Главные вкладки

    Психологический комфорт в школе (выступление на педсовете)
    статья по теме

    Медведева Елена Васильевна

    Выступление на педсовете по теме "Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pedsovet_komfortnost.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Психологический комфорт в школе – важное условие

    эффективности обучения и воспитания.

    1. Задачи педсовета:

    1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому (предварительное анкетирование уч-ся)

    2. Сформировать мотивацию педагогического  коллектива на создание комфортной среды на уроках.

    3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

    1. Форма проведения педсовета – продуктивная игра.

                “Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

    В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

    Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

    1. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

    Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

    (Слова должны начинаться с букв данного слова.)

    К        Красота

    О        Органичность

    М        Мама

    Ф        Фантазия

    О        Отдых

    Р        Радость

    Т        Тепло

    Что такое комфорт?

    Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

    Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

    Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

    В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

    Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

    Ничему меня не научит

    То, что тычет, талдычит, жучит...

    Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

    Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

    Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

    Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

      В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

    Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

    В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

    Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.  

    Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка,  которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других,  осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это  возможно  только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

    Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся (по данным психологической диагностики, проведенной в сентябре 2008 года) такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

          Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

    - психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

    - социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

    - физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

    Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем   выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей,  устойчивыми  и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

    ·        несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

    .      стрессовая тактика педагогических воздействий,  

    ·        нерациональная организация образовательного процесса,  в особенности режима движений, отдыха, питания;

    ·        предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

    ·        изматывающие, издергивающие  нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

    ·        педагогический  и родительский  «психоз» отличных отметок;

    ·        формализм программных  знаний;

    ·        нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

    ·        недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

    Комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % уч-ся, 28 % - конфликтуют с учителями.

    Ситуация в нашей школе не является исключением. По анкетам учащихся 6 – 9 классов был составлен рейтинг предметов по комфортности, а также таблица, в которой ситуация представлена по параллелям.

    Ученики отметили и причины, по которым они чувствуют себя комфортно   (представление результатов работы)

    В анкетах уч-ся назвали учителей, с которыми у них бывают конфликты.

    В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

    1. Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
    2. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
    3. Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
    4. Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
    5. Умение быть сдержанным в движениях, словах.

    Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, что они и отразили в своих анкетах (демонстрация слайдов и зачтение причин).

    Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, подходящую для развития личности (слайд).

    Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Наши дети разделились во мнениях о влиянии личности учителя на отношение к учебе (слайд)

    Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

     Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками –  важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Мы попросили учеников ответить на вопросы:

    - Кто из учителей проявляет к вам внимание, поддерживает вас? Результаты на слайде

    В ответах на этот вопрос доминируют классные руководители и учителя русского языка и математики, что очень хорошо видно в таблице. Также в ответах прослеживаются те предметы, которые уч-ся выпускных классов выбрали в качестве экзаменов на итоговой аттестации.

    - С кем из учителей вам нравится общаться и почему? Результаты на слайде

    В ответах на этот и некоторые другие вопросы, прослеживалось и лукавство: дети несколько раз переспрашивали, кто увидит их анкеты.

    Однако довольно откровенно школьники называли предметы, которые они хотели бы прогулять.

    Причины во многом перекликаются с причинами тревожности на уроках (зачтение).

    Проблема     «При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи».

    Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

    Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

    Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

    1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний).

    2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий).

    3. Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физминуток.

    Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

    1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  
    2. Любое эмоциональное состояние, включая  отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
    3. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

    Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

     

    1. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
    2. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
    3. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
    4. Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
    5. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
    6. Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте  разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
    7. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у  кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
    8. Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
    9. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
    10. Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.  
    11. Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
    12. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
    13. Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
    14. Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

    Заповеди учителя

    – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

    Не навреди! Ищи в детях хорошее.

    – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

    – Не приписывай успех себе, а вину ученику.

    – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

    – На уроке создавай ситуацию успеха.

    – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

    – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

    – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

    – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

    – Оценивай поступок, а не личность.

    – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

    Решение:

    1. На заседаниях методических объединений обсудить проблему разноуровневого обучения, определить возможность, способы и приемы его осуществления. (Ответственный: руководители ШМО.)

    2. Социальному педагогу и психологу провести собеседования, анкетирование, тренинги с группой наиболее конфликтных учащихся, слабоуспевающих и пропускающих уроки.

    3. Принять за основу поведения учителя и отношения его к ученику следующие заповеди:

    – Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

    – Не навреди! Ищи в детях хорошее.

    – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

    – Не приписывай успех себе, а вину ученику.

    – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

    – На уроке создавай ситуацию успеха.

    – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

    – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

    – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

    – Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

    – Оценивай поступок, а не личность.

    – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

    5. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы, привлекать учащихся для оценивания ответа одноклассников.

    6. В начале учебного года знакомить учащихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний учащихся по каждому предмету.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания (презентация)

    Презентация к педсовету. Из презентации я удалила слайды, на которых информация представлена по учителям с конкретными фамилиями....

    Управление качеством образования в школе. Выступление на педсовете

    Определение понятийного аппарата что значит управлять качеством образования в школе явилось основной задачей данного выступления....

    Презентация "Психологический комфорт в школе"

    Презентация "Психологический комфорт в школе" содержит основные аспекты создания психологического комфорта на уроке....

    Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

    Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

    Психологический комфорт в школе и на уроках – важное условие эффективности обучения и воспитания

    Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесторонне...