Духовно - нравственное воспитание школьников
материал по теме

Доклад по теме: "Духовно - нравственное воспитание  школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

 Духовно-нравственное воспитание

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания детей связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность- это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют  школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

В нашей школе одна из главной задачи - это подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Решение  обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и духовно-нравственными нормами.

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них -  деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно обсуждается вопрос о том, каким быть нравственному образованию, о месте и роли религии и, в частности, православия в нём. Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно - нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов   и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание. Цель исследования: изучение возможностей духовно - нравственного воспитания  в процессе учебной деятельности. Предмет исследования - духовно - нравственное воспитание  в процессе учебной деятельности. Объект исследования - развитие духовно - нравственных качеств личности школьника .В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мы поставили следующие задачи:

  1. Выяснить, какова же роль предметов эстетического цикла на духовное развитие и формирование жизни школьника

 Литература, искусство, изобразительное искусство, музыка – все эти предметы составляют основу художественного цикла нашей школы, позволяющую детям самостоятельно выстраивать «партитуру» своего неповторимого восприятия любого художественного произведения в музыке, изобразительном искусстве, делиться своим творческим «прочтением» того или иного произведения с другими людьми.

А ведь как раз такая способность к самостоятельному творческому восприятию искусства, к безграничному «присвоению» великих духовных ценностей человечества и является идеальным конечным результатом приобщения к искусству в школе.

Какова же роль предмета «музыка»   и как она влияет на духовное развитие ребенка в нашей школе? Каковы же формы преподнесения детям духовной музыки в школе на уроках? На базе нашей школы был проведен районный  семинар учителей музыки по теме: «Образ матери и ребенка в музыке». И в процессе урока после прослушивания музыки И.С.Баха, Ф. Шуберта детям был задан вопрос: «Что такое духовная музыка? Духовность?». Ответы  учащихся были разные,  для кого то духовная музыка – это музыка религиозного содержания,  многие отвечали, что  духовная музыка, это музыка связанная с церковью. Но общий вывод все же был сделан.

Любое истинное произведение искусства несет в себе проявление высокого духа, и если через него ощущается живой огонь, что радостно возвышает и возносит душу, если сердце начинает согреваться от любви и необъяснимого восторга, то это произведение духовно. Духовность понимается  как высшая гармония, высшая правда и любовь.

В последнее время  в нашей школе сильно возрос интерес к духовной музыке. Она часто стала звучать на уроках и внеклассных занятиях. Тема духовности стала более часто обсуждаться на телевидении. Началось возрождение коллосального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития, начиная с 988 года – принятия христианства на Руси. В области духовной музыки  ребята на уроках знакомятся с множеством уникальных произведений, истинных шедевров, созданных как известными композиторами:  Бортнянским, Березовским, Чайковским, Рахманиновым, Чесноковым, так и безымянными авторами. Их произведения стали достоянием высокого искусства, в них выражены глубокие философские мысли: о человеческой жизни, страданиях и терпении, познании радости, мысли о жизни и смерти.

Познание и понимание духовной музыки дается не совсем легко и просто. Если раньше она была нормой жизни, быта всех слоев населения, то теперь эти традиции возобновляются, проходя нелегкий путь восприятия и понимая всей его сути и надобности.

Особая роль отводится конечно же  нам педагогам, которые должны найти особый ход для преподавания этого пласта культуры, чтобы не сводить духовные образы на уровень сказок. Одним из возможных путей представляется обращения сначала к духовным образам в классической музыке, а затем уже к собственно церковным песнопениям. Почему? В русских классических операх колокольные звоны, молитвы и другие песнопения даны в конкретной бытовой и исторической обстановке. Они наполнены конкретным символом: о прощении своего преступления молиться перед смертью царь Борис, колокольные звоны отличают праздничные и горестные события.

