«Система ПМСП - сопровождения образовательного процесса в детском доме – школе №1 г. Боровичи Новгородской области»
методическая разработка по психологии по теме

Фёдорова Ольга Владимировна

Данная публикация может быть полезна специалистам сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей. Расскрывает организацию взаимодействия специалистов, осуществляющих сопровождение данной категории детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_pmsp_soprovozhdeniya_v_detskom_dome.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический материал:

«Система ПМСП - сопровождения  образовательного процесса в детском доме – школе №1 г. Боровичи Новгородской области»

Автор: Фёдорова Ольга Владимировна, педагог – психолог ГОБОУ детского дома – школы №1 г. Боровичи Новгородской области

Описание материала: предлагаю Вам материал, обобщающий опыт психолого-медико-социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в детском доме – школе №1 г. Боровичи Новгородской области. Данная публикация будет полезна педагогам, работающим  с детьми, оставшимися без попечения родителей (психологам, логопедам, социальным – педагогам, воспитателям, администрации ОУ).  В работе раскрывается организация взаимодействия специалистов, осуществляющих сопровождение детей и подростков, направления и этапы деятельности.

Система психолого-медико-социально-педагогического  сопровождения образовательного процесса в ГОБОУ детском доме – школе №1 г. Боровичи Новгородской области

Одной из первоочередных задач деятельности педагогического коллектива  ГОБОУ детского  дома – школы №1 г. Боровичи Новгородской области является обеспечение успешной социализации  детей. Решение данной задачи возможно  при условии постоянного совершенствования модели психолого-медико-социально-педагогического сопровождения воспитанников.

Сопровождение детей в детском доме направлено на преодоление трудностей и проблем, стоящих перед ребенком, воспитывающимся в детском доме в плане его социализации, профессионально-трудовой реабилитации и всестороннего развития личности.

         В связи с этим целью психолого-медико-социально-педагогического сопровождения является создание благоприятных социально-психологических условий для полноценного психофизического развития, успешного обучения и эффективной социализации воспитанников ГОБОУ детского дома-школы №1  в обществе.

Основные задачи психолого-медико-социально-педагогического сопровождения включают в себя:

        - проведение диагностики детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной группы риска, с последующей индивидуальной диагностикой проблем ребенка;

- выявление проблем адаптации воспитанников в детском доме и школьной среде (проблем общения, сформированности учебной мотивации, нарушения норм и правил поведения в стенах детского дома и школы);

        - координация усилий педагогического коллектива по компенсации нарушений и задержки  развития и депривационных проявлений  у ребенка;

        - профилактика возможного неблагополучия, решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья детей;

- проведение профориентационной работы и работы по социальной адаптации,  направленной на повышение уровня готовности воспитанников к самостоятельной жизни, их правовая защита.

                Сопровождение участников образовательного процесса в ГОБОУ детском доме – школе №1 осуществляется специалистами, имеющими специальное образование: педагогами (воспитателями и учителями), социальным педагогом,  педагогом – психологом, учителем – логопедом, врачом – педиатром, врачом – психиатром, фельдшером, педагогами дополнительного образования.  Координирует работу специалистов администрация учреждения. В решении проблем, возникающих в работе, специалисты сопровождения руководствуются, прежде всего, интересами ребенка. Организационная структура психолого-медико-социально-педагогического сопровождения участников образовательного процесса ГОБОУ детского дома – школы №1 следующая:

Алгоритм деятельности по психолого-медико-социально-педагогическому сопровождению воспитанника состоит из трех основных этапов:

1. Диагностико – аналитический этап (сбор и анализ полученной информации): первичная диагностика соматического, психического, социального здоровья сопровождаемого. На основе анализа полученной информации определяется, сколько детей нуждаются в экстренной помощи, каким детям необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т.д.

2. Организационно-методический этап: совместная выработка рекомендаций для ребенка, воспитателя, педагога, специалистов; составление плана комплексной помощи для каждого проблемного воспитанника.

3. Практический этап:

- консультирование всех участников сопровождения о путях и способа решения проблемы ребенка;

-  решение проблемы, т.е. выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения;

- анализ выполняемых рекомендаций всеми участниками;

-  дальнейшее планирование и прогнозирование развития ребенка. 

