"Одаренные дети"
статья по теме

Палий Ия Анатольевна

В аналитической справке представлены цели, задачи программы, результаты работы с одаренными детьми. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.rar2.12 МБ

Предварительный просмотр:

        Информационно-аналитическая справка по работе с одаренными детьми

в МОУ СОШ № 2 пгт Серышево  

                                      Одаренность человека – это   маленький росточек, едва        

                                      проклюнувшейся из земли и требующий к себе особого

                                      внимания. Необходимо холить и  лелеять, ухаживать за ним,

                                     сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

                                                                                                 В.А.Сухомлинский.

           Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка»,  уделяла больше внимания отстающему ребенку. Сегодня школы  начали задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще.  Творческие возможности обучающихся педагоги непосредственно связывают с его способностью к обучению. Развитие детей они связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность.

            Определение одаренности ребенка в решается психологическим обследованием, опросом родителей, учителей, и сверстников о школьной и внешкольной деятельности ребенка. Результаты диагностики  показывают, что одаренным детям интересна любая область науки, что педагоги поддерживают и помогают самореализоваться детям.  

         При работе с одаренными детьми учитываются следующие принципы:

  1. у всех детей, независимо от уровня одаренности и уровня интеллектуальных возможностей педагоги развивают их креативные качества;
  2. с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, ведется специальная работа;
  3. работа по развитию одаренности детей ведется не только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей, но и над развитием всех личностных качеств в целом;
  4. постоянно соотносятся учебные и индивидуальные способности;

Работа педагогов с одаренными детьми ведется по специализированным программам, направленными на развитие и углубление их способностей. Например: открыты  профильные группы. Успешно реализуется программа «Школа 2100», систематизирована работа по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова, апробируются новые технологии преподавания: проблемно - деятельностная, технология развития критического мышления через чтение и письмо, адаптивная система обучения, педагогические мастерские, проектно – исследовательская, интеграция и межпредметные связи,  информационная с использованием компьютеров. В учебные планы школ введен иностранный язык и информатика с 1 класса.  Разработана и внедрена в работу система проведения школьных олимпиад, целью которых является развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся.

Работа с одаренными детьми в МОУ СОШ№ 2 осуществляется согласно программе «Одаренные дети». Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей дает свои результаты. Обучающиеся образовательных учреждений района занимают призовые места в региональных и всероссийских  конкурсах, олимпиадах.

Для успешной организации данной работы создано школьное научное общество учащихся «Интеллект будущего». Его цели:

-  Воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации.

-  Выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей.

-  Формирование творческой разносторонне развитой личности.

-  Ориентация учащихся на познание как ценность.

Деятельность ШНОУ осуществляется по следующим направлениям:

1. Работа предметных кафедр.

2. Проектная и исследовательская деятельность.

3. Общешкольные мероприятия.

 

В школе работают 9 предметных кафедр:  МИФ,  русского языка и литературы, биологии и химии, географии и экологии, истории и обществознания, иностранного языка, здорового образа жизни, технологии и начальной школы, в работе которых принимали участие 105 учащихся. Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Все обучающиеся, желающее попробовать свои силы в научной работе, углубить знания по определенному предмету, вступают в НОУ и становятся его членами. Число членов научного общества постоянно пополняется. Результаты своего труда обучающиеся представляют на ежегодных школьных научно-практических конференциях.

Результаты научно-практических конференций

и конкурсов исследовательских работ

Уровень

количество

участников

победителей

призеров

номинантов

Школьная:

1-4 классы

5-11 классы

124

105

31

14

54

35

12

16

Районная научно-практическая конференция «Парад наук»:

1-4 классы

5-11 классы

4

23

2

8

2

12

6

Научно-практическая конференция «Физкультура, спорт,  здоровье»

5

-

2

3

Фестиваль научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»

7 участников

Конкурс научно-исследовательских работ в ВДЦ «Океан»  

1 место

«Молодежный конвент» в ВДЦ «Океан»

1 место

Конкурс исследовательских работ профильной смены «Юные фотографы»

1 участник

Межрегиональный историко-просветительский конкурс творческих работ школьников «Служение Отечеству: события и имена»

2 участника

Конференция Амурского союза молодежи

3 участника

Результаты предметных олимпиад

Уровень

количество

участников

победителей

призеров

Школьная:

1-4 классы

5-11 классы

235

52

142

Районная:

 7-11 классы

61

5

34

Областная:

9-11 классы

9

-

2

Областная заочная олимпиада «Сыны Отечества – защитники Земли русской»

1 место

«Познание и творчество»

3 призера, 16 лауреатов, 10 участников

«Эму»

112 участников

Дистанционная олимпиада «Глобальный мир»

4 участника

Интеллект-Экспресс «Калейдоскоп тайн»

6 лауреатов

Результаты  обучающихся за 2010 – 2011 учебный год

Название мероприятий

Уровень

Результат

Конкурс рисунков «Да здравствует жизнь»

Муниципальный

Благодарственные письма

Конкурс  фотографий «Времена года»

Муниципальный

Региональный

Грамоты за участие

1 место, номинация «Краски природы»

Конкурс «Приглашаем в гости к нам»

Муниципальный

Региональный

1 место

участие

Конкурс «Юный спасатель»

Муниципальный

2 место

Конкурс  инсценированной песни

Муниципальный

1 место

Конкурс сочинений «Почему за каждое преступление

должно быть наказание»

Муниципальный

Участие (результата нет)

Конкурс сочинений

«Мир в наших руках»

Муниципальный

I место, благодарственные письма

Конкурс открыток «Сохраним Землю голубой и зеленой»

Муниципальный

Региональный

1, 2, 3 место

3 место

Конкурс фотографий «Живому жить»

Муниципальный

Региональный

3 место, номинация

Участие (результаты не подведены)

Конкурс фотографий «Лекарственные растения»

Муниципальный

Региональный

Участие (результаты не подведены)

Конкурс рисунков, презентаций

«Ты же выжил солдат»

Муниципальный

2 место,

1 место

Конкурс рисунков «Мы немножко подрастем и на выборы пойдем»

Муниципальный

Благодарственные письма (5)

Конкурс социальной рекламы «Мой новый взгляд на Россию»

Муниципальный

Региональный

3 место

участие

Конкурс «Магия лоскутка»

Муниципальный

3 место

Конкурс ведущих

Муниципальный

3 место

Конкурс КВН

Муниципальный

1 место

Конкурс «И у нас зажигаются звезды»

Муниципальный

2 место

Конкурс «Звездный дождь»

Муниципальный

1 место – 2,

2 место – 4,

3 место – 1

Международный фестиваль моды г. Далянь

Международный

2 участника

Конкурс боевых листков

Муниципальный

2 место

Конкурс «Под небесным куполом»

Региональный

Грамоты

Конкурс детско-юношеского творчества «По пожарной безопасности»

Всероссийский

Участие 6 работ

Конкурс фотографий «Прояви себя»

Всероссийский

Участие 17 работ

Слет юных экологов

Региональный

2 место в 2 номинациях

«Амурская зарница»

Региональный

8 участников, 4 грамоты

(4 участника парада Победы в г. Благовещенск)

«Небесный купол»

Региональный

10 участников, 1 место «Охота на лис»,

сертификаты

Акция «Мы выбираем спорт как альтернативу вредным привычкам»

Муниципальный

Региональный

1 место

Участие

Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»

Муниципальный

Региональный

1, 2 место

4 место

«Рубеж»

Региональный

1, 2 место в отдельных видах

Военно-спортивные сборы г. Углегорск

Региональный

Легкая атлетика

 

Международная спартакиада в Китае

1 место – 4, 2 место – 2.

