Статья "Системный подход к управлению качеством воспитательной работы"
статья по теме

В статье описан механизм управления качеством воспитательной работы, предложены критерии и показатели оценки качества воспитательной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_gimnaziya_no2_shalyapina_simbirskaya_kolesnik1.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Системный  подход  в  управлении  качеством

воспитательной работы

Колесник И.М., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МАОУ «Гимназия № 2»

Симбирская О.В., заместитель директора по воспитательной работе МАОУ «Гимназия № 2»

Шаляпина О.Н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе, МАОУ «Гимназия № 2»

Быстрый темп изменений в современном обществе требует существенных изменений и в образовательной системе. В настоящее время идёт процесс модернизации, внедрение стандартов нового поколения, что требует новых знаний, подходов к управлению учебно-воспитательным процессом. В данной статье будет рассмотрен системный подход в управлении качеством воспитательной работы.

За последние годы в обществе произошла смена  ценностных ориентиров. К сожалению, нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Перед школой стоит важная задача: воспитание гражданина, сознающего принимаемые большинством граждан принципы и правила жизни, владеющего корректным и конструктивным социальным поведением, имеющего созидательные ориентиры  смысла жизни.

Решение стоящих перед системой образования воспитательных задач зависит от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления воспитательной работой. Привитие молодежи базовых национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - сегодня одна из основных государственных задач. Обновленная система управления воспитательной работой должна создавать условия для подготовки к дальнейшей жизни в обществе высокоразвитой личности, воспитанной на принципах уважения к собственной культуре, истории, народу.

На наш взгляд, наиболее эффективным в управлении качеством воспитательной работы является системный подход.

Значительную роль в разработке проблем использования системного подхода в педагогической деятельности, в том числе и в процессе воспитания,  сыграли такие ученые, как В.П. Беспалько, Е.Н. Барышников, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Г.К.Селевко, Н.Е. Щуркова и др.

В  МАОУ «Гимназия №2» города Великий Новгород разработана модель системного подхода в управлении качеством воспитательной работы.

В широком смысле системный подход – это не набор каких-либо руководств или рекомендаций для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании и управлении социально-экономическими и политическими процессами, она формулировалась разными авторами: Глушко В.В., Голубковым Е.П., Месконом М., Мухиным В.И., Поповым В.М. и многими другими.

Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями. С учётом сказанного определим понятие системного подхода: 

Системный подход — это подход к исследованию объекта (проблемы, явления, процесса) как к системе, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов, определяются исходя из общего предназначения объекта.

Управление – это «особый вид деятельности, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы» [12].  Полагаем, что управление образовательным учреждением – это целенаправленная, организованная система действий по обеспечению эффективной деятельности всех участников образовательного процесса с целью сохранения, развития и адаптации ее к изменяющимся условиям.

Основная цель такой системы – реализация общей воспитательной политики ОУ в области качества воспитательной продукции путем обеспечения на уровне высшего руководства ОУ (директор, заместитель директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе) эффективной координации деятельности всех воспитательных подразделений ОУ (методические объединения классных руководителей, учителей - предметников, творческие группы), осуществляющих руководство, выполнение и проверку работ, которые влияют на качество воспитательной работы.

Что же такое качество воспитательного работы? Качество воспитательной работы «есть совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида воспитательного продукта, а также условий его применения, которыми должны быть наделены воспитательные продукты для соответствия своему назначению [8].  

Поскольку мы живем в рыночной экономике, качество воспитательного процесса должно рассматриваться с точки зрения потребителя (сам учащийся, преподавательский состав, родители), а производитель воспитательного продукта, также как и продукта промышленного, должен проявлять заботу о качестве воспитательной продукции в течение всего периода ее потребления.

Под управлением качеством воспитательной работы и воспитательной продукции мы будем понимать постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на те факторы и условия воспитательной работы, которые обеспечивают создание воспитательной продукции оптимального качества и полноценное ее использование.

Можно выделить следующие пять основных этапов в практике менеджмента управления качеством воспитательного процесса:

1. Принятие решений «какой воспитательный продукт производить?» и подготовка технических условий;

2. Проверка готовности производства воспитательного продукта и распределение организационной ответственности;

3. Процесс изготовления воспитательной продукции или воспитательных услуг;

4. Устранения дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс создания воспитательного продукта контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем;

5. Разработка долгосрочных планов по качеству воспитательного продукта.

