Новая школа-школа гражданского и правового воспитания
статья по теме

Статья предназначена для заместителей директора по воспитательной работе. В статье представлен анализ работы школы по гражданско-правовому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Новая школа - школа

гражданского и правового  воспитания

  Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье,  к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

   “Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”

Константин Дмитриевич Ушинский

    Сегодня   нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема гражданского и правового воспитания обучающихся. В предыдущее десятилетие эти направления воспитательной деятельности были недостаточно развиты. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь осознаем важность этой проблемы.

    Сегодня приоритетным направлением государственной политики в области образования является внедрение инноваций, способствующих формированию Человека-гражданина. Реализация идей данной Концепции социально значима, она принесет пользу местному сообществу, жителям области, страны, позволив реализовать задачи гражданско-правового  воспитания молодых граждан. Значимым приоритетом в образовании на современном этапе социально-экономического развития страны является обучение и воспитание человека-гражданина, человека высокой правовой и политической культуры,  субъекта социальных отношений, способного к духовно-нравственному совершенствованию, творчески преобразующего мир, умеющего осуществлять устойчивый ценностный выбор, признающего окружающую данность, которая не подавляет интересов других людей, принимающий на себя ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих.

   Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»): 

любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

     В настоящее время обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать вопросы, возникающие в личной и профессиональной сфере жизни;возрос поток информации, поэтому необходимо научить ученика выбирать необходимую информацию.

   Одним из основных направлений в воспитательной работе нашей  школы является гражданско-патриотическое, но нельзя воспитать достойного гражданина и патриота, если не касаться вопросов гражданско-правового воспитания и образования учащихся.

   Целями гражданско-правового  воспитания являются, прежде всего:  формирование  у молодежи  гражданской ответственности, повышение гражданско-правовой культуры учащихся.

      Основные принципы формирования и реализации идей гражданско-правового  воспитания:

- Привлечение интереса учащихся к гражданско-правовым вопросам с использованием различных форм и методов работы.

- Обоснованное планирование, а не случайные решения.

- Взаимная поддержка, взаимная ответственность.

- Принцип положительной мотивации – поощрение творческой активности, доброжелательность к суждениям, их анализ.

   Приоритетные ценностные  ориентиры в гражданско-правовом воспитании учащихся  школы:

1. Ученик как личность - в своей неповторимости и уникальности, его мир в единстве внешних проявлений и внутренних переживаний, его права и жизненные интересы, настоящее и будущее.

2. Честь   и  Достоинство   -  как   нравственный   критерий   и регулятор    жизненного    и    профессионального    самоопределения личности,     его деятельности     и     отношений     всех    субъектов образовательного   процесса,   как   нравственная   основа  творческой социально направленной самореализации.

3. Личное и Общественное    благо - как ключевая жизненная цель гражданина России, как гармоническое соединение в жизни обучающегося личностного и коллективистского начал.

4. Созидание - как основа достойной человека жизни; созидание мира, правовой культуры, другого, себя самого, базирующееся   на гражданско-правовой грамоте,    творчестве   и сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.

5. Свобода и Ответственность, право выбора - как важнейшая предпосылка успешной созидательной деятельности и поддержка в  школе демократического уклада жизни.

6. Развитие    -    как     основной     смысл     деятельности педагогического коллектива, способствующее  развитию творческой индивидуальности обучающегося.

7. Ученическая  компетентность - как главные условия решения поставленных   задач,   стоящих    перед    будущим гражданином, будущим избирателем в условиях   модернизации  общества и системы педагогического образования в Российской Федерации.

     Каких же результатов мы хотим добиться?

Повышение заинтересованности всех социальных структур, стремящихся к организации деятельности по совершенствованию форм и методов работы по повышению уровня гражданско-правовой культуры молодых граждан РФ,  будущих избирателей, а также формирования у них гражданской ответственности. Преодоление учащимися возможных провалов в сфере гражданско-правового образования.

