Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое условие становления модернизированной школы.
материал по теме

Гафурова Лилия Минияновна

 

«Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья в межрегиональном сборнике

«Вопросы реализации федеральной образовательной инициативы «Наша новая школа»

ТГСПА  им.Д.И. Менделеева

Л.М. Гафурова,

МАОУ СОШ №18

Профессионализм учителей и качество знаний учащихся – необходимое

условие становления модернизированной школы.

Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

В “Толковом словаре русского языка” Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. профессионализм определяется как хорошее владение своей профессией, а профессионал – это человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.
Умение управлять процессом постоянного изменения человека и восхождения его к более высокому уровню своего развития является высшим профессиональным умением педагога, овладение которым обеспечивает успех его деятельности. 
Личность учителя - решающий фактор формирования у учащихся определенного отношения к реальной действительности, в том числе к ее предметным областям и к учебно-познавательной деятельности. 
Учителю как никогда раньше сегодня надо постоянно расти, быть разносторонне образованным человеком как в области просвещения, науки, культуры, так и в сфере педагогических технологий, психологии, методики, вне этого он утрачивает свой профессионализм, способность к педагогическому творчеству, заинтересованность в совершенствовании своей квалификации, компетентности и мастерства. 
В любой профессии понятие «профессионализм» включает в себя все формы проявления свойств и качеств личности в единстве их методологии и организационно-управленческой культуры, культуры мышления, чувств и общения, деловых личностных и нравственно-этических характеристик специалиста. 
От этих характеристик существенно зависит результативность деятельности учителя, то есть уровень образованности, обученности, воспитанности, развитости учащихся. 
Учитель-профессионал, удовлетворяющий требованиям сегодняшней школы, - это интеллигент, просветитель, высококультурный специалист, способный определить природные свойства ребенка, открыть разнообразные пути развития его задатков, обеспечить формирование творческой личности, способной к дальнейшему саморазвитию. Профессионал-учитель, образно говоря, соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата. 
В большинстве своем учителя проходят 5 основных стадий профессионального становления (в таблице стаж работы учителя взят условно).

Стадия

Стаж работы

Характеристика

I

Начинающие педагоги

1-2 года

Отличаются поведением, ориентированным на внешние правила, образцы, рекомендации. Это объясняется небольшим опытом; страхом потерпеть неудачу или совершить ошибку.

II

Молодые специалисты

2-5 лет

Испытывают трудности при разграничении важных характеристик учебно-воспитательного процесса от второстепенных; стремятся выделить компоненты, составляющие реальную педагогическую ситуацию, подвергнуть их педагогическому и психологическому анализу.

III

Опытные учителя

5-10 лет

Стадия “учительской компетентности”. Способность самостоятельно организовать и спланировать как свою, так и детскую деятельность. Характерной особенностью является умение справиться с часто неординарными ситуациями.

IV

Профессионалы

10-20 лет

Период “профессионального мастерства”. Характерно умение целостно, системно видеть педагогическую реальность, вычленять наиболее существенные элементы педагогической практики.

V

Эксперты

Свыше 20 лет

Склонны в своей деятельности к интуитивному целостному схватыванию сложной, требующей незамедлительного решения педагогической ситуации, отбрасывая все несущественное и второстепенное. Могут за внешними проявлениями увидеть глубокие, не лежащие на поверхности причины. Способны структурировать социально-психологические мотивы, определяющие тот или иной поведенческий акт подопечного.

Данная таблица показывает процесс движения от начинающего учителя к учителю-эксперту.

Профессиональный опыт учителя напрямую влияет на способы обучения и самообучения при повышении своего педагогического мастерства. Другими словами, педагогический опыт определяет выбор дидактической стратегии при повышении квалификации.

Соответственно, необходимо создать все условия для роста профессионального мастерства педагогов. Для этого в МОУ СОШ №18 создана действенная и эффективная структура методической службы, которая призвана донести до каждого учителя основные направления и принципы модернизации образования.

Отсюда возникает необходимость отразить профессионализм учителей по шкале разрядов на примере МОУ СОШ №18 г. Тобольска:


Стаж

МОУ СОШ №18

Категория/ Количество

Количество педагогов

1-2 года

-

3

2-5 лет

-

2

5-10 лет

Первая- 1

Вторая - 4

5

10-20 лет

Высшая - 2

Первая - 6

Вторая - 2

10

Свыше 20 лет

Высшая - 13

Первая - 3

16

В образовательном учреждении работают:  27 учителей - это педагоги-профессионалы и эксперты, 16 - педагоги с педагогическим стажем свыше 20 лет.

Это позволяет сделать вывод, что в МОУ СОШ №18 работают педагоги-профессионалы – мастера своего дела, готовые передать свой опыт молодым учителям.

Если говорить о системе работы с молодыми специалистами в школе, то можно отметить, что в школе организована действенная психологическая служба. Психолог Афанасьева Г.И. сопровождает молодых специалистов в течение всего учебного года.

Продуманные действия администрации школы, психологической службы, хорошо спланированная система наставничества для начинающих учителей помогает быстро влиться в новый коллектив и успешно работать с учениками и их родителями.

Особая роль в становлении молодого специалиста отводится  методической службе, которой руководит Волокитина В.Я. Именно методическая служба  способствует постоянному развитию учителя, ведь, как отмечал в одной из своих книг известный педагог и психолог М.М. Рубинштейн, "педагог в узком смысле слова рождается не в учебном заведении, а в практической жизни". Ведь мало быть талантливым и образованным. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из начинающего педагога никогда не получится ценный специалист.

Сопровождение молодого специалиста в школе - дело всех: начиная от директора школы Шумиловой Н.Г., завуча Габрусь Л.В., - заканчивая учителем-коллегой.

Учителя школы активно участвуют в курсах повышения квалификации, аттестации.

Педагоги нашей школы успешно и результативно принимают участие в городском  Фестивале педагогических идей. Так, в прошедшем учебном году школа победила  в двух номинациях, заняв 1-е места.

Учителя постоянно совершенствуют свое мастерство.  Второй год принимаем участие в Международной НПК; в течение нескольких лет представляем опыт работы на областных педагогических чтениях, в этом году – особо успешно – Даренских Е.В. – 2 место в области; результативно участие во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 9 финалистов, 5 лауреатов. Учитель физкультуры Иванова Г.Т. провела мастер-класс по здоровьесбережению в рамках областного семинара. Статьи педагогов напечатаны во многих  сборниках.        

Все о чем шла речь выше очень важно – ведь от профессионализма учителя зависит качество знаний учащихся.

На основании всего вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что профессионализм преподавателя и качество знаний учащихся взаимосвязаны, они являются необходимым условием становления модернизированной школы.

Завершить свое выступление я бы хотела словами из проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «Новая школа требует и новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационная деятельность и развитие профессионально-личностных качеств педагогов, как необходимое условие повышения качества образования»

Компетентностный подход –  создание условий для овладения учащимися комплексом  компетенций, направленных на форми-рование личности, способной адапти-роваться в условиях социально-полити-чес...

Статья "Слагаемые работы учителя-дефектолога по повышению качества знаний учащихся" (Составили учителя-дефектологи Лигус О.А., Мошникова Е.Л.)

Статья содержит методические рекомендации для работы учителей-дефектологов на коррекционно-развивающих занятиях со слабослышащими учащимися....

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Доклад  кандидата педагогических наук,учителя биологии МОУ ООШ № 5 им. К.А. АверьяноваКорягина Д.А....