Формирование коммуникативной компетенции обучающихся и педагогов гимназии
материал по теме

Добродумова Надежда Петровна

Доклад на семинаре заместителей директоров по УВР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kommunikativnoy_kompetencii.docx477.59 КБ

Предварительный просмотр:

Базовое инновационное образовательное учреждение

«Гимназия №7»  

 

«Формирование коммуникативной  компетенции

педагогов и обучающихся гимназии»

Семинар  заместителей  директоров  школ г. Торжка

 

 Добродумова Н.П.,

заместитель директора по УВР

 г. Торжок

18 марта 2011г.

 

    Современная концепция российского образования ставит целью подготовку выпускника школы 21 века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами как  инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и обеспечивают гибкость личности и устойчивость в постоянно меняющихся условиях развития страны. «Школа является критически важным элементом в этом процессе», – отмечается в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». – «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации».

 В проекте Федеральных государственных образовательных стандартов (второго поколения) задан стратегический ориентир образования на развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Современный  социальный заказ на качественное образование состоит, прежде всего, в подготовке учащихся с развитой коммуникативной компетенцией.  

      Это ключ к успешной деятельности и ресурс эффективности и благополучия будущей жизни школьника.

Коммуникативная компетенция включает в себя  знание языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями в коллективе.  

Составляющими данной   компетенции являются:

  1. Письменная коммуникация
  2. Публичное выступление  
  3. Диалог
  4. Продуктивная групповая коммуникация  

               «Чтобы стать успешным, быть счастливым, жить достойно – нужно говорить!»

      Школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу своей чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению.

Каково же значение  коммуникативной компетенции для  школьника?   

    Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.

         Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребенка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Как известно, школьная адаптация подразделяется на учебную и социально-психологическую. Ребенок должен привыкнуть не только к новому виду деятельности (обучению), но и к окружающим людям. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.      

      В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

        Несколько лет педагогический  коллектив гимназии  работает над методической темой: «Переход от классической дидактики к компетентностному подходу», генеральной целью которой является создание эффективной дидактической модели. Главными задачами мы определили:

- совершенствование образовательной программы  гимназии;

-обеспечение практического использования каждым учителем компетентностного подхода;

- формирование ключевых компетенций гимназистов;          

- системный анализ и оценка достижений образовательного процесса.

       Для решения поставленных задач были проведены  педсоветы,  методические семинары и научно-практические конференции:

 -     «Переход от классической дидактики к компетентностному подходу»;

-    «Компетентностный подход  в образовании» (проведен методистом  ТОИУУ Морозовой Т.В.);

-  «Роль и значение урока в становлении и развитии ключевых компетенций гимназистов»;

- « Роль и значение дополнительного образования в становлении и  развитии ключевых компетенций гимназистов»;

- « Возможности ИЦГ в развитии ИКТ - компетентности педагогов и учащихся»;

- « Использование Интернет-ресурсов в учебно-воспитательной работе»;

- « Реализация компетентностного подхода в образовательном процессе гимназии»;

-  «Формирование социально-трудовой компетенции гимназистов».    

 

      Сегодня в гимназии работают 39 педагогов, из которых 19 человек имеют высшую квалификационную категорию, 10 человек - первую, что составляет 74% от общего числа сотрудников. Звание «Заслуженный учитель РФ» -3 человека; «Отличник образования», звание «Почетный работник образования» -7 чел., награждены грамотой МО – 12 человек.

Педагоги гимназии постоянно повышают свою квалификацию.

         Этот показатель  достаточен для ОУ повышенного типа и для решения поставленных задач.

        Коммуникативная компетентность трактуется   как овладение всеми видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения. С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно – желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». «Речь – удивительно сильное средство, но нужно много ума, чтобы пользоваться им» -  Георг Гегель 

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель заключается в том, чтобы ученик умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Овладение коммуникативной компетентностью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной интерпретации, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие коммуникативных способностей.  

