статья о реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО "Умение в работе родится!"
статья по теме
Работа Панаевской школы-интерната в целом и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.
За 2011 год администрацией и коллективом проделана большая подготовительная работа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_realizacii_fgosnoo_v_panaevskoy_shkole-internate1.doc | 228 КБ |
Предварительный просмотр:
Умение в работе родится!
Школа не должна научить на всю жизнь,
школа должна научить учиться всю жизнь.
Восточная мудрость
Работа Панаевской школы-интерната в целом и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение психологической готовности самого учителя, развитие его профессиональной компетентности.
За 2011 год администрацией и коллективом проделана большая подготовительная работа:
создана рабочая творческая группа по введению ФГОС НОО второго поколения
изучены психолого-педагогические подходы и существующий опыт по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО;
организована работа в сети Интернет, работа с документами муниципального, окружного и всероссийского уровней по введению ФГОСНОО;
определена стратегия организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСНОО, ее модификация и апробация в условиях сельских школ Крайнего Севера;
организована информационная работы со всеми участниками УВП (учащимися, педагогами, родителями);
определены условия и требования к созданию и внедрению модели внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОСНОО;
выявлены эффективные формы и способы создания развивающей среды для младших школьников в условиях сельского социума посредством организации внеурочной деятельности;
организован процесс формирования технических заданий для членов рабочей группы;
проведены обучающие семинары для педагогов;
оформлен план управленческих и исполнительских решений, созданы и скорректированы нормативно-правовые акты школы-интерната.
Для грамотной реализации ФГОС к педагогическим кадрам школы-интерната, работающим в 1-х классах, предъявлены высокие требования: наличие у учителя квалификационной категории, курсов повышения квалификации, продвинутый уровень владения информационно-коммуникационными компетенциями, результативность педагогической деятельности учителя.
В 2011-2012 учебном году в Панаевской школе-интернате по новым стандартам открыты два первых класса, в которых обучается 49 детей. Обучение осуществляется по учебно-методическому комплекту «Школа России». Все дети обеспечены в полном объеме учебниками и учебными пособиями, используемыми в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.
Большое внимание при реализации стандартов второго поколения уделяется внеурочной деятельности. И это обосновано, ведь решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования.
Однако ни для кого не секрет, что сельские школы, а тем более на Крайнем Севере, являются основным, а зачастую и единственным социокультурным центром. Последнее напрямую касается Панаевской школы-интерната.
Как организовать внеурочную деятельность в рамках ФГОС в таких условиях?
Чем компенсировать отсутствие детских досуговых учреждений?
На эти и многие другие вопросы пришлось искать ответы коллективу нашей школы. В 2011 году творческой группой была разработана Модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС в сельской школе-интернате Крайнего Севера. На основе Модели написана программа и открыта муниципальная экспериментальная площадка «Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации обучающихся начальных классов сельской школы-интерната Крайнего Севера (в рамках реализации ФГОС НОО)».
Модель предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования детей. Определение содержания их деятельности и способов её организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. Внеурочная деятельность в Панаевской школе-интернате организована на основе изучения потребностей, пожеланий родителей, возможности школы-интерната и интересов педагогов по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т. д.). Результаты анкетирования показали заинтересованность родителей в сохранении здоровья, развития творческого и интеллектуального потенциала детей
Таким образом, внеурочная деятельность является неотъемлемой частью всей воспитательной системы школы-интерната. Результаты предварительного диагностирования интересов, образовательных запросов учащихся Панаевской школы-интерната в рамках введения ФГОСНОО позволили сделать предварительные расчеты человеко-часов, наметить спектр дополнительных развивающих занятий, для большей эффективности поделенных на «обязательные» (3,5 часа) и «по выбору» (2,5 часа).
Знания, полученные на занятиях в музыкальной студии «Капелька», изостудии «Радуга», в творческих объединениях «Умелые ручки», «Прекрасное – своими руками!», применяются обучающимися и на уроках, о чем свидетельствует уровень развития детей и овладение универсальными способами деятельности.
Педагогами, задействованными в реализации программы экспериментальной площадки, разработаны рабочие программы по внеурочной деятельности, цель которой создание условий для проявления и развитие ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. На занятиях используются такие технологии как: проектная деятельность, дифференциация по интересам, информационные и коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение на основе «учебных ситуаций», социально-воспитательные технологии, технология саморазвития личности учащихся.
Результаты личностного развития фиксируются в карте занятости учащегося и в листе достижения классными руководителями и психологом школы-интерната. Данные входной диагностики интеллектуальной и личностной готовности детей к школе, диагностика адаптации и мотивации детей в процессе обучения показывают положительную динамику. Это первый уровень образовательных результатов внеурочной деятельности – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни, который является непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Коллектив Панаевской школы-интерната уверен: если применить модель по организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО к условиям школы-интерната и рассмотреть ее как процесс вхождения обучающихся в инновационную активную деятельность, то будет создана развивающая среда, способствующая непосредственному духовно-нравственному приобретению ребёнка благодаря его участию в различных видах деятельности, а, следовательно, произойдет оптимизация процесса воспитания и социализации обучающихся начальных классов в условиях сельского социума Крайнего Севера.
Ничкова Т.А., зам. директора по МР
Бородина Г.А., зам. директора по УВРНШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в МОУ гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска Ростовской области.
В данном материале представлен опыт работы в воспитании нравственно-этической личности в рамках реализации внеурочной деятельности по английскому языку в гимназии №1 "Юнона" г.Волгодонска ...
Статья на тему : "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС с экологической направленностью"
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.....
Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»
Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...
Статья: "Основные направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС"
В данной статье подробно описаны направления внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Выделены задачи к каждому направлению и пути их реализации....
Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО
Все мы уже работаем над реализацией новых стандартов, которые предусматривают создание основных общеобразовательных программ на уровне начального общего и основного общего образования. Одним из компон...
«Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО в МОАУ ООШ№22 города Райчихинска ».
Цель внеурочной деятельности: Oсоздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурн...