Управление методической работой школы
материал на тему

Управление методической работой школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление методической работой в школе, работающей

в режиме экспериментальной площадки

                     

                           Выполнила заместитель директора

                                                             по НМР   МОУ СОШ № 17

                                                              Тракторозаводского района

                                                                                   г. Волгограда

                                                                           Симонова Наталья Александровна

г. Волгоград

                                                            2008 г.

I.  Информационно справочные сведения об опыте.

1. Тема опыта:                                          Управление методической работой в

                                                                   школе, работающей в режиме  

                                                                   экспериментальной площадки.

2. Автор опыта:                                        Симонова Наталья Александровна,  

                                                                   заместитель директора

                                                                   по научно-методической работе

                                                                   МОУ СОШ № 17.

3. Место функционирования опыта:      400006, г.Волгоград, ул. Дзержинского,  

                                                                    д. 40,  МОУ СОШ № 17.

                                                                    тел 74-06-83, 74-06-65

4. Опыт функционирует:                          с 2003 года

5. Вид опыта:                                             эвристический.

6. Опыт представлен

    следующими материалами:                 настоящим описанием;

                                                                    следующими приложениями:

- Приложение № 1                                    Структура методической службы

                                                                    МОУ   СОШ № 17.

- Приложение № 2                                    Структура кафедры «Здоровья».

- Приложение № 3                                    Структура и функция социально-

                                                                    психолого-валеологической службы.

- Приложение № 4                                    10 секретов здоровьесберегающей

                                                                    педагогики.

- Приложение № 5                                    Результативность участия учеников

                                                                    МОУ СОШ № 17 в олимпиадах,

                                                                    научно-практических конференциях и

                                                                    конкурсах.

- Приложение № 6                                    Структура «Школы здоровья».

             

  Управление работой в школе, работающей

в режиме экспериментальной площадки

         Педагогический коллектив школы обладает волей, определенными ценностями, ориентированными на сбережение здоровья своих учеников, свое собственное, а также формирование творческой компетенции обучающихся в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса. Поэтому при управлении таким коллективом необходим максимальный учет его интересов, а самое главное на первый план выдвигается проблема доверия. Особенно это становится актуальным при вхождении ОУ в эксперимент.

       Именно  на доверии основано сотрудничество в инновационной деятельности всех  участников образовательного процесса. Стало понятно, что и в методическую работу школы, работающей в режиме экспериментальной площадки,  необходимо внести изменения.

       В нашем ОУ была создана методическая служба – это служба, деятельность которой направлена на следующий конечный результат: (слайд3)

  1. формирование в коллективе успешности, соучастия, сотрудничества;
  2. создание в педагогическом коллективе атмосферы творческого поиска и заинтересованности;
  3. повышение методического мастерства учителя;
  4. аттестация учителя на более высокую  квалификационную категорию;
  5. повышение качества образовательного процесса;
  6. создание банка инновационных идей и технологий;
  7. разработку творческих авторских программ;

       Методическая служба должна создать такие условия, в которых педагог мог бы в полной мере реализовать свой потенциал.

      В нашей школе методическая служба при вхождении в эксперимент имеет определенную структуру и направления работы. Слайд  4

        Выделяются четыре основных направления деятельности методической службы.   Слайд 5

I.   Аналитическая:

Важность аналитической функции управления очевидна. Чтобы реализовать ее , мы создали службу мониторинга , в которую входит валеолог, социолог. психолог  , медицинские работники , учитель- логопед, разработали систему диагностик здоровья.

 Насколько сегодняшняя школа готова к здоровьесберегающему  обучению и воспитанию детей без ущерба для их здоровья и стало предметом нашего исследования методической службы, цель которого - создание в школе системы управления, ориентированной на здоровьесберегающую модель.

Эту управленческую модель можно разбить на конкретные шаги.

ШАГ 1-й – изучение реальной роли школы в здоровьесбережении обучающихся детей.

ШАГ 2-й – оценка готовности педколлектива к принятию и реализации здоровьесберегающей модели педагогической деятельности.

ШАГ 3-й – выбор стратегии освоения системы здоровьесбережения. Стратегия включает привлечение внешних экспертов – консультантов; информационно – методическую поддержку; создание целевой программы развития школы; осуществление лидерско - командной системы сотрудничества в школе.

ШАГ 4-й – оценка влияния здоровьесберегающих технологий на основные сферы деятельности школы (освоение стандартов, состояние здоровья школьников и педагогов, сотрудничество с родителями и др.).

