Главные вкладки

    Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения
    статья по теме

    "Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"

    Из  опыта работы  МАОУ Заревской  средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов по духовно-нравственному воспитанию школьников

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения

    (Из  опыта работы  МАОУ Заревской  средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов по духовно-нравственному воспитанию школьников)

    Дух… душа… духовность…   Пожалуй,  немного найдется языков, в которых не было бы этих слов. И пускай звучат они по-разному. И нет народа, который не знал бы этих слов. И нет человека, который не знал бы, что такое душа-дух-духовность. И есть люди…сильные… сильные духом (посмотрите вокруг)!

    А ведь есть и бездуховность. Без духа… без души… без духовности… А можно ли  существовать без духа, без души, без духовности?! Нет!!!

    В  России особое внимание уделяется духовно – нравственному воспитанию подрастающего поколения.

     Наша Зарёвская школа, расположенная в селе Растуново, - это маленькая часть России. На сегодняшний день в ней обучается 598 учеников.  Важнейшим аспектом воспитания подрастающего поколения, по мнению педагогического коллектива школы, является патриотическое воспитание. Патриотизм – это одно из высших чувств, которое проявляется в детском возрасте, развивается и обогащается в социальной, духовно-нравственной сфере жизни. Оно неразрывно связано с активной деятельностью, действиями, поступками, осуществляемыми на благо Отечества. Как никогда сейчас важна тема отчего дома, малой Родины, чистоты русского языка, тема возрождения традиций, культуры, тема духовного возрождения.

    Уже не первый год в школе ведутся  уроки мировой художественной культуры. Учителя, преподающие этот  предмет (Федорова Е. П., Евдокимова Л. С.), рассматривают художественное воспитание как целенаправленный процесс, который обеспечивает формирование у обучающихся развитого эстетического сознания, вкусов, потребностей.

    Каждое новое поколение, обращаясь к культурному наследию предшественников, непременно возьмет его с собой в будущее. Это справедливо, ибо бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мастеров, Рафаэля и Микеланджело, Данте, Моцарта, Чайковского…

    С  2009 – 2010 учебного года  мировая  художественная культура  преподается не только в классах старшей ступени (10-11 кл.), но и в  среднем звене (5, 7 кл.)  Это прежде всего связано с тем, что главное назначение искусства – духовное совершенствование человека. Во время учебной деятельности обучающиеся, осваивая мир художественных образов, учатся воспринимать прекрасное не только в искусстве, но в окружающей жизни, человеческих отношениях. Приобретают возможность ценить добро и красоту в их неразрывном единстве, творить по законам красоты. Искусство благотворно влияет на молодое поколение.

    Народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

    Русские народные сказки, песни, пословицы, поговорки и т.д. – это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное. В своей работе наши учителя стремятся  к тому, чтобы у детей появилось желание и необходимость познать себя, ответить на вопросы: кто мы и откуда вышли? Куда идем, что берем от прошлого, во имя чего живем, что передадим потомкам? И обернувшись к своим корням, прежде всего, необходимо осознать себя как граждан великой страны. Что каждого из нас роднит со своим народом?  Язык, обычаи, традиции, общность исторической судьбы, самосознание, культура.

    Приобретенное в школе эстетическое восприятие действительности помогает в дальнейшем тянуться к духовному, возвышенному. И где, как не взаимосвязанном воздействии различных искусств, мы сможем найти сильнейший механизм, способный формировать личность молодого человека.

    Современный этап развития общества характеризуется  возрождением приоритета общечеловеческих духовных ценностей. В этих условиях проблема формирования нового типа личности выдвигается в качестве важнейшей социальной задачи.

    Что является неотъемлемыми слагаемыми такой личности?  Активная жизненная позиция, высокий уровень сознательности, широкий кругозор, а также потребность в постоянном самосовершенствовании.

    Растуново. Церковь. Церковь 18 века… клуб… склад. Кто бы мог представить, что на месте развалин вновь вознесется Храм. Храм Иверской Божией Матери. А он вознесся. И радует нас.  Возрождение.   Но не только церковь несет возрождение души и духа, но и школа, вводимые в школьную программу новые предметы, призванные формировать у  обучающихся духовно-нравственные ценности.

