Педагогический совет "Психологический комфорт в школе"
консультация по психологии

Аленичева Маргарита

Теория и практика разрешения конфликтных ситуаций в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskiy_komfort_v_shkole.doc273.5 КБ
Office presentation icon psihologicheskiy_komfort_v_shkole.ppt2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Заседание педагогического совета по теме: «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективного обучения и воспитания»

Здравствуйте! Наша с вами сегодняшняя встреча посвящена психологическому комфорту в школе.

А именно сегодня мы должны научиться выбрать эффективную стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Давайте вместе попробуем разобраться, почему случаются конфликты, как вести себя в конфликтной ситуации, можно ли избежать конфликтов.

1) Прежде всего, попробуем провести маленький эксперимент. Надо выполнить определённые действия с бумагой. Задача: точно следовать инструкции, так чтобы результат у всех был одинаковый.

- Возьмите в руки лист бумаги, закройте глаза, согните лист пополам, еще раз пополам, оторвите верхний правый угол, оторвите нижний правый угол.

А теперь посмотрите, что у каждого получилось?

Разные узоры,  безусловно, найдутся похожие творения, но одинаковых вы не встретите, хотя инструкция для всех была одна.

Мораль данного эксперимента такова, в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Что же такое конфликт?

Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете, буквально по одному слову от каждого участника.

Ответы участников: Конфликт – разногласия, спор, столкновение, ссора.

Конечно, каждый ответ правильный. Но ведь эти разногласия откуда-то появляются

Информационное сообщение «Что такое конфликт»

Вот вам и конфликт с основной его причиной. Как причина разных результатов на бумаге, так и причина конфликтов – разница в точках зрения и выполнении инструкции.

Вот и у нас получились разные точки зрения и пути достижения цели.

Таким образом, конфликт – это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, а также способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов.

Необходимо подчеркнуть, что это нормальное проявление связей и отношений.

Говоря иначе, конфликт — ситуация, когда два или более субъекта взаимодействует таким образом, что шаг вперед в удовлетворении интересов, восприятия, ценностей или желаний одного из них означает шаг назад для другого или других

Следует различать понятия "конфликт" и "конфликтная ситуация", разница между ними очень существенна.

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создает почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы.

То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Информационное сообщение «Стили стратегий поведения в конфликте»

Давайте рассмотрим эти стратегии. В конфликте их существует 5.

  1. Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  2. Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.
  3. Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  4. Избегание (уклонение) – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
  5. Сотрудничество – альтернативный способ принятия решений, когда учтены интересы обоих сторон.

В нашем педагогическом коллективе преобладает стратегия приспособления и сотрудничетва, в меньшей степени – компромисс и соперничество (рис. 1).

Рисунок 1.

Так же проводился опрос среди школьников 9-11-х классов на тему того, как они видят педагога в конфликтной ситуации. Таким образом, обучающие выделяют стратегии избегания (уклонения) и соперничества (рис. 2).

Рисунок 2.

Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации.

В школе мы сталкиваемся с самыми разнообразными конфликтными ситуациями, которые в зависимости от участников, могут быть разделены на следующие группы:

 1. Конфликты между учителем и учеником.

 2. Конфликты между учителем и группой детей (иногда целым классом).

 3. Конфликты между учителем и родителем (родителями).

 4. Конфликты между детьми.

 5. Конфликты в педагогическом коллективе.

 6. Внутрисемейные конфликты у ученика, последствия которых проявляются в его школьной жизни.

Упражнение «Разрешение педагогических ситуаций»

ИНСТРУКЦИЯ по работе с педагогическими ситуациями 

Уважаемые коллеги! 

  1. Оцените предложенную педагогическую ситуацию с нескольких позиций: 

• какие чувства испытывает учитель и учащиеся? (эмоциональная оценка); 

• ситуацию можно оценить как типичную, не типичную, конфликтную? (объективная оценка); 

• оцените ситуацию с позиций логики и здравого смысла (рациональная оценка). 

  1. Найдите минусы и плюсы анализируемой ситуации. 
  2. Запишите придуманные вами способы разрешения ситуации. 
  3. Из нескольких придуманных вами вариантов разрешения ситуации выберите самый оптимальный и обоснуйте его. 

При анализе педагогической ситуации помните: 

- при разрешении ситуации необходимо учитывать возрастные психологические особенности; 

- ваше решение не должно нарушать права ученика и этику педагогического общения; 

- большее количество вариантов выхода из ситуации дает большую вероятность ее успешного разрешения.

Ситуация 1.

Конфликт произошел между молодой учительницей рисования, только начинающей работать в школе, и учеником VI класса Игорем К., трудным, вспыльчивым мальчиком из неблагополучной семьи, не пользующимся авторитетом в классе.

Шел урок рисования, учительница огласила отметки, выставленные детям за работы, выполненные на прошлом уроке. Игорю К. показалось, что учительница поставила ему заниженную отметку. Он грубо обозвал учительницу и вышел из класса. Учительница велела передать Игорю, чтобы к ней на урок он больше не являлся.

Ситуация 2.

