Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95
статья по теме

Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnedrenie_sistemy_duhovno-nravstvennogo_vospitaniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение системы духовно-нравственного воспитания

в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95

Цыганская М.В., зам. директора по НМР,

Суслова Н.А., учитель эстетики,

детский дом-школа «Дом детства» №95,

г. Новокузнецк

Детский дом-школа «Дом детства №95» - это уникальное образовательное учреждение, где воспитываются и обучаются от рождения и до 18 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Дом детства соединил в себе такие структуры, как Дом ребенка, детский дом для детей дошкольного возраста, детский дом для детей школьного возраста, среднюю (полную) школу, Дом студентов и две оздоровительные загородные базы отдыха.

Проблема духовно-нравственного воспитания воспитанников Дома детства является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет видевших падение нравственности – проявление жестокости и насилия со стороны родителей, распад семьи, алкоголизм, наркоманию, бродяжничество, что способствует утрате семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей, снижению уровня духовной культуры большинства воспитанников.

Следовательно, возникает необходимость такой системы образования, которая позволила бы в полной мере передать от одного поколения к другому знания, опыт созидательной и творческой деятельности, опыт духовной жизни, национальные ценности. Становится неминуемым обращение школы к православной традиции, позволяющей сочетать культуросообразный и научный подходы, создающей условия для освоения национальных духовно-нравственных традиций.

Таким образом, задача внедрения в условиях Дома детства непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания выступает как стабилизирующий фактор, который противодействует процессам размывания культуры и обеспечивает национальную идентификацию, закладывающую основы личности. Именно поэтому на базе Дома детства совместно с Центром духовно-нравственного воспитания и образования Новокузнецкого института повышения квалификации г.Новокузнецка была создана инновационная площадка, что позволяет, с нашей точки зрения, наиболее адекватно реализовать основные задачи развития российского образования и заложить прочный фундамент для строительства подлинно национальной школы.

Работа по проекту «Разработка и внедрение системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования в условиях детского дома-школы» началась в этом учебном году.

Гипотеза исследования:

Если воспитательная и учебная деятельность детского дома-школы «Дом детства №95» будет основана на системе непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования, то это может стать фактором, способствующим формированию нравственных ценностей и чувства национальной самоидентификации воспитанников.

Задачи инновационной деятельности

  1. выявить теоретико-методологические основы формирования духовно-нравственного воспитания личности ребенка;
  2. разработать программу мониторинга процесса формирования эмоционально-ценностной сферы личности воспитанников;

Дошкольное отделение:

  1. приобщить детей к национальным культурным ценностям;
  2. формировать основы миропонимания на сказочно-мифологическом уровне.

Школьное отделение:

  1. содействовать формированию у школьников мировоззрения, основанного на традиционной системе ценностей;
  2. развивать активное культурное сознание и нравственное поведение детей;
  3. содействовать формированию целостной картины мира;
  4. воспитывать гражданственность, патриотизм, культуру межнационального общения, любовь к Родине, семье и согражданам;
  5. содействовать формированию нравственной, эстетической, правовой культуры учащихся;
  6. воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны и государства;
  7. формировать чувства ответственности перед Родиной и готовности к ее защите.

Этапы инновационной деятельности

I. Констатирующий (организационный и проектировочный), 2005 – 2007 год

Содержание деятельности этапа: 

  1. создание оптимальных условий для инновационной деятельности в Доме детства;
  2. подготовка педагогического коллектива к работе в инновационном режиме;
  3. анкетирование сотрудников Дома детства с целью выяснения их отношения к духовно-нравственному воспитанию и образованию;
  4. определение исходных данных для дальнейшего исследования, формулировка проблем;
  5. практико-ориентированный анализ ситуации в учебно-воспитательном процессе дошкольного и школьного отделений Дома детства, выявление возможных противоречий;
  6. разработка программы обучающего семинара для участников инновационной деятельности;
  7. подготовка программно-методического обеспечения инновационной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  1. анализ анкетирования сотрудников Дома детства;
  2. готовность участников эксперимента к работе в инновационном режиме;
  3. проведение обучающего семинара по программе О.А.Кулолаевой «Золотые зернышки» для воспитателей дошкольного отделения;
  4. включение в календарно-тематическое планирование педагогов Дома детства аспектов духовно-нравственного воспитания.

II. Внедренческий этап, 2007 – 2010 год

Содержание деятельности этапа: 

  1. воспитание и обучение на основе внедрения программы духовно-нравственного воспитания с целью проверки гипотезы;
  2. определение эффективности программы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства №95»;
  3. сравнение полученных результатов с первоначальными планами эксперимента.

