"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ДЕТЕЙ".
статья на тему

Асланова Александра Валерьевна

«В настоящее время распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей... Существенно  ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние. ...Реформа школы представляется в настоящее время необходимостью и лишь вопросом времени». Эти строки написаны  более века назад основоположником общественной гигиены Федором Федоровичем Эрисманом. Перед педагогами 21 века стоит все та же проблема: сохранение здоровья детей. Автор рассматривает пути решения данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_zdorovesberezheniyu.rar22.09 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ДЕТЕЙ.

Асланова А.В., зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №2 города Серпухова

«В настоящее время распространено убеждение, что существующее устройство школ вредит здоровью детей... Существенно  ничего не изменилось, учебные программы, предъявляемые к учащимся, требования и методы преподавания, за немногими исключениями, остались прежние. ...Реформа школы представляется в настоящее время необходимостью и лишь вопросом времени». Эти строки написаны  более века назад основоположником общественной гигиены Федором Федоровичем Эрисманом.

В работе «Мозговое переутомление учащихся» (1898) он писал: «Резвые и цветущие дети значительно изменяются вскоре после своего поступления в учебное заведение: они становятся бледными, вялыми, не обнаруживают прежней охоты к играм, иногда жалуются на головные боли, головокружение и тревожный сон».

К сожалению, проблема здоровья детей стояла перед обществом уже более ста лет назад, ну а сегодня в нашей стране факт резкого ухудшения здоровья учащихся ни у кого не вызывает сомнений и не требует дополнительных доказательств. Результаты всероссийских диспансеризаций детей свидетельствуют, что ситуация в этой области близка к катастрофической.  Актуальность темы здоровья подтверждают статистические показатели:

  1. физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  3. 90-92% выпускников средних школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  4. 5% взрослого населения страны хронически больны.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. Вместе с тем  с каждым годом растет вариативность образовательных программ, увеличивается количество часов учебных планов (во 2-4 классах, например, с 20 до 25 часов по новому базисному учебному плану), разнообразие учебников и учебных пособий настораживает, а порой пугает.  Воздействие этих факторов в совокупности приводит к хроническому утомлению  и учеников, и учителей.

Проблема сохранения здоровья детей становится особенно актуальной во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей разного возраста путем совершенствования службы   здравоохранения,     не принесла ощутимых результатов.

Осознание этой проблемы привело к тому, что сохранение здоровья детей стало общенациональной задачей. Человек не должен расплачиваться здоровьем за образование.

Что же такое здоровье?  В уставе Всемирной организации здравоохранения (1948) особо подчеркивается, что здоровье — это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Здоровье ребенка можно считать достигнутой нормой, если он:

  1. в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;
  2. в интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость;
  3. в нравственном плане – честен,  самокритичен, эмпатичен;
  4. в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
  5. в эмоциональном плане – уравновешен,  способен удивляться и восхищаться.

В понятие здоровый образ жизни входят не только привычные физиологические составляющие: закаливание, личная гигиена, оптимальный двигательный режим, отказ от вредных пристрастий, рациональное питание, но и более глубинные личностные переживания и характеристики: достаточное количество положительных эмоций, уверенность в своих силах и возможностях, духовность и высокая мораль. Если мы поймем это, то сохранение здоровья школьников станет естественным следствием образовательного процесса, а не результатом его преодоления.

Основными задачами  нашей школы с позиции здоровьесбережения  являются:

  1. сохранение уровня здоровья детей за счет создания оптимальных условий для обучения, воспитания и развития учащихся;
  2.  формирование культуры здоровья у детей ;
  3. подготовка к дальнейшей успешной жизни в обществе, иными словами, социализация учащихся;
  4. повышение уровня профессиональной компетентности учителей и родителей в вопросах валеологического образования ( каждому учителю необходимо провести диагностику своего педагогического стиля, научиться оценивать урок, перемены, внеклассные мероприятия с позиции здоровьесберегающей педагогики, разработать тематику родительских собраний по вопросам здоровьесбережения и регулярно проводить беседы ).

Специалисты НИИ гигиены детей и подростков РАМН  уверены, что сохранение здоровья школьников может быть реализовано только с учетом и на основании соблюдения гигиенических, организационно-педагогических и психолого-педагогических условий организации учебно-воспитательного процесса.

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Говоря о гигиенических условиях проведения уроков, которые представлены на экране, некоторые педагоги (и нашей школы в том числе) недооценивают влияние дизайна кабинетов - цвет стен и парт, расстановку мебели – а также (в средней школе особенно) не отдают должного внимания организации двигательного режима учащихся.

Здоровьесберегающие технологии на каждом уровне педагогического взаимодействия свои. В системе «учитель – ученик» здоровье детям сберегают уроки, организованные грамотно с точки зрения требований валеологии. Учитель должен уметь самостоятельно принимать  решение о целесообразности использования видов деятельности и их смене на уроке в зависимости от появления первых признаков утомления детей.

Традиционная позиция учителя как главного носителя знаний и единственного субъекта образовательной деятельности, определяющего содержание, объем, темп и степень усвоения учебного материала без учета способностей, склонностей и интересов детей, — одна из главных причин ухудшения здоровья учащихся. Авторитарное управление детским коллективом «с позиции силы» оплачивается ценой ухудшения здоровья всех участников процесса — не только учеников, но и педагога.