После уроков в класс, к своему классному руководителю, пришли возбужденные ученики. Они утверждают что, учительница: «Мария Вениаминовна - ненормальная, она постоянно орет, обзывается, оценки ставит несправедливо, у любимчиков они всегда положительные». После этого классный руководитель решил пойти к Марии Вениаминовне и поговорить о сложившейся ситуации.

Сделайте анализ педагогической ситуации и предложите свой метод решения воспитательной задачи в виде примерного диалога классного руководителя с учениками и  учительницей, с которой возникла данная ситуация (в роли учеников и учительницы выступить самим).

Ситуация 3.

На родительском собрании:

1-й родитель говорит: «Ребенка замучили, спрашивают на каждом  уроке».

2-й родитель: «Моему ребёнку постоянно дают самые трудные задания и занижают оценки. Он учит постоянно, но у него всё равно выше тройки не бывает».

3-й родитель: «Когда прекратятся денежные поборы?».

Сделайте анализ сложившейся педагогической ситуации и предложите свои методы её разрешения. Предложите своё решение в виде диалога с недовольными родителями (роль родителей предложите выполнить вашим коллегам).

Этапы решения конфликтов:

  1. Выявить скрытые и явные причины конфликта
  2. Определить интересы, желания конфликтующих
  3. Понять доводы, аргументы, интересы оппонента
  4. Сохранить позитивное отношение к оппоненту, сохранять эмоциональную выдержку
  5. Отделить отношения и эмоции от самой проблемы
  6. Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон.

Динамическая пауза

Упражнения по снятию напряжения

Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

  1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
  2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
  3. Напрягите и расслабьте икры ног.
  4. Напрягите и расслабьте колени.
  5. Напрягите и расслабьте бедра.
  6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.
  7. Напрягите и расслабьте живот.
  8. Расслабьте спину и плечи.
  9. Расслабьте кисти рук.
  10. Расслабьте предплечья.
  11. Расслабьте шею.
  12. Расслабьте лицевые мышцы.
  13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, - вы полностью расслабились.

Упражнение «Разрешение педагогических ситуаций»

Ситуация 4.

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям. 

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу.

Ситуация 5.

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Ситуация 6.

 На уроках английского языка ребята 7-"Б" шумели, кричали, хулиганили, совершенно не воспринимали слова педагога. Один ученик вел себя слишком демонстративно, старался вывести учительницу из себя и сорвать урок.

Учительница пыталась успокоить его, попросила выйти из класса. Он сопротивлялся, он стал бегать по классу, она - за ним. После того, как учительница решила не спускаться до уровня ученика, она села за стол и сказала, что будет молчать и не будет вести урок, пока он не покинет класс. Он решил сесть на первую парту напротив ее стола. Разложил свои вещи на парте и стал опять ее доводить. Она не выдержала и подошла к его парте, взяла пенал с парты и ударила его по голове. Он молча встал, собрал свои вещи и ушел. Пошел домой и рассказал все матери. Та пришла в школу и потребовала объяснений со стороны учительницы. Когда она выслушала объяснения учительницы, то стала утверждать, что ее сыну нанесен моральный ущерб.

Если человек агрессивно ведёт себя и конфликт уже созрел, то…

Вспомните о методике

«Активного и пассивного слушания»

Техника    
активного   и   пассивного СЛУШАНИЯ  включает в себя:

  1. невопросительную интонацию (т.к. вопрос не отражает сочувствия);
  2. повторение сказанного и озвучивание чувства;
  3. можно повторять: слово, фразу, пару фраз, делать резюме;

вводные слова («если я тебя правильно поняла, то...», «итак...»);

  1. умение держать паузу;
  2. обязательную невербальную подстройку (позой, жестами, мимикой).

Если  Вы сами чувствуете что сильно злитесь на то, что произошло, тогда…

Вспомните  о  технике «Я-сообщения»…

  • Когда вы говорите о своих чувствах человеку. В этом случае выступайте от первого лица, сообщите ему о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении.
  • Когда ребёнок или родитель вызывает у вас своим поведением отрицательное переживание, и вы хотите сообщить ему об этом.

Для того, чтобы использовать обе эти техники, надо уметь осознавать свои чувства и чувства других людей…

При общении с родителями, помните:

Что самое важное - начать с хорошего, а закончить рекомендацией (советом), при этом необходимо избегать в речи союза «но» - «великого отменителя» всего сказанного вначале!

Например,

  • «У вашей дочери здорово получаются уравнения…, ей бы ещё поработать над… и было бы великолепно!»

ВМЕСТО

  • «У Вашей дочери хорошо получаются уравнения, НО, если бы она ещё лучше старался, то…»

Правила поведения для конфликтных людей

  • Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Критикуйте, но не критиканствуйте!
  • Чаще улыбайтесь! Улыбка дёшево стоит, но дорого ценится.
  • Традиции бывают хорошие… …и не очень.
  • Сказать правду тоже надо уметь!
  • Будьте независимы, но не самоуверенны!
  • Не превращайте настойчивость в назойливость!
  • Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы несправедливы к другим.
  • Не переоценивайте свои способности и возможности.
  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Проявляйте доброжелательность!
  • Проявляйте выдержку в любой ситуации.