        Основное содержание деятельности  специалистов, осуществляющих сопровождение воспитанников ГОБОУ детского дома – школы №1,  представлено в таблице

Направ-ления

сопрово-ждения

Этапы сопровождения

Диагностико-аналитический

Организационно-методический

Практический

Медицинское

  • первичный  осмотр воспитанника;
  •  изучение физического развития, перенесенных заболеваний и определение группы здоровья и уровня физического развития ребенка;
  • направление воспитанника к узкопрофильным специалистам с целью уточнения диагноза и постановки на диспансерный учет;
  • проведение     углубленных     медосмотров, диагностического исследования состояния ребенка.

  • заполнение медицинских карт на основе осмотров;
  • оформление сведений о ребенке и рекомендаций по реализации индивидуального подхода к ребенку в оздоровительной работе;
  • повышение валеограмотности у педагогов и детей;
  • выпуск методических рекомендаций по данной тематике.

  • осуществление программ, направленных на сохранение и
    укрепление здоровья воспитанников;
  • совместно с другими специалистами сопровождения проведение работы по созданию условий, способствующих развитию в воспитаннике потребности к здоровому образу жизни;
  • проведение профилактической и разъяснительной работы с детьми и педагогами.
  • выступление на педагогических советах, МО, консилиумах;
  • консультации администрации и педколлектива по проблемам сохранения и укрепления здоровья.

Социальное

  • оценка степени дезадаптации воспитанника;
  • диагностика условий проживания воспитанника до поступления в детский дом;
  • определение специфики социального окружения, влияющего на процесс развития личности;
  • определение социального статуса ребенка в детском доме;
  • по необходимости совместно с медицинским персоналом принятие решения об установлении инвалидности;
  • диагностика социальной адаптации выпускника детского дома и дальнейшей интеграции его в социуме.

  • составление плана работы на адаптационный период (оформление документов на подтверждение статуса, открытие сберегательного счета и т.д.)
  • составление плана по работе с родственниками (розыск, алименты и т.д.);
  • оформление документов для банка данных;
  • подбор замещающей семьи ребенку, в том числе для пребывания в ней в каникулярное время;
  • выпуск методических рекомендаций по изучаемым проблемам, публикации.

  • проведение мероприятий по социальной адаптации воспитанников детского дома (в том числе по программе «Ты и закон»);
  • осуществление контроля за соблюдением прав детей;
  • проведение регулярной работы с личными делами воспитанников, с целью определения путей реализации защиты их интересов;
  • выступление по доверенности от имени детского дома по защите прав и интересов воспитанников в правоохранительных органах;
  • осуществление контроля за процессами адаптации, обучения и проживания воспитанников детского дома;
  • организация индивидуальной работы с воспитанниками по профессиональному самоопределению;
  • выявление  и  диагностика  фактов

асоциального  поведения воспитанников  и  обеспечение  его своевременной коррекции;

  •  выступление на педсоветах, МО, совещаниях по вопросам социальной защиты детей;
  • проведение консультаций с работниками по вопросам социальной защиты воспитанников и выпускников детского дома.

Психологическое

  • диагностика уровня познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка и особенностей межличностных отношений при поступлении ребенка в детский дом;
  • диагностика и анализ уровня депривации у ребенка как при поступлении в детский дом, так и на протяжении проживания в нем;
  • проведение диагностики индивидуальных особенностей личности ребенка, выявление причин психосоматических нарушений;
  • диагностика различных  отклонений     в развитии  ребенка (совместно  с другими специалистами службы).

  • создание программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции;
  • способствование повышению психологической культуры всех членов коллектива детского дома;
  • выпуск методических рекомендаций по изучаемым проблемам;
  • анализ степени адаптации детей на разных этапах обучения в школе.

  • создание благоприятного психологического климата в детском доме, способствование определению форм взаимоотношений между ребенком и ребенком, ребенком и взрослым;
  • консультирование педагогов и других работников по кругу проблем, касающихся их профессиональной компетенции;
  • профилактика психологической перегрузки и невротических срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни;
  • разработка и осуществление программы, направленной на развитие личностного потенциала воспитанника;
  • разработка и осуществление программы коррекции и компенсации состояний психической депривации у воспитанников;
  • выступление по актуальным проблемам психического развития детей на педагогических советах, методических объединениях, консилиумах по проблемам психологии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • проведение регулярных психологических занятий по теоретическим вопросам возрастной, педагогической и специальной психологии;
  • консультирование администрации и членов педагогического коллектива детского дома по проблемам психологического развития детей-сирот.

