излагает материал |
Терпеливо поясняет сложные места |
Доступно излагает трудный материал |
Умеет поддерживать интерес класса к предмету |
Использует индивидуальные возможности учащихся, организует диалог и полилог |
Создает ситуацию для самостоятельной работы |
Предлагает творческие задания |
Проявляет уважение, такт, доброжелательность к ученикам |
Проявляет уважение к своим коллегам |
Справедливо оценивает возможности каждого ученика |
Создает ситуацию успеха каждому ученику (не разделяет детей по учебным успехам) |
Сумма баллов |
Эта анкета позволяет педагогу увидеть урок глазами ребенка, узнать, как он оценивает своих учителей, определить объективность этой оценки и направления коррекционной работы с классом и отдельными учениками.
Анкета «Выявление способов воздействия педагогов на учащихся»
№ п/п | Вопросы | Учителя-предметники |
матем. | иностр. яз. | ист. | геогр. | ... | ... |
1. | Как поступит учитель, если ты не подготовишься к уроку? |
2. | Как поступит учитель, если ты ответишь хорошо? |
3. | Как бы ты поступил на месте учителя в первом и втором случаях? |
Анкета позволяет выявить, что же думает ученик о том, как в зависимости от его успеваемости относится к нему учитель. Классный руководитель может посетить уроки учителей-предметников и посмотреть, насколько мнение учащегося совпадает с реальным положением дел.
Направление «НРАВСТВЕННОСТЬ»
Для диагностики нравственных приоритетов можно использовать следующие приемы.
Методика неоконченных предложений
Продолжить следующие предложения.
Добро – это …
Зло – это …
Любовь – это …
Ненависть – это …
Дружба – это …
Враждебность – это …
Честность – это …
Хитрость – это …
Открытость – это …
Подлость – это …
Совесть – это …
Наглость – это …
Порядочность - это …
Право – это …
Обязанность – это …
Ранжирование понятий
Проранжируйте понятия по степени личной значимости.
Друзья Родина
Профессия Деньги
Слава Квартира
Семья Любовь
Богатство Талант
Здоровье Способности
Общение
После того, как учащиеся класса провели ранжирование понятий, станут ясны те проблемы, которые нуждаются в решении, и во время проведения классных часов по проблемам нравственности можно попытаться эти проблемы решить. Такие классные часы могут и должны стать в классе традиционными.
Анкета для старшеклассников
1. Что Вам больше всего нравится делать в свободное время?
а) читать книги д) слушать музыку
б) смотреть телевизор е) ходить в театры и кино
в) смотреть видео ж) другое ______
г) встречаться с друзьями
2. Какие фильмы Вы предпочитаете смотреть?
а) боевики е) мюзиклы
б) триллеры ж) мелодрамы
в) детективы з) фильмы, затрагивающие серьезные жизненные проблемы
г) эротику и) классику кинематографа
д) комедии к) _______
3. Какие передачи Вас больше всего интересуют?
а) политические обзоры е) эротические шоу
ж) кинофильмы
з) телеигры
и) другое
б) спортивные
в) музыкальные
г) телесериалы
д) показы мод
4. Какая музыка Вам больше всего нравится?
а) классический рок ж) отечественная эстрада
б) тяжелый рок з) классическая музыка
в) поп-музыка и) бардовские песни
г) джаз к) русские романсы
д) кантри л) другое ______
е) рэп
5. Что Вы обычно читаете в свободное время (помимо школьной программы)?
ж) эротическую литературу
з) газеты (какие? ______)
и) журналы (какие? ____ к) другое ______
а) поэзию
б) научно-популярную л-ру
в) детективы
г) фантастику
л) читаю мало
м) не читаю вообще
д)романы
е) приключенческую литературу
6. Что такое, на Ваш взгляд, здоровый образ жизни? (Выберите главное.)
а) не пить е) не вести беспорядочную половую жизнь
б) не курить ж) жить полноценной духовной жизнью
в) заниматься спортом з) другое ______
г) полноценно и правильно питаться
д) не употреблять наркотиков
7. Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
а) да
б) нет
в) частично
г) эта проблема меня пока не волнует
д) другое _______
8. Если бы Вы узнали, что ваш друг (подруга) употребляет наркотики. Вы бы:
а) немедленно прекратили с ним (с ней) отношения
б) продолжили бы дружить, не обращая внимания
в) постарались бы помочь избавиться от этой привычки
г) попросили бы дать Вам попробовать
д) другое _______
9. Как Вы относитесь к рэкету?
а) считаю его необходимым элементом рыночной экономики
б) считаю это явление неизбежным злом
в) считаю рэкет занятием, достойным настоящего мужчины
г) считаю, что с этим необходимо бороться
д) если бы было возможно, занялся бы рэкетом сам
е) эта проблема меня не беспокоит
ж) другое
10. Считаете ли Вы проституцию приемлемым способом зарабатывать деньги?
а) считаю, что эта работа не хуже, чем любая другая
б) отношусь с осуждением
в) могу представить себя в этом бизнесе
г) считаю, что с этим необходимо бороться
д) проституция — способ получить за собственное удовольствие большие деньги
е) не задумывался об этом
ж) другое
11. Как Вы считаете, с какого возраста можно начинать половую жизнь?
а) с 11 лет г) с 17 лет
б) с 13 лет д) после 18 лет
в) с 15 лет
12. Как Вы относитесь к проблеме ранней беременности?
