Формирование системы методической работы в общеобразовательном учреждении
материал по теме

Кривошея Татьяна Валерьевна

Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, а, в конечном счёте, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_metodicheskoy_raboty_seminar_26.02.10.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для школьных команд

«Формирование системы методической работы

в общеобразовательном учреждении»

методист Советского ММЦ

Т.В. Кривошея

Методическая работа в школе – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на обеспечение профессионального роста учителя, а, в конечном счёте, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранение здоровья учащихся.

Определим внимание на ключевые слова в этом определении:

система взаимосвязанных мер;

в конечном счёте.

Термин «система» означает, что не любой набор, не любой перечень методических мероприятий, как он ни был велик, образует систему. Система должна иметь цель, структуру, специально сформированные, действующие связи и отношения между компонентами, и обязательно продуктом её деятельности должны быть такие показатели профессионального роста, которые не могла дать ни одна из составляющих систему частей, взятая сама по себе в отдельности.

Ключевое словосочетание «в конечном счёте» означает, что показатели профессионального роста учителей, прошедших через систему методической работы, следует рассматривать по этапам: сначала (к концу года) по уменьшению затруднений учителей в овладении намеченными (спланированными) профессиональными умениями и только через год-два-три – по росту уровня образованности учащихся.

Методическая работа в школе, как система, имеет

цель (обеспечение профессионального роста учителей);

критерии оценки её эффективности;

функции;

содержание;

формы организации;

структуру.

Критерии оценки методической работы

Объявление (называние) критериев оценки любой работы до её начала – свидетельство управленческой культуры руководителя или учителя.

Предлагаем разделить критерии оценки эффективности работы с педкадрами, эффективности методической работы на два этапа.

На первом – использовать критерии работы с кадрами (критерии промежуточного результата), а на втором  (через год-два… после её начала) – показатели качества образованности учащихся, ради которых и была организованна вся методическая деятельность учителей.

Три критерия промежуточного результата:

Критерий результативности. Он определяется по изменению (уменьшению) затруднений учителя после проведения работы по повышению уровня знаний, мастерства, квалификации по сравнению с тем уровнем, что был у них до начала работы с ними.

Критерий рациональности расходования времени. Применение критерия предполагает дифференцированно-групповой и даже индивидуальный подход к учителям. Время на методическую работу учителю найти трудно, и поэтому руководитель должны беречь его, мероприятия, что они считают обязательными, должны быть всегда только полезными, неформальными и только высокого качества. Критерий в оценке качества работы с педкадрами предполагает дифференциацию этого времени в зависимости от степени профессионализма учителя с целью оптимизации (сбережения) этого времени.

Критерий стимулирующей роли методической работы. Все мероприятия методического характера должны быть не просто добровольными для учителей, но и побуждающими к работе над собой, учителя должны жить в ожидании очередного интересного для их роста мероприятия. Только при наличии мотива, при стимулирующем характере методической работы вся она (включая и специально организованные мероприятия) превращается в добровольное самообразование учителя, а в этом и заключается главное условие обеспечения профессионального роста педагогов. Сама по себе без самообразования методическая работа никогда не может достичь оптимального, то есть наивысшего возможного эффекта, даже если она и очень хорошо кем-то организованна.

Функции методической работы с педагогическими кадрами

Главная функция (предназначение) методической работы состоит в том, чтобы обеспечить поступательный и постоянный профессионально-личностный рост учителя, чтобы он мог обеспечить каждому школьнику образование высокого качества. Кроме этого – главного – назначения, есть и дополнительные, сопутствующие, параллельные. При этом все они прямо или косвенно реализуют главное предназначение. Рассмотрим их.

Функции методической работы на уровне государственной системы повышения квалификации.

Имеется ввиду передача информации, которой должны владеть все учителя страны, вне зависимости от особенностей региона, города, района, школы и др.

- Изучение, осмысление, обсуждение и, в конечном счёте, усвоение (знание) программно-методических требований, приказов и инструкций органов образования, методических рекомендаций учреждений повышения квалификации и методических служб.

- Внедрение (освоение) научных разработок.

- Внедрение (распространение, освоение) прогрессивного педагогического опыта, поддержка полезных инициатив, поощрение новаторства.

Функции методической работы на уровне педколлектива.

К ним относятся:

- Консолидация, сплочение коллектива.

- Выработка единого кредо, общих ценностей, традиций и ритуалов.

- Анализ, обобщение и распространение прогрессивного опыта, рождённого именно внутри коллектива.

- Стимулирование группового педагогического творчества и инициативы учителей.

Функции методической работы на уровне конкретного учителя.

К ним относятся:

- Обогащение профессиональных знаний.

- Развитие мировоззрения, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений учителя ХХI века как учителя эрудиционного типа.

