Статья "Умение в работе родится!"
статья на тему

Ничкова Татьяна Анатольевна

Школа не должна научить на всю жизнь,

школа должна научить учиться всю жизнь.

Восточная мудрость

 

Работа Панаевской школы-интерната в целом  и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

За 2011 год администрацией и коллективом  проделана большая подготовительная работа:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_realizacii_fgosnoo_v_panaevskoy_shkole-internate.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Умение в работе родится!

Школа не должна научить на всю жизнь,

школа должна научить учиться всю жизнь.

Восточная мудрость

Работа Панаевской школы-интерната в целом  и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

За 2011 год администрацией и коллективом  проделана большая подготовительная работа:

  1. создана рабочая творческая группа по введению ФГОС НОО второго поколения
  2. изучены психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО;
  3. организована работа в сети Интернет, работа с документами муниципального, окружного и всероссийского уровней по введению ФГОСНОО;
  4. определена стратегия организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСНОО,  ее  модификация и апробация в условиях сельских школ Крайнего Севера;
  5. организована информационная работы со всеми участниками УВП (учащимися, педагогами, родителями);
  6. определены условия и требования к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСНОО;
  7. выявлены  эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях сельского социума посредством организации внеурочной деятельности;
  8. организован процесс формирования технических заданий для членов рабочей группы;
  9. проведены обучающие семинары для педагогов;
  10. оформлен план управленческих и исполнительских решений, созданы и скорректированы нормативно-правовые акты школы-интерната.

Для грамотной реализации ФГОС к педагогическим кадрам школы-интерната, работающим в 1-х классах, предъявлены высокие требования: наличие у учителя квалификационной категории, курсов повышения квалификации, продвинутый уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями, результативность педагогической деятельности учителя.

В 2011-2012 учебном году в Панаевской школе-интернате по новым стандартам открыты два первых класса, в которых обучается 49 детей. Обучение осуществляется по учебно-методическому комплекту «Школа России». Все дети обеспечены в полном объеме учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.

Большое внимание при реализации стандартов второго поколения уделяется  внеурочной деятельности. И это обосновано, ведь решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

        Однако ни для кого не секрет, что сельские школы, а тем более на Крайнем Севере, являются основным, а зачастую и единственным социокультурным центром. Последнее напрямую касается Панаевской школы-интерната.

        Как организовать внеурочную деятельность в рамках ФГОС в таких условиях?

        Чем компенсировать отсутствие детских досуговых учреждений?  

        На эти и многие другие вопросы пришлось искать ответы коллективу нашей школы. В 2011 году творческой группой была разработана Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в сельской школе-интернате Крайнего Севера. На основе Модели написана программа и  открыта муниципальная экспериментальная площадка «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОС НОО)».

Модель предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов  её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Внеурочная деятельность в Панаевской школе-интернате организована на основе изучения потребностей, пожеланий родителей, возможности школы-интерната и интересов педагогов по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Результаты анкетирования показали заинтересованность родителей в сохранении здоровья, развития творческого и интеллектуального потенциала детей

Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью всей воспитательной системы школы-интерната. Результаты предварительного диагностирования интересов, образовательных запросов учащихся Панаевской школы-интерната в рамках введения ФГОСНОО позволили сделать предварительные расчеты человеко-часов, наметить спектр дополнительных развивающих занятий, для большей эффективности поделенных на «обязательные» (3,5 часа) и «по выбору» (2,5 часа).

Знания, полученные на занятиях в музыкальной студии «Капелька», изостудии «Радуга», в творческих объединениях «Умелые ручки», «Прекрасное – своими руками!», применяются обучающимися и на  уроках, о чем свидетельствует  уровень развития детей и овладение универсальными способами деятельности.

        Педагогами, задействованными в реализации программы экспериментальной площадки,  разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности, цель которой создание условий для проявления и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. На занятиях используются такие технологии как: проектная деятельность, дифференциация по интересам, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», социально-воспитательные технологии, технология саморазвития личности учащихся.

        Результаты личностного развития фиксируются в карте занятости учащегося и в листе достижения классными руководителями и психологом школы-интерната. Данные входной диагностики интеллектуальной и личностной готовности детей к школе, диагностика адаптации и мотивации детей в процессе обучения показывают положительную динамику. Это первый уровень образовательных результатов внеурочной  деятельности – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, который является непосредственным итогом участия школьника в деятельности.        

        Коллектив Панаевской школы-интерната уверен: если применить модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям школы-интерната  и рассмотреть ее как процесс вхождения обучающихся в инновационную активную деятельность, то будет создана развивающая среда, способствующая непосредственному духовно-нравственному приобретению ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности, а, следовательно, произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации обучающихся начальных классов в условиях сельского социума Крайнего Севера.

        

Ничкова Т.А., зам. директора по МР

Бородина Г.А., зам. директора по УВРНШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО "Умение в работе родится!"

Работа Панаевской школы-интерната в целом  и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение...

статья "Умение в работе родится!"

Знания, полученные на занятиях в музыкальной студии «Капелька», изостудии «Радуга», в творческих объединениях «Умелые ручки», «Прекрасное – своими руками!», применяются обучающимися и на уроках, о чем...

Статья в газете БАМ об участие в театрализованной концертной программе "Я родом не из детства, я родом из войны"

Статья в газете БАМ об участие в театрализованной концертной программе "Я родом не из детства, я родом из войны"...

Проверочная работа "Роды литературы"

Текст проверочной работы по литературе...

Группа ПК 2 ОБЖ (05.11.2020) Урок по теме "Организационная структура ВС РФ, виды и рода ВС РФ, рода войск".

Тема: "Организационная структура ВС РФ, виды и рода ВС РФ, рода войск"Задание1. Изучить материал по теме урока. См. файл 2. Писменно ответить на вопросы теста. См.файл 2...

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных

Зависимость рода имен прилагательных от рода имен существительных...