«Региональный ресурсный центр как основа трудового воспитания подрастающего поколения: инновационные аспекты»
статья по технологии
Региональный Ресурсный центр по трудовому обучению и профессиональной ориентации «Радуга профессий» на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это современная инновационная учебная площадка для обучающихся ограниченными возможностями здоровья, целью деятельности которой является создание коррекционно-образовательной, коррекционно-развивающей, коррекционно-воспитательной среды, способствующей успешному освоению и овладению ими жизненных компетенций, профессионально-трудовыми навыками для возможности стать более активными, независимыми и приспособленными к каждодневной реальной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Тема: «Региональный ресурсный центр как основа трудового воспитания подрастающего поколения: инновационные аспекты»
Слайд 2. «Самое прекрасное зрелище в мире - ребёнок, уверенно идущий по дороге жизни, после того как ты показал ему путь». /Конфуций/
Из истории вопроса
Слайд 3 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья было открыто в 1 сентября 1989 года для выполнения работ, оказания услуг по организации содержания, воспитания, предоставления общего образования по адаптированным основным общеобразовательным программам лицам с ограниченными возможностями здоровья, а именно лицам с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В этом году наша школа отмечает 35 летний юбилей.
Руководитель - директор школы Имаева Лилия Рифовна.
Слайд 4. Основная задача нашей школы – социальная адаптация и профессиональная ориентация обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), практическая подготовка к труду, формирование у обучающихся трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из рабочих профессий. Эти задачи в решаются на уроках швейного дела, столярного дела, гончарного дела, растениеводства, уроках предмета «Основы социальной жизни» (ОСЖ) в процессе профессионально-трудового обучения и во время производственной практики.
Слайд 5. В 2024-2025 учебном году в школе обучается 91 обучающийся с ограниченными возможностями здоровья из г. Белебей и Белебеевского района, 75 из них – дети-инвалиды. На надомном обучении находятся 24 обучающихся.
Слайд 6. Учителя школы обучают детей по следующим адаптированным основным общеобразовательным программам:
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1, 2);
Для глухих обучающихся (вариант 1.3, 1.4);
Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2, 6.3, 6.4);
Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.2, 8.3, 8.4);
Для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1, 7.2)
Слайд 7. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» учебный план 5-9 классов ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ для обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1) включает в обязательной части предметную область «Технология» учебный предмет труд (технология) следующие направления предпрофессиональной подготовки обучающихся: швейное дело, столярное дело, гончарное, дело, растениеводство.
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов | Всего | ||||
Классы | V | VI | VII | VIII | IX | ||
Обязательная часть | |||||||
7. Технология | Труд (технология): | 6 | 6 | 7 | 7 | 7 | 33 |
- швейное дело; | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 23 | |
- столярное дело; | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 23 | |
- гончарное дело; | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 23 | |
- растениеводство. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 10 | |
Слайд 8. Учебный план 10 - 12 классов для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной общеобразовательной программе, вариант 1
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов | Всего | ||
Классы | X | XI | XII | ||
Обязательная часть | |||||
Технология | Труд (технология): | 15 | 15 | 15 | 45 |
- швейное дело; | 12 | 12 | 12 | 36 | |
- столярное дело; | 12 | 12 | 12 | 36 | |
- гончарное дело; | 12 | 12 | 12 | 36 | |
- растениеводство. | 3 | 3 | 3 | 9 | |
10-12 классы – это профильные классы с углубленной профессиональной подготовкой. Обучающиеся по окончанию обучения 12 класса сдают выпускной экзамен по предметам профессионально-трудовой подготовки и получают 2 свидетельства: об окончании школы и о присвоении квалификации по специальности по итогам экзамена.
Основная часть
Слайд 9. В 2020 году в школе произошло значимое, важное событие – одержана победа в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Наша школа получила еще одно название «Доброшкола. Всё получится».