 Областные соревнования г. Благовещенск

1 место – толкание ядра

Областные соревнования г. Свободный

2 место – 2, 3 место - 1

Дальневосточный турнир

1 место, троеборье

Районные:

Легкоатлетический кросс

Общекомандное

XII районная сельская спартакиада

 

1 место

1 место

1 место – 4, 2 место – 1, общекомандное – 1 место

Шахматы

Муниципальный

Региональный

2 место

3 место

Пионербол

Муниципальный

1 место – девочки,

1 место – мальчики

«Лыжня России»

Муниципальный

6 призеров

Открытая поселковая спартакиада среди юношей и девушек

Муниципальный

Баскетбол: 1 место – девушки, 2 место – юноши;

Волейбол: 1 место – девушки, 3 место – юноши;

Шахматы – 1 место

Мини футбол – 2 место

«Президентские состязания»

Муниципальный

Региональный

1, 2 место

2 место

Сельская спартакиада

Региональный

Лыжи – 2 участника;

Волейбол – 1 место (мужчины); 2 место – женщины;

Эстафета – 3 место;

Прочно вошли в жизнь  и дают положительные результаты, следующие формы работы с одаренными детьми:

  1. Организация системы дополнительного образования

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

      Основное  предназначение ДОД – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.

      Дополнительного образования детей в МОУ СОШ №2  опирается на следующие приоритетные принципы:

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка.

4. Единство обучения, воспитания, развития.

5.  Практико-деятельностная основа образовательного процесса.

     Включение дополнительного образования в систему деятельности школы позволяет более эффективно решать такие проблемы как:

        1 Проблемы занятости детей в пространстве свободного времени.

        2 Организация целесообразной деятельности ребёнка по саморазвитию и самосовершенствованию.

        3 Овладение навыками учебной деятельности.

        4 Углубление знаний и развитие межпредметных связей в субъективной культуре ребёнка, построение целостной картины мира в его мировоззрении.

        5 Формирование навыков общения со сверстниками, со старшими и младшими.

        6 Формирование ответственности.

        7 Развитие познавательной активности.

        8 Компенсация дефицита игровой деятельности.

    Функция  образовательного учреждения как социального организма определяется как взаимосвязанная направленная деятельность его сотрудников, основного и дополнительного образования, осуществляемая на основе системы общественного разделения труда, опосредованная определённой зависимостью и взаимосвязью целей, задач, содержания, форм и методов реализации деятельности, а также контроля и конечных результатов.

Система дополнительного образования осуществляет 5 исключительно важных функций: 

  1. Функция социализации
  2. Развивающая функция
  3. Обучающая функция
  4. Воспитательная функция
  5. Социокультурная функция

Наименование кружков

Число кружков

В них обучающихся

всего

в том числе платные

всего

в том числе платные

Технические

1

0

15

0

Эколого-биологические

1

0

14

0

Туристско-краеведческие

1

0

16

0

Спортивные

9

0

237

0

Художественного творчества

10

6

158

92

Другие

5

0

82

0

  1. Предметные недели   и декады

  1. Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения

Классы с поточным методом обучения, дающие возможность дифференциации обучения, профилизация на третьей ступени обучения через работу профильных групп обучения - часть классов, работающих в инновацион ной системе. Используют средства, формы и методы работы, более приспо собленные для развития интеллектуальной личности. Развиваю щее обучение позволяет природным задаткам формироваться интенсивнее, что даст возможность выявить наиболее способных детей достаточно рано и создать им условия для дальнейшего развития.

Система факультативов - содержит большие массивы дополнительной ин формации, выходящие за рамки учебных программ, имеет большую степень свободы при выборе форм и методов работы (проблемное обучение, деловые игры, экскурсии). Индивидуальный подход и личностно-ориентированное обучение, большая степень свободы субъективности возможна в связи с до пустимостью меньшего количества обучающихся (до 15-20 чел.)

Система элективных курсов, спецкурсов - гибкая совокупность дополняющих образовательных структур, позволяющая решать проблемы преемственности между различны ми ступенями непрерывного образования. Курсы направлены на узко за программированный результат - приобретение знаний по определенной теме.

Элективные курсы и факультативы

№ п/п

Название элективного курса, курса по выбору

Кол-во часов

Ф.И.О. учителя

1

Твоя профессия 9 класс

34

Гордиенко Р. М.