Предполагаемые результаты:

  1. апробация различных форм занятий;
  2. представление материалов по теме эксперимента на семинаре для педагогов и воспитателей Дома детства;
  3. оформление научного отчета о ходе эксперимента;
  4. проведение мониторинга учащихся и анализ пакета диагностических документов;
  5. анализ программы воспитательной работы Дома детства по внедрению непрерывного духовно-нравственного воспитания в образовательном пространстве учреждения.

III. Сравнительный (обобщающий) этап, 2010 – 2011 год

Содержание деятельности этапа: 

  1. анализ мониторинга экспериментальной деятельности;
  2. формулировка вывода о подтверждении или неподтверждении выдвинутых положений гипотезы.

Предполагаемые результаты:

  1. описание результатов экспериментальной деятельности и определение дальнейшего пути развития эксперимента.

Разработка и внедрение комплексной целевой программы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования на основе национальных духовных традиций в условиях детского дома-школы «Дом детства №95» позволит нам развивать эмоционально-ценностную сферу личности воспитанников, формировать их национальную самоидентификацию и оптимизацию учебно-воспитательного пространства.

Мы считаем, что задача эстетического образования в условиях Дома детства является чрезвычайно значимой для успешного решения проблемы становления эмоционально-ценностной сферы личности ребенка и его успешной социализации. Курс эстетического воспитания в детском доме-школе реализуется как факультативный предмет. Каждый класс делится на несколько групп, каждая группа посещает занятия в определенное время. Это позволяет преподавателю уделить внимание каждому ребенку.

Необходима большая и многолетняя работа по эстетическому просвещению детей, которая «призвана компенсировать пустоты», возникшие во внутренней культуре и нравственном самосознании воспитанников Дома детства №95. Эта работа должна проводиться в логике непрерывного образования, в которую включаются разнообразные образовательные учреждения, начиная с дошкольного, начального, среднего звена и заканчивая старшим звеном общеобразовательной школы.

Возросший интерес молодого поколения к истокам русской культуры, обращение к исторической, философской, религиозной литературе как источнику познания народных традиций, российского менталитета, особенностей развития общества – все это свидетельствует об актуальности введения курса эстетического воспитания.

Предоставление учащимся 2 – 8 классов возможности изучать данный курс выявило потребность в разработке учебной программы по эстетическому образованию.

Выбранное нами направление духовно-нравственного воспитания позволит решить задачи, которые необходимы для достижения целей эстетического образования:

- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

- формирование знаний и духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- сохранение духовно-нравственных традиций семьи и общества;

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья российского общества.

При подборе содержания курса эстетики мы учитывали школьный программный материал, изучаемый в рамках гуманитарных дисциплин (истории, обществознания, литературы, русского языка, искусства). Последовательность изложения программы определяется в соответствии с памятными датами календаря (государственного, народного, православного). В программе разработаны недельные сквозные содержательные линии со 2 по 8 классы. Каждая линия отражает развитие рассматриваемой темы в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Программа сопровождается иллюстративным изобразительным, литературным и музыкальным материалом.

В дошкольном возрасте осуществляется приобщении детей к разнообразным традиционным праздникам. На занятия к детям со своими беседами приходит служитель церкви. В начальной школе предполагается формирование представлений о нравственных ценностях, начальных сведениях о православной культуре с опорой на семейный уклад жизни и познание окружающего мира и природы. В 5 – 6 классах – целенаправленное изучение Ветхозаветной и Новозаветной истории в контексте культуры и традиций народа. В 7 – 8 классах – систематизация и обобщение полученных знаний, их углубление и расширение при раскрытии проблемных тем исторического и нравственного содержания.

Мы считаем, что такой подход позволит подготовить воспитанников Дома детства к решению проблем мировоззренческого уровня, к проведению сравнительного анализа культур разных эпох, народов и религий на старшей ступени обучения, к позитивной ориентации в различных системах социума.

О каких-либо результатах инновационной деятельности говорить еще рано, но мы предполагаем, что внедрение в воспитательную и учебную деятельность детского дома-школы системы непрерывного духовно-нравственного воспитания и образования может стать фактором, способствующим формированию нравственных ценностей и чувства национальной самоидентификации воспитанников.

В заключение хотелось бы отметить, что придание духовного характера инновационным процессам в образование является первоочередной задачей, ибо для сегодняшнего общества характерен не столько кризис экономический и политический, сколько кризис личности, преодолеть который можно лишь встав на тернистый путь восхождения к нашей духовной культурной традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95

Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым –  бабушками и дедушками....

Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"

Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

«Система ПМСП - сопровождения образовательного процесса в детском доме – школе №1 г. Боровичи Новгородской области»

Данная публикация может быть полезна специалистам сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Расскрывает организацию взаимодействия специалистов, осуществляющих сопровождение данной кате...

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»

Отчет о работе инновационной площадки духовно-нравственной направленности  «Система духовно-нравственного воспитания на основе формирования базовых национальных ценностей»...