    Второй год  учитель Евстигнеева С. В.  Ведет преподавание такого предмета,  как «Духовное краеведение Подмосковья». Актуальностью изучения данного предмета явилась социально-педагогическая потребность в решении задач духовно-нравственного образования школьников. Культура России на протяжении тысячелетия формировалась под воздействием православной религии. Без знания истории христианской православной культуры невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Объектом «Духовного краеведения» является история духовной культуры. На уроках учитель раскрывает обучающимся смысл таких понятий, как «духовность», «культура», «культурный человек», «историческая память». В течение первого года обучения ребята знакомились с особенностями православной культуры, христианством и православием. Наибольший интерес вызвали темы: «Крещение Руси», «Библейские сюжеты», «Символы православной христианской культуры».

    Уже несколько лет школа ведет работу в тесном сотрудничестве с настоятелем храма протоиереем отцом Игорем. Совместно разработана программа по нравственному воспитанию школьников. Отец Игорь – частый гость в нашей школе. Его выступления на классных часах вызывают оживленный интерес у ребят, ведь он затрагивает животрепещущие темы, учитывая индивидуальные  и психологические особенности учеников. Например, в старших классах он поднимает проблемы взаимоотношения полов, христианских воззрений на брак. В среднем звене отец Игорь рассказывает об ответственности человека за свои поступки, о выборе жизненного пути.

    Любовь к Родине, к её прошлому и настоящему, уважение к людям, живущим на родной земле, восхищение красотами природы, боль сопереживания, горечь от всего негативного в нашей жизни – это то, что составляет чувство патриотизма. Искренняя любовь к своему Отечеству воспитывается постепенно.

    Замечательной традицией нашей школы являются встречи с ветеранами войны и труда  «От всей души», встречи с выпускниками школы, которые служили или служат в «горячих точках», и Память… Память о погибших односельчанах, выпускниках школы, которая бережно хранится сегодняшними школьниками. Вновь создающийся краеведческий музей собирает по крупицам об истории родного края сведения людей, живущих на его земле. Ежегодно члены кружка «Краеведение» принимают участие в районной конференции «Отечество» со своими докладами, а дважды – защищали честь района на зональных конференциях. Члены кружка обирают материалы об истории края, наших земляках. В мае 2007 года  на здании школы   были открыты  гранитные мемориальные  доски, посвященные погибшим в Афганистане и Чечне выпускникам школы:  Засоркину Евгению и Грибашову Николаю.

    Конечно, многое еще предстоит сделать, чтобы краеведческий уголок стал школьным музеем, но уже сейчас краеведческая работа вносит свой вклад в духовное и культурное развитие школьников.

    Сельская школа во все времена была и остается основным центром духовного и культурного воспитания детей, а через детей и их родителей, которые, в большинстве своем, учились в этой ж школе и являются лучшими помощниками классных руководителей.

    Уже давно слова «Учитель! Воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться» - стали девизом нашего педагогического коллектива. В сентябре 2008  года  нашей школе исполнилось  45 лет. Учителя  Заревской школы – опытные педагоги, отдающие знания и душу детям, заботящиеся  о создании хорошего психологического климата в школе, чтобы детям было в ней уютно и комфортно.

            В будущем наша школа – школа, выпускники которой – знающие, грамотные, спортивные – достойная смена старшего поколения, граждане нашей великой России.

    Жизнь человека – только миг

    В безбрежном времени вселено,

    И только в памяти живых

    Она останется нетленной,

    Все это так. Да вот беда,

    Что забываем иногда

    Откуда мы, кто наши предки?

    Такие случаи нередки

    Заставить нас забыть о них

    Не должен злой народа гений.

    Уйдя из памяти живых

    Исчезнет много поколений.

    Одной мы связаны судьбой,

    Одной семьей, единой кровью

    Потомки станут нам с тобой

    Надеждой, верой и любовью.

    И дух наш продолжает жить

    Во внуков, правнуков вольется,

    И никогда не оборвется

    Веков связующая нить.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения

    Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального об...

    Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

    В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

    «Народные традиции и их роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения»

    Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, - возрастанием на этом фоне национального самосознан...

    Влияние классической музыки на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

    1. Восприятие классической музыки, как главный  фактор  духовно-нравственного  воспитания.2. Музыкальное  искусство  в  воспитании  личности.3. Современные...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения

    Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...

    Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

    Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...