а) отношусь с осуждением
б) считаю личным делом каждого
в) считаю, что чем раньше, тем лучше
г) эта проблема меня не волнует
д) другое ______
13. Если бы Вы узнали, что Ваша подруга собирается сделать аборт, Вы бы:
а) осудили ее
б) постарались отговорить
в) поддержали морально
г) посчитали бы это ее личным делом
д) не задумывался об этом
е) считаю, что аборт — самое настоящее убийство
ж) считаю, что через это рано или поздно проходит почти каждая женщина
з) другое
14. Насколько Вы осведомлены о средствах и способах безопасного секса?
а) моих знаний мне вполне достаточно
б) знаю практически все
в) знаю очень мало, хотел бы узнать больше
г) не знаю и знать не хочу
д) другое ______
15. Чего Вы боитесь больше всего в этой жизни?
а) стать жертвой катастрофы (авиа-, авто-, железнодорожной)
б) стать наркоманом
в) заболеть СПИДом
г) потерять жилье и стать «бомжом»
д) стать инвалидом, прикованным к постели
е) стать жертвой массовых беспорядков, уличной драки
ж) подвергнуться нападению уголовников
з) сойти с ума
и) стать жертвой экологической катастрофы
к) стать участником гражданской войны
л) другое ______
16. Насколько безопасно Вы себя чувствуете?
а) ничего и никогда не боюсь
б) никогда не сталкивался с настоящей опасностью
в) опасные ситуации возникают, но я с ними справляюсь
г) довольно часто приходиться сталкиваться с опасностью
д) в вечернее время предпочитаю сидеть дома
е) другое
17. Хотели бы Вы иметь какое-нибудь оружие? Какое?
а) газовый баллончик д) кастет
б) газовый пистолет е) другое
в) пистолет ж) не хотел бы иметь ничего
г) холодное оружие з) не задумывался об этом
18. Какая профессия (род занятий) представляется Вам наиболее престижной и достойной?
а) научный работник ж) рабочий
б) преподаватель з) фермер
в) военный и) бизнесмен
г) врач к) юрист
д) работник сферы обслуживания л) экономист
е) инженер м) другое
19. Если бы у Вас была возможность выбора, в каком учебном заведении Вы предпочли бы учиться сейчас?
а) в той же школе, в которой учусь
б) в обычной средней школе, но не в той, в которой я учусь сейчас
в) в гимназии
г) в лицее
д) в спецшколе с углубленным изучением некоторых предметов (каких? _______)
е) хотел бы учиться индивидуально
ж) на курсах с обучением только определенной профессии (какой? _________)
з) другое _______
20. Как Вы считаете, достаточно ли готовит Вас школа к будущей самостоятельной жизни?
а) достаточно
б) недостаточно
в) кое-что из того, чему нас учат в школе, пригодится в дальнейшем
г) считаю, что наше образование существенно отстает от быстро меняющейся жизни
д) считаю, что школа в принципе неспособна подготовить к жизни, этому искусству каждый должен учиться сам
е) другое
21. Что или кто является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам «справиться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами?
а) друзья г) природа
б) родители д) религия (какая? _______)
в) домашние животные е) другое
Методика изучения воспитанности школьников
Методика “Репка, или Какие качества я в себе вырастил?”
1. Поразмысли и ответь честно, какие качества у тебя «выросли» (и тогда поставь рядом с цифрой знак «+»), а что стало хуже (поставь знак «-»):
а) физическая сила и выносливость
б) умственная работоспособность
в) сила воли
г) выдержка, терпение и упорство
д) ум, сообразительность
е) память
ж) объем знаний
з) внимание и наблюдательность
и) критичность и доказательность мышления
к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целеустремленность)
л) умение планировать работу
м) умение организовать свой труд (организованность)
н) умение беречь время
о) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки
п) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи
р) чуткость и отзывчивость к людям
с) умение работать вместе с товарищем, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других
т) умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива
у) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке, в искусстве
ф) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т. д.
2. Над какими из названных в предыдущем вопросе качеств ты собираешься работать в ближайшее время?
3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т. д.)?
4. Над какими из них ты сейчас работаешь?
5. Что бы ты хотел пожелать себе на будущее?
А теперь каждый из вас пусть попробует составить свой список положительных и отрицательных качеств. Как вы думаете, если какой-то незнакомый человек посмотрит на эти списки, сможет ли он достаточно верно понять, что вы за человек? Какой список получился больше? Задайте себе вопрос: «Почему?»
Для того чтобы понять человека (в том числе самого себя), необходимо прежде всего понять две вещи — характер и сердце, и только потом смотреть на внешность.
Если бы вас попросили сравнить себя с каким-нибудь животным, то какое животное вы бы выбрали? Некоторые люди больше похожи на медведей — большие, добродушные, но если они рассердятся, то берегись. Другие напоминают птиц — легких и подвижных. А на какое животное или птицу похожи вы? Напишите на листке и, не подписывая, опустите в коробку, стоящую на столе.
На листке бумаги запишите три-четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют. Внизу страницы напишите четыре прилагательных, которые дают представление о чертах вашего характера. Не подписывая листок, сверните его и положите в коробку. Учитель будет по очереди вынимать листки и зачитывать то, что на них написано, а вы должны будете угадать, о ком из одноклассников идет речь. Если сразу вам это не удастся, то можно выслушать мнения других ребят.
ТЕМА «Ориентация в жизни»
.
Цель: организация самопознания с помощью проективного теста, выявление психологической дистанции между учащимися класса в процессе игровой деятельности.
Форма: игровая деятельность.
Подготовительная работа.
Для проведения диагностической части занятия учащимся потребуется листок бумаги и ручка. Игры на взаимопонимание лучше проводить в большом помещении.
Ход занятия.