И помните о двух простых правилах, о которых один священник говорит своим прихожанам:

1 правило: «Не огорчайтесь по пустякам!»

2 правило: «Всё пустяки!»

Мы желаем ВАМ терпения и любви!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание педагогического совета по теме: «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективного обучения и воспитания»

Слайд 2

КОНФЛИКТ - это нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, а также способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, точек зрения и интересов.

Слайд 3

Конфликтная ситуация — такое совмещение человеческих интересов, которое создаёт почву для реального противоборства между социальными субъектами. Главная черта — возникновение предмета конфликта, но пока отсутствие открытой активной борьбы. То есть в процессе развития столкновения конфликтная ситуация всегда предшествует конфликту, является его основой.

Слайд 4

Первая стратегия поведения в конфликте: Доминирование – стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Слайд 5

Вторая стратегия поведения в конфликте: Компромисс – это умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.

Слайд 6

Третья стратегия поведения в конфликте: Приспособление – это принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Слайд 7

Четвертая стратегия поведения в конфликте: Избегание – уход от решения проблемы, конфликтной ситуации.

Слайд 8

Пятая стратегия поведения в конфликте: Сотрудничество – это альтернативный способ принятия решения, когда учтены интересы всех сторон.

Слайд 9

Этапы решения конфликта Выявить скрытые и явные причины конфликта Определить интересы, желания конфликтующих Понять доводы, аргументы, интересы оппонента Сохранить позитивное отношение к оппоненту, сохранять эмоциональную выдержку Отделить отношения и эмоции от самой проблемы Искать разумное и справедливое решение проблемы с учетом законных прав и интересов обеих сторон

Слайд 10

Если человек агрессивно ведёт себя и конфликт уже созрел, то… Вспомните о методике «Активного и пассивного слушания»

Слайд 11

Техника активного и пассивного СЛУШАНИЯ включает в себя: невопросительную интонацию (т.к. вопрос не отражает сочувствия); повторение сказанного и озвучивание чувства; можно повторять: слово, фразу, пару фраз, делать резюме; вводные слова («если я тебя правильно поняла, то ...», «итак...»); умение держать паузу; обязательную невербальную подстройку (позой, жестами, мимикой).

Слайд 12

Если Вы сами чувствуете что сильно злитесь на то, что произошло, тогда… Вспомните о технике «Я-сообщения…»

Слайд 13

«Я-сообщением» необходимо воспользоваться тогда: Когда вы говорите о своих чувствах человеку. В этом случае выступайте от первого лица, сообщите ему о себе, о своём переживании, а не о нём, не о его поведении. Когда ребёнок или родитель вызывает у вас своим поведением отрицательное переживание, и вы хотите сообщить ему об этом.

Слайд 14

Для того, чтобы использовать обе эти техники, надо уметь осознавать свои чувства и чувства других людей.

Слайд 15

При общении с родителями, помните: Что самое важное - начать с хорошего, а закончить рекомендацией (советом), при этом необходимо избегать в речи союза «но» - «великого отменителя» всего сказанного вначале! Например,

Слайд 16

«У вашей дочери здорово получаются уравнения…, ей бы ещё поработать над… и было бы великолепно!» ВМЕСТО «У Вашей дочери хорошо получаются уравнения, НО, если бы она ещё лучше старался, то…»

Слайд 17

Правила поведения в конфликтных ситуациях 1. Не стремитесь доминировать во что бы то ни стало.

Слайд 18

2. Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.

Слайд 19

3. Помните, прямолинейность хороша, но не всегда.

Слайд 20

4. Критикуйте, но не критиканствуйте!

Слайд 21

5. Чаще улыбайтесь! Улыбка дёшево стоит, но дорого ценится.

Слайд 22

6. Традиции бывают хорошие…

Слайд 23

… и не очень.

Слайд 24

7. Сказать правду тоже надо уметь!

Слайд 25

8. Будьте независимы, но не самоуверенны!

Слайд 26

9. Не превращайте настойчивость в назойливость!

Слайд 27

10. Не ждите справедливости по отношению к себе, если вы несправедливы к другим.

Слайд 28

11. Не переоценивайте свои способности и возможности.

Слайд 29

12. Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.

Слайд 30

13. Проявляйте доброжелательность!

Слайд 31

14. Проявляйте выдержку в любой ситуации.

Слайд 32

1 правило : «Не огорчайтесь по пустякам!»

Слайд 33

2 правило : «Всё пустяки!»

Слайд 34

Желаем ВАМ терпения и любви!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания (презентация)

Презентация к педсовету. Из презентации я удалила слайды, на которых информация представлена по учителям с конкретными фамилиями....

Психологический комфорт в школе (выступление на педсовете)

Выступление на педсовете по теме "Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания"....

Презентация "Психологический комфорт в школе"

Презентация "Психологический комфорт в школе" содержит основные аспекты создания психологического комфорта на уроке....

Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему стан...

Психологический комфорт в школе и на уроках – важное условие эффективности обучения и воспитания

Психологический комфорт — качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всесторонне...