Актуальность деятельности по формированию коммуникативной компетентности учащихся обусловлена результатами диагностики, которые показали, что ученики не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна. Есть проблемы в ведении диалога (в умении строить высказывание, использовать аргументы, доказательства).      

Результаты анкетирования обучающихся 4,5,6. классов показывают, что в области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.

  Коммуникативные умения

Сделать это мне …

Скорее тяжело

Скорее легко

Говорить перед классом

72

38

Излагать материал последовательно и не потерять нить рассуждений

68

42

Сделать сообщение на основе опорного конспекта или ключевых слов

32

78

Отвечать у доски

69

41

Не обращаться к учителю за разъяснением и уточнением

43

67

При ответе смотреть на одноклассников, а не на учителя

70

40

Сообща работать в группе

 57

53

Внимательно слушать длинное выступление, даже если оно очень важное

68

42

 Компетенции  закладываются в образовательный процесс посредством

  1. технологий;
  2. содержания образования;
  3. стиля жизни ОУ;
  4. типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

  1. все формы учебного диалога;
  2. доклады и сообщения;
  3. ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
  4. учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;
  5. обсуждения, дискуссии, диспуты;
  6. упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;
  7. выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
  8. выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;
  9. вовлечение учащихся в работу театральных студий.

Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

  1. ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
  2. учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
  3.  проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
  4. подготовка заметок и статей в СМИ с учетом   аудитории;
  5. рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.

  Учителя начальных классов гимназии уделяют большое внимание формированию коммуникативной компетенции. При исправлении недостатков речевого развития выделяют четыре направления:

- воспитание звуковой культуры речи;

- уточнение словарного запаса речи

- выявление уровня сформированности фразовой речи

- совершенствование речевого общения.

 Использование возможностей урока для формирования коммуникативной компетенции в большей степени решается на уроках русского языка и литературного чтения. Однако это не означает, что на других уроках этот процесс отсутствует.  Используя современные  методы, формы и приемы учителя начальных классов успешно решают поставленные задачи на таких уроках как окружающий мир, интеллектика, риторика, изучение которой продолжается в основной школе.

 Знание формируется через общение, а общение — через знание; урок литературы — это общение, а не просто работа, это совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении. Учителя гимназии Н.В.Гредина, Н.В.Смирнова,  Е.В.Головатских,  Н.В.Гасова изучение материала осуществляют через создание проблемных ситуаций, ответ на поставленные вопросы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии.                    

      Особое внимание в своей деятельности  уделяют приёмам технологии развития критического мышления, позволяющей ученикам создавать самостоятельные творческие  работы  с опорой на собственные знания.  Шагая в ногу со временем,  стараются активно использовать информационно-коммуникативные технологии, которые делают урок современным, занимательным, динамичным и красивым, создают яркие и запоминающиеся образы при изучении материала.

С целью обучения детей результативному общению   разработан дидактический материал, включающий задания, направленные на развитие коммуникативных компетенций. Особенность этих материалов заключается в том, что они предполагают создание игровых ситуаций, включение учащихся  в диалог, работу в группах, микрогруппах, парах. Задания носят уровневый характер, ученики выбирают их в зависимости от самооценки. Динамика перехода учеников от одного уровня к другому обеспечивает обратную связь, являющуюся надёжным средством диагностики. При изучении материала с целью развития коммуникативной культуры учеников углубляются темы, связанные с развитием устной и письменной речи учащихся; интегрируется материал предметов гуманитарного цикла, а, следовательно, расширяется проблематика урока, усиливается связь с жизнью; учитываются индивидуальные особенности ученика. В результате деятельности на уроках гуманитарного профиля у детей возрос интерес к русскому языку и литературе, к культурному общению. Это проявляется в том, что они охотно выполняют домашние задания, активны на уроках, задают вопросы на углубление знаний, привлекают дополнительные источники получения информации. Ученики умеют использовать полученные знания для решения практических и познавательных задач. В устной форме они владеют навыком пересказа текста подробно, сжато, с изменением лица; умеют выразительно читать стихи; умеют грамотно вести диалог: чётко, лаконично или образно выражать мысль, задавать вопросы, приводить аргументы и контраргументы, терпимо относиться к собеседнику. В письменной форме дети научились писать изложения разных видов, сочинения разных жанров (эссе, рецензии) и типов речи с соблюдением заданного стиля; ученики умеют проявлять самостоятельность при написании творческих работ. Они участвуют в  творческих конкурсах разных уровней, занимают призовые места; печатаются в гимназической газете «Ветер перемен».   