1. Психологический настрой. На этом занятии в качестве психологического настроя можно использовать игру «Я — неодушевленный предмет». Игра заключается в следующем. Сначала предлагается выбрать для себя неодушевленный предмет. Все по очереди сообщают, что они выбрали, например, «я - зеркало», «я - дерево» и т.д. Дальше каждому предлагается, вжившись в образ этого предмета, рассказать о том, как ему живется. Педагог должен внимательно наблюдать за всем происходящим, тогда можно получить много информации о внутреннем мире школьника, его проблемах и его самочувствии. Ведь школьники будут от лица неодушевленного предмета невольно говорить о своих проблемах, да и предмет выбирается не случайно.
2. Основная диагностическая часть. В качестве диагностической методики на этом занятии мы предлагаем использовать упрощенный вариант проективного психологического теста «Прогулка по лесу».
Учащимся предлагается представить, что они будут совершать мысленно прогулку по лесу, где с ними может произойти все, что угодно. Нужно внимательно слушать и все, что представили, подробно записывать на листочке. Итак, вы идете по лесу.
1. Представьте себе, какой это лес: светлый или темный, редкий и просторный или частый и густой. Идете вы по тропинке или сами прокладываете путь. Запишите.
2. Вы идете и видите на земле чашу (чашку). Представьте себе ее и опишите в подробностях: чистая она или грязная, какого цвета, из чего сделана, прочная или хрупкая. Запишите.
3. Вы встречаете препятствие, например, заросли кустарника или завал из деревьев. Что вы будете делать? Запишите.
4. Вы идете дальше и подходите к дому. Рассмотрите его и опишите, как он выглядит. Затем войдите в дом. Что вы там увидели? Опишите тоже подробно. Теперь представьте, что вы там делаете? Запишите.
5. Вы выходите из дома и снова идете по лесу. Вдруг вы встречаете очень страшного волка. Опишите свои действия. Вы справились, наконец, с волком и пошли дальше, подошли к озеру. Что вы станете делать запишите.
7. Наконец вы подходите к совершенно непонятному препятствию. Это огромной высоты стена, и стена эта такая длинная, что ее невозможно обойти. Что вы будете делать? Запишите. Анализ результатов можно провести прямо в классе. Правда, не все учащиеся сообщат о том, что они написали. Поэтому мы рекомендуем рассказать всем интерпретацию теста, объяснив на примере желающих поделиться своими записями вслух. Затем обязательно соберите листочки, и вы получите много сведений о самочувствии школьников в классе и в семье.
Интерпретация данных
Каждая из предложенных ситуаций большинством людей воспринимается одинаково.
1. Лес - это общество, социальная среда, в которой живет человек. Характеристика леса - это восприятие и отношение человека с данной средой. Если нет страха перед будущим и перед обществом, то лес, как правило, светлый и просторный. Уверенность и отсутствие тревожности проявится в наличии тропинки или дороги. Если же школьник не уверен в себе, испытывает страх перед людьми и жизнью в целом, то лес у него темный, полный теней и неизвестности, а тропинку он не видит. Наконец, может быть и такая ситуация, когда лес темный или слегка видны просветы, а школьник сам прокладывает путь. Это говорит о неуверенности и боязни, но настойчивости и попытке преодолеть свой страх перед жизнью. Коротко говоря, первая ситуация характеризует уровень социализации ученика, его адаптации к взрослой жизни.
2. Описание чаши или чашки психологи связывают с восприятием человеком самого себя, с самооценкой, отношением к себе. Так, чистая чаша - это восприятие себя как положительного человека, грязная - критичное отношение к себе и самоосуждение. Цвет чаши тоже может дать некоторую информацию о человеке. Голубая чаша связана с высокой моральностью, красная — с активностью, зеленая — с интроверсией и стремлением к лидерству, фиолетовая — с эмоциональностью и склонностью к искусству. Белая чаша олицетворяет чистоту и невинность. Материал чаши тоже имеет значение. Так, хрупкость говорит о неуверенности. Дорогая антикварная чаша свидетельствует о высокой самооценке.
3. Описание того, как преодолевалось или не преодолевалось препятствие, говорит об умении преодолевать трудности. Если человек идет в напролом, то он сам справляется с трудностями и о нем говорят как о человеке, приспособленном к жизни, самостоятельном. Если обходит завал или, хуже того, придумывает еще какие-то виды препятствий, то это не приспособленный человек, не умеющий преодолевать трудности или любящий их создавать себе сам.
4. Дом всеми людьми связывается с семьей. Описание самого дома характеризует восприятие школьником своей семьи. Прочный и старый дом (избушка из дерева, большая деревенская изба и т.п.) - это хорошая семья, в которой подростку уютно и там он защищен. Иногда описывают многоэтажный дом. Это говорит о том, что школьнику уделяется мало внимания в семье, там и без него много детей или проблем и на всех внимания не хватает. Каков дом внутри и как ведет себя человек, говорит об отношениях в семье. Если уютно и светло и школьник наслаждается теплом в доме, в семье ему хорошо и он еще долго будет ощущать себя ребенком. Темные комнаты, паутина, грязь говорят о неблагополучии семьи, одиночестве подростка и его незащищенности.
5. То, как человек справляется с волком, говорит о его умении преодолевать свои страхи. Если побежал домой за чем-либо, то от страхов человек ищет защиты у мамы или папы. Если пытается уговорить волка, то страх загоняется внутрь себя и повышается тревожность. Иногда пишут, что достали оружие, например, топор и победили волка. Это тревожный симптом, такой человек агрессивен, озлоблен и «носит» на всякий случай оружие против любого, кто посмеет приблизиться к нему.