Педагогическое

  • первичное знакомство с ребенком (построение доверительных отношений, расположение к себе и т.д.);
  • изучение документации по воспитанникам;
  • выявление особенностей поведения, степени отклонения поведенческих реакций; интересов, привычек, знаний о себе и окружающем мире и т.д.;
  • выявление пробелов в знаниях, умениях, навыках (уровень обученности и обучаемости);
  • проведение углубленного педагогического, логопедического обследования детей для определения уровня общего развития, выявления специфических речевых нарушений и вторичных неречевых расстройств;
  • организация углубленного комплексного изучения детей с проблемами в развитии;
  • осуществление динамического наблюдения за детьми.
  • ведение адаптационных карт по ребенку;
  • подбор методов и способов воспитательных воздействий на ребенка;
  • прогнозирование возникновения проблем ребенка в различных стрессовых ситуациях;
  • разработка дальнейшего воспитательно-образовательного маршрута ребенка после его адаптации в учреждении;
  • комплектование групп детей в зависимости от возраста и диагноза;
  • составление развернутого заключения и рекомендаций по результатам работы с ребенком.

  • организация жизнедеятельности ребенка в новых условиях (регулировка режима дня, обучение навыкам самообслуживания, ознакомление с нормами группы и т.д.);
  • включение ребенка в социально-полезную деятельность;
  • оказание консультативной помощи педагогам, работающим с детьми;
  • проведение с детьми групповых и индивидуальных занятий;
  • использование индивидуальных форм с постепенным включением ребенка в коллективную жизнь;
  • реализация индивидуальных программ по ликвидации пробелов в ЗУН, развитию учебной мотивации, созданию ситуаций успеха;
  • участие в работе консилиумов;
  • участие в работе педсоветов, МО, семинаров, конференций по проблемам оказания педагогической помощи детям с нарушением интеллектуального развития и трудностями усвоения школьной программы;
  • поддержание связи с классными руководителями и учителями МОУ СОШ №7, 9  г. Боровичи.

Деятельность по сопровождению воспитанников начинается с диагностики их личностного, психофизического развития, творческих способностей и т.д., то есть сбора информации о соматическом, психическом, социальном здоровье сопровождаемых.

Становление личности ребенка в условиях депривации и подготовка его к самостоятельной жизни невозможны без его глубокого и всестороннего изучения. Увидеть не только внешнюю и внутреннюю сторону хороших и плохих поступков детей, но и понять причины их появления при простом наблюдении невозможно. Важна не просто диагностика уровня развития психических процессов или констатация отклонений в развитии личности ребенка, а выявление взаимосвязи между отдельными особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения). Индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие  познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивности.

        Поэтому так важна диагностика. Для выявления динамики развития личности ребенка с первого года его пребывания до выпуска из учреждения в ГОБОУ детском доме – школе №1 введена карта, фиксирующая достигнутые результаты в обучении и воспитании ребенка по годам.

        Карта имеет следующую структуру:

- Общие сведения о ребенке (в том числе его социальный статус, состояние соматического здоровья, сведения об обследовании на ПМПК и т.д.).

1 блок Развитие психических процессов

- восприятие;

- счетные операции;

- внимание;

- память;

- мышление

2 блок Развитие речи

3 блок Уровень развития деятельности

- работоспособность;

- игровая деятельность;

 - учебная деятельность;

- сформированность готовности к труду

4 блок Особенности личности и поведения

- эмоционально-волевая сфера;

- особенности общения;

- отношение к самому себе;

- дисциплина;

- интересы и склонности и их реализация через дополнительное образование;

- доминирующие черты  характера

        Диагностику осуществляют в школьном детском доме – воспитатели, в специальной коррекционной школе – интернате – классные руководители совместно с другими педагогами, принимающими непосредственное участие в воспитании, обучении и развитии детей (педагоги дополнительного образования, педагог - психолог, учитель-логопед и т.д.)

         Разработка рекомендаций по коррекционно-развивающей работе осуществляется ведущим карту педагогом под руководством психолога.

        Карта заполняется один раз в год, на второй – третьей неделе сентября, либо при поступлении ребенка в учреждение. Занятиям с детьми предшествует знакомство педагога с педагогической и медицинской документацией. Полученные данные заносятся на первый лист карты «Общие сведения».