Слайд 10. Благодаря победе в этом конкурсе школа получила из республиканского и федерального бюджетов 7 815 051,02 рублей. На эти средства было обновлено оборудование и оснащены помещения мастерских швейного и столярного дела, кабинета растениеводства, а также открыта новая мастерская - гончарного дела, приобретено оборудование для кабинетов информатики, логопеда, психолога, а также оборудование для новых кабинетов робототехники, сенсорного кабинета, кабинета дефектолога.
В 2024 году в школе была открыта Кулинарная студия, целью которой является создание условий для формирования навыков самостоятельного приготовления разнообразной и здоровой пищи, подготовка обучающихся к самостоятельной жизни.
Всё это помогает повысить качество образовательно-реабилитационного процесса, социализировать школьников, подготовить их к будущей профессии. (видеообзор кабинетов Доброшколы).
Слайд 11. В 2023 году в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Башкортостан № 424 от 17 февраля 2023 года. на базе ГБОУ Белебеевской коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ. был открыт Региональный Ресурсный центр по трудовому обучению и профессиональной ориентации для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Радуга профессий»
Слайд 12. (нормативные документы) Основная цель РРЦ «Радуга профессий» - обеспечение коррекции, консультации, организационно - методического сопровождения образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизиологических особенностей, направленных на успешную социализацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. РРЦ «Радуга профессий» осуществляет взаимодействие ОУ (образовательными учреждениями) трех районов Республики Башкортостан (Альшеевский, Белебеевский, Благоварский). Применяются очная и дистанционная (онлайн) формы проведения мероприятий и занятий:
Слайд 13 (штатное расписание)
Педагогический состав
ресурсного Регионального центра «Радуга профессий»:
- методист;
- учителя профессионально-трудового обучения;
- учитель-логопед;
- учитель-дефектолог;
- педагог-психолог;
- социальный педагог.
Слайд 14 (фото с занятий) Реализуются мероприятия по оказанию коррекционно-развивающего, консультационного, организационно-методического сопровождения образования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с учетом психофизиологических особенностей, направленной на успешную социализацию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья:
- коррекционно-развивающие занятия; Слайд 15
- мастер-классы; Слайд 16
- консультации;
- тематические встречи;
- вебинары.
Слайд 17. Направления профессионально-трудовой подготовки РРЦ «Радуга профессий»: «Швейное дело»; «Столярное дело»; «Выжигание по дереву»; «Резьба по дереву»; «Гончарное дело»; «Растениеводство». «Робототехника». РРЦ «Радуга профессий» имеет современное материально-техническое оснащение, богатый арсенал цифровых ресурсов, которые позволяют не только осуществлять диагностику, но и эффективно вести процесс коррекции у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, осваивать профессионально-трудовые навыки.
Направления профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ:
Слайд 18. Швейное дело.
Швейная мастерская оснащена специализированной профессиональной мебелью, современными инженерными системами и оборудованием. Модульные ученические парты в учебной зоне создают индивидуальное пространство для каждого обучающегося, позволяющее работать в собственном темпе и оказывать учителю дифференцированную индивидуальную направляющую помощь. Имеются производстенные швейные машины Аврора с рабочим столом (6 штук), которые позволяют обучающимся 10-12 классов осваивать навыки поэтапной работы как в швейном цеху.
Слайд 19. Долгожданным подарком для девочек стала плоскошовная швейная машина, которая выполняет 50 разнообразных видов швов и позволяет регулилировать скорость пошива изделия (низкая, средняя, высокая быстрая скорости) с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Для обработки срезов изделий имеется оверлок (фото 9).
Слайд 20. Две вышивальные машины с компьютерным управлением позволяют создать или украсить изделие вышивками не только обучающимся, имеющим хорошие швейные навыки, но и ребятам, которые их не имеют. Достаточно уметь правильно по схеме заправить нити, проверить себя по технологической карте(правильно ли заправлены нити в швейной вышивальной машине),уметь задать на сенсорном экране программу (выбрать рисунок, определить место расположения вышивки, её размер и задать программу выполнения операции). Учитывая, что в наше время. Практически каждый ребенок умеет пользоваться сотовым сенсорным телефоном или планшетом, как показала практика, это для детей не составляет большого труда. Практически каждый может вышить изделие по своему вкусу.