       В связи с этим в рамках предмета исследования методической службой школы были изучены: слайд6

  1. состояние здоровья детей;
  2. внутришкольные факторы, влияющие на состояние здоровья;
  3. условия воспитания детей в семье;
  4. профилактические мероприятия, используемые учителями в своей работе.

Для выявления степени готовности учителей школы к работе по сохранению и укреплению здоровья учеников в процессе обучения нами было проведено диагностирование.

В связи с задачей исследования «внутришкольных» факторов, влияющих на состояние здоровья школьников, в анкете была просьба назвать их. Ввиду большого разброса мнений, они были сгруппированы  по следующим позициям:

а) факторы, связанные с организацией учебной работы (перегрузка, неправильное расписание, занятия в школе в две смены и т.д.);

б) нарушение санитарно-гигиенических норм и правил (недостаточное освещение, материально-техническая база и т.д.);

в) не направленность учителя на сохранение и укрепление здоровья школьников.

Таким образом, в условиях актуальности проблемы, а также принятии учителями нашей школы здоровья детей как высшей ценности общества родилась  идея проектирования и реализации здоровьесберегающего педагогического процесса.

И с 1 сентября 2002 года в школе была открыта городская экспериментальная площадка по проблеме «Проектирование и реализация здоровьесберегающего образовательного  процесса в общеобразовательной школе». Цель исследования проблемы: проектирование модели здоровьесберегающего педагогического процесса в логике личностно – ориентированного подхода на базе средней общеобразовательной школы и ее практическая реализация.слайд 7

        Следующий  шаг -программа развития школы, ориентированная на здоровьесбережение и разработка этапов экспериментальной работы. слайд8

  1. а также   локальных актов , регламентирующих деятельность методической службы в условиях экспериментальной площадки:
  1.  положения об учителе экспериментаторе
  2. положение о научно-методическом совете
  3. положения об исследовательской деятельности
  4. положения о малых школьных конкурсах педагогического мастерства
  5. положения о кафедре «Здоровья».

       Третье направление - организационно-методическое    слайд

       При организации методической службы школ в новых   условиях  появилась необходимость создать дополнительную структуру,  слайд 9  

которая бы стала центром экспериментальной площадки. Им  стала кафедра «Здоровье». . слайд 10  

       Все мы знаем, что без грамотного мониторинга невозможен никакой эксперимент, поэтому первым членом кафедры стала наша валеолого -социально-психологическая служба. (Приложение № 3). Члены этой службы и сами  проводили диагностики здоровья обучающихся, но и обучала этому наших педагогов.

       В рамках обучения педагогов школы диагностическим процедурам проводились школьные мини – семинары:

- «Как оценить степень утомляемости обучающихся»;

- «Как помочь в адаптации к школе гиперактивному ребенку?»;

- «Работа с обучающимися, временно отсутствующими на занятиях» (ввиду болезни, дивиантного поведения и др.). По этой проблеме было создано положение.

        Вторым членом кафедры, конечно, стало МО учителей физической культуры, затем учитель ОБЖ (ныне зам. директора по безопасности) и 6 учителей – экспериментаторов, которые образовали  творческие группы, разрабатывающие  сначала  предложенные им темы , но в ходе  исследования учителя корректировали тему, находили свои  пути решения этой проблемы.

       Разработали направления деятельности  кафедры. Для того чтобы продуктивно работать, необходимо было обучить учителей составлять авторские программы. С этой целью проводились методические оперативки:

  1. «Требования к составлению авторских программ»;
  2. «Знакомство с нормативными документами, регламентирующими составление таких программ»;
  3. «Самоанализ педагогической деятельности»;
  4. «Систематизация информации».

 Результат – создания 10 авторских программ, 2 элективных курсов:

  1. «Основы народной медицины»;
  2. «Формирование здорового образа жизни»;
  3. «Красота и здоровье»;
  4. «Мир мужественности, женственности и красоты»;
  5. «Валеология семьи»;
  6. «Основы репродуктивного здоровья»;
  7. «Культура здоровья»;
  8. «Педагогика здоровья» и др.

В системе дополнительного образования появились клубы и факультативы:

- Нравственно-профилактический клуб «Здравствуйте»;

- Литературный клуб «Вдохновение»;

- Клуб «Мода и здоровье»;

- Факультатив «Человековедение» и др.

       Положительно то, что внеурочной деятельностью по здоровьесбережению стали заниматься не только учителя, преподающие предметы естественного цикла, но и учителя преподающие предметы технического и гуманитарного цикла. Например, учитель математики Гурушкина Н.В. разработала программу «Формирование здорового образа жизни» для клуба «Здравствуйте!» и успешно реализует ее.  