Особое внимание в своей деятельности при формировании коммуникативной культуры  уделяем интеграции содержания учебных предметов. Учителем географии  Н.В.Мироновой разработана программа курса «Этика» для 5-9 классов. В основу данной программы положен интегрированный курс психологии, этики и этикета, имеющий целью целостное развитие личности ученика в рамках модели гимназии.

 

Освоение этики происходит путём анализа предлагаемых детям ситуаций, извлечённых из литературных произведений, анализа реальных жизненных ситуаций, возникающих в школьной и внешкольной среде. Дети должны не только усваивать, что хорошо, а что плохо, но и представлять, почему лучше поступить так, а не иначе; они должны учиться понимать людей, оценивать их поступки, взаимоотношения, корректировать своё поведение в соответствии с моральными нормами. Психологическая и этическая культура человека находит отражение в практическом поведении, в том числе и в речи. Курс «Этика»   способствует развитию внешней и внутренней   культуры ученика.

           В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника. Учителя гимназии Лапичина Л.И. и Волкова О.В. целенаправленно формируют коммуникативную  компетентность на уроках и во внеурочное время (факультативах, внеклассных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.     На уроках    используют частично- поисковый метод, метод постепенного приобщения учеников к самостоятельному решению проблем. Технология проектного обучения как способ организации самостоятельной деятельности учащегося, прочно вошел в систему их работы. За последние годы ребятами были выполнены различные проекты «Современный молодежный язык» (Данилов М.); «Глобализация глазами школьника» (Степанова В., Цыганова В.);  «Английская поэзия» (Коликова Е, Котлярова М) и др.  В городском конкурсе проектов 2009-2010 проект «Глобализация глазами школьника» занял первое место.   В качестве приемов организации учебно - воспитательного процесса   широко используют  драматизацию, ролевые игры, разноуровневые домашние задания, видео-уроки, которые способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры.  На базе коммуникативной и в процессе ее освоения формируется межкультурная компетенция.  

        Учащиеся гимназии принимают участие в различных международных конкурсах, поездках, форумах.   В 2008-2009 году трое наших учащихся (Горохова С., Бойков Д., Семенова В. с учителем английского языка Л.И. Лапичиной)  стали участниками международного молодежного лагеря в Германии.  В ходе встречи обсуждались такие проблемы, как мировая система образования, проблема глобализации, мир без границ, мир в мире и другие. Наши школьники    активно принимали участие в обсуждениях. Достойно представили культуру родной страны.  Неоднократно ребята становились призерами «Международного чемпионата по английскому языку». В 2009-2010  учебным году Муравьев Никита  стал обладателем серебряной медали и призером этого конкурса.  

   В 2010 году Лапичиной Л. И. была организована исследовательская поездка в Швецию- Финляндию, с целью изучения процесса глобализации.  Подводя итог, можно сказать, что в современном мире, человеку, стремящемуся к карьерному росту, к более обширному общению, к получению новейшей информации из различных источников, к расширению своих жизненных перспектив и, наконец, просто к более интересной и разнообразной жизни, необходимы знания иностранного языка. Именно, поэтому в гимназии с 7 класса изучается второй иностранный язык - немецкий.

