Из опыта работы по формированию толерантного сознания в общеобразовательных учреждениях Гулькевичского района на примере МБОУСОШ №16 пос. Красносельского
статья по теме

Николаенко Наталья Николаевна

Важнейшим аспектом воспитательного процесса в современной школе  является формирование культуры межнационального общения.

Актуальность этой темы всё больше усиливается в условиях современной действительности, когда потребность людей в межнациональном общении реализуется на фоне роста социальной напряженности и нестабильности в обществе. 

В «Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ», подчёркивается необходимость решения образовательными учреждениями следующих системообразующих задач:

- обеспечение удовлетворения этнонациональных образовательных потребностей молодёжи;

 - включение в число главных целевых приоритетов школы, цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы по формированию толерантного сознания в общеобразовательных учреждениях Гулькевичского района на примере МБОУСОШ №16 пос. Красносельского

           Важнейшим аспектом воспитательного процесса в современной школе  является формирование культуры межнационального общения.

Актуальность этой темы всё больше усиливается в условиях современной действительности, когда потребность людей в межнациональном общении реализуется на фоне роста социальной напряженности и нестабильности в обществе. 

В «Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ», подчёркивается необходимость решения образовательными учреждениями следующих системообразующих задач:

- обеспечение удовлетворения этнонациональных образовательных потребностей молодёжи;

 - включение в число главных целевых приоритетов школы, цели духовной консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию.

        Самой многонациональной в районе является  МБОУ СОШ   № 16 пос. Красносельского. Здесь обучается  810 человек. Из них  16,5 % дети нерусской национальности. Всего в школе обучаются представители  10 национальностей. В связи с этим педагогический коллектив систематически работает над формированием культуры межнационального общения, проводит работу по изучению национально-психологических  особенностей детей, анализирует складывающиеся ситуации в межнациональных  отношениях, способствует созданию дружественных отношений в классах.  В школе в течение 4-х лет реализуется программа развития  «Формирование толерантного сознания среди педагогов и обучающихся».

      На эмблеме школы изображен земной шар зеленого цвета- великого цвета природы, который излучает такую ауру, которая позволяет не только легко адаптироваться к обстоятельствам, но и быть терпимыми и сострадательными к чувствам других

Чтобы понять, почему  так важна программа толерантности именно у нас, хочу несколько слов сказать об истории нашего поселения. В  60-е годы 19 века  началось строительство одноколейной железной дороги «Ростов-Владикавказ», понадобился гравий и руководство ж/д арендовало  у местной  помещицы Пелагеи( фамилия ее не известна, в народе называли просто «Палашка») часть земель. Это было единственное место на весь Северный Кавказ, где добывали балласт. Работа по добыче гравия была очень тяжелой. От зари до зари грузили его лопатами, пересеивали через большое сито и возили на тачках к вагонам. Через город Армавир сюда вербовщики перевозили персов-бедняков, т.к. труд был по истине- каторжным. Много рабочих было из  немцев. Так постепенно стал появляться маленький хутор «Карьер», а по соседству с ним немецкая колония Соненталь. Таким образом уже с момента основания поселение было многонациональным. На сегодняшний день здесь проживает около 8 тысяч человек, более 10 национальностей. За последние 20 лет наблюдалась сильная миграция.

Российские немцы в 90 годы уезжали в Германию, а на их место приезжали переселенцы и беженцы из стран Ближнего Зарубежья и республик Северного Кавказа. Коренного населения в поселении не более 10%. Поэтому в первое время возникали некоторые трудности. Особенный менталитет, языковой барьер, недооценка важности образования.

       Поэтому коллективу школы было необходимо решать  следующие задачи: 

1.Воспитание  понятия толерантности.

2. Выявление причин и следствий непонимания, возникающих на основе взаимодействия человека с представителями других культур.

4. Сформировать  навыки и установки, необходимые для успешного взаимодействия с представителями различных культур.

5.Знакомство  с культурой, историей этносов представленных в школе.

    Главным условием, обеспечивающим успешность педагогических усилий, явилась активная включенность детей в учебно-воспитательный процесс, а родителей в совместные с детьми  мероприятия.   Этнокультурное просвещение школьников  проходит на уроках литературы, истории, ИЗО, физической культуры и т.д. (знакомство с фольклором, рисование национальных костюмов, слушание народной музыки, чтение мифов, легенд, сказок и т.д.). Уже в подростковом возрасте на уроках обществознания ребята знакомятся с Конституционными основами национальной политики РФ,  выясняют причины межнациональных  конфликтов и предлагают пути их преодоления.

          Научно-исследовательская,  групповая работа сплачивает  коллектив школьников. Они вместе работают над проектами: «История школы»,  «Воины- Красносельцы», «Святые места Кубани», «Человек  в истории малой родины» и т.д.

Ежегодно проводится фестиваль славянской письменности, посвященный Кириллу и Мефодию- основателям славянского алфавита», с целью пропаганды русского языка, а для развития родных языкови  духовно-нравственного воспитания учащихся 21 февраля отмечается  Международный день родных языков, где ребята рассказывают о знаменитых людях своего народа, проводят конкурсы песен, стихов на родном  языке.

Самым любимый праздник – это фестиваль дружбы, на котором можно познакомиться с особенностями этнической культуры разных народов. Этот праздник собирает всех жителей поселения, каждый старается принять в нем участие. Большую помощь в формировании толерантного сознания школьников нам оказывают руководитель  езидской  общины и настоятель храма Серафима Саровского отец  Варфоломей, с ребятами проводятся индивидуальные  беседы и мероприятия.

Ярким примером успешного взаимодействия представителей различных национальностей и вероисповеданий ( наше поселение и самое конфессиональное) являются действующие в школах классы казачьей направленности. 8Б класс МБОУ СОШ №16 вместе с классным руководителем  Романовой О.И. и  учителем  ОПК  Тясиной Н.А. совершают поездки  по храмам Краснодарского края,  являются участниками муниципального конкурса «Виртуальные экскурсии по храмам Гулькевичского района», Всероссийского конкурса к 500- летию Иосифа Волоцкого, олимпиады  Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Победители слета православная молодежь Кубани «За веру, Кубань и Отечество» в 2013,2014г.

На базе школы действует спортивный клуб «Эдельвейс». Карл Л.И., учитель физической культуры, победитель 4 и 5 Международных конкурсов образовательных проектов «Диалог-путь к пониманию»  по вопросам интеграции мигрантов средствами образования. Ею же разработана авторская программа воспитательной работы  в классе с разнообразным этнонациональным составом.

Еще одним средством, способствующим развитию толерантности являются уроки кубановедения. Учителя нашей школы стали разработчиками цикла уроков по теме «Кубань- многонациональный край».

За все время существования школы мы наблюдаем только дружеские отношения между нашими детьми, взаимную помощь и поддержку.

              Эта   произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший,  - живая или мертвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках».

Все в наших руках. Все зависит от нас. Что мы, взрослые,  вложим в наших детей, этим нам и воздастся. Главное было бы терпение. Недаром древние философы предостерегали: «Трех вещей нужно избегать в жизни: ненависти, зависти и презрения»