6. Озеро обычно не интерпретируется, однако можно предположить, что по поведению у озера можно судить об активном отношении к жизни, если в озеро попытались войти, замочили ноги или искупались.
7. Непреодолимая стена - это как что-то такое, что может быть после смерти, и поведение около нее может говорить об отсутствии или наличии страха смерти. Если хочу заглянуть за стену, пытаюсь влезть на дерево для этого, то не испытываю страха смерти, и наоборот.
ТЕМА «Типологические свойства и темперамент»
Цель: составить у школьников представление о типологических свойствах и темпераменте, изучить названные свойства.
Форма: практикум, игровая деятельность.
Подготовительная работа.
Для проведения занятия каждому ученику можно выдать чистый лист бумаги для проведения психологического настроя. С целью диагностики темперамента можно сделать для каждого распечатку паспорта
темперамента или продиктовать его прямо на занятии, можно читать характеристики вслух сразу для всех школьников, а они должны в тетрадях ставить значок против соответствующего номера.
1. Психологический настрой: игра «Рисуем портрет».
Каждый ученик на листочке рисует чей-нибудь портрет. Листочки собираем и пускаем по кругу. На обороте все пишут свои версии, чей это портрет, только на своих листочках никто не пишет имя нарисованного. Затем листочки возвращаются и авторы считают, сколько человек правильно узнали портрет. Определяется самый талантливый художник.
2. Основная диагностическая часть.
Для изучения темперамента можно использовать следующую методику. Читаются утверждения, соответствующие четырем типам темперамента. Паспорт каждого темперамента состоит из 20 характеристик. Если названное качество характерно для школьника, то под соответствующим номером он ставит знак «+». После этого подсчитывается количество плюсов в каждом паспорте. Результаты ранжируются. Учитывая, что чистый тип темперамента встречается очень редко, у каждого человека обнаруживаются качества, характерные для различных типов. Тип темперамента школьника тот, который окажется на первом и втором месте.
ПАСПОРТ САНГВИНИКА
Веселый и жизнерадостный.
Деловитый.
Часто не доводите дело до конца.
Склонны переоценивать свои возможности.
Способны быстро схватывать новое.
Неустойчивы в интересах и склонностях.
Легко переживаете неудачи и неприятности.
Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
С увлечением беретесь за любое дело.
Быстро остываете, если дело перестало вас интересовать.
Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с од ной работы на другую.
Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.
Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми людьми. Работаете быстро, увлеченно, нуж даетесь в перерывах реже других.
Выносливы и работоспособны.
Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми жестами, выразительной мимикой.
Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
Обладаете всегда бодрым настроением.
Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
Часто не собранны, проявляете поспешность в решениях.
ПАСПОРТ ХОЛЕРИКА
Неусидчивы, суетливы.
Невыдержанны, вспыльчивы.
Нетерпеливы, реактивны.
Резки и прямолинейны во взаимоотношениях с людьми.
Решительны и инициативны.
Энергичны.
Находчивы в споре.
Работаете рывками.
Склонны к риску.
Злопамятны и обидчивы.
Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
Неуравновешенны и склонны к горячности.
Агрессивны.
Нетерпимы к недостаткам.
Обладаете выразительной мимикой.
Способны быстро действовать и решать жизненные задачи.
Неустанно стремитесь к новому.
Обладаете резкими порывистыми движениями.
Настойчивы в достижении поставленной цели.
Склонны к резким сменам настроения.
ПАСПОРТ ФЛЕГМАТИКА
Спокойны и хладнокровны.
Последовательны и обстоятельны в делах.
Осторожны и рассудительны.
Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
Молчаливы и не любите попусту болтать.
Обладаете спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.
Сдержанны и терпеливы.
Как правило, доводите начатое дело до конца.
Не тратите попусту сил.
Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в работе.
Легко сдерживаете свои желания.
Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
Незлобивы, проявляете снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с другими.
Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
Ровны в отношениях со всеми.
Любите аккуратность и порядок во всем.
С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
Инертны, малоподвижны, вялы.
Обладаете выдержкой.
ПАСПОРТ МЕЛАНХОЛИКА
Стеснительны и застенчивы.
Теряетесь в новой обстановке.
Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
Легко переносите одиночество.
Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
Склонны уходить в себя.
Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых паузах для отдыха.
Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота.
Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
Впечатлительны до слезливости, тревожности.
Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
Предъявляете высокие требования к себе и окружающим
Склонны к подозрительности и мнительности.
Болезненно чувствительны и легкоранимы.
Чрезмерно обидчивы.
Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями.
Малоактивны в работе.
Безропотно покорны.
Стремитесь вызывать сочувствие и помощь у окружающих.
При обработке результатов нужно учитывать, что данная методика объективна, так как основана на самооценке.
Краткая характеристика темпераментов
Сангвинический темперамент основывается на сильной, подвижной, уравновешенной нервной системе. Для сангвиника характерна повышенная реактивность, проявляющаяся в том, что он быстро откликается на любое внешнее или внутреннее воздействие. Сангвиник отличатся и повышенной активностью, работоспособностью и продуктивностью в динамической и разнообразной работе. Больше всего ему подходит деятельность, требующая быстрой реакции и уравновешенности. Он может сдерживать свои проявления чувств, хотя очень эмоционален, сангвиник обычно весел и жизнерадостен. Эмоционально неустойчив: легко поддается чувствам, но они у него не очень устойчивы и глубоки, быстро находит контакт с людьми. Для сангвиника характерна большая подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни, быстрота психических процессов (внимания, памяти, мышления
Холерический темперамент основывается на сильной, подвижной, но неуравновешенной (с преобладанием возбуждения) нервной системе. Для него так же характерна высокая реактивность и активность, не непроизвольные реакции на внутренние или внешние воздействия оказываются сильнее целей, установок и убеждений. Обладатели этого темперамента отличаются повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Для них характерны быстрота действий, резкость стремительность движений, а также импульсивность и резкая выраженность эмоциональных переживаний. Холерик несдержан, неуравновешен вспыльчив, не способен к самоконтролю, легко раздражителен и агрессивен. Однако он работоспособен и готов к быстрой реакции.