2

Деловой русский язык 10 класс

34

Супцарел Т. П.

3

Деловой русский язык 11 класс

34

Беднякова Н. Г.

4

Математика в задачах  10 класс

68

Паршина Г. В.

5

Математические функции в нашей жизни  11 класс

68

Ведунова С. Н.

6

Обществознание

34

Костеша О. Г.

7

Обществознание

34

Алексеенко И. Н.

8

Практикум по решению задач по физике 10 класс

34

Коханчик Л. И.

9

Практикум по решению задач по физике 11 класс

34

Коханчик Л. И.

10

Генетика 11 класс

34

Гордиенко Р. М.

11

Практикум по решению задач по химии 10 класс

34

Гордиенко Р. М.

12

Твоя карьера  11 класс

34

Перепелица Л. В.

Распределение учащихся 10 – 11 классов по профильным группам

Физико-математический профиль

10 класс

11 класс

1

Гриценко М

1

Гаврилов В

2

Егоров Д

2

Коханчик И

3

Молчанов А

3

Линников А

4

Попов С

4

Осипов Н

5

Румянцев Е

5

Тисов В

6

Селезнев В

6

Тисов Д

7

Чиров Д

7

Шатилин В

8

Буланкина А

9

Сухова К

Социально-экономический профиль

10 класс

11 класс

1

Бородина Е

1

Гордиенко А

2

Буслова В

2

Федик Н

3

Бучнева Ю

3

Политавкина Ю

4

Каширин К

4

Стафиевская К

5

Тесля В.

5

Танкова В

6

Шаркова А

7

Щербинина Н

8

Михайлова Н

Социально-гуманитарный профиль

10 класс

11 класс

1

Бубина А

1

Артемова В

2

Буханков С

2

Лобанова Г

3

Кабиров А

3

Михеев М

4

Палий К

4

Цыганов Д

5

Трухин И

5

Гордеев В

Естественно - научный профиль

10 класс

11 класс

1

Краснобаева В

1

Павлова О

2

Мордвинов П

2

Федорова Л

3

Парамзина Ж

3

Хамицевич К

4

Сербина В

5

Усатов И

  1. Традиции школы
  1. - День Знаний.
  2. - Веревочный курс (осенний день здоровья с выездом на природу).
  3. - Театральный фестиваль.
  4. - Конкурс «Ученик года».
  5. - День науки.
  6. - Час пик для кандидата на медаль.
  7. - Праздник последнего звонка.
  8. - Выпускной ринг
  9. - Выпускной бал.
  10. - Ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники.

В нашей школе существует и работает детская организация «ШАНС» (школьный активный надёжный союз) во главе с правительством. Выборы и работа в нём стала для учащихся настоящей школой самоуправления, что подтверждается отзывами детей и взрослых (65 % учащихся позитивно оценивают работу организации ученического самоуправления). Деятельность совета признана и детьми и взрослыми, работа детской организации в течении последних 7 лет занимает первое место в районе. Опыт наш представлен в области.

Внеклассная образовательная сфера в школе реализуется достаточно успешно в разнообразных формах. Это интеллектуальный марафон, конкурс «Ученик года», День науки, Университет таинственных явлений.

               Содержание воспитательной работы в течении учебного года определяется ведущей темой, посвященной какой- либо знаменательной дате или событию.     Исходя, из темы определяются ключевые творческие дела года. Результатом такого подхода является зарождение и укрепление новых  школьных  традиций.             Залогом успешности в работе является объединённый общей идеей и целью педагогический коллектив творческий, работоспособный.

             В работе используется методика КТД. В школе реализуется программы:

«Учение», «Досуг»,  «Общение», «Образ жизни», «Здоровье»,  «Россия! Русь! Храни себя храни!», «Растим патриотов», в которых акцентируется внимание на формирование гражданских качеств:  трудолюбие, нравственности, ответственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе, школе.