Мы считаем, что эффективность системного подхода в управлении качеством воспитательной работы должна определяться не по показателям системы управления, а по результатам деятельности самого образовательного учреждения как управляемого объекта.

Анализ качества воспитательной работы за последние три года показал, что воспитательная работа в гимназии велась по следующим направлениям – гражданско-патриотическое воспитание, развитие органов ученического самоуправления, формирование стремления к здоровому образу жизни, нравственность и духовность, эстетическое и культурное развитие,  развитие творческих способностей, формирование гуманистических отношений к окружающему миру.

Для оценки качества и эффективности управления воспитательной работой был проведён мониторинг качества воспитательного процесса по следующим критериям:

  1. сформированность устойчивых ценностных ориентаций,
  2. высокая мотивация достижения успеха,
  3. сформированность  коммуникативных  навыков,
  4. воспитание культуры здоровья,
  5. способность к самоопределению и самоорганизации,
  6. удовлетворённость воспитательным процессом.

Анализ мониторингового среза выявил следующие проблемы:

  1. снижение процента учащихся, занимающих активную позицию (инициаторов и организаторов социально – значимых мероприятий);
  2. снижение процента учащихся, чувствующих себя в гимназии комфортно;
  3. отсутствие единого воспитательного пространства (несогласованность действий и разобщённость субъектов воспитательного процесса).

Администрация обратила внимание на то, что традиционная система воспитательной работы «приелась», перестала быть современной, на то, что классные  руководители «устали» из года в год писать одинаковые планы. Кроме того, современный темп жизни, смена приоритетов и ценностей у учащихся, рост негативного влияния социума и другие причины диктовали необходимость нового взгляда на систему воспитательной работы в классе и в гимназии в целом. Также обращало на себя внимание то, что учителя, работающие в одной параллели, планируют много совместных мероприятий, ставят общие цели воспитательной работы.

С учётом вышеизложенного стала очевидной необходимость новых подходов к системе воспитательной работы в гимназии. В гимназии была создана программа «Сотвори себя сам», включающая подпрограммы по каждой параллели: «Начало этики» (1-4 класс), «Познай себя» (5 класс), «Сделай себя сам» (6 класс), «Научи себя учиться» (7 класс), « Утверждай себя» (8 класс), «Найди себя» (9 класс), «Управляй собой» (10 класс), «Реализуй себя» (11 класс), и разработано тематическое планирование, которое включило в себя курс теоретических и практических занятий.  В основу программы был положен психолого-педагогический курс «Совершенствования личности» Г.К. Селевко. Цель программы воспитательной работы гимназии: педагогическое руководство процессами самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации, активизация факторов развития, побуждение учащихся к самосовершенствованию.

В создании программы приняли участие все субъекты процесса воспитания, что повысило их заинтересованность  и мотивацию в реализации программы. Программа прошла лицензирование и с сентября 2011 года в гимназии началась апробация данной программы.

С внедрением  новой воспитательной программы «Сотвори себя сам» изменилась и система управления качеством воспитательной работы, в основу которой положен системный подход.

Системный подход в управлении качеством воспитательной работы в МАОУ «Гимназия №2» города Великий Новгород реализуется через модель системы мониторинга качества воспитательной работы.

Механизм управления качеством воспитательной работы в гимназии  представлен на схеме № 1.

В соответствии с управленческими действиями по повышению качества воспитательной работы механизм строится на основе взаимодействия  следующих элементов:

  1. проектирование качества воспитательной работы;
  2. создание мотивационно-развивающей воспитательной среды;
  3. оценка качества воспитательной работы;
  4. критерии и показатели качества воспитательной работы;
  5. мониторинг качества воспитательной работы.

Мониторинг качества воспитательной работы – целенаправленное, специально организованное, непрерывное слежение за изменением основных свойств качества воспитательной работы в целях своевременного принятия управленческих решений по коррекции воспитательной процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Внутригимназическая система мониторинга качества воспитательной работы позволяет  получить объективную информацию о состоянии качества воспитательной работы в гимназии, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. Для построения системы показателей и параметров мониторинга используются показатели и параметры  региональной, муниципальной и гимназической системы мониторинга качества воспитательной работы.     

Цель мониторинга - сбор, обобщение, анализ информации для формирования целостного представления о состоянии и показателях функционирования системы воспитательной работы гимназии и принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного воспитательного процесса.

