Диагностический материал по оценке степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности обучающегося с ОВЗ
тест по психологии по теме

Сергеева Ольга Павловна

Данный диагностический материал будет полезен педагогам-психологам при составлении психологического профиля развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ сопровождения.  Используется методика Д.И. Бойкова "Оценка степени дифференцированности отдельных действий ребенка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika.doc320.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое

сопровождение

процесса обучения

детей

с умственной

отсталостью.

Психологическое сопровождение процесса обучения детей с нарушением интеллекта МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»  г. Мичуринска осуществляет педагог-психолог Сергеева О.П.

Психологическое сопровождение

процесса обучения

детей включает:

- диагностику

уровня развития детей;

- индивидуальные и групповые занятия психолога с детьми;

-психологическое консультирование

педагогов, родителей, обучающихся

- психологическое просвещение

педагогов, родителей, обучающихся

Важным элементом психологического сопровождения процесса обучения детей с нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития.

Выявив уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, психолог может судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, то есть  получает критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности, что позволяет оценить зону актуального развития ребенка и является основанием для выбора содержания перспективных индивидуальных программ.

   Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

   

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

   В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из четырех этапов, так как динамика развития детей разворачивается очень медленно.

 

 С  результатами обследований педагог-психолог знакомит родителей для координации совместных усилий.

 

 При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий.

Педагогом-психологом исследуются следующие действия:

  1. когнитивные:

1.сенсорно-перцептивные;

2. сенсорно- двигательные;

3.  графомоторные навыки;

4. навыки невербальной коммуникации;

5. общение и речь.

  1. Хозяйственно-бытовые:

  1. навыки самообслуживания;
  2. назначение предметов обихода;
  3. приготовление холодной пищи;
  4. стирка вещей;
  5. уборка помещения;
  6. определение видов пищевых продуктов;
  7. определение видов упаковки продуктов;
  8. использование денег.

  1. Социальные:

  1. пользование телефоном;
  2. ориентация на проезжей части улицы;
  3. пользование общественным транспортом.

Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями:

  1. действие (операция) сформировано – «да»;
  2. действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «помощь»;
  3. действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «частично»;
  4. действие (операция) пока недоступно для выполнения – «нет».

Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка.

Основой индивидуализации программы обучения являются выше перечисленные показатели, которые тщательно изучает учитель по каждому обучающемуся.

Психологический профиль развития ребенка с умственной отсталостью

Фамилия, имя ребенка  ________________________  

                                       

Действия

Уровень овладения

Когнитивные

200   – 200 уч. г.

200  -200

уч. г.

200  -20

уч. г.

200  - 20

уч . г.

Сенсорно-перцептивные

Сенсорно-двигательные

Графомоторные навыки

Навыки невербальной коммуникации

Общение и речь

Хозяйственно-бытовые

Навыки самообслуживания

Знание назначения предметов обихода

Приготовление холодной пищи

Стирка вещей

Уборка помещения

Определение видов пищевых продуктов

Определение видов упаковки продуктов

Использование денег

Социальные

Пользование телефоном

Ориентация на проезжей части улицы

Пользование общественным транспортом

                                                 

Методическое оснащение:

Министерство образования РФ

 Библиотека федеральной программы развития образования

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Издательский дом «Новый учебник», 2005 г.

Д.И.  Бойков «Психологическое сопровождение процесса обучения детей с умственной отсталостью»

 (Оценка степени дифференцированности отдельных действий ребенка. Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка, Профиль развития ребенка с умственной отсталостью)


 Оценка степени дифференцированности отдельных действий и операции внутри целостной деятельности

Бланк регистрации содержания актуального опыта ребенка  №

 Дата обследования _________________            Класс________________  

         Действия

О с в о е н и е    д е й с т в и й  

Имя и фамилия ребенка

1        2                3                   4                    5                   6                        7                    8                    9                    10             11

       

IКогнитивные

1.Сенсорно-перцептивные действия

А. Сосредоточение и концентрация взгляда на объекте

Б. Перевод взгляда с одного объекта на другой

В. Сопровождение взглядом движущегося объекта

Г. Сопровождение взглядом передвигаемого самим ребенком объекта

Выводы психолога:

2.Сенсорно-двигательные действия

А. Перемещение косточек по рамке

Б. «Адресация» предметов по форме

В.Дифференциация форм по размерам

Г. Использование пишущих предметов

(мелок, карандаш, ручка)

Вывод психолога:

3.Графомоторные  навыки

А. Захватывание карандаша

Б. Правильное удерживание карандаша

В.Пространственные передвижения карандаша (вертикально, горизонтально, наклонно, кругообразно)

        

Г. Дифференциация символов в пределах программы (букв, цифр, знаков)

Вывод психолога:

