ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА в работе с детскими общественными объединениями
статья по теме

Барышникова Надежда Ивановна

Реализация технологии Педагогики сотрудничества в нашем центре через работу с детскими общественными объединениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mezhrayonnyh_pedchteniyah_.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества» Оханского района Пермского края

ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

в работе с детскими общественными объединениями

Заместитель директора по УВР

Барышникова Надежда Ивановна

 

Целенаправленное развитие способностей детей, формирование у них профессионально важных качеств личности предполагает использование в практике дополнительного образования детей современных педагогических технологий.

Большой интерес для нас представляют личностно – ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Педагог, внедряющий новую технологию, должен знать:

  1. сущность новой технологии (ее концептуальную основу, историю создания, авторов-разработчиков, проблемы, которые будут решены);
  2. теоретическое обоснование планируемых результатов;
  3. этапы освоения новой технологии;
  4. методы и приемы, которые используются педагогом в работе по новой технологии;

методы и приемы работы обучающихся и формы организации их деятельности.

Педагогика должна заглядывать в будущее глазами детей, поэтому основополагающей технологией в нашем ЦДТ мы определяем Педагогику сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.). Как целостная технология она пока нигде не воплощена в практику, но ее положения вошли почти во все современные технологии, она является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей.

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.

Целевыми ориентациями данной технологии являются:

  1. Переход от педагогики требований к педагогике отношений
  2. Гуманно – личностный подход к ребёнку
  3.  Единство обучения и воспитания

            Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается современное воспитание:

  1.  постановка личности воспитанника в центр всей воспитательной системы;
  2.  гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих

ценностей;

  1. развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности;
  2.  возрождение национальных культурных традиций;
  3. сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
  4. постановка цели;

Основными принципами педагогики сотрудничества являются:

- отсутствие принуждения при обучении;

-право детей на свою точку зрения;

-воспитанник имеет право ошибаться;

-создание успешности;

- каждый ребёнок уникален;

-сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

        Педагогика сотрудничества предполагает гуманное отношение к детям. Педагоги заинтересованы судьбой детей, они совместно решают проблемы, совместно организуют деятельность, детей не принуждают, не наказывают, не оценивают, терпимо относятся к недостаткам, воспитывают веру в свои силы.  

 

       Потребность в воспроизведении идей сотрудничества ощущается в современных детских общественных объединениях; они наряду с другими формированиями нынешней системы дополнительного образования становятся источником гуманистического обновления педагогических средств, тем культурным фоном, который имеет неограниченные возможности для развития подростка, его самоопределения и самореализации. Актуализация этих идей становится возможной лишь в том случае, когда есть взрослый, у которого сформирована готовность к особому типу взаимодействия с подростками, если он владеет стратегией сотрудничества в детском объединении.

      Сотрудничество взрослого и подростка в детском общественном объединении возникает в процессе гуманного личностно ориентированного воспитания, который побуждает ребенка к проявлению субъектной позиции, к саморазвитию его личности, с одной стороны, и, с другой стороны, способствует самосовершенствованию личности взрослого.

       Сотрудничество взрослого и подростка может быть реализовано при определенных условиях, к которым мы относим:

 * социальную установку (как у взрослого, так и у подростка) на сотрудничество;

* организацию совместной деятельности взрослого и подростка в детском общественном объединении, учитывающую их как субъектов деятельности;

* профессиональную подготовку взрослого к личностно ориентированному воспитанию, которая вооружает педагогическими технологиями организации сотрудничества с подростками.

         В нашем районе создано 8 детских общественных объединений, которые образуют районную ассоциацию Союза верных Оханских друзей (СВОД), входящую в региональную детскую общественную организацию «Муравей». Координационный центр «СВОДа» располагается в МОУДОД «Центр детского творчества». Мы работаем в тесном творческом контакте с заместителями директоров по ВР, являющихся кураторами школьных объединений. В начале учебного года приглашаем на информационную встречу  заместителей директоров по ВР, организаторов, специалистов районного отдела образования, юных лидеров. Подводя и анализируя итоги прошедшего года, применяя интерактивные формы совместной творческой деятельности, разрабатываем программу текущего года. Всегда выделяется и формируется инициативная группа, которая становится авангардом в проведении разрабатываемой программы. В течение учебного года для активизации социальной деятельности проводятся  заседания Совета, проектные школы, конкурсы.  В этом году приняли участие в выборах в молодёжный парламент Оханского района, проведя при этом активную агитационную работу.  Все мероприятия проходят на основе принципов педагоги сотрудничества. Как  результат качества применения данной технологии региональные победы нашей ассоциации в Международном фестивале «Детство без границ» в номинации «Лучший волонтёрский проект»; во Всероссийском конкурсе «Я – гражданин России»; во Всероссийском конкурсе «Лидер 21 века».  Итоговым мероприятием ежегодно является летний лагерь актива, который проводится на территории нашей Лыжной базы. На этом мероприятии педагоги и детский актив  применяют при проведении мероприятий элементы различных технологий: КТД, игровые технологии,   информационные (дети-журналисты освещают деятельность лагеря) и др. При проведении таких мероприятий простраивается  технологическая цепочка:

  1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время,  чтобы дети не потеряли интерес).
  2. Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
  3. Коллективное планирование.
  4. Коллективная подготовка дела. Распределение обязанностей, уточнение плана.
  5. Осуществление разработанного плана.
  6. Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, «орлятский круг»). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?
  7. Результаты коллективного дела.

Что же даёт педагогика сотрудничества?

1. Детское объединение развивается и действует, ищет новые направления, формы работы;

2. Коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми;

3. Каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;

4. Членам объединения предоставляется возможность в полной мере проявлять самостоятельность на разных уровнях.

5. Создаётся доброжелательная творческая атмосфера в детско-взрослом коллективе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сотрудничество взрослых и детей - залог успеха работы детского общественного объединения."

Наше детское общественное объединение "Палитра" существует уже более семи лет. И за этот период много интересных проектов были реализованы силами наших ребят. Только в этом учебном году мы организовал...

Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"

Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...

Доклад о деятельности советника директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями МБОУСОШ №6

Доклад  о деятельности советника директора по воспитанию и работе с детскими общественными объединениями МБОУСОШ №6 ...