Флегматический темперамент основывается на сильной, уравновешенной, но инертной (медлительной) нервной деятельности. Для него характерны медлительность, спокойствие, склонность к порядку, привычной обстановке. Работоспособен. В деятельности может проявлять основательность, продуманность, упорство, но малоактивен. У флегматика все психические процессы протекают замедленно, но зато прочно формируются навыки. Ему нужно время для сосредоточения внимания, для переключения его на другой объект. Он не гибок в поведении, не эмоционален, его нелегко вывести из себя. Характерна малая активность и реактивность. Флегматик с трудом сходится с людьми, ему больше подходит работа, требующая методичности, хладнокровия и длительной работоспособности.
Меланхолический темперамент характеризуется слабой нервно системой. Представителей этого типа отличает высокая эмоциональна чувствительность, повышенная реактивность, они сильно переживаю даже незначительные неудачи. Эмоциональные состояния отличаются меланхоликов глубиной, большой силой и длительностью, хотя внешне выражаются слабо. Они часто не уверены в себе, легко теряются, трудно адаптируются в новой обстановке, замкнуты, избегают общения с новыми людьми. Им свойственна малая реактивность, пониженная активность и работоспособность. Длительное и сильное напряжение вызывает у меланхолика замедленную деятельность, а затем и прекращение ее. Он быстро утомляется, но в привычной обстановке работает продуктивно.
Направление “ПОЗНАЙ СЕБЯ И ДРУГИХ”
Особенности личности
Цель: познакомить подростков с характерными особенностями людей и возможностями учета этих особенностей в общении, выяснить уровень сплоченности данной группы.
Форма: тестирование, практикум, игра.
Основная диагностическая часть. Подростковый опросник Айзенка предназначен для выявления личностных особенностей, которые называют значительное влияние на стиль общения между людьми, даже "иль жизни в целом. Знание своих личностных особенностей и особенностей других людей позволяет понимать, объяснять поступки людей.
Инструкция испытуемым:
«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях вашего поведения. Если вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте рядом с номером вопроса знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».
Текст опросника
1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4. Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?
7. Бывает ли так иногда, что тебе мешают уснуть разные мысли?
8. Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Ты веселый человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Многое ли раздражает тебя?
14. Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть - было не произошли, хотя все окончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?
18. Бывает ли так иногда, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружится?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?
22. Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?
23. Часто ли ты чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?
30. Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Ты любишь иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?
34. Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?
35. Ты быстро решаешься на что-нибудь?
36. Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться?
39. Тебя легко огорчить чем-нибудь?
40. Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь?
41. Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?
42. Если тебе случится попасть в неловкое положение, ты потом долге переживаешь?
43.Ты любишь шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?
45. Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают такие моменты, что тебе не хочется жить?
48. Ты когда-нибудь был грубым с родителями? 49. Тебя считают веселым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты больше любишь сидеть и смотреть, чем принимать участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53. Ты обычно бываешь не уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?
54. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься первым заговорить с незнакомыми людьми?
56. Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие в гостях, на утреннике, на елке?
60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, не подумав?
Обработка данных:
Полученные результаты ответов сопоставляют с «ключом». За ответ, соответствующий ключу, присваивается 1 балл, за ответ не соответствующий ключу, - 0 баллов. Полученные баллы суммируются.
«Ключ»:
1. Экстраверсия - интроверсия:
«да» («+») 1, 3 ,9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53,57.
«нет»(«- ») 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм:
«да»(«+ ») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45,50,51,52,56,58,60.
3. «Показатель лжи»:
«да»(«+ ») 8,16, 24, 28, 44. «нет»(«- ») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Оценка результатов:
Оценочная таблица для шкалы «экстраверсия - интроверсия»
Интроверсия | Экстраверсия |
значительная | умеренная | умеренная | значительная |
1-7 | 8-11 | 12-18 | 19-24 |
Оценочная таблица для шкалы нейротизма
Эмоциональная устойчивость | Эмоциональная неустойчивость |
высокая | средняя | выокая | очень высокая |
До 10 | 11-14 | 15-18 | 19-14 |
Интерпретация данных
Экстраверсия - интроверсия
Типичный экстраверт общителен и имеет широкий круг знакомых. Действует под влиянием момента, импульсивен и вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен и весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля. Склонен к рискованным поступкам.
Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, высоко ценит нравственные нормы, с трудом меняет свои убеждения, с ним практически невозможно спорить.
Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Эмоциональная устойчивость проявляется в сохранении организованного поведения, целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется отсутствием напряженности, наличием беспокойства. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, быстрой смене настроений, чувстве виновности, беспокойства, озабоченности, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. У людей с высокими показателями нейротизма в стрессовых ситуациях может развиться невроз.
Игра на взаимопонимание. Игра «Ассоциации»
Один из участников выходит за дверь. Группа выбирает человека, которого должен вычислить «водящий». Затем водящий входит и начинает задавать вопросы такого характера: «Если бы этот человек был литературным героем, то каким?», «Если это погода, то какая?», «Если это животное, то какое?», «Если это цвет?», «Если это дерево?». Запах, время года, историческую эпоху, воинское звание, мебель - все, что угодно,
можно использовать в вопросах. Водящий может выбирать, кому какой опрос задать, чтобы, как ему кажется, получить наиболее ценную информацию для выполнения задачи отгадывания.