        В методических рекомендациях по работе с картой имеются методики обследования и инструкции по их применению и фиксации результатов в карте. Методики подобраны по принципу доступности возрасту и индивидуальным возможностям детей.  

        В конце обследования полученные данные анализируются, и на основе обобщенных результатов заполняется лист «Выводы по результатам диагностики и рекомендации для индивидуального подхода и обеспечения развития воспитанника», где отмечается, какие изменения (как положительные, так и отрицательные) произошли в развитии ребенка за текущий период (коротко) и определяются  задачи по его сопровождению.

Для уточнения проблемного поля ребенка проводится более глубокое его изучение специалистами.

С целью получения общих рекомендаций по работе с каждым ребенком (а особенно ребенком группы потенциального риска) и обсуждения плана  действий по его сопровождению проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы в отделениях ГОБОУ детского дома – школы №1.

        Именно через психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) осуществляется практическое взаимодействие специалистов сопровождения. В ГОБОУ детском доме – школе №1 разработано и действует Положение о деятельности ПМПк. Порядок деятельности ПМПк, организация и контроль за его работой определяются приказами директора ГОБОУ детского дома – школы №1, должностными инструкциями специалистов консилиума.   ПМПк является структурой диагностико-коррекционного типа, формой взаимодействия специалистов учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников.

        Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации на основе создания целостной системы, обеспечивающей оптимальные социально-психологические  и педагогические условия жизнедеятельности для детей в ГОБОУ детском  доме – школе №1, в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического  и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.

        Задачи ПМПк:

-     квалифицированная   комплексная   диагностика   проблем  обучающегося,  воспитанника, имеющего отклонения в развитии, трудности в обучении и адаптации, организованной с ним образовательной, коррекционной и профилактической работы;

-     содействие    воспитаннику    в    решении    актуальных    задач    развития,                 образования,   социализации   через   реализацию   программ   преодоления

трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем                  взаимоотношений со сверстниками, педагогами, окружающими людьми;

-     содействие выбору воспитанником образовательного и профессионального маршрутов;

- разработка мер профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов, организация здоровьесберегающего пространства в детском доме- школе;

- выявление актуальных и резервных возможностей развития;

- определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи ребенку;

-     проектирование оптимальной для развития обучающегося, воспитанника программы индивидуального психолого-медико-педагогичсекого сопровождения; разработка соответствующих рекомендаций педагогам для обеспечения индивидуального подхода в процессе учебно-воспитательной работы;

- отслеживание динамики в психофизическом развитии детей и эффективности реализации комплексных программ;

- содействие укреплению взаимодействия и взаимопонимания между всеми субъектами образовательного процесса;

- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности.

В ПМПк  ГОБОУ детского дома – школы №1 входят специалисты разного профиля. Состав ПМПк:

- председатель ПМПк - специалист, назначенный приказом директора;

- члены ПМПк – старший воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог, медицинские работники (врач – психиатр, фельдшер), воспитатели, представляющие ребенка на ПМПк, воспитатели с большим опытом работы в детском доме – школе. Специалисты    и    председатель    ПМПк    осуществляют    совместную деятельность    в    соответствии    с    четко    определенными    функциями в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на обследование детей с отклонениями в развитии и/или состояниями декомпенсации.    К деятельности ПМПк могут привлекаться другие заинтересованные лица: педагоги, непосредственно работающие с ребенком (классные руководители, учителя – предметники, учитель-логопед), инспектор ОДН, курирующий ГОБОУ детский дом – школу №1, представители отдела образования и другие. Взаимодействие ПМПк и психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется на основе договора о взаимодействии.

Председатель ПМПк выполняет функции:

-    координирует работу специалистов ПМПк, организует подготовку и проведение заседания ПМПк;

-    организует    и    совершенствует    методическое    обеспечение    процесса сопровождения и условия для оказания комплексной помощи участникам образовательного процесса;

-    осуществляет   контроль   за   качеством   и   эффективностью   оказываемой участкам образовательного процесса психолого-педагогической и медико-социальной помощи;

-    обобщает и оформляет решение ПМПк, организует и контролирует их выполнение,  в т.ч.  через  взаимодействие с различными учреждениями, организациями, структурами;

-    проводит   проблемный   анализ   процесса   психолого-педагогического   и медико-социального    сопровождения    и    результатов    образовательного процесса.