Так же в кабинете имеются парогенератор, гладильная доска, манекены для готовых изделий, примерочная.
Слайд 21. Столярное дело
В универсальной столярной мастерской, кроме новых верстаков, появились современные станки: шлифовальный, деревообрабатывающий, сверлильный, токарный по дереву с копиром, рейсмусовый станок для финишного выравнивания пиломатериалов (заготовок), заточные станки для заточки режущих инструментов, фрезерный стол, электролобзики стационарные для натяжения пил, верстаки для слесарных работ с металлической столешницей и защитой перфорированной панелью для ознакомления с основами слесарного дела. Оборудованы рабочие места для электро-технических работ с подсветкой рабочих мест и встроенными в панель розетками, рабочие места для выжигания.
Очень востребованы электрические дрели (аккумуляторные шуроповерты) для ремонтных работ по школе, которые выполняют обучающиеся профильных 10-12 классов под руководством учителя столярного дела Григорьева В.В.
Слайд 22. Настоящей инновацией в универсальной мастерской стал 3D-принтер (3 в 1: принтер, сканер, гравёр) для учебных работ по 3D моделированию. 3D-принтер позволил усовершенствовать процесс обучения, развивать у обучающихся с ОВЗ образное представление, мышление, приучать будущих специалистов к автоматизированному программированию и проектированию. 3D-печать значительно увеличивает интерес ребят к процессу обучения, так как дает возможность обучающимся почувствовать себя настоящими новаторами, идущими в ногу со временем.
Порадовались мальчики вытяжной установке (стружкоотсосу) и строительному пылесосу, которые значительно упростили уборку мастерской после столярных работ.
Навести порядок в мастерской помогла профессиональная система хранения из модулей (фото).
Модульные ученические столы отлично вписались в дизайн мастерской (фото).
Во внеурочное время в мастерской работает кружок дополнительного образования «Резьба по дереву».
Слайд 23-24. Гончарное дело
Гончарная мастерская имеет два блока. Учебный блок включает зону теоретических и практических занятий. Зона теоретических занятий оформлена в соотвествии с методическими рекомендациями проекта «Доброшкола». Имеется автоматизированное рабочее место учителя и общий стол с удобными стульями для обучающихся, которые легко трансформируются в зону практической работы при ручной лепке из глины или при обработке и покрытию изделия глазурью и т.д. Зона практических занятий состоит из 6 японских гончарных кругов.
Слайд 25. Второй блок – это зона обработки и подготовки глины для использования в практической работе (это водоотстойник, глинораскатчик), закрытые стеллажи для сушки готовых изделий и муфельная печь для обжига.
Слайд 26. В рамках учебного предмета «Основы социальной жизни» обучающиеся осваивают жизненно необходимые знания и развивают навыки приготовления блюд.
Кулинарная студия оснащена всем необходимым кухонным оборудованием (холодильник, электрический духовой шкаф, электрическая плита, индукционная плита, микроволновая печь с конвекцией, посудомоечная машина, вытяжки, кухонный комбайн, сушильный шкаф, мини печь для сендвичей, ломтерезка, блендр, миксер, вафельница, кухонные весы.
Современная кулинарная студия способствует формированию навыков самостоятельного приготовления разнообразной здоровой пищи обучающимися, их подготовке к самостоятельной жизни.
Слайд 27.
Растениеводство
Кабинет растениеводства был оснащен стеллажами с фито – лампами для выращивания рассады. Так же были закуплены и установлены на приусадебном участке школы парники и отапливаемая теплица.
Слайд 28. У обучающихся на уроках растениеводства формируются элементарные трудовые навыки, позволяющие им выполнять уход за комнатными растениями, несложные земляные работы, выращивать рассаду, осуществлять пересадку растений, собирать и сортировать семена вместе с учителем, выращивать овощи в теплице и на открытом грунте по подражанию действиям учителя, по образцу, ориентируясь на реальные образцы, а затем и самостоятельно.