          Сделать учебный процесс значимым для учащихся, на наш взгляд, вполне способна краеведческая деятельность учащихся, поскольку краеведение позволяет придать процессу обучения характер поиска и исследования, выводит за рамки урока, за пределы школы, в окружающую действительность. Краеведение требует интеграции разных наук, дает прекрасные возможности для воспитания гражданственности и патриотизма. Эта работа предполагает формирование и развитие многих речеведческих умений:

-  планирование деятельности,

-  сбор материала в полевых условиях,

-  поиск материала в литературных источниках,

- поиск материала в архивных источниках,

-  отбор и систематизация материала,

-  написание текстов научного и публицистического стиля,

- редактирование и совершенствование текстов,

-  подготовка тезисов и докладов (переработка ранее созданных текстов),

-  публичное выступление в разных аудиториях,

-  ответы на вопросы оппонентов.

Разнообразны и  формы  работы: встречи-праздники с родителями, проведение экскурсий и ролевых игр для младших школьников,  написание статей в средства массовых информаций, в том числе и в школьную газету; полевые сборы и экспедиции, работа с архивными документами и материалами в районных и краевых архивах. Этой работой занимается учитель истории М.Б.Мустафаева. 

 Новыми, но уже хорошо зарекомендовавшими себя и даже ставшими для многих учащихся необходимыми,  являются методы, основанные на применении новых информационных технологий.  Овладение этими методами является неотъемлемой составляющей образования учащихся,  в том числе и его коммуникативной компетенции.  Применение ИТ ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода   и создание самостоятельного электронного продукта. Развитию информационно-коммуникативной компетентности учащихся способствует активное применение ИКТ-технологий  в учебно- воспитательной процессе и помогает этому изучение информатики и открытие  ИЦГ.  Гимназисты вместе с учителями  участвуют:

  1. в создании  тематических презентаций к воспитательным мероприятиям, классным часам,
  2.   в  создании  мини-фильмов, в качестве отчета о проделанной работе;
  3.   в разработке  тестовых заданий для проведения анкетирования;
  4.   в  оформлении  школьной газеты, школьного сайта, школьного  TV.

    Таким образом,  преподавание информатики и информационных технологий  выстроено так, чтобы обучение не сводилось исключительно к теоретическому изучению компьютерных и программных инструментов, а уделялось внимание применению их для решения практических задач. Стараемся внедрять использование ИКТ-технологий во все уголки   образовательной системы гимназии  и для достижения результатов  привлекать учащихся.

     Ещё одним условием подготовки ИКТ-компетентных учащихся  является высокий уровень ИКТ-компетентности самих учителей и вообще всего образовательного процесса в гимназии. Курсы повышения компьютерной грамотности прошли 79% педагогов гимназии, в 2009-2010 учебном году 32 учителя закончили дистанционные курсы по программе «Применение пакета свободного программного обеспечения» («Институт Ай Ти»).

          

    Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности даёт система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создаёт ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых.

         В основу воспитательной системы  МОУ «Гимназия №7» положен принцип «воспитание через творчество», который предполагает формирование  человека – созидателя, неравнодушного к судьбам своей родины и окружающих его людей.    Принцип «воспитание через творчество» позволил нам выстроить весь учебно-воспитательный процесс таким образом, что каждый ученик и педагог получает возможность проявить себя в различных сферах деятельности. Реализуется он   через:

  1.   сотрудничество с общеобразовательными, спортивными, культурно-просветительскими учреждениями города и области;
  2.   взаимодействие с семьями обучающихся;
  3.   работу в микрорайоне;
  4.   развитие системы дополнительного образования;
  5.   проведение открытых заседаний и творческих дней кафедр и МО, методических семинаров для учителей города и области;
  6.  укрепление традиций гимназии;
  7.  совершенствование самоуправления.