Игра обычно проходит живо и легко. «Загаданному» она дает огромное количество обратных связей. Какие-то ассоциации вызывают приятные чувства, какие-то вызывают протест. Наибольшее удивление (вызывает у школьников то, что можно точно узнать человека, ассоциируя его с такими различными вещами. Как правило, «загаданным» хочет быть почти каждый. Иногда игра продолжается и после занятий.
Педагог наблюдает за происходящим и так же, как школьники, узнает о них много нового. Можно рискнуть и предложить «загадать» себя.
Признаки положительных качеств
Коллективизм, гуманизм
1. Ответственность за свое поведение перед коллективом.
2. Ответственность за поведение товарищей.
3. Умение противостоять безнравственному поведению и отрицательному примеру.
4. Умение учитывать мнение товарищей.
5. Вежливость, тактичность.
Трудолюбие
1. Потребность в постоянном труде.
2. Умение использовать в труде свои силы и способности.
3. Эстетическое отношение к труду.
4. Объективная оценка своего и чужого труда.
5. Самовоспитание трудовых умений и навыков.
Честность
1. Правдивость.
2. Самокритичность.
3. Совестливость, стыдливость.
4. Верность данному слову.
5. Преданность дружбе.
Отношение к учебе
1. Устойчивый интерес к учению.
2. Добросовестность в выполнении учебной работы в школе и дома.
3. Умение учиться.
4. Самоконтроль и самооценка знаний.
5. Умение преодолевать трудности.
Саморегуляция поведения
1. Самодисциплина.
2. Самообладание, самоконтроль.
3. Требовательность к себе и другим.
4. Умение отказываться от соблазнов и неразумных желаний.
5. Преодоление страха.
Эмоциональная восприимчивость
1. Понимание других людей. Чувство красоты.
2. Дружелюбие.
3. Чуткость, сострадание.
4. Чувство меры в самовыражении.
5. Оптимистичность.
Отрицательные признаки личностных качеств
Коллективизм
1. Честолюбие.
2. Безответственность.
3. Податливость дурному влиянию.
4. Эгоистичность.
5. Противопоставление себя коллективу.
Трудолюбие
1. Пассивность в труде.
2. Леность.
3. Неопытность.
4. Недобросовестность.
5. Иждевенчество.
Честность
1. Неискренность.
2. Беззастенчивость.
3. Наглость.
4. Подхалимаж.
5. Беспринципность.
Отношение к учебе
1. Нелюбознательность.
2. Нежелание учиться.
3. Неумение логически мыслить.
4. Отвращение к учебе.
Саморегуляция поведения
1. Неустойчивость.
2. Нерешительность.
3. Неуравновешенность.
4. Недисциплинированность.
5. Склонность к конфликтам.
Эмоциональная восприимчивость
1. Уход в себя.
2. Отчужденность.
3. Озлобленность.
4. Драчливость.
5. Пассивность.
6. Подозрительность.
Положительные качества | Отрицательные качества |
Направление “СЕМЬЯ”
Методика изучения взаимоотношений в системе “родители – ребенок”
Это изучение начинается с первой встречи с родителями учащихся.
Анкета для родителей N 1
Какие положительные качества своего ребенка Вы можете назвать?
Какие положительные качества ребенка Вы считаете самыми главными?
Какие отрицательные качества своего ребенка Вы можете назвать?
Какие из них Вам более всего не нравятся и хотелось бы помочь ребенку их исправить?
Каким Вы хотели бы видеть своего ребенка в конце учебного года? В год окончания школы?
Анкета для родителей N 2
Эта анкета поможет изучить микроклимат семьи, ее нравственные приоритеты.
1. Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас и Вашего ребенка (как вы думаете).
Для меня самое главное, чтобы у моего ребенка было хорошее: | Для моего ребенка самое главное, чтобы у него было хорошее: |
питание | питание |
здоровье | здоровье |
друзья | друзья |
работа | работа |
учеба | учеба |
взаимоотношения с родными | взаимоотношения с родными |
любовь | любовь |
деньги | деньги |
образование | образование |
жилье | жилье |
Для определения семейных стереотипов в отношении собственного ребенка можно использовать ассоциативный тест “Ребенок глазами родителей, семья глазами ребенка”. Это изучение можно проводить параллельно как с детьми, так и с родителями.
2. Напишите, какие ассоциации возникают у Вас, когда вы слышите имя Вашего ребенка?
Анкета для детей
Напишите какие ассоциации возникают у вас при словосочетании “твоя семья”?
2. Проранжируйте понятия по степени значимости для Вас и Ваших родителей (как вы думаете).
Для меня самое главное, чтобы у меня было хорошее: | Для моих родителей самое главное, чтобы у меня было хорошее: |
питание | питание |
здоровье | здоровье |
друзья | друзья |
работа | работа |
учеба | учеба |
взаимоотношения с родными | взаимоотношения с родными |
любовь | любовь |
деньги | деньги |
образование | образование |
жилье | жилье |
Эта информация, полученная одновременно от родителей и от детей, поможет определить положение ребенка в семье, желание родителей знать своего ребенка, его проблемы, его внутреннее состояние. По результатам исследования можно и нужно проводить тематические консультации по проблемам, которые волнуют или сходны у нескольких семей. Тематическую диагностику можно проводить при подготовке к родительским собраниям. Это вызывает у родителей интерес, заставляет взглянуть на ребенка, требует более ответственного отношения к роли отцов и матерей.