Одна из форм управления методической работы в современных условиях – обучение педагогов различного рода презентациям – цель которых, обобщение опыта работы учителя – экспериментатора, презентация программ. Еще одна из форм обучения педагогов – семинары. Начинали мы, конечно, с теоретических:            

«Формирование основ здорового образа жизни», «Единство физического, духовного и психологического здоровья как залог успешного становления личности», «Здоровьесберегающее пространство школы: проблемы,  пути  преодоления» и другие.  Далее смотрели, как применяли полученные теоретические знания наши педагоги на практических семинарах: «Организация учебной деятельности младших школьников в условиях здоровесберегающей педагогики», «Валеологическое образование школьников», «Здоровьесбережение: проблемы, поиски, решения».                            

       Это и являлось еще одной составляющей организационно-методической деятельностью методической службы.

       В С целью повышения мотивации   педагогов к экспериментальной деятельности  осуществлялось ::

  1. прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих работников. Начали мы обучение с администрации. Закончив длительные курсы получили дипломы «Менеджер образования», а потом по плану стали отправлять повышать свою квалификацию педагогов школы: 100% учителей прошли курсовую подготовку по программе «Intel», по проблеме «Современные воспитательные системы» (на кафедре дополнительного образовании при ВГИПК РО), получили сертификаты по проблеме «Здоровьесберегающие технологии» (при институте повышения квалификации методических работников):
  1. организация предметных МО педагогических работников школы (внедряли разработанные учителями – экспериментаторами здоровьесберегающие методы, средства, формы обучения, приглашались учителя - экспериментаторы, давались открытые уроки для педагогов школы, проводились мастер - классы);
  2. аттестация педагогических кадров (форма аттестации: портфолио, творческий отчет или собеседование стали чаще, чем урок);
  3. проведение научно-практических конференций, конкурсов профессионального мастерства, фестивалей, форумов.

       Одной из эффективных форм методической работы является «Фестиваль педагогических и методических идей». Это своеобразное подведение итогов, где представляются достижения, как в области методической работы, так и в организации учебного процесса, самостоятельности и творчества.

        Цель  таких фестивалей – познакомиться с педагогическими находками, творческими достижениями отдельных учителей, стимулировать развитие инициативы и творчества педагогов.

       Наиболее эффективным мы считаем проектный метод, несущий здоровьесберегающий потенциал. На наших фестивалях мы видели применение  такого метода, но прежде обучали этому педагогов  через консультации с научными руководителями, собеседования, знакомство с литературой.

       Повышение квалификации педагогов на курсах при ВГИПК РО – важный шаг в улучшении педагогического мастерства учителя. Новые приемы, методы, формы работы и средства обучения школьников внедрялись педагогами в образовательный процесс через урок. Так, методы Затяминой Т.А., к.п.н., доцента гуманитарной кафедры ВГИПК РО помогли учителям нашей школы в обучении школьников доказательно и логично строить свои высказывания, регулировать свои действия, определять пути продвижения, совершенствовать формы и способы собственной деятельности, адекватно оценивать свои результаты в процессе сопереживания и понимания музыки.

А на  кафедре « Здоровья» учителями- экспериментаторами разработали основные формы, методы и средства здоровьесберегающего урока, определили для себя, какой урок можно считать здоровьесберегающим.слайд10

             Здоровьесберегающий урок – это урок, на котором учитель:

  1. полноценно выполняет учебную программу, формируя у обучающихся интерес к своему предмету;
  2. устанавливает с ними доверительные, партнерские отношения;
  3. предотвращает возникновение дискомфортных состояний, т.е. продумывает урок максимального умственного, психического, физического, нравственного комфорта;
  4. максимально использует индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения;
  5. это урок, на котором каждый ученик понимает значимость данного урока и творчески работает на нем, используя свои способности.

С целью сбережения здоровья в педагогической практике  применяются  следующие методы, формы и средства здоровьесберегающего направления.

11слайд - «Сенсорный круг». В качестве основы сенсорного круга может использоваться любой круглый предмет, например обруч или круглая вешалка для мелких вещей с прищепками. По окружности круга привязываются разноцветные ленты. Их длина различна и зависит от роста обучающихся класса. На концах ленточек прикреплены прищепки с колечками. В них – задания в виде капелек. Учитель приглашает к доске обучающегося для выполнения задания. Школьник тянется, открывает прищепку и берет задание. Сенсорный круг способствует правильной осанке и стимулирует развитие спинных мышц.