  Остановлюсь на самых главных компонентах,  которые являются основой учебно-воспитательного процесса в гимназии. Прежде всего, это сотрудничество. Сотрудничество детей, родителей и педагогов. В гимназии приветствуются формы работы, направленные на сплочение коллектива, в который входят все три составляющие. Это походы, экскурсии, праздники, театрализованные представления и т.п. Большую роль играет  и социально-психологическая служба, которая позволяют нам не только работать над укреплением содружества детей, родителей и учителей, но и вовремя предотвратить различные нежелательные явления. Все самые важные вопросы обсуждаются и проводятся через Управляющий совет гимназии. Итоги учебного года подводятся общественным жюри, в состав которого входят представители всех подразделений коллектива гимназии и родители.

Другим аспектом сотрудничества является тесная связь гимназии как социокультурного центра со многими культурно-просветительскими и общеобразовательными учреждениями города и области. Вот наши социальные партнёры:

  1. Центр образования
  2. Детская школой искусств
  3.  ВИЭМ (Всероссийский историко-этнографический музей)
  4.  Музей  А. С. Пушкина
  5.  ТГПГК (Промышленно-гуманитарный колледж)
  6.  Политехнический колледж
  7.  Детские сады № 2 и № 11
  8.  Школа №1 г. Лихославля
  9.  Школа №1 г. Кувшиново
  10.  ВНИИЛ (Институт льна)
  11.  Молодёжный центр
  12. ДЮСШОР
  13. Совет ветеранов

Безусловно, своеобразным концентратом всей нашей воспитательной работы являются традиции, которые сформировались и продолжают формироваться. К числу новых можно отнести Неделю науки и творчества, совместные с нашими партнёрами проекты и исследовательские работы, посвящение в научное общество и посвящение в гимназисты, встречи с выпускниками, с ветеранами и интересными людьми, мероприятия, посвящённые памятным датам истории страны. Например, большой резонанс в городе вызвал праздник, посвящённый 65-летию Великой Победы, который был проведён для ветеранов войны г. Торжка.   Традицией стало и участие обучающихся гимназии в работе палаточного лагеря «Патриот», организуемом администрацией Лихославльского района. Опыт общения, приобретённый в лагере, позволяет ребятам по-новому взглянуть на историю страны, на проблемы города, на взаимоотношения в классном коллективе, оценить свои собственные поступки. Это очень ценно для развития личности каждого ребёнка и формирования коммуникативной компетенции.

       Особое место в воспитательной системе гимназии занимает дополнительное образование. За многие годы сложилась сеть клубов, которые направлены на развитие творческих способностей детей. Спектр направленности клубов – от журналистской и художественно-эстетической до спортивной. Каждый может выбрать себе дело по душе.   Появляются новые клубы, необходимость которых продиктовано самой жизнью. Например, поэтический клуб «Вдохновение» возник в гимназии, потому что появилось много    одарённых детей, которые писали и пишут стихи и любят поэзию. Очень помогли нам в этой работе связи с литературным объединением  «Тверца», которое много лет существует в Торжке. Через клуб интересных встреч «Откровение» был организован ряд встреч с поэтами,  затем на открытом заседании наши ребята провели презентацию альманаха «Люблю, живу, творю…». В области известы поэты: Любовь Мельникова, Глеб Сафонов. Изданы их книги, в прошлом году они названы в числе лучших поэтов области.  Все события школьной жизни отражаются в школьной газете «Ветер перемен». Второй год существует у нас телестудия «Отражение» и дискуссионный клуб «Дебаты» (Работу клубов вы сегодня увидите).

 Ещё одним столпом нашей воспитательной системы является НОУ «Гнозис» (рук. Фомина В. Л.), что в переводе с греческого обозначает «познание». Оно было создано в 1997 году,  и стало одним из действенных средств воспитания и развития обучающихся. Именно здесь ребята учатся анализировать собранный во время экспедиций материал работать с научной литературой, общаться, дружить, сотрудничать, предъявлять свои достижения, что тоже немаловажно. Позади экспедиции на Валдай и Селигер, в Печоры и Тулу, Бежецк и  Новгород, Ярославль и Ростов Великий, Карелию и Владимир. Члены научного общества стали участниками движения «Мы дети Волги». Очень существенным в связи с этим, по нашему мнению, является то обстоятельство, что в таких экспедициях и поездках рождается настоящее сотрудничество.  У гимназии есть единомышленники, это гимназия № 44 г. Твери, СОШ №1 г. Лихославля, СОШ № 1 г. Кувшинова, Краснопресненская СШ Калининского района. Эти учебные заведения вошли в областной центр юного исследователя, созданный на базе гимназии. Сотрудничество это родилось во время живого общения, совместной деятельности детей, педагогов и родителей учебных заведений разных городов. В течение нескольких лет сотрудничает НОУ и со средними специальными учебными заведениями Торжка: обучающиеся гимназии являются постоянными участниками научно-практических конференций, проводящихся в их стенах.