Психологический практикум “Познай самого себя”
АВТОПОРТРЕТ
"Авто"в переводе с греческого означает "сам", таким образом, автопортрет - это сам"+" портрет, то есть изображение автором самого себя в художественном произведении.
Жанр автопортрета занимает в искусстве особое место. Некоторые художники, такие как Рембрант, А. Дюрер, 3. Серебрякова, чаще других обращаются к такому жанру, изображали себя в разные годы жизни. Иногда они изображают себя свидетелями и участниками тех или иных исторических событий, как К. Брюллов в "Последнем дне Помпеи" или Рафаэль в "Афинской школе".
Работа над автопортретом - осмысление художником своего характера, достоинств и недостатков, своих взглядов на окружающий мир.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ДАННЫХ РИСУНКОВ
Голова
Большая голова - интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом.
Маленькая голова - интеллектуальная или социальная неадекватность.
Нечеткая голова- застенчивость, робость.
Шея - орган, символизирующий связь между сферой контроля (головной) и сферой влечений (телом).
Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.
Чрезмерно крупная шея - стремление контролировать импульсы.
Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.
Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям.
Плечи, их размеры - признак физической силы или потребности во власти.
Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой или властью.
Плечи мелкие - ощущение малоценное™, ничтожности.
Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.
Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
Туловище
Туловище угловатое или квадратное - мужественность.
Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектов потребностей.
Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.
Лицо - черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов - сенсорный контакт с действительностью.
Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
Выражение лица подобострастное - незащищенность.
Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытость, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.
Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.
Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюцинации. Встречается у особо чувствительных к критике.
Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушать ее.
Большие уши - чувствительность к критике.
Глаза большие - озабоченность, чувствительность к общественному мнению.
Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.
Глаза выпучены - грубость, чертвость.
Глаза маленькие - погруженность в себя, самопоглощенность.
Подведенные глаза - грубость, черствость.
Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
Полные губы - женственность.
Рот клоуна - вынужденная приветливость, неадекватные чувства.
Рот впалый - пассивная зависимость.
Отсутствие рта - депрессия, проблемы в общении.
Нос широкий, выдающий , с горбинкой - презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.
Ноздри - примитивная агрессия.
Зубы четко нарисованы - агрессивность.
Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
Волосы
Признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней).
Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.
Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову, - субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки - орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.
Широкие руки (размах рук) - интенсивное стремление к действию.
Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.
Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.
Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.
Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромисс (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений.
Руки длинные и мускулистые- субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации.
Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления, активная вовлеченность в события внешнего мира.
Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособленность в межперсональных отношениях.
Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность.
Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
Руки слишком крупные - сильная потребность к лучшей жизни.
Хрупкие руки - физическая или психическая слабость.
Скованные руки - жесткая, замкнутая личность.
Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.
Деформация или акцентированные руки или ноги на левой стороне - социально ролевой конфликт.
Руки изображены близко к телу - напряжение.
Большие руки или ноги - грубость, черствость.
Сужающиеся руки или ноги - женственность.
Руки длинные - желание чего-то достигнуть, завладеть чем- либо.
Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.
Руки, повернутые в стороны, достающее что-то – зависимость, желание любви, привязанность.
Руки, вытянутые по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
Руки сильные - агрессивность, энергичность.
Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.
Руки как боксерская перчатка - вытесненная агрессия.
Руки за спиной или в карманах - чувство вины, неуверенность в себе.
Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.
Руки отсутствуют в женской фигуре - фигура воспринимается как не любящая, отвергающая, не поддерживающая.
Пальцы отделены (обрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.
Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия.
Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.
Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.
Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.
Пальцы длинные - открытая агрессия.
Пальцы сжатые в кулаки - бунтарство, протест.
Кулаки, прижатые к телу - вытесненный протест.
Кулаки далеко от тела - открытый протест.
Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) - враждебность.
Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивности чувства.
Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней.
Ноги слишком короткие - чувство физической или психологической неловкости.
Рисунок начат со ступней и ног - боязливость.
Ступни не изображены - замкнутость, робость.
Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.
Ноги отсутствуют - робость, замкутость, нестабильность.
Ноги акцентированы - грубость, черствость.
Ступни - признак подвижности (физиологической или психологической ) в межперсональных отношениях.
Ступни непропорционально длинные - потребность безопасности.
Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.
Поза
Лицо изображено так, что виден затылок - тенденция к замкнутости.
Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.
Человек, изображенный в беге - желание убежать, скрыться от кого-либо.
Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам - отсутствие личного равновесия.
Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, неприятие человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).
Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
Человек в плавном беге - хорошая приспособляемость.
Методика “Познай себя”
Рядом с номером вопроса поставьте выбранный вами вариант ("а", "б" или "в"). Не раздумывайте долго и не меняйте ответы.
Я бы вполне мог жить один, вдали от людей: а) да б) иногда в) нет
Иногда я неважно себя чувствую без особой на то причины: а) да б) не знаю в) нет
3. Читая о каком-либо происшествии я интересуюсь всеми подробностями:
а) всегда б) иногда в) редко
Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе с ними и нисколько не обижаюсь:
а) верно б) не знаю в) не верно
5. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня б) нечто среднее в) не беспокоит меня
6. Мне нравится друг:
а) интересы которого имеют деловой и практический характер
б) не знаю
в) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
7. На предприятии мне было бы интереснее:
а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве
б) трудно сказать в) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.