В школе создан и работает музей истории школы. Особую актуальность несут уроки мира, веры, надежды, любви. При проведении конкурса «Ученик года» учащимся предлагается выполнение творческих работ, раскрывающих их гражданскую позицию, социальную зрелость, такие как «Моя судьба в судьбе России», «История семьи в истории страны» и другие. Воспитанию гражданственности способствует воспитательная система школы.

           Одно из её направлений - это патриотическое воспитание. Школа поддерживает тесную связь с командованием дивизии, традиционными стали экскурсии в музеи воинских частей, участие в праздничных мероприятиях, встречи с военными, проведение уроков мужества, военно-спортивных соревнований. Смотр строя и песни, посвящённый дню защитника Отечества, - яркое событие учебного года, а подготовка к нему с воинами - шефами - это часы радости и счастья.

Школа живёт интересной жизнью, а жизнь, как известно, состоит из событий и отношений к этим событиям. Поэтому наша идея и заключается в том, чтобы в жизни Школы появились События, которые приносили бы их участникам радость «здесь и сейчас», давали бы надежды на то, что эта радость повторится.

      «Школа начинается с любви. Иначе, зачем она? Опыт школ Толстого, Сухомлинского, тому подтверждение и лучше пока ничего не создано, настоящая педагогика- эта наука о любви.» (Ю. Азаров)    Создаём у себя школьный дом с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личностью. И не просто дом, а счастливый дом, со счастливыми учителями, учениками и родителями.

       По мнению учащихся в школе созданы условия для раскрытия своего творческого и интеллектуального потенциала. Традиции школы передаются из года в год, появляются новые - всё это улучшает отношение к школе. Педагогический коллектив постоянно работает над совершенствованием методики изучения личности, ведёт мониторинг педагогических исследований по вопросам организации учебной и воспитательной деятельности.

Таким образом, одаренным детям  представлены условия образования, позволяющие в полной мере реализовать их возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок  не остается без внимания.  

             На присуждение премий Главы Серышевского района в области культуры, искусства и спорта были предоставлены пакеты документов. В результате отборочного конкурса определились следующие победители:

1. Гордиенко Альбина – номинация «Вокальное искусство»

2. Чеботарева Ольга – номинация «Музыкальное искусство»

3. Карякина Анна – номинация «Фотография»

4. Солошенко Валерия – номинация «Декоративно-художественное творчество»

5. Коханчик Иван – номинация «Спорт»

6. Цыганов Дмитрий – номинация «Учение».

10 учащихся школы в 2010 году стали героями V выпуска Всероссийской энциклопедии «Одаренные дети – будущее России».

В течение учебного года учащиеся участвовали в работе региональных и всероссийских профильных смен:

1. «Рубеж»

2. «Небесный купол»

3. «Амурская зарница»

4. «Ко Дню Победы»

5. «Юные фотографы»

6. Слет юных экологов

7. Международная смена в Муравьевском парке

8. «Молодые лидеры России» ВДЦ «Океан»

9. «Наука. Человечество. Прогресс» ВДЦ «Океан»

10. «Вожатская академия» ВДЦ «Океан»

11. «Мы такие разные, но мы вместе» КНР

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и  руководителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных детей.

Наряду с положительными результатами есть и проблемы.  Необходимо совершенствовать систему психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, систему элективных курсов, направленную на углубление предметных знаний, через интеграцию ресурсов базовых школ, организацию дистанционного обучения. В районе необходимо создание системы дополнительного образования для детей разных возрастных категорий, в том числе второй и третей ступени обучения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одаренные дети и детская одаренность. Психологические особенности одаренных детей

      Слово "одаренность" происходит от слова "дар".   Одаренным, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный,...

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта).

Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одаренных детей (обобщение личного опыта)."Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли...

Одаренных дети: специфика детской одаренности, виды, проблемы и формы работы с детской одаренностью.

Понимание типологии одаренности - это первый, хотя и необходимый шаг педагога на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных во...

Проект «Одаренные дети» (география). Проект «Одаренные дети» (география)

Пояснительная записка Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, ис...

Программа «Одаренные дети» (программа обучения детей школьного возраста с проявлением одаренности в музыкальном развитии).

      Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с ...

Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»

Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...