- Развитие мотивов творчества в профессиональной деятельности.

- Развитие устойчивых нравственных качеств личности.

- Развитие современного стиля педагогического мышления.

- Развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства.

- Развитие эмоционально-волевой саморегуляции поведения и деятельности учителя.

- Формирование готовности к профессиональному самообразованию.

-Формирование умений самопроектирования повышения своей квалификации.

Содержание работы

с педагогическими кадрами с целью их профессионального роста

Есть несколько вариантов рассмотрения содержания работы с учителями по обеспечению их профессионального роста.

Один из возможных:

расширение культурного кругозора, развитие интеллекта как специально организованная руководителями школы деятельность;

мировоззренческая подготовка учителей;

дидактическая подготовка учителей;

воспитательная подготовка учителей;

психологическая подготовка учителей;

дефектологическая подготовка учителей;

подготовка учителей в сфере информационных и коммуникационных технологий;

частнометодическая подготовка учителей;

развитие артистизма, педагогической техники, исполнительского мастерства.

Это минимально необходимый перечень. В зависимости от потребности конкретных учителей конкретной школы могут быть добавлены и другие содержательные направления, например: валеологическая, экономическая, начально-медицинская, экологическая, экономическая, правовая подготовка и др.

Содержание работы с учителями зависит от уровня их квалификации, результатов изучения затруднений, то есть диагностики уровня знаний и умений педагогов и т.п.

Формы организации методической работы,

не являющиеся профессиональными объединениями

Работа педколлектива над единой методической темой

Психолого-педагогические семинары

Теоретические и научно-практические конференции

Читательские и зрительские конференции

Педагогические чтения

Методические вывески, бюллетени

Методические кабинеты в школе

Предметный кабинет как творческая лаборатория учителя

Стажёрство

Индивидуальное наставничество

Школа профессионального мастерства

Школа передового опыта

Педагогические мастерские

Школы исследователя

Мастер-класс

Деловые игры: ролевого и неролевого характера, рефлексивно-ролевые игры

Педагогические советы

Творческие отчёты учителей

Методические посиделки

Открытые уроки или внеурочные мероприятия

Рецензирование проектных и методических материалов

Получение второго высшего образования, подготовка диссертации

Сайт учителя в Интернете

Формы организации методической работы в школе,

являющиеся профессиональными объединениями педагогов

Методические объединения педагогов разных специальностей

Кафедры

Творческие микрогруппы

Кружки качества

Временный творческий коллектив

Проектные команды

Лаборатория

Консилиумы

Годичная команда учителей класса

Формы организации методической работы,

являющиеся межшкольными

профессиональными объединениями педагогов

Районные методические объединения учителей-предметников

Педагогическая студия

Учительские клубы

Досуговые объединения учителей

Ассоциации учителей

Сетевые сообщества

Дистанционное обучение

Центр педагогического изобретательства

Консультационный центр

Участие в конкурсах

 профессионального мастерства учителей

Необходима организация методической работы на основе опыта победителя конкурса «Учитель года» любого уровня (городского, районного, регионального, всероссийского). Должна разворачиваться методическая деятельность по анализу, осмыслению, обобщению и, главное, распространению идей опыта победителей конкурса.

Участие в конкурсах профессионального мастерства является одной из форм методической работы, оживляет её и становится мощным фактором профессионального роста учителя, его самореализации.

Работа школы как центра городского

 (районного) методического сообщества

Форма редкая. Школы, ставшие инновационными или ресурсными центрами, могут реализовать всё то же, что и городские методические сообщества.

Работа школы как ресурсного центра

для педагогов других школ

Требования-критерии, которым должна удовлетворять школа, чтобы называться ресурсным центром:

Наличие инновационной идеи, лежащей в основе создаваемого или созданного прогрессивного педагогического или управленческого опыта;

Наличие документа, где разработка этой идеи (темы) представлена (описана) в какой-то структуре;

Описание опыта применения разработанной идеи с обязательным называнием реально достигнутых, именно положительных (в сравнении «до» и «после» применения), результатов, а также всех негативных последствий (они неизбежны) и способов их уменьшения или предотвращения;

Школой разработана и реализуется система мер по внедрению созданного опыта, специально подготовлены материалы и имеются кадровые ресурсы, могущие осуществлять это внедрение.

Итак, главное, чем должна обладать школа, претендующая на звание ресурсного центра, - это прогрессивный опыт (положительные результаты уже должны быть достигнуты) и методический ресурс для специальной работы по повышению квалификации педагогов других школ.

Работа школы как инновационного центра

Повторим: всякое новшество, инновация, творчество могут быть трёх видов: модификационное, комбинаторное и радикальное (новаторское).

