Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства
статья по музыке на тему

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2015_koomunikativnye_sposobnosti.doc62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся

в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Делова И.Б. учитель музыки

МКОУ «Детский дом-школа № 95»

  

      Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

 «Развивающемуся обществу, – подчеркивается в «Концепции модернизации Российского образования», – нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание».

    Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

    Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

          Проблема развития коммуникативных способностей как процесса социализации учащихся  тесно связана с главной целью учреждения МКОУ «Детский дом-школа № 95» «Дом детства»: «Создание в учреждении воспитательно-образовательного пространства, которое позволит обеспечить личностный рост воспитанников и их подготовку к полноценному и эффективному участию в социуме, в условиях информационного общества»

        Коммуникативные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей и формируют умения:

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

- понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;

- опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;

- приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности;

 - совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;

- создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

         Коммуникативные навыки необходимы на всех этапах взросления ребенка. Ведь любое занятие строится на общении взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми ребенок теряет темп развития интеллектуальной сферы. Прекрасные возможности для развития коммуникативных качеств ребенка содержит в себе музыкальная деятельность. Все виды музыкальной деятельности направлены на развитие коммуникации: танцы, игры, хоровое пение.

         Музыкальное искусство включает в себя активное слушание музыкальных произведений, анализ и обсуждение услышанного. Специфика искусства, особенно музыки, в том, что каждое  произведение может трактоваться с позиции своего  восприятия жизни. Нет «плохих» и «хороших» образов, у каждого человека он свой. Конечно, при этом образ должен  соответствовать законам музыкальной выразительности  и глубокому музыкально-драматургическому смыслу произведения. Важно, чтобы учащиеся могли,  уважительно относится к точке зрения друг друга, при этом уметь выразить свою точку зрения, даже если она является противоположной, кратко,  по сути, обосновать ее, при необходимости уметь задать вопросы оппоненту.

               Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

         В развивающем обучении важным является работа в парах, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это - возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. 

         Например, одна-две пары работают у доски, чтобы дети хорошо восприняли алгоритм работы,  даётся задание, ставится цель, затем,  по карточкам нужно простучать ритм  (ритмический рисунок) изображенного слова (картинки или по нотам).  Второй человек из пары должен проконтролировать правильность выполнения задания, то есть  по команде  первый ребенок повторяет за учителем ритм, а второй контролирует правильность выполнения задания. После чего они по команде меняются ролями.  

        Через несколько уроков дети уже прекрасно усваивают алгоритм работы и довольно хорошо нарабатывают умение общаться и работать в парах.

    Универсальным учебным действием при работе в парах служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

        У каждого школьника есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявления творчества характерны для ребенка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.
        Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Музыкально-эстетическое воспитание учащихся на уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, социально-значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира.
Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.      

        Для формирования коммуникативных УУД, важным аспектом является групповая форма работы на уроках музыки. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же, повышается творческий потенциал. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя. При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе. Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

       Одной из задач учителя является создании условий для включения ребенка в процесс творчества и нахождения методов, адекватных его психофизиологическим особенностям, способствующим формированию позитивного мышления, а так же профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности,  способствующей как духовно–нравственному, так и физическому оздоровлению  детей.

     В связи с этим на уроках применяются различные составляющие музыкальной терапии, такие как: вокальные упражнения,  игры, попевки и упражнения на развитие дыхания, скороговорки, музыкально-двигательные упражнения.      Музыкальная терапия может использоваться в процессе, как слушания     музыки, так и музицирования. И, прежде всего, она основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Для того чтобы предмет «Музыка» действительно получал разработанную систему обучения, ему как виду искусства, необходимо выделить наиболее важные, существенные, ключевые основы музыкального развития школьника: мелодическое чувство, чувство ритма и интонационное чувство. В развитии этих чувств на уроках помогают инновационные креативные технологии В.В Емельянова, Карла Орфа, А.Стрельниковой, И.Г.Козловой, А.Спиличаускаса.   

        Совместное музицирование, игра в оркестре, в ансамбле, пение в хоре, музыкальные постановки, прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый ребенок может, участвуя в таком музыкальном действе, почувствовать себя в центре жизни; а творческий ребенок – проявит свою фантазию на деле. В творческом коллективе дети учатся проявлять терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение.

      Пение  как вид музыкального искусства органически связан со словом. Поэтому пение ещё иначе называют «омузыкаленной речью». Но дети младшего школьного возраста не всегда могут  сразу правильно произнести услышанное ими  слово и тем более пропеть его под музыку. Здесь также играет свою роль и стеснение, так как не все могут сразу свободно петь. В этой ситуации можно использовать для начала скороговорки, которые оказывают  огромную помощь в речевом развитии младших школьников. Произношение этих весёлых, шуточных предложений развивает не только чувство юмора, но и артикуляцию. Использовать этот приём можно перед исполнением песен. Скороговорки можно включить в работу, не только для  речевого развития, но и для  формирования навыков   правильного дыхания. От правильного  вдоха и выдоха при пении зависит качество исполнения  вокального произведения. Нужно нараспев произнести скороговорку. Эти упражнения выполняется как в группе, так и индивидуально и развивают длину выдоха, дикцию.       