Слайд 29. Робототехника
В рамках дополнительного образования на занятиях внеурочной деятельности обучающиеся осваивают основы образовательной робототехники «LEGO WeDo».
Кабинет робототехники оснащен двумя мобильными столами «Мобильная робототехника», наборами конструкторов «Роботрек Стажер-А», «Космический десант», «Рободинопарк», «Легофутбол», «Мифические существа», «Домашний кассир». С помощью мобильных планшетов обучающиеся учатся основам программирования.
Слайд 30. Данные занятия способствуют овладению обучающимися навыками начального технического конструирования, развитию мелкой моторики, изучению понятий конструкции и основных свойств (жесткости, прочности, устойчивости), развитию навыков взаимодействия в группе. Конструкторы оснащены микропроцессором и наборами датчиков. С их помощью обучающиеся программируют роботов на выполнение определенных функций.
Слайд 31.
Кабинет информатики
Наступило время, когда информация стала одним из первоочередных ресурсов. Обучающиеся с ОВЗ, не только получают большое количество знаний от учителя, они учатся самостоятельно искать ответы на многие вопросы и самостоятельно решать нестандартные задачи. Доступ к информационному полю сделать максимально комфортным, доступным, безопасным в нашей школе позволяют организовать мобильный компьютерный класс.
Мобильный компьютерный класс - это полностью организованная система, необходимая для систематизации работы обучающихся, состоящая из ноутбуков обучающихся и педагога, роутера для подключения всех устройств к одной сети, базового и дополнительного программного обеспечения, необходимого для обучения и работы на компьютерах, тележки для безопасной зарядки и компактного хранения, а также дополнительных материалов на бумажном носителе.
Использование мобильных компьютеров на уроках повышает интерес к дисциплине и стимулирует мотивацию к обучению. Предоставление доступа к интернету во время урока – это новый способ обучению самостоятельному оперативному поиску нужной информации. В отличие от традиционных классов информатики со стационарным оборудованием, мобильные ПК не требуют подключение кабелей – ноутбуки подключаются к центру беспроводным способом, а это дополнительная мера безопасности.
Слайд 32. Все кабинеты оснащены автоматизированным рабочим местом учителя (АРМ) включающим в себя: интерактивную доску, проектор, ноутбук, цветное многофункциональное устройство для печати, сканирования, копирования. Такое современное оборудование позволяет учителям проводить интересные познавательные практико-ориентированные уроки. Использование интерактивных сервисов, видеоряда, технологических карт и производственного оборудования вызывает интерес у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к изучению предметов и развитию профессионально-трудовых навыков.
Материально-техническая база кабинетов профессионально-трудовой направленности позволяет нам проводить мероприятия, конкурсы зонального, республиканского, всероссийского уровней.
Слайд 33. Достижения обучающихся
Наши обучающиеся показали большие успехи на Региональном отборочном этапе Национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» Республики Башкортостан: Салахутдинов Роман
2020 год –III место в компетенции «Резьба по дереву»
- –1 место в компетенции «Резьба по дереву»;
2022 год - I место, в компетенции «Резьба по дереву»;
2023 год:
- Салахутдинов Роман, I место, в компетенции «Гончарное дело»;
- Слайд 34. Белов Алексей, II место, в компетенции «Гончарное дело»;
Слайд 35. Кортюкова Валерия, III место, в компетенции «Вязание крючком».
Слайд 36.
2024 год:
Потапов Алмаз, I место, в компетенции «Гончарное дело»;
Харрасов Линар, II место, в компетенции «Гончарное дело»;
Павлов Артём, III место, в компетенции «Поварское дело».
Участники Национального, Отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»:
- Салахутдинов Роман участник Национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» - 2022 по компетенции «Резьба по дереву» (г. Москва), Отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс»-2023 по компетенции «Гончарное дело» (г. Белебей).