12слайд - «Цветок здоровья». Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нем  7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина цветка – оранжевая. На стебле листик светло-зеленого цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий уроков ЗОЖ. С помощью подобных офтальмотренажеров (цветы, пирамидки, тарелка) развиваются зрительно – моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.

- количество видов учебной деятельности должно быть 4-7 за урок, продолжительностью 7-10 минут (письмо, чтение, слушание, рассказ, работа с книгой, решение задач и т.п.);

- логичность и эмоциональность каждого этапа урока;

-  оборудование доски. На уроке используются элементы светотерапии: доска зеленого цвета, записи желтым мелом по волнистым линиям. Это помогает  лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости;

- тематическое оформление доски. улучшает восприятия и запоминание учебного материла;

-сюжетно-ролевые игры повышают  мотивацию к обучению и уменьшают  утомляемости;

- упражнения на рефлексию (дети в конце урока определяют свое настроение, степень своей усталости);

- упражнения  аутотренинги;

- инсценирование, конкурсы, различные игры – активизируют мышление обучающихся, повышают интерес к предмету, формируют нравственное здоровье ребенка.

Для формирования нравственного здоровья ребенка методической службой школы были предложены следующие педагогические приемы и методы Т.А. Затяминой, к.п.н., доцента гуманитарной кафедры ВГИПК РО позволяющие педагогам гуманитарной кафедры повысить качество обучения школьников, исключив перегрузки:

13слайд- прием «Снежный ком» (данный прием позволяет, например, на уроке музыки понять музыкальные средства и его предназначение в музыкальном тексте);

14слайд- прием «Камень преткновения» (помогает обучающимся включиться в поиск тех доводов, которыми он объясняет собственное отношение к информации);

15слайд- прием визуализации (представляет не только способность увидеть, вызвать образ целостно на некоем экране, но и далее работать с ним; средства – различные зрительные модели: спонтанное рисование, цветовое и графическое изображение);

16слайд- метод «синквейн» (помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о предмете) и др.

   17  слайд  4-ое направление работы методической службы – консультационная деятельность:

  1. организация  занятий  для педагогических работников по различным проблемам, связанных с физическим здоровьем ребенка (проводили работник медицинских учреждений)
  2. консультирование родителей по вопросам сохранения здоровья школьников: «Режим и его положительное влияние на здоровье ребенка», «Правильное питание ребенка – залог к здоровью» (проводила доктор медицинских наук Давыденко Л.А., на родительских собраниях 5-х,9-х.11-х классов) и др.

системы управления, ориентированной  на здоровьесбережение  школьников.

     Важная составляющая методической службы школы - контроль как необходимая функция для эффективного управления инновационным развитием, так как обновление управления, связанное с  инновационным  развитием,  требует формирования     системы      информационно-аналитической  деятельности, а информационно-аналитическая деятельность неразрывно  связана  с  контрольной функцией управления.  Наряду с традиционными формами контроля (анализ документации, посещение уроков и др.), появляются нетрадиционные, которые фактически являются одновременно и обобщением опыта педагога            (творческие отчеты, вступления на семинарах, педсоветах, заседаниях методических объединений и кафедр). Мы разработали анализ урока с позиции здоровьесбережения,  отслеживается влияние учебных нагрузок на физическое состояние школьников, осуществляется контроль за соблюдене СанПинов в школе.

  Результатом  деятельности методической   службы школы стало:  

 - разработка анализов валеологического комбинированного  урока;

- созданы:

- «Школа радости», в которой  для создания комфортной среды обучающимся совместно с кафедрой начальной школы и педагогами- экспериментаторами были открыты 10 секретов радости и успеха, помогающие   сохранению здоровья школьников;

 - «Школа успеха» для обучающихся среднего  и старшего звена Здесь большую роль играет  школьное научное общество, (поэтому встал вопрос о подготовке учителей к исследовательской деятельности, проводилось анкетирование по определении готовности учителя к исследовательской деятельности, методические оперативки по оформлению работ, по знакомству с нормативными документами, регламентирующими исследовательскую деятельность). В НОУ  за последние 4 года приняло участие более 50 % ребят. Темы их работ разнообразны и помогают формировать стремление к здоровому образу жизни, к совершенствованию физического и  нравственного  здоровья. На школьных, районных и городских научно-практических конференциях многие обучающиеся стали призерами и победителями, о чем говорит данная диаграмма (Приложение № 5). За последние 4 года 400 обучающихся приняло участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях , 75 из них стали победителями и призерами.