Духовная музыка введена в существующую программу по музыке  в нашей школе как одно из направлений, чтобы познакомить учащихся с богатейшей областью отечественной культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать элементарные знания в сфере церковных произведений. Но не только. Духовная музыка несет в себе  высокую нравственность, любовь и сострадания к человеку, учение о доброте, чувство красоты, гармонии, внутреннего покоя и сосредоточенности, дисциплины мыслей и чувств.

Это не только особый мир образов, мышления, но и особая интонационная сфера, со своим тематизмом и законами развития. С духовной музыкой в слуховой опыт детей вошли новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической и современной музыки.

Итак, принцип параллельности дает возможность учащимся понять место духовного начала в человеческой жизни, опираясь на знания по истории, литературе, искусству.

Какие возможны точки соприкосновения светской и духовной музыки?

М. Глинка опера «Иван Сусанин» (молитва Вани, хор «Славься»); Мусоргский опера «Борис Годунов» (молитва в сцене смерти Бориса, колокольный звон в сцене коронации; Концерты №2 и №3 С. Рахманинова   и т.д.

  Беседы и прослушивания музыки  сопровождаются показом репродукций икон, фресок, храмов.

В чем отличительная особенность духовной музыки?

Во –первых, особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость.

Во – вторых – церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Все в соразмерности. Музыка настраивает на покой, дисциплину внутреннего мира человека. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок на иконах и фресках.

Возможны разные формы преподнесения духовной музыки. Это и знакомство с духовными образами в светских произведениях и звучание собственно церковных песнопений. Для примера можно взять «Детский альбом» Чайковского. В 30 пьесах отразилась жизнь детей дворянского сословия второй половины 19 века. Здесь есть пьесы – игры «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс», «Полька» и т.д.

Композитор словно показывает, чем наполнен день ребенка. С чего день начинался и день заканчивался – «Молитвой». «Утренняя молитва» - 1 пьеса, а последняя «Хорал», в которой композитор использовал подлинный церковный напев.

Ребята знакомятся на уроках и с западноевропейской  духовной музыкой. «Ария из Высокой мессы» И.С. Баха, лакримоза из реквиема Моцарта ,«Страсти по Матфею»  И.С. Баха.

Важно, чтобы в каждой теме, каждый раз на новом уровне своего возрастного развития дети чувствовали и убеждались, как многообразна музыка, сколько оттенков человеческих чувств и состояний находят отклик в ней. Вечные проблемы – добро и зло, любовь и предательство, родина и материнство.

Так как же сделать на уроке и во внеклассной жизни так, чтобы духовное начало затрагивало самые сокровенные струны человеческого сердца? Как эту нить духовности не прерывать из урока в урок , из классного часа в классный час или внеклассное мероприятие?

Важно наверное, чтобы учитель постоянно обращался к тому, что уже было  однажды пережито, прочувствовано вместе с детьми, но уже обращаться на новом уровне и готовить детей к осмыслению, к философскому обобщению важных жизненных проблем.

Рерих делил слово культура на 2 словосочетания «Культ» - почитание и «Ур» - свет.

А борьба света и тьмы обострена сейчас как никогда. Смертельная угроза нависла не только над экологией природы, но и над экологией души, человеческой души. И именно в духовности лежит нравственное богатство, которое мы педагоги должны открыть нашим детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование содержания комплексного краеведения в духовно-нравственном воспитании школьников

Краеведение способно выполнить задачу формирования духовно-нравственной культуры учащихся. Ведь оно обладает большими воспитательными возможностями в формировании патриотизма, гражданской ответственно...

Духовно-нравственное воспитание школьников

Доклад на родительское собрание...

Духовно-нравственное воспитание школьников

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Методические рекомендации по организации духовно-нравственного воспитания школьников среднего звена «Аксиологические номинации как средство формирования духовно-нравственных ориентиров учащихся»

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления  духовно-нравственного воспитания обучающихся МБОУ Одинцовской СОШ №17 с УИОП составлены Методические рекомендации по организации ...