Модификационное новшество предполагает видоизменение, модернизацию (обновление), совершенствование рационализацию, оптимизацию чего-то, что уже было известно, что имеет аналог или прототип.

Комбинаторное новшество создаётся путём первоначального разделения, расчленения какого-то целостного опыта или его конечных продуктов на части, компоненты, элементы, а затем соединения этих частей в иных, чем прежде, порядке, структуре, сочетаниях и соотношениях для создания нового целого.

Радикальное (новаторское) новшество предполагает создание такой образовательной практики, которой не было прежде, то есть того, что не имеет ни аналогов, ни прототипов.

Абсолютное большинство новшеств, разрабатываемых или осваиваемых школами, являются модификационными или  комбинаторными или чаще всего – ретроинновациями, то есть тем, что уже частями или целостно, но было описано где-то. Такие новшества предполагают работу школы либо в режиме городского методического сообщества, либо в режиме ресурсного центра.

Отличительной особенностью школы именно как инновационного центра является создание опыта, практики на основе только радикального (новаторского) новшества, то есть не имеющего аналогов или прототипов.

Организация работы

с педагогическими кадрами

Управленческое действие «организация» в данном случае является синонимом слова «организовывание» и включает в себя: определение субъектов управления, формулирование их обязанностей, прав и ответственности, а также организационную структуру управления, где будет показано, как субъекты управления профессиональным ростом учителя взаимодействуют друг с другом (каковы связи и отношения между ними).

Субъекты управления профессиональным ростом учителя.

Существует важное в науке и практике понятие «взаимодействие», для характеристики которого необходимы два других понятия : «объект» - тот (или те), кем управляют, и «субъект» - это тот (или те), кто управляет.

Когда мы говорим о позиции учителя, то он одновременно выступает в трёх ипостасях:

- он – субъект собственного развития, собственного образования, и он в это же время – объект по отношению к самому себе, коли он управляет сам собой;

- он – субъект по отношению и к руководителям школы (они в этом случае выступают в роли объекта управления со стороны учителя), когда высказывает директору школы, его заместителям и любым другим субъектам свои предложения, пожелания, рекомендации и даже требования (не административного характера), как ему было бы желательно, чтобы руководители осуществляли управление профессиональным ростом учителя и его коллег;

- он – объект управления со стороны руководителей школы и всегда им останется.

Теперь назовём всех субъектов управления методической работой в школе:

- это, прежде всего и в первую очередь, сам учитель;

- это, несомненно, директор школы и все его заместители;

- это назначенные и избранные руководители, формальные и неформальные лидеры всех форм методической работы.

Построение оптимальной организационной структуры методической работы в школе.

Оргструктуру логично представить в виде схемы (модели).

Простейшая из них, часто встречающаяся в документах школы (но далеко не самая лучшая) – это линейная структура, например:

Рисунок1

Другой тип организационной структуры управления – линейно-функциональная тоже очень распространена.

Рисунок2

Существуют и другие типы оргструктур: так называемые дивизиональные, проектные, матричные, структуры, состоящие из одних форм методической работы.

Предлагаем рассмотреть новую, непривычную организационную структуру управления – самоуправления учителем своей методической работой.

Рисунок3

Административные полномочия директора (и его заместителей), его единоначалие никак не пострадают оттого, что учитель сам, наконец, станет ответственным за свой профессиональный уровень и рост.

Литература: М.М. Поташник «Управление профессиональным ростом учителя в современной школе», Центр педагогического образования, Москва, 2009.

Работа в группах.

Командная работа:

По определению наличия системы методической работы в своем учреждении;

Построение организационной структуры методической работы в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетентности учителя в системе методической работы

Базовые ИКТ-компетентности учителя определены квалификационными характеристиками. В «Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих» с позиций компе...

Особенности формирования общих компетенций в системе воспитательной работы в учреждениях профессионального образования.

Показана сущность и роль компетентностного подхода в формировании личностных качеств учащихся. раскрыт воспитательный характер технологий обучения и развития. Представлена технология педагогических ма...

Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО

Система работы общеобразовательного учреждения в условиях реализации ФГОС НОО...

Из опыта работы по формированию толерантного сознания в общеобразовательных учреждениях Гулькевичского района на примере МБОУСОШ №16 пос. Красносельского

Важнейшим аспектом воспитательного процесса в современной школе  является формирование культуры межнационального общения.Актуальность этой темы всё больше усиливается в условиях современной дейст...

Статья. Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении.

Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении....

Медико – педагогическое сопровождение физического воспитания детей, имеющих функциональные заболевания сердечно – сосудистой системы в условиях общеобразовательного учреждения.

Причины возникновения сердечно – сосудистых заболеваний у детей, исследование сердечно - сосудистой системы различными методами, медицинское обследование, результаты медицинского обследования, п...