8. У меня всегда не хватает энергии, когда это необходимо: а) да б) трудно сказать в) нет
9. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям б) не знаю в) в своем дневнике
10. Я могу спокойно слушать, когда другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю: а)верно б) затрудняюсь ответить в) неверно
11. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неожиданностей, чем с другими людьми: а) да б) трудно сказать в) нет
12. Я думаю, что я говорю неправду реже, чем большинство других людей
а) верно б) затрудняюсь ответить в) неверно
13. Я предпочел бы работать:
а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и быть среди них
б) затрудняюсь ответить в) архитектором
14. То, что я делаю у меня не получается: а) редко б) нечто среднее в) часто
15. Даже если мне говорят, что мои идеи неосуществимы, это меня не останавливает:
а) верно б) не знаю в) не верно
16. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей
а) верно б) не знаю в) не верно
17. Усилия, затраченные на составление планов:
а) никогда не лишние б) трудно сказать в) не стоят этого
18. Мне больше нравится работать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными: а) да б) не знаю в) нет
19. Мне приятно сделать человеку, одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного не удобно для меня
а) да б) иногда в) нет
20. Когда я ложусь спать, я:
а) засыпаю быстро б) нечто среднее в) засыпаю с трудом
21. Я предпочитаю:
а) вопросы, касающиеся меня решать сам
б) затрудняюсь ответить в) советоваться с моими друзьями
22. Работая в магазине я хотел бы:
а) оформлять витрины б) не знаю в) быть кассиром
23. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
а) верно б) иногда в) неверно
24. Если люди обо мне плохо думают, то я не стараюсь их переубедить, а продолжаю поступать по-своему: а) да б) трудно сказать в) нет
25. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать
а) часто б) иногда в) иногда
26. Мне бывает скучно:
а) часто б) иногда в) редко
27. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов: а) да б) трудно сказать в) наверное
28. Я думаю, что было бы интереснее быть: а) ботаником и работать с растениями б) не знаю в) страховым агентом
29. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) заняться другим вопросом б) затрудняюсь ответить в) еще раз пытаться решить этот вопрос
30. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны: а) да б) иногда в) нет.
Обработка ответов: Ответ "б" всегда оценивается в одно очко.
С 1 по 7 и с 23 по 30 вопросы вариант "а" приносит 0 баллов за каждый ответ, вариант "в" - 2 балла за ответ.
С 8 по 22 вопрос баллы начисляются за "а" - 2, "в" - 0.
Замкнутость-общительность. Если сумма баллов при ответе на 1, 7, 9, 13, 19, 25 вопросы не превысит 8, то вы скорее всего, не очень нуждаетесь в обществе других и по натуре неконтактны. Вполне возможно, что вы скептически относитесь к знакомым и довольно строго судите .других. А это, известно, ограничивает круг близких людей, с которыми легко быть откровенным. Если же сумма баллов выше 8, то вы общительны и добродушны, открыты и сердечны. Вам свойственны естественность, непринужденность в поведении, внимательность и мягкосердечие по отношению к людям. Выбирая специальность на это следует обратить внимание - вам можно рекомендовать профессии типа человек - человек, требующие постоянного общения с людьми, коллективных действий.
Другая черта - эмоциональная устойчивость или неустойчивость. Об этом свидетельствует сумма баллов, полученная при ответах на вопросы 2, 5, 8, 14, 20, 26 вопросы. Если она меньше 7, вы скорее всего подвержены чувствам и склонны к быстрой смене настроения. Высокие оценки свойственны людям выдержанным, спокойным, чей взгляд на вещи более реалистичен.
Если сумма баллов на вопросы 3, 6, 15, 18, 21 меньше 7, вы человек практичный и добросовестный, легко следуете общепринятым нормам, правилам поведения. Хотя, быть может, вам свойственна некоторая ограниченность, заземленность, излишняя внимательность к мелочам. При высоких оценках -у вас богатое воображение, как следствие, высокий творческий потенциал. Старайтесь, все же не витать в облаках. Это часто приводит к житейским неудачам.
Расчетливы вы или нет? Подсчитайте сумму ответов на 4, 10, 16, 22 и 28 вопросы. Если она превышает 5, вам свойственна расчетливость и вы достаточно проницательны, умеете разумно и без сантиментов оценивать события и окружающих людей. При низких оценках - вполне возможно, вам свойственны прямолинейность, естественность, непосредственность в поведении.
Самоконтроль. При сумме ответов меньше 6 на 11, 12, 17, 23, 29, 30 вопросы у вас не всегда хорошо обстоят дела с дисциплиной. Обычно таким людям как вы присуща внутренняя конфликтность. При оценках свыше 6 баллов вы, наверное, целеустремленный человек, хорошо контролируете свои эмоции и поведение, для вас не представляет особого труда придерживаться общепринятых правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Возрастные личностные особенности подростков и причины подростковой агрессии
Презентация предназначена для проведения родительского собрания учащихся 7 класса и знакомит с психологическими особенностями подросткового возраста, типами семейного воспитания, а также содержит прак...
Изучение личностных особенностей.
Педагогические технологии диагностики личностных особенностей отлично помогут педагогу справиться с изучением обучающихся в его классе....
Дипломная работа "Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности"
Личностные особенности подростков с разным статусом гендерной идентичности...
Диагностика личностных особенностей у одаренных подростков
Данный материал содержит рекомендации по диагностике личностных особенностей одаренных подростков...
Восприятие родительской семьи в связи с личностными особенностями подростка
Пoдростковый возраст это трудный период полового созревания и психологического взросления. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том,...
Особенности методов активизации профессионального и личностного самоопределения подростков
Материал опубликован в сборнике Международной научно-практической конференции Новые педагогические технологии (20.01.2015)...
«Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей слепых обучающихся с интеллектуальными нарушениями»
Реализация прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного не только дошкольного, обще...