А невозможность достижения требуемых учителем результатов в силу индивидуальных особенностей ребенка приводит к тяжелым последствиям: от негативного представления о собственной личности и формирования заниженной самооценки до активного отрицания навязываемых ценностей в виде протестных форм поведения.

Большую роль в вопросах здоровьесбережения играют классные руководители и воспитатели, которые должны не только уметь планировать и проводить оздоровительные мероприятия, но и осуществлять мониторинг нравственного здоровья учащихся, самим быть примером здорового образа жизни в том смысле, о котором говорилось в начале моего выступления.

Требования к современному уроку очень высоки – не только формирование предметной компетентности учащихся,  общеучебных навыков, но и развитие творческих способностей детей, сохранение при этом психологического комфорта образовательной среды. Использование традиционных и инновационных методик и технологий в учебно-воспитательном процессе должно строго соответствовать возрасту школьников.

Немаловажным фактором реализации здоровьесберегающих технологий, воспитания здорового образа жизни является формирование положительной мотивации. Создание условий для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями – одна из основных задач начальной школы.

2)формировать у детей валеологически обоснованный режим труда и отдыха;

3)внедрить спортивно-оздоровительные средства и методы снятия стресса различного происхождения;

4)создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду,  способствующую физиологической, психологической и морально-нравственной реабилитации детей, стимулирующую двигательную активность ;

5)организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

Организационно-методическая деятельность по укреплению здоровья детей,    

                                обучающихся в режиме полного дня.

                                                    Основные задачи:

1)создать условия для сохранения, укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими возможностями;

2)формировать у детей валеологически обоснованный режим труда и отдыха;

3)внедрить спортивно-оздоровительные средства и методы снятия стресса различного происхождения;

4)создать оздоровительный микроклимат, соответствующую предметную среду,  способствующую физиологической, психологической и морально-нравственной реабилитации детей, стимулирующую двигательную активность ;

5)организовать консультативную помощь родителям по вопросам физического воспитания и оздоровления детей.

                                                   Содержание работы

1.

Ежедневные физкультурно-оздоровительные мероприятия в течение дня, в том числе на воздухе:

утренняя гимнастика (проводит инструктор по спорту),

ритмика (занятия с педагогом дополнительного образования),

динамические и релаксационные паузы (занятия с классными руководителями и воспитателями), ОФП (занятия с инструктором по спорту),

прогулки, дыхательная и звуковая гимнастика;

упражнения для профилактики близорукости и нарушений осанки.

2.

Развивающие психологические игры с школьным психологом и социальным педагогом (один раз в неделю).

3.

Анализ медицинских карт учащихся и индивидуализация спортивных и учебных нагрузок.

4.

Разработка и внедрение программ социально-психологической поддержки детей.

5.

Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.

6.

Организация работы школьного летнего оздоровительного лагеря.

7.

Организация деятельности специалистов: педагога-психолога, педагога-логопеда, социального педагога, инструктора по спорту. Введение второй единицы  педагога-психолога для работы во второй половине дня с детьми школы полного дня.

8.

Полноценное трехразовое питание детей.

9.

Витаминизация чая.

10.

Анкетные тесты-опросы родителей.

11.

Проведение санитарно-просветительской работы для родителей, учителей, воспитателей, детей по темам:

«Режим дня для часто болеющих детей»,

«Закаливание ребенка»,

«Питание ребенка»,

«Профилактика заболеваний»,

«Вредные привычки у родителей»,

«Организация зрительного режима в вечернее время и в выходные дни у детей» и др.

Старая сказка на новый лад

«Педагогика сотрудничества»

«Посадил дед репку, не простую, а купленную в фирме «Плоды просвещения». Выросла репка большая-пребольшая, умная-преумная. Наступила уборочная страда. Первым страдальцем оказался директор. Ухватился, тянет-потянет, не может справиться. Позвал на помощь завуча. Но и административные усилия оказались напрасны. На помощь пришли родитель и учитель. Тянут-потянут, вытянуть не могут. И наконец пришел ученик, хотя его никто не звал. Тянут-потянут, тянут-потянут, вытянули репку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Сегодня обществом востребовано не только повышение качества образования и совершенствование его структуры, но и укрепление здоровь...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  еще раз подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной миров...

Здоровьесберегающая деятельность педагога-психолога в ОУ

Проблема здоровья детей как никогда актуальна. На школу ложится ответственность не только за развитие и образование, но и формирование культуры здоровья, ЗОЖ. Рассмотрим психологический путь решения п...

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесеберегающей деятельности педагога.Психологические особенности дошкольного возраста (3-6 лет).Психологические особенности младшего шко...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ».

В данной работе  подчеркивается актуальность и важность темы: проблема охраны и укрепления здоровья школьников в современных условиях и необходимость формирования определенной мировоззренческой к...

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА – ЧАСТЬ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ»

laquo;Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, у...

Правовые аспекты здоровьесберегающей деятельности педагога

Здоровьесозидающая деятельность требует сознательного отношения к своему предмету. Это означает, что педагог должен быть достаточно хорошо осведомлен о понятии «здоровья», о его значении для личности,...