статья о реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО "Умение в работе родится!"
статья по теме

Ничкова Татьяна Анатольевна

Работа Панаевской школы-интерната в целом  и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

За 2011 год администрацией и коллективом  проделана большая подготовительная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_realizacii_fgosnoo_v_panaevskoy_shkole-internate1.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Умение в работе родится!

Школа не должна научить на всю жизнь,

школа должна научить учиться всю жизнь.

Восточная мудрость

Работа Панаевской школы-интерната в целом  и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.

За 2011 год администрацией и коллективом  проделана большая подготовительная работа:

создана рабочая творческая группа по введению ФГОС НОО второго поколения

изучены психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО;

организована работа в сети Интернет, работа с документами муниципального, окружного и всероссийского уровней по введению ФГОСНОО;

определена стратегия организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСНОО,  ее  модификация и апробация в условиях сельских школ Крайнего Севера;

организована информационная работы со всеми участниками УВП (учащимися, педагогами, родителями);

определены условия и требования к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСНОО;

выявлены  эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях сельского социума посредством организации внеурочной деятельности;

организован процесс формирования технических заданий для членов рабочей группы;

проведены обучающие семинары для педагогов;

оформлен план управленческих и исполнительских решений, созданы и скорректированы нормативно-правовые акты школы-интерната.

Для грамотной реализации ФГОС к педагогическим кадрам школы-интерната, работающим в 1-х классах, предъявлены высокие требования: наличие у учителя квалификационной категории, курсов повышения квалификации, продвинутый уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями, результативность педагогической деятельности учителя.

В 2011-2012 учебном году в Панаевской школе-интернате по новым стандартам открыты два первых класса, в которых обучается 49 детей. Обучение осуществляется по учебно-методическому комплекту «Школа России». Все дети обеспечены в полном объеме учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.

Большое внимание при реализации стандартов второго поколения уделяется  внеурочной деятельности. И это обосновано, ведь решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.

        Однако ни для кого не секрет, что сельские школы, а тем более на Крайнем Севере, являются основным, а зачастую и единственным социокультурным центром. Последнее напрямую касается Панаевской школы-интерната.

        Как организовать внеурочную деятельность в рамках ФГОС в таких условиях?

        Чем компенсировать отсутствие детских досуговых учреждений?  

        На эти и многие другие вопросы пришлось искать ответы коллективу нашей школы. В 2011 году творческой группой была разработана Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в сельской школе-интернате Крайнего Севера. На основе Модели написана программа и  открыта муниципальная экспериментальная площадка «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОС НОО)».

Модель предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов  её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Внеурочная деятельность в Панаевской школе-интернате организована на основе изучения потребностей, пожеланий родителей, возможности школы-интерната и интересов педагогов по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Результаты анкетирования показали заинтересованность родителей в сохранении здоровья, развития творческого и интеллектуального потенциала детей

Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью всей воспитательной системы школы-интерната. Результаты предварительного диагностирования интересов, образовательных запросов учащихся Панаевской школы-интерната в рамках введения ФГОСНОО позволили сделать предварительные расчеты человеко-часов, наметить спектр дополнительных развивающих занятий, для большей эффективности поделенных на «обязательные» (3,5 часа) и «по выбору» (2,5 часа).

Знания, полученные на занятиях в музыкальной студии «Капелька», изостудии «Радуга», в творческих объединениях «Умелые ручки», «Прекрасное – своими руками!», применяются обучающимися и на  уроках, о чем свидетельствует  уровень развития детей и овладение универсальными способами деятельности.

        Педагогами, задействованными в реализации программы экспериментальной площадки,  разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности, цель которой создание условий для проявления и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. На занятиях используются такие технологии как: проектная деятельность, дифференциация по интересам, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», социально-воспитательные технологии, технология саморазвития личности учащихся.

        Результаты личностного развития фиксируются в карте занятости учащегося и в листе достижения классными руководителями и психологом школы-интерната. Данные входной диагностики интеллектуальной и личностной готовности детей к школе, диагностика адаптации и мотивации детей в процессе обучения показывают положительную динамику. Это первый уровень образовательных результатов внеурочной  деятельности – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, который является непосредственным итогом участия школьника в деятельности.        

        Коллектив Панаевской школы-интерната уверен: если применить модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям школы-интерната  и рассмотреть ее как процесс вхождения обучающихся в инновационную активную деятельность, то будет создана развивающая среда, способствующая непосредственному духовно-нравственному приобретению ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности, а, следовательно, произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации обучающихся начальных классов в условиях сельского социума Крайнего Севера.

        

Ничкова Т.А., зам. директора по МР

Бородина Г.А., зам. директора по УВРНШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы в воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в МОУ гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска Ростовской области.

В данном материале представлен опыт работы в  воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в  гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска ...

Статья на тему : "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС с экологической направленностью"

Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.....

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»

Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...

Статья: "Основные направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"

В данной статье подробно описаны направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Выделены задачи к каждому направлению и пути их реализации....

Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО

Все мы уже работаем над реализацией новых стандартов, которые предусматривают создание основных общеобразовательных программ на уровне начального общего и основного общего образования. Одним из компон...

«Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО в МОАУ ООШ№22 города Райчихинска ».

Цель  внеурочной деятельности: Oсоздание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и  культурн...