 Предметом исследования данного движения является экология,   ребята попутно знакомятся и с традициями того или иного региона, приобщаясь к  богатству и многообразию культуры нашей страны. Своеобразным проявлением опыта полученного в рамках этого движения, стала акция «Спасём Митинский лес!», проведённая членами НОУ летом 2010 года, полевые сборы учащихся.

         Члены НОУ «ГНОЗИС» и  интеллектуального  клуба  стали   участниками    Международных игр, олимпиад и форумов. 12 гимназистов  приняли участие  в Первых Международных Интеллектуальных играх, которые проходили в  Москве, цель  которых – развитие творческих способностей, раскрытие интеллектуального потенциала и выявление новых талантов. Смирновой Марии (4 класс) и  Житиной Полине  (3Б класс )  вручены дипломы за участие и победу в играх.  

           Большую роль в жизни гимназии играет спорт. По опросу среди обучающихся именно спорт находится на первом месте среди различных интересов наших учеников.   В   рамках школьной спартакиады  проводится соревнование на лучший спортивный класс, лучших спортсмена и спортсменку. По итогам года они награждаются грамотами, переходящими кубками. В центре спортивной работы – клуб «Пилигрим» (рук. Заборов В. Г.)  В клубе постоянно действует несколько секций. Здесь ребята реализуют свои спортивные интересы, а наиболее одарённые спортсмены входят в сборную гимназии. Именно такая систематическая, постоянная работа по подготовке спортивных кадров позволяет гимназии держаться в тройке лидеров, как по отдельным видам спорта, так и по итогам городской спартакиады в целом.  

С 2001 года гимназия стала членом лаборатории по современным проблемам воспитания.

         Символом признания большой работы, проделанной  коллективом по построению воспитательной системы гимназии, стал диплом 1 степени Всероссийского конкурса «Организация воспитательного процесса в школе», который был организован редакцией журнала «Классный руководитель» и центром «Педагогический поиск». (2006 г.)

           Не случайно моделью выпускника гимназии стал человек – созидатель. В неё мы постарались воплотить те принципы и идеи, которые заложены в основу воспитательной системы гимназии № 7.

             Конечно, всё это было бы невозможным, если бы в гимназии не было соответствующей материальной базы. У нас имеется  информационный центр, оборудованный по последнему слову техники, кабинет информатики. Большинство учебных кабинетов оснащены интерактивными досками и компьютерами, постоянно улучшается материальная база дополнительного образования. Специально для научного общества закуплены  резиновая лодка, фоторужьё, палатки, бинокли.  Это существенно расширяет возможности учителей и учеников гимназии, позволяет использовать новые формы и методы работы на уроке и во внеурочное время, даёт возможность самосовершенствоваться как учителю, так и ученику.  

Формирование   коммуникативной компетенции – непрерывный  педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются  в  какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях её реализации – результативности.

  Выделим  критерии результативности  педагогической деятельности гимназии:

 

1)    Уровень обученности (успеваемость и качество знаний учащихся);

2)    Сформированность показателей учебной деятельности: продуктивность, компетентность, успешность;

3)    Уровень коммуникативной компетенции школьников.