Гимназическая система мониторинга качества воспитательной работы включает:

  1. систему сбора и первичной обработки данных,
  2. систему анализа и оценки качества воспитательной работы,
  3. базу данных по оценке достижений учащихся,
  4. матрицы критериев и показателей оценки качества воспитательной работы,
  5. методики и процедуры измерения качества,
  6. оценочные шкалы для самоконтроля и самооценки,
  7. систему обеспечения статистической и аналитической информацией всех субъектов  образовательного процесса.

Объектами системы оценки качества воспитательной работы являются учебные и внеучебные достижения обучающихся, профессиональная деятельность педагогов и администрации, образовательные и воспитательные программы, программы дополнительного образования  и условия их реализации.

Периодичность проведения оценки качества воспитательной работы, субъекты оценочной деятельности, формы представления результатов оценивания, а также номенклатура показателей и параметров качества и их эталонные значения устанавливаются в нормативных актах.

Критерии оценки качества воспитательной работы – это признаки, на основании которых оценивается качество воспитательной работы, его соответствие планируемым результатам, государственным требованиям, запросам и ожиданиям общественности.

Матрицы показателей качества образования по оценке результатов, условий процесса представлены на схеме № 2.

Основными пользователями результатов мониторинга являются   администрация и педагогические работники гимназии, учащиеся и их родители, представители общественности. Доступ к получению информации в рамках мониторинга определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими функционирование гимназической системы мониторинга качества воспитательной работы.

Процедура подготовки управленческого решения

Располагая результатами мониторинга качества воспитательной работы, администрация гимназии ведет сравнение качества воспитательной работы в каждом классе, по каждой параллели со средними значениями по гимназии. Сравнительный анализ результатов диагностики позволяет выявить факторы, влияющие на качество воспитательной работы, и принять адекватное решение по устранению недостатков и созданию условий для совершенствования воспитательной среды образовательного учреждения.

Следует отметить, что мониторинг является делом не только администрации школы. К проведению диагностических процедур привлекаются учителя, классные руководители, психолог, социальный педагог, актив ученического самоуправления. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат – базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям). На основе мониторинга создана внутригимназическая система информации, так как  именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания управления.

Мониторинг позволяет систематически изучать качество воспитательной работы  гимназии, что  предусматривает его плановость.

   Анализ качества воспитательной работы выявил типичные (для гимназии и конкретных классов) проблемы, которые стали предметом управленческой работы, управленческих решений, прежде всего методического сопровождения и поддержки роста эффективности воспитательного процесса школы.

В ходе реализации системного подхода в управлении качеством воспитательной работы, осуществляемого через систему мониторинга в МАОУ «Гимназия №2», удалось получить положительный результат:  

  1. повышение процента учащихся, занимающих активную позицию на 4,6 %;
  2. повышение процента учащихся, чувствующих себя в гимназии комфортно на 7,3 %;
  3. создание единого воспитательного пространства за счёт внедрения в практику воспитательной программы «Сотвори себя сам».

Полученные результаты свидетельствуют о том, что управленческие решения по повышению качества воспитательной работы были верными.

Как было сказано выше, в настоящее время не существует единых критериев и показателей оценки эффективности системного подхода в управлении качеством воспитательной работы, поэтому эффективность системного подхода мы оценили исходя из полученных положительных результатов мониторинга качества воспитательной работы.

В заключение следует отметить, что разработанная модель управления качеством воспитательной работы в МАОУ «Гимназия №2» была ориентирована на реализацию инновационных проектов и повышение качества воспитательной работы.

Дальнейшее направление исследования видим в разработке критериев и показателей эффективности управленческой деятельности в области воспитательной работы,  реализуемой через системный подход.


Схема №1

Механизм управления качеством воспитательной работы в

МАОУ "Гимназия №2" г. Великий Новгород.

Вариативные

Внутренняя

Инвариантные

  Оценка                                                                                 ПоказателиВнешняя

 

Управление качеством ВР

Критерии и

показатели качества ВР

Мотивационно-развивающая воспитательная среда

Проектирование качества ВР

Оценка качества ВР

Мониторинг качества ВР


СХЕМА №2

Матрица показателей качества воспитательной работы.