- Потапов Алмаз участник Отборочного этапа Национального чемпионата профессионального мастерства среди инвалидов с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» 2024 по компетенции «Гончарное дело» (Удмуртская Република, с. Якшур-Бодья).
Слайд 37. Традиционным в школе стало проведение исследовательских конференций и предметных олимпиад в школе, а также участие обучающихся в конкурсах и конференциях различных уровней, на которых обучающиеся показывают большие успехи.
Зональные исследовательские конференции среди обучающихся общеобразовательных коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ Западной зоны Республики Башкортостан «Наука. Технология. Искусство»:
В 2022 году заняли 1 место:
Салахутдинов Роман в секции «Технология и дизайн. Профессионально-трудовое обучение»;
В 2023 году заняли 1 место:Агафонова Алена; Иксанов Тимур.
Зональная предметная Олимпиада среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционных общеобразовательных школ, школ-интернатов Западной зоны Республики Башкортостан:
В 2022 году занял 1 место
Саитов Андрей по предмету «Профессильнально-трудовое обучение: столярное дело»
- В 2023 году заняла 1 место Агафонова Алёна по предмету «Профессионально-трудовое обучение: швейное дело»
- В 2024 году заняла 1 место Агафонова Алена, I место, по предмету “Профессионально-трудовое обучение: швейное дело»;
Слайд 38. Зональный конкурс профессионального мастерства среди обучающихся государственных бюджетных общеобразовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Западной зоны Республики Башкортостан «Лучший по профессии»:
В 2022 году Никифоров Иван занял 1 место в номинации «Гончар».
В 2024 году Потапов Алмаз занял 1 место в номинации «Гончар».
Республиканская предметная Олимпиада среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья коррекционных общеобразовательных школ, школ-интернатов Республики Башкортостан:
год
- Агафонова Алёна, I место, по предмету «Профессионально-трудовое обучение: швейное дело»;
2024 год
- Агафонова Алёна, II место, по предмету «Профессионально-трудовое обучение: швейное дело»;
В 2024 году школа отмечает своё 35-летие. С 1989 года школа сделала 34 выпуска. Было выпущено 377 выпускников (фото выпускников разных лет, кем они стали).
Изделия, изготовленные обучающимися на кружках, занимают призовые места на выставках, фестивалях, конкурсах. (грамоты, фото с призами).
Заключение
В настоящее время Региональный Ресурсный центр по трудовому обучению и профессиональной ориентации «Радуга профессий» на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – это современная инновационная учебная площадка для обучающихся ограниченными возможностями здоровья, целью деятельности которой является создание коррекционно-образовательной, коррекционно-развивающей, коррекционно-воспитательной среды, способствующей успешному освоению и овладению ими жизненных компетенций, профессионально-трудовыми навыками для возможности стать более активными, независимыми и приспособленными к каждодневной реальной жизни.
ГБОУ Белебеевская коррекционная школа – это современное, перспективное учебное заведение, которое плодотворно и эффективно работает во благо обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 39. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения
"Школа как один из центров культурного и духовного воспитания подрастающего поколения"Из опыта работы МАОУ Заревской средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельн...

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПРАКТИКУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
внедрение гто в образовательные учреждения...

Проект "Историческая память: аспекты воспитания подрастающего поколения"
В данной работе авторы анализируют собранный материал о том, что знает подрастающее поколение о Великой Отечественной войне, а также вносят предложения о воспитании в детях чувства патриотизма....

Самодеятельный театр- важный аспект духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Использование методов и приемов элементов театра, которые являются инструментом для решения проблемных ситуаций....
Теоретические основы изучения специфики патриотического воспитания подрастающего поколения при занятиях борьбой
Воспитание - одно из важнейших условий дальнейшего развития нашего государства и одна из главных задач о воспитания.Понятие патриотизма в педагогике означает отношение человека к своему народу, своей ...

Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения
Специфическим ядром практической стороны физической культуры являются те отношения, которые складываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности, развивающие духовную и физическую сферу личнос...
Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к об...