Показатели и индикаторы оценки коммуникативной компетенции

I ступень

II ступень

III ступень

Работа в коллективе (группе, паре)

 Сотрудничает в совместном решении проблем

 Самостоятельно организовывает работу в группе

Толерантно строит свои   отношения с теми, у кого иные позиции и интересы

Учится уважительно относиться к идеям и мнениям других, пытается договориться

Умеет сопоставлять свои идеи с идеями других, развивает и уточняет их

Умеет находить компромиссы

Публичное выступление

Соблюдает нормы публичной речи и регламент

Соблюдает нормы публичной речи и регламент

Соблюдает нормы публичной  речи и регламент

Готовит план выступления, исходя из поставленной цели, аудитории и жанра

Определяет содержание и жанр выступления

Самостоятельно определяет цель выступления и целевую аудиторию, исходя из цели деятельности

Использует средства логической связи

Применяет логические и риторические приемы, приемы обратной связи с аудиторией

Использует невербальные средства или наглядный материал

Готовит наглядные материалы и грамотно их использует

Работает с вопросами, заданными на уточнение и понимание темы

Работает с вопросами, заданными на развитие темы

Работает с вопросами на дискредитацию позиции

Диалог

Знает нормы ведения диалога

Умеет высказывать свое мнение, учится критично относиться к нему

Умеет признавать ошибочность своего мнения и корректировать его

Задает вопросы и отвечает на вопросы в соответствии с целью диалога

Умеет запрашивать мнение партнера

Умеет устранять разрывы в коммуникации в рамках диалога

Письменная  коммуникация

Оформляет свои мысли в письменной коммуникации простой структуры

Оформляет свои мысли в письменной коммуникации сложной структуры

Представляет результаты обработки информации в письменной нерегламентированной форме

Соблюдает нормы оформления текста и вспомогательной графики, заданные образцом

Определяет жанр и структуру письменного документа в соответствии с поставленной целью

Создает письменный документ, содержащий аргументацию за и (или) против предъявленной для обсуждения позиции

     Уровень успеваемости стабильный и составляет 100 % на протяжении многих лет.

Анализ результатов уровня качественной успеваемости   позволяет сделать вывод, что с применением современных образовательных технологий качество знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и расширения познавательной и коммуникативной компетенции (от 59,4% в 2009г. до  - 60,2% в 2011г.).    

    Результаты мониторинга, проводимого  Государственным  учреждением Тверской области «Центр оценки качества образования» совместно с департаментом образования Тверской области  по   уровню сформированности у обучающихся 5-х и 10-х классов ключевых компетентностей (компетентность разрешения проблем, информационная компетентность, коммуникативная компетентность) и социализации,  говорят о том, что  обучающиеся гимназии  продемонстрировали высокие показатели сформированности такого аспекта коммуникативных компетенций, как публичное выступление (использование элементов обратной связи с аудиторией и умение считывать сигналы окружающих людей),       «групповая коммуникация» (строить поведение в группе с  учетом состояния других участников работы), средние показатели  сформированности аспекта «Диалог»   и аспекта «Письменная коммуникация» (определять свойства источников и использовать полученные результаты в письменной коммуникации.

Уровень сформированности коммуникативных компетенций гимназистов существенно выше среднерегионального и городского.

 Результаты по уровню сформированности коммуникативных компетенций у пятиклассников:

Образовательное учреждение

Кол-во обучающ. всего

Кол-во обслед. обучающ.

Доля не достигших первого уровня

Средний уровень

МОУ  Гимназия № 7

23

27

3%

53,8

ИТОГО по городу

74

114

4%

53,0

Результаты по уровню сформированности коммуникативных компетенций у десятиклассников:

 

Образовательное учреждение

Кол-во обучающ. всего

Кол-во обслед. обучающ.

Доля не достигших первого уровня

Средний уровень

МОУ  Гимназия № 7

31

27

0%

39,7

ИТОГО по городу

104

88

2%

33,9

      Безусловно, говорить о  сформированности  коммуникативной компетенции у учащихся ещё рано, но тем не менее сравнительный анализ полученных данных показал, что происходят изменения в уровне коммуникативной компетенции учащихся и педагогов.

