Оптимальная модель управления методической работой (тезисы)
статья по теме

Надежда Анатольевна Боярова

"Сознательно или несознательно, мы всегда стремимся к оптимизации действий."Перед нами модель ,позволяющая повысить мотивацию педагогов на собственный профессиональный рост.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая работа – одно из важнейших звеньев единой системы непрерывного образования педагогов, повышения их профессиональной квалификации. Но как построить оптимальную систему общешкольной методической работы ,способствующей повышению профессионального уровня развития педагогов без их перегрузки, «профессионального сгорания», различных «кризисов»и других проблем? Как перевести систему методической работы из режима функционирования в режим развития? Ответ один: только  через грамотное управление.

Управление методической работой представляет собой «сознательное взаимодействие всех участников целостного педагогического процесса на основе познания всех его объективных закономерностей.»(1-Ю.Бабанский)

Основная цель управления методической работой –эффективное и планомерное использование сил, средств ,времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата, т.е. современное управление методической работой –это, прежде всего, «процесс целенаправленного управленческого взаимодействия сторон, где каждая выступает в роли как субъекта, так и объекта.»(2-Г.Сериков)

Выделяется 3 вида управленческого взаимодействия:

  • распорядительно-организующее;
  • взаимно-согласующее;
  • исполнительно-регулирующее.

Ведущим является взаимно-согласующее взаимодействие, в котором главное внимание уделяется формированию творческой атмосферы в образовательной организации.

Управление методической работой  в образовательном учреждении включает в себя реализацию следующих функций: анализа, прогнозирования и планирования, организации методической и инновационной работы, контроля, стимулирования участия работников ОУ, коррекцию и координацию процесса осуществления методической и инновационной работы.

Перед нами модель методической службы нашей школы. Особенностью ее является то, что она включает в себя ряд структур, участников, условий, процессов.

Адаптивная модель методической службы

Деятельность перечисленных структур регламентируется нормативно- правовыми (локальными) актами. Стабильность данной системы дает возможность применять различные , разнообразные  формы методической работы, что делает ее интересной и привлекательной для педагогических работников. В любом звене данной системы есть возможность для каждого учителя проявления творческих способностей,  самореализации.

Характеристика компонентов системы методической работы  с педагогическими кадрами в школе.

1.Тематический педсовет.

Тематический педсовет находится на вершине системы методической работы школы. Именно тематические педсоветы определяют стратегию и тактику работы педагогического коллектива, направленную на повышение уровня УВП. Тематика наших педагогических советов отличается актуальностью, новизной .Кроме того, всегда интересны формы проведения: деловая игра, педагогический ринг.

2.Школьный методический совет (ШМС)

Школьный методический совет является центром работы в школе. МС руководит педагогической деятельностью. Цель деятельности методического совета – организация и координация методического обеспечения УВП, методической учебы педагогических кадров. В его состав входят руководители школьных методических объединений,  заместители директора по УВР.

3. Школьные методические объединения

Главной структурой ,организующей методическую работу учителей – предметников и классных руководителей , является методическое объединение (МО).Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации,  методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.

В нашей школе работают МО учителей начальных классов, русского языка и литературы, математиков и физиков, историков, географов и биологов, физкультуры и ОБЖ, классных руководителей и есть даже интегрированное МО (учителя иностранного языка, информатики, истории).

Планирование работы ШМО строится на основании задач, вытекающих из оценки школы, МО, из проблемных полей деятельности всех методических подразделений , из анализа результативности работы за предыдущий год.

В рамках ШМО организуется самообразование учителей. Этот компонент занимает особое место в нашей системе методической работы и в обеспечении ее целостности. Каждое МО работает над своей  темой, которая напрямую связана с единой  методической темой школы. Работа каждого МО учителей направлена на повышение профессионального мастерства педагогов. Заседания часто проводятся в форме «круглых столов», деловых игр, дискуссий, мастер-классов. Для них характерна практическая направленность : учителя обмениваются опытом, посещают открытые уроки.

За последние годы в школе сложился высокопрофессиональный педагогический коллектив. В ходе изучения его и диагностики профессиональных качеств учителей были выявлены следующие особенности :отличное знание предмета, творческое отношение к работе, стремление к новому в методике и особенно в психологии обучения. Но вместе с тем неудовлетворенность результатами обучения: с одной стороны, учителя озабочены тем, как дать обязательный минимум всем учащимся; с другой стороны, как дать глубокие знания , которые бы позволили ученикам занимать призовые места на олимпиадах разных уровней. Решение данной проблемы возможно при овладении педагогами школы новыми, современными технологиями. И этому в МО  уделяется  серьезное внимание .