Специалисты ПМПк:

-    участвуют в работе ПМПк с правом решающего голоса;

-    представляют     на     ПМПк     результаты     диагностического     изучения воспитанника или образовательного процесса, четко определяя проблемы, их причины, представляя анализ (отчет) о   проведенной   психологической, педагогической,     профилактической,     коррекционной,     медицинской     и социальной работе (исходя из возложенных обязанностями функций);

-    готовят предложения по дальнейшей работе с воспитанником;

-    обеспечивают выполнение решения ПМПк в соответствии с возложенной ответственностью.

Решение о сопровождении воспитанника принимается совместно всеми специалистами на заседании ПМПк.

Алгоритм деятельности ПМПк следующий.

Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Деятельность плановых консилиумов осуществляется  в соответствии с планом работы ПМПк не реже одного раза в квартал  и направлена на:

-    анализ процесса    выявления    детей    «группы    риска»,    а    также    ее количественного и качественного состава;

-    определение путей психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учащихся, воспитанников с трудностями адаптации в учреждении;

-    отслеживание    динамики    развития    ребенка    в    процессе    реализации индивидуализированной коррекционно-развивающей программы, внесение необходимых изменений в эту программу;

-    направление  на  ПМПК  при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк.

Внеплановый консилиум собирается по запросам педагогов и специалистов, работающих с ребенком. Поводом для проведения внепланового консилиума является выявление или возникновение новых обстоятельств, влияющих на обучение, воспитание или развитие ребенка, отрицательная динамика его развития и обучения. Задачами внепланового консилиума являются:

-  решение вопроса о необходимости принятия адекватных экстренных мер по выявленным обстоятельствам;

-    внесение изменений в индивидуализированные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности.

Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплексное всестороннее обсуждение ситуации учреждения, группы или конкретного обучающегося, воспитанника, имеющего отклонения в развитии и/или состояниями декомпенсации.

Инициаторами обращения в ПМПк могут быть:

-  администрация ГОБОУ детского дома - школы №1 в случае выявления негативных результатов образовательного процесса;

- сотрудники образовательного учреждения;

- обучающиеся, воспитанники образовательного учреждения.

Каждый   специалист   ПМПк   проводит   обследование   (диагностику) образовательной среды, группы или конкретного обучающегося, воспитанника, с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

По данным обследования каждым специалистом составляется заключение, и разрабатываются рекомендации.      

На период подготовки к ПМПк  и последующей реализации рекомендаций (индивидуальной программы сопровождения) ребенку назначается ведущий специалист, который отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой ему помощи и выходит с инициативой повторных обсуждений (при необходимости) на ПМПк.

На заседании ПМПк (в форме краткого совещания всех специалистов) обсуждаются       результаты       обследования,       проведенной       психолого-педагогической,  медицинской,  профилактической и коррекционной работы, заслушивается воспитанник (при необходимости) и составляется коллегиальное заключение ПМПк и (или) принимается решение о дисциплинарном взыскании. Во время заседания ПМПк ведется протокол. Последовательность заключений специалистов определяется председателем ПМПк.

Председатель     ПМПк     представляет коллегиальное заключение консилиума.

Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающие рекомендации специалистов; подписывается председателем и всеми членами ПМПк. Коллегиальное заключение фиксируется в журнале регистрации коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.

Коллегиальное   заключение   доводится   до   сведения   специалистов   и педагогов, работающих с воспитанником, для его исполнения в доступной для понимания форме. Результаты сопровождения фиксируются в листе сопровождения и дневнике наблюдений за обучающимся, воспитанником.

Председатель и члены ПМПк несут ответственность за конфиденциальность информации о ребенке.

Психолого-медико–педагогический консилиум является не единственным видом взаимодействия специалистов сопровождения. Кроме ПМПк используются следующие формы взаимодействия внутри учреждения:

1. Планерка (не реже одного раза в неделю), административные советы и совещания при директоре ГОБОУ детского дома – школы №1 по вопросу осуществления сопровождения воспитанников (по отдельному графику).

  1. Совет профилактики - по необходимости, но не реже 1 раза в месяц.

3.        Совместное проведение методических объединений, педагогических советов и педагогических часов.

  1. Взаимное посещение занятий, уроков.
  2. Методические групповые и индивидуальные консультации специалистов сопровождения.