4.Навыки  невербальной коммуникации

А. Установление визуального контакта с собеседником

Б. Ориентация на лицо взрослого

В. удержание позы во время диалога (сидя, стоя)

Г. Соблюдение коммуникативной и физической дистанции

Д. адекватное использование мимики и выражения лица

Е. Умение выражать желание жестами, мимикой

Вывод психолога:

5.Общение и речь

А. Восприятие и понимание речи:

-выполнение одного действия по словесной инструкции (иди сюда);

-выполнение двух действий по словесной инструкции (иди сюда, посмотри на меня);

-выполнение одного, двух, трех действий  по словесной инструкции (иди сюда, посмотри на меня.,  сядь)

-выбрать названный предмет из двух;

-выбрать названный предмет из трех;

-принести названный предмет, выбрав из ряда объектов;

-указать названную часть тела;

-указать две и более названных частей тела;

-указать названный цвет;

-указать большой и маленький предмет;

-показать названный предмет на картинке;

Выполнить инструкцию с числительным (покажи, где пять яблок)

-найти парные предметы;

-найти парные картинки;

-убрать лишнее по цвету, размеру, форме, материалу;

-повторить предложение из 3-4 слов;

-назвать события рассказа в любом порядке;

-назвать ключевые события рассказа в правильном порядке.

Вывод психолога:

II.Хозяйственно-бытовые

1. Навыки самообслуживания

А.Знание наименований одежды

Б.Пространственное различение сторон одежды (лицевая, изнаночная) и умение правильно надевать ее.

В.Самостоятельное раздевание

Г. различение обуви по схеме тела (правая, левая)

Д.Самостоятельный прием пищи

Е. Самостоятельное пользование туалетом

Ж.Навыки личной гигиены

Выводы психолога:

2.Назначение предметов обихода

А.Для приготовления напитков:

-чайник

-чай, кофе

-молоко

-заварной чайник

-чашка

-блюдце

-стакан

-сахарница

-ложка

Вывод психолога:

3.Приготовление холодной пищи:

-пользование ножом

-приготовление бутербродов из нарезанных продуктов

-приготовление салатов

-узнавание среди банок консервированных пищевых продуктов

-пользование плитой (газовой или электрической)

-выбор кухонной посуды

-жиры и масла

Вывод психолога:

4.Стирка вещей:

-пользование раковиной

-водопроводными кранами

-моющие средства

-стиральная машина

-одежда и цветные ткани

Вывод психолога:

5.Уборка помещения:

-щетки, совок

-швабра

-пылесос

-выключатели, электророзетки

-ведро

-тряпка

-моющие средства

Вывод психолога:

6.Определение видов пищевых продуктов:

-бакалея (каши, хлеб)

-мясные продукты (колбасы, сосиски)

-яйца

-молоко и молочные продукты (сыр, творог, кефир)

-овощи

-напитки

Вывод психолога:

7.Определение видов упаковки продуктов:

-консервные банки

-пакеты. коробки

-бутылки

-замороженные продукты

-тюбики

Вывод психолога:

8.Использование денег:

-узнавание достоинства купюр и монет

-ориентировка в стоимости товара

-выбор необходимого товара

-оплата и получение сдачи

Вывод психолога:

III.Социальные

1.Пользование телефоном

-действия при поступлении звонка

-умение вести разговор самостоятельно

-знание телефонов экстренной помощи

Выводы психолога:

2. Ориентация на проезжей части улицы

-узнавание места перехода

-распознавание сигналов светофора

-меры предосторожности на улице

Вывод психолога:

3.Пользование общественным транспортом:

-нахождение места остановки

-чтение и узнавание номера маршрута

-целевое ожидание на остановке

-оплата проезда

-распознавание конечного пункта поездки

-соблюдение норм поведения в общественном транспорте

Вывод психолога:

                     

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД.

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОЦЕНКИ  СТЕПЕНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ПО ВОПРОСАМ ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД....

Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды

Анализ диагностического материала по оценке качества образовательной среды...

Возможности вариативной части образовательных программ в формировании универсальных учебных действий, организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Наиболее полно решать задачу формирования универсальных учебных действий позволяет  вариативная часть учебного плана, которая в нашей школе  формируется в соответствии   с образова...

Приказ Управления образования г. Когалыма Об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2016 году

Приказ Управления образования г. Когалыма Об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов обще...

«Мини-самостоятельные работы- быстрая оценка степени усвоения материала»

Математика- наука не из легких. Как учителю определить степень усвоения учащимися текущего материала и скорректировать знания? Для этого на помощь приходят самостоятельные работы на 7-10 минут- мини-с...

Приказ об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов общеобразовательных организаций города Когалыма в 2016 году

Приказ об итогах диагностических работ по оценке уровня образовательных достижений по учебным предметам «математика», «физика», «химия» обучающихся 10-х классов общ...

Комплекс диагностического инструментария для оценки уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся НОО

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, с...