Особенностью работы наших ШМО является стремление расширить творческое пространство (камешек - круги на воде) и вовлечь в него как можно больше народу. В течение нескольких лет учителя проводят городские  фестивали:  «Весенняя  капель» (учителя ИЗО и музыки), «Культура зарубежных стран» ( учителя иностранного языка), молодежный фестиваль искусств области дизайна, моделирования, изготовления одежды (учителя технологии).МО учителей математики вышло с инициативой проведения Турнира Юных Математиков. Социальные проекты учителей РЯиЛ «Как мы читаем», «Социальная реклама русского языка » «Русблок» известны даже в области. Находкой в работе МО можно считать выпуск тематических альманахов в рекреациях  (размер 3x7,5).

Управление деятельностью педагогического коллектива носит творческий  диалоговый характер. Отсюда и демократический стиль руководства. Тип  руководства направлен на человеческие отношения и строится на мотивационной основе: мотив самостоятельности, реализации себя в творческой педагогической деятельности, мотив личного развития, приобретения новой информации, мотив самоутверждения , достижения социального успеха (на сегодняшний день опубликовано  64 методические разработки на различных сайтах).

В ноябре 2013 года в образовательном пространстве нашей школы в рамках реализации оказания методической помощи по повышению профессионального мастерства педагогических работников образования был организован педагогический марафон учебных предметов. Это была панорама  эффективного педагогического опыта. «Опыт лучших - в практику работы!» Участники обсуждали такие вопросы , как развитие здоровья ресурсами образования; новые подходы к оценке качества образовательных достижений учащихся; современный урок в контексте ФГОС нового поколения; современные технологии преподавания и многое другое.

 Первый педагогический марафон стал уникальным событием в жизни нашего  образовательного сообщества. 100 дней марафона стали днями проведения  55 открытых уроков ;84 открытых мероприятий;16 мастер-классов;  9 городских семинаров ; 1 бенефиса; 2 городских фестивалей ; городской интеллектуальной игры «Брейн -ринг»; областной акции «Проверь свою грамотность»; общения 229  специалистов в области образования и 34 родителей.

Анализ представленного проекта показал , что главным результатом «Педагогического марафона» явилась высокая  мотивация педагогов на собственный профессиональный  рост, возможность увидеть себя и других коллег со стороны, переосмыслить  собственные возможности, познакомиться с инновационными технологиями в действии. Мы попытались обобщить  все  лучшее, что у нас в учреждении было на тот момент. Это понятно и правильно. А дальше что ?

Методическая работа – это лестница, которую приходится преодолевать ежедневно  и которая позволяет педагогу подниматься все выше и выше. В методике нельзя стоять на месте, если ты хочешь получить полноценный результат. Да и сам результат – понятие относительное: сегодня – результат, завтра – обыденность, а ,может ,и рутина.

Каковы же критерии и показатели оценки методической работы в образовательной организации? Их несколько: результативность; рациональность затрат времени и стимулирование (создание в коллективе микроклимата ,способствующего росту творческой самостоятельности учителей).Но главным показателем оценки является то, что у нас в коллективе определен НРАВСТВЕННЫЙ центр тяжести.

Система методической работы , построенная на основе  данной модели, дает возможность повысить профессиональную компетентность педагогов и уровень предоставляемых образовательных услуг. Эта система складывалась в течение нескольких лет, и в данный момент она представляется нам наиболее эффективной и работоспособной, оптимальной. Однако это не делает ее застывшей. При изменениях ,которые будут происходить, будут вноситься изменения  и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной и сможет отвечать насущным проблемам школы.

           Модель построения инновационной методической работы в   МБОУ СОШ №8

                             Проект инновационной методической работы в ОО

Организация методических мероприятий

Стимулирование, мотивация творческого труда педагогов

Контроль за выполнением управленческих решений

Самоорганизация

Самостимулирование

Самоконтроль

Функции руководителей методической работы

Функции педагогов

Функции субъектов инновационной методической работы

Отбор инновационного содержания и его экспертиза

Проектирование продуктивных форм методической работы

Проектирование в рамках методической работы системы повышения профессиональной компетентности педагогов, направленной на освоение и разработку инноваций

Условия инновационной методической работы

Повышение качества и уровня образовательных услуг

Повышение уровня конкурентно-способности педагогов на рынке образовательных услуг

Методическое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса

Дидактическое обеспечение образовательного процесса

Цели и задачи обновления методической работы

Приоритетные направления стратегии обновления методической работы

Регионально -муниципальная политика в области обновления методической работы

Приоритеты ОО в области обновления методической работы

Рейтинг ОО

Кадровый потенциал  для осуществления  инновационной

методической  работы

Образовательные потребности потребителей образовательных услуг

Основания обновления методической работы в ОО



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление методической работой школы

Управление методической работой школы...

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Управление методической работой школы

Управлением развитием методической работыв образовательной организации...

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Модель управления организацией работы с детьми с признаками одаренности

Представлена структурно-функциональная модель организации работы с детьми с признаками одаренности...

Управление методической работой школы в условиях ФГОС

Выступление на педагогическом совете...

Управление методической работой в СПО

В данной статье мы рассмотрим, как организована методическая работа в учреждениях среднего профессионального образования....