Показатели

Критерии

Индикаторы

Способы оценки

Периодичность

Эталонный показатель качества

1. Сформированность  устойчивых ценностных ориентаций

Участие в социально значимых мероприятиях (приложение «План социально значимых акций)

% участников

% организаторов

% инициаторов

Наблюдение

В течение года

(декабрь, май)

100% участников

50% организаторов

35% инициаторов

2. Высокая мотивация достижения успеха

Участие в творческих конкурсах

% участников

Анализ результатов воспитательной работы

В течение года

(декабрь, май)

95%

Участие в олимпиадах

% участников

Анализ результатов воспитательной работы

В течение года

(декабрь, май)

50%

3. Сформированные коммуникативные навыки

Умение учитывать разные мнения и умение обосновать собственные

% учащихся

Наблюдение учителей-предметников

В течение года

(сентябрь, май)

Способность сохранять доброжелательное отношение в ситуации конфликта интересов

% учащихся

Наблюдение учителей предметников

В течение года

(сентябрь, май)

Взаимоконтроль и взаимопомощь при выполнении задания

% учащихся

Наблюдение учителей предметников

В течение года

(сентябрь, май)

4. Воспитание культуры здоровья

Уровень сформированности  ценностей ЗОЖ

% учащихся

Наблюдение, анкетирование, тестирование

В течение года

(сентябрь, май)

100%

Участие учащихся в мероприятиях, пропагандирующих ЗОЖ

% участников

Анализ результатов воспитательной работы

В течение года

(декабрь, май)

100%

Охват учащихся, занимающихся в спортивных секциях

% учащихся

Анализ результатов воспитательной работы

В течение года

(январь, май)

75%

5. Способность к самоопределению и самоорганизации

Умение планировать деятельность, организовать и осуществить её по заданному плану

% учащихся

Наблюдение, диагностика

В течение года

(сентябрь, май)

Умение сделать выбор направления  во внеурочной деятельности по интересам

% учащихся

Наблюдение, диагностика

В течение года

(сентябрь, май)


Список литературы

  1. Васильченко Н.Г. «Современная система управления предприятием», М., 2003 г.
  2. Выхинский О.С., Наумов А.И. «Обучение менеджменту. Человек-стратегия-организация.»- М. Школа управления МГУ,1994.
  3. Гличев А.В. «Основы управления качеством продукции» М. 1988г.
  4. Гольдштейн Г.Я. «Глобальный стратегический инновационный менеджмент: Теория системного подхода к инновациям.» интернет-сайт: http://www.aup.ru/books
  5. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандарты второго поколения).
  6. Кошевой О.С. «Разработка управленческих решений: Электронное пособие» интернет-сайт: http://www.aup.ru/books.
  7. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. «Основы менеджмента». -М., 1995.
  8. Павлова Т.В. Ст. «Управление качеством воспитательной работы» интернет-сайт: http://ims.srkc.ru/index
  9. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Пер. с англ. М., Прогресс 1986.
  10. Саломатин Н.А.. «Управлением производством», М., 2001г.
  11. Смирнов Э. А. Управленческие решения. - М.: ИНФРА - М, 2001.
  12. Управленческие решения. Разработка и реализация: Учебное пособие / В.В. Маркин, О.С. Кошевой и др. – Пенза: Изд –во Пенз. гос. ун-та, 2004.
  13. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения. Учебник. - М.: ЗАО «Бизнес – школа» Интел – Синтез», 1999.
  14. Ясвин В.А. «Образовательная среда: от моделирования к проектированию», М.,2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества воспитательной работы со школьниками в деятельности театральной студии

Сегодня повышение значимости и качества воспитательной работы ориентировано на создание таких условий, чтобы воспитанник сам сделал выбор в пользу духовного развития, нравственных ценностей. Здесь нем...

«Управление качеством образования. Работа со слабоуспевающими учащимися.»

В связи с тем, чтовступил в силу закон об обязательном 11-летнем образовании, остро встает вопрос о работе с неуспевающими и слабоуспевающими учениками....

Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)

Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...

Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.

Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива  может влиять класснй руководитель?...

Личностно-ориентированный подход в организации учебно-воспитательной работы при обучении иностранным языкам

Выступление на РМО учителей иностранных языков расскрывает особенности личностно-ориентированного подхода....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....

Качество воспитательной работы ОУ

из материалов дипломной работы "Качество воспитательной работы в системе образовательных учреждений" ( БИПКиПРО,2008г.)  Настобурской Е.О....