        Большую роль в процессе формирования коммуникативных умений  и навыков,  играет,   танцевально-двигательная терапия.    Она развивает чувство ритма, координацию, творчество, фантазию, способствует сплочению обучающихся внутри класса.   На уроках музыки в младших классах важным является исполнение песен с  движениями в характере музыки, небольшие музыкальные физкультминутки, и вместе с учениками исполняются небольшие музыкально-ритмические  разминки на песни с ярким, образным содержанием. Например, такие песни как, «Братец Яков». «У оленя дом большой» (французские народные песни), вокально-хоровые упражнения Г.Абеляна.

       Важным моментом  в организации  урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока.  Ученикам  важно видеть  и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

        Понятия развития, «существования в процессе» совершенно естественно для музыки и других временных искусств. Поэтому, чтобы урок был интересным, захватывающим,  он должен строиться  с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками.

    Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока. Это: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы),  заключение (вывод).

        Школьный  урок музыки должен отвечать всем современным методическим и дидактическим  требованиям, давать наглядное, образное, целостное представление о мире искусства. Здесь на помощь учителю приходят информационно-коммуникативные технологии.    

       Они   усиливают  положительную мотивацию к обучению,  активизируют познавательную деятельность обучающихся на уроке, формируют информационно-коммуникационную компетенцию обучающихся, дают возможность учителю использовать  большое количество различного дидактического и наглядного материала (использование компьютерных презентаций, видеофрагментов, музыкальных фонограмм, всевозможных дидактических игр, карточек, тестов  по предмету и.д.). Наличие компьютера, DVD,  проектора, позволяет  широко использовать на уроках многочисленные видеоматериалы (музыкальные мультфильмы, видеофрагменты оперных и балетных спектаклей, концертных выступлений известных исполнителей и т.д.), включать видео вопросы при проведении тестирования при завершении изучения больших тем и разделов учебной программы.

        Использование вышеперечисленных методов и средств обучения,  позволяют формированию коммуникативных умений и навыков буквально с первых уроков.               В конечном итоге, эта работа  способствует повышению статуса предмета «музыка» среди других школьных дисциплин, хорошими результатами обучения учеников. Создаётся благоприятная атмосфера на уроке, помогая детям научиться взаимодействию со сверстниками и учителем при выполнении  общих задач.

   

Список литературы

1. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой/[авт.-соcт Т.Ю.Амосов] . – М.: РИПОЛ классик. 2009. – (Здоровье и красота)

2. Емельянов Е.В. Фонопедический метод развития голоса. Методическое пособие / составитель Трифонова И. – Спб., 2000;

3. Коломенский Я.Л. Особенности общения дошкольников со сверстниками/ М.:

Просвещение, 1985.

4. Леонтьев А.А. Психология общения./М., 1999.

5. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения/М.: «Педагогика», 1986

6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей/ М.: Линка – Пресс,1997.

7. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей/ Ярославль «Академия развития», 1997.

8. Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения/ М., 2010.

9. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса/ М., 1947г.

10. Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука

11. ФГОС начального общего образования;

Примерные программы основного общего образования. Стандарты второго поколения/ М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95

Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....

К вопросу о роли бабушки и дедушки в воспитании и обучении ребенка в условиях нетрадиционной семьи детского дома-школы «Дом детства» №95

Формирование системы ценностей ребенка-сироты в процессе эмоционально насыщенного содержательного общения с понимающим и значимым для данного ребенка взрослым –  бабушками и дедушками....

Дополнительное образование - основа процесса социализации детей в условиях детского дома

В этом выступлении отражены основные теоретические аспекты моей профессиональной деятельности в качестве инструктора по труду детского дома семейного типа....

Презентация к выступлению на педсовете по теме "О мерах по профилактике суицидального поведения воспитанников в условиях детского дома-школы"

Данная презентация была разработана в процессе подготовке к педсовету. Она основана на статистических материалах и нормативных документах. Содержание включает в себе не только причины и описание суици...

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

Проектная работа как одна из форм организации внеурочной деятельности воспитанников детского дома-школы в условиях поэтапного введения ФГОС основного образования

Обучающиеся учреждений интернатного типа часто не имеют возможности сталкиваться со многими практическими проблемами, что становится одной из причин дополнительного стрессового состояния для детской п...