- «Школа скорой помощи» - социально-психолого-валеологическое сопровождение эксперимента.

     Все эти школы стали составляющими «Школы здоровья». (Приложение № 6

       В результате предпринятых нами управленческих решений полученные результаты позволяют говорить, что на базе  МОУ СОШ   № 17  сформирована модель «Школы здоровья» – такого образовательного учреждения, где при активном участии педагогов, школьников и их родителей,  медицинских работников сформировано отношение к здоровью как высокой ценности, здоровый стиль поведения, созданы условия обучения, способствующие  сохранению здоровья  обучающихся.

     Нам представляется, что полученные результаты могут быть востребованы при организации методической службы не только в условиях опытно-экспериментальной работы по здоровьесбережению, но и в условиях решения других научно- практических задач.

                                           

   Литература

1. Дегтярев Е.А., Синицин Ю.Н. Управление современной школой. Выпуск 8. Педагогика здоровья (Учебно-методическое пособие). - Издательство «Учитель», 2005.

2. Лизинский В.М. О методической работе в школе. – М.:  Центр «Педагогический поиск», 2002.

3. Макарова Л.П. Организация экспериментальной работы в образовательном учреждении. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2007.

4. Беляева В.А., Петренко А.А. Деятельность педагога-методиста  в системе муниципального образования. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2004.

5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ – ХАУ в управлении педагогическими системами: учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп.  – М.: Педагогическое общество России, 1999.

6. Вестник образования. 10/1996 г.

7. Педагогические советы (разработки, подготовка и технологические схемы, традиционные и нетрадиционные формы проведения) - Выпуск 1/сост. Л.М. Сыромятникова. – Волгоград: издательство «Учитель», 2006.

8. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/Методическое пособие. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2004.

9. Организация профильного обучения в средней школе: нормативы, планирование, рекомендации / сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007.

10. Остапенко А.А. Концентрированное обучение: модели образовательной технологии/ Завуч. – 4/1999.

11. Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.

12. Макарова Т.Н. Планирование и организация методической работы в школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

13. Безрукова В.С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения. Книга 3: здоровьесберегающий урок. – М.: Сентябрь, 2006.

14. Научно-методический журнал Заместителя директора школы по воспитательной работе. Управление воспитательным процессом в школе. 5/2007 г.1.  Амосов И.М. Раздумья о здоровье. -  М.: Молодая гвардия, 1979.

15. Валеология. /Сост. Ларченко Р.А./ - Волгоград, 2002.

16. Воробьев В.И. Оздоровление. -  М.: 1994.

17. Гоникман Э.И. Даосские целительные звуки. - М: ИД MCIX,  2002.

18. Домашний врачебник. - Тюмень: Объединение «Человек», 1992.

19. Календарь народной медицины. - Киев. 1999.

20. Мартынов С.М.  Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей. – М.: ИД Владос, 2002.

21. Минеджян Г.З. Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения. - М: Техноэкос, 1991.

22. Селиверстова ДЛ., Селиверстова В.В., Селиверстов В.Л. Формула здоровья. – Волгоград, 1995.

23. Сытин Г.Н. Животворящая сила. – М.: Энергоатомоиздат, 1990.

24. Татарникова Л.Г., Самошина Л.В. Технологии валеологической работы с ребенком в дошкольном образовательном учреждении. -  СПб: СПб ГУМП, 2002.

25. Тель Л.3. Кодекс здоровья. – М.: ACT, 2001.

26. Хей Л. Здоровый дух - здоровое тело. – М.: Олма-пресс, 1998.

27. Хей Л. Исцели свою жизнь. Исцели свое тело. Сила внутри нас. - Каунас: Pirtac. 1996.

28. Юдлав Э. Сто дней здоровья и долголетия. -  София: ИД Годное, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оптимальная модель управления методической работой (тезисы)

"Сознательно или несознательно, мы всегда стремимся к оптимизации действий."Перед нами модель ,позволяющая повысить мотивацию педагогов на собственный профессиональный рост....

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Итоговая аттестационная работа "Методическая работа школы как средство повышения качества образования"

Цель работы – комплексный анализ организации методической работы в общеобразовательной школе на примере общеобразовательного учреждения – муниципального казенного образовательного учреждения (МКОУ) За...

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Управление методической работой школы в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете...

Управление методической работой в СПО

В данной статье мы рассмотрим, как организована методическая работа в учреждениях среднего профессионального образования....