    Проблемой остается мониторинг отслеживания сформированности компетенций   обучающихся.  Мы много работаем в этом направлении, однако   необходимо совершенствовать и систематизировать  базу мониторинговых исследований компетенций.

    Использование совокупности современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности даёт возможность сказать, что задачи формирования   коммуникативной компетентности учащихся  решаются.    Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности работы. Учащиеся показывают стабильные знания, подтверждённые итоговыми контрольными работами, результатами выпускных экзаменов в форме и по материалам ЕГЭ и в новой форме.

Выпускники 9-х классов участвуют  в сдаче  ГИА  по русскому языку и математике  в новой форме.  Результаты:

Предмет

2008-2009

2009-2010

обученность

качество обучения

обученность

качество обучения

Русский язык

100%

67%

100%

57,1%

Математика  

 92,3%

48,7%

 91,8%

34,7 %

 

Сравнительный анализ результатов  ГИА в форме ЕГЭ в штатном режиме.

Предмет

2008-2009

Тверская область 2009

2009-2010

Тверская область 2010

обученность

средний балл

средний балл

обученность

средний балл

средний балл

Русский язык

100

65,8

59,08

100

64

59,5

+

Математика  

100

48,8

42,65

100

47,4

41,15

+

Биология

100

58,8

56,09

100

62,4

57,99

+

Физика

100

52,4

50,18

100

56

50,26

+

Информатика

100

57,8

61,39

100

74

66,34

+

Литература

100

65,9

57,47

100

69,7

56,5

+

Английский язык

100

75,5

63,34

100

64,3

57,84

+

История

100

61,5

48,67

100

56,7

49,74

+

Обществознание

100

64,2

59,24

100

58,3

57,1

+

Химия

100

45,7

56,7

100

63,5

55,91

+

География

-

-

52,67

100

57

58,08

-

         100% обученность по всем предметам, средний балл по гимназии  выше областного.

Такие результаты дают право поступления выпускникам в вузы Москвы, Санкт- Петербурга, Воронежа, Твери.   Около 70% выпускников поступают  в высшие учебные заведения на бюджетной основе, из них более 85% - по выбранным профилям обучения.     (Дмитриева Екатерина, студентка 2 курса МГУ им. Ломоносова факультета тележурналистики, Смирнова Дарья – студентка 1 курса  МГУ факультета социологии, Шахова Инна – факультет лингвистики (г. Дубна), Воронина К., Вакуленко Е., Абелян К., Михалева О. поступили и успешно учатся на филологическом факультете.

         Хороших результатов достигли гимназисты на предметных олимпиадах.  Количество победителей второго этапа Всероссийской олимпиады  за три года увеличилось с 50 до 67,

 4 ученика стали победителями областных олимпиад; 20 гимназистов вошли в десятку сильнейших;  23 выпускника  награждены золотыми и серебряными медалями.  

    Наши  ученики – творческие, активные, они коммуникабельны, общительны, умеют вести диалог, учатся отстаивать свою точку зрения. Они готовы  к непрерывному познанию и творчеству, ведь по словам великого  А. Эйнштейна: «Образование – это то, что остаётся у человека, когда он забудет всё, чему его учили».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ «ДИАЛОГ КУЛЬТУР» В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ ГРАЖДАНСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ»

Данная работа описывает работу учителей иностранного языка школы по развитию личностных качеств школьников таких как, патриотизм, гражданская идентичность, толерантность, социокультурная грамотность, ...

Школьные СМИ как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся

  Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных способностей учащихся можно смоделировать в своеобразной творческой лаборатории, которой, по сути, является любое шк...

Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"

Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

Реферат "Способы формирования коммуникативной компетенции у молодого педагога при использовании ФГОС: современные стратегии организации учебного процесса на уроках иностранного языка в работе".

Объектом исследования  в работе является развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством использования новых технологий обучения лексике....