Обязательным условием успешной организации ПМСП – сопровождения является непрерывное взаимодействие с организациями и учреждениями г. Боровичи и Новгородской области:

- образовательными учреждениями (Комитетом образования Новгородской области и г. Боровичи, отделом опеки и попечительства г. Боровичи, МОУ СОШ №7,  №9 г. Боровичи,  ЦВР, учреждениями профессионального образования, НОЦ ПМСПС, ГОБОУ ЦПМСС №1 г. Боровичи и т.д.)

- медицинскими учреждениями (детским поликлиническим отделением БЦРБ, наркологическим диспансером  г. Боровичи, психо-неврологическим диспансером г. Боровичи, Новгородским центром «Катарсис» и т.д.);

- учреждениями социальной защиты (социальными приютами);

- правоохранительными органами  и т.д.

Взаимодействие с медицинскими учреждениями города и области  организуется  следующим образом. Два раза в год всех воспитанников планово осматривают специалисты  детского поликлинического отделения БЦРБ (хирург, окулист, невролог). Дополнительно дети проходят ежегодную диспансеризацию, которая включает в себя ЭКГ- и УЗИ- обследования, клинические анализы, осмотр специалистами. На основании полученных данных врач - педиатр ГОБОУ детского дома – школы №1 составляет индивидуальную карту реабилитации ребенка, рекомендации которой выполняются медицинским персоналом учреждения. При необходимости для оказания специализированной помощи воспитанники направляются на лечение в БЦРБ, НОДБ, а в крайних случаях в медицинские учреждения  за пределы Новгородской области (например, Санкт-Петербургскую педиатрическую академию).

На основе индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида в детском доме реализуется их сопровождение. Воспитанники планово представляются в психиатрическую или педиатрическую МСЭ г. В. Новгород

Наличие врача – психиатра в ГОБОУ детском доме – школе №1, работающего по договору,   позволяет организовать консультативный прием и лечение диспансерной группы больных из числа воспитанников.  

С целью восстановления и укрепления здоровья нуждающиеся дети в каникулярное время направляются в санатории Новгородской области.

        Важным звеном в сопровождении воспитанников ГОБОУ детского дома – школы №1 является взаимодействие  со специалистами ГОБОУ ЦПМСС №1 г. Боровичи, которое осуществляется на основе действующего договора. По необходимости дети представляются на ПМПК с консультативной целью, с целью выбора программы обучения, уточнения образовательного маршрута и т.д. Рекомендации, данные специалистами ПМПК в письменной форме,  выполняются сотрудниками ГОБОУ детского дома – школы №1  и образовательных учреждений, где обучаются дети, в полном объеме.

При решении вопроса о передаче ребенка в замещающую семью воспитанники обследуются специалистами службы сопровождения замещающих семей с целью выявления психологической совместимости с потенциальными приемными родителями.

        В сложных случаях специалисты ГОБОУ ЦПМСС №1 г. Боровичи могут привлекаться к решению проблем конкретного ребенка, воспитывающегося в детском доме.

Таким образом, осуществление комплексного психолого-медико-социально-педагогического сопровождения позволяет создавать в учреждении условия для становления такой личности, которая в процессе  своего развития приобретает способность самостоятельно строить свой вариант жизни взрослого человека. Реализуется основная цель ПМСП-сопровождения воспитанников детского дома - создание для каждого ребенка на всех возрастных этапах условий для развития его личности, индивидуальности, способности к саморазвитию, профессиональному и жизненному самоопределению.

                                                

                                                                                О.В. Фёдорова,

                                                                                педагог – психолог

ГОБОУ детского дома – школы №1 г. Боровичи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома.

Презентация:Декоративно-прикладное направление в системе дополнительного образования в условиях детского дома....

Внедрение системы духовно-нравственного воспитания в условиях детского дома-школы «Дом детства» №95

Внедрение в образовательное учреждение интернатного типа системы непрерывного духовно-нравственного и православно-ориентированного воспитания....

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Создание кадетских классов, как одна из форм системы социально профилактической работы в детском доме

Презентация раскрывает сущность воспитательной работы проводимой в кадетских классах...

Коммуникативные способности как процесс социализации учащихся в условиях Детского дома-школы средствами музыкального искусства

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника» – является актуальной проблемой, решение которой важно, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом....

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз

Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социальной адаптации воспитанников»

выступление воспитателя 2 семьи Четверговой Л.Н. на методическом объединении воспитателей Ялгинского детского дома - школы «Модели развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социа...