  Направление образовательной  деятельности по формированию человека-гражданина соотносится с воспитательной целью школы, не противоречит ей. Программа по гражданско-правовому воспитанию поможет в реализации основной учебно–воспитательной задачи школы. Введение в образовательный  процесс идей патриотизма и гражданственности обогатят как ученический, так и учительский коллектив, будут способствовать преодолению затруднений в жизненных ситуациях.

   Известно, что правовая и политическая культура понимается как способность человека или группы людей занимать активную гражданскую позицию,  всецело участвуя в формировании гражданского общества, обладая чувством высокого самосознания и гражданской ответственности. Поведение, образ жизни, жизненный опыт, его организация – это основное поле деятельности педагогов, на котором только они могут практически реализовать поставленные задачи, обогащая опыт формирования элементов гражданственности своих учащихся и, конечно же, свой собственный опыт.

   Показателями сформированности активной гражданской позиции  являются:

 интерес к общественно-политической жизни поселка, района, страны (просмотр информационно-политических программ, отношение к избирательному процессу, участие в социальных, патриотических, творческих проектах, волонтерство);

отношение к предметам обществоведческого цикла (уровень качества знаний по предметам, участие в предметных олимпиадах и конкурсах);

работа в органах ученического самоуправления;

успешная социализация учащихся после окончания школы.

   В МКОУ СОШ №2 гражданско-патриотическое воспитание считается одним из самых приоритетных направлений. Проводить гражданско-патриотическое воспитание через народную культуру и народные традиции можно практически во всех образовательных областях учебного плана (на уроках литературы, истории, обществознания, технологии, музыки)  и во внеурочное время. Воспитывающая деятельность школы - часть процесса развития системы патриотического воспитания. В школе мы создаем условия для развития у ребёнка патриотических чувств и сознания, включая его разнообразную деятельность в систему отношений, способствующих воспитанию личности гражданина-патриота Родины, готового встать на защиту государственных интересов страны, осуществляем педагогическую поддержку при формировании патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, ориентируем школьника на общечеловеческие, вечные ценности.

    Поэтому в течение многих лет в школе успешно ведется работа по патриотическому воспитанию, воспитанию гражданственности и духовности через урочную и внеурочную деятельность.                                                      

Основные направления  в системе гражданско-правового воспитания:

Гражданско-патриотическое. 

Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и выполнение конституционного долга.

  1.  У школы есть своя символика в виде флага.
  2. Учебный год начинается и завершается традиционными праздниками       «Здравствуй, школа!» и «Последний звонок»  с обязательным использованием государственной символики (флага).
  3. Формированию активной гражданской позиции способствуют выборы активов классов, органа школьного самоуправления, ежегодно проводится школьный конкурс «Ученик года».  

Правовое.

  Проведение Месячника правовых знаний, Всероссийских акций по профилактике, в рамках которых активно используются следующие формы работы: часы общения, презентации, устные журналы, беседы (в том числе и профилактические с участием работников правоохранительных органов), викторины, тренинги, лекции, выставки, экскурсии.  Одним из основных начал гражданского воспитания представляется воспитание человека-труженика, основным качеством которого является трудолюбие.  Ориентации учащихся школы на профессии, необходимые экономике  России, посвящены конкурсам, в рамках которых классные коллективы участвуют в выставках прикладного творчества, познавательно – игровых программах; для старшеклассников организуются экскурсии на предприятия города, проводятся лекции сотрудниками Центра занятости.    

Историко-краеведческое. 

Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, исторической ответственности за происходящее в обществе.Основными формами работы являются беседы, видеолектории, экскурсии, викторины.

 Социально-патриотическое. Направлено на активизацию  преемственности поколений, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

  1. Участие в Акциях в форме шефства над  ветеранами ВО войны, оказания при поддержке классных родительских комитетов посильной гуманитарной помощи. К сожалению это одноразовые акции к знаменательным датам и тимуровским движением это никак не назовёшь в силу объективных причин: школа не по микрорайону, согласно инструкциям по охране здоровья школьников дети не могут  самостоятельно осуществлять шефскую помощь.
  2. Мероприятия ко Дню инвалида, Дню пожилого человека.
  3.  Праздники и Часы общения, посвящённые Дню толерантности, Декаде «Добра и милосердия»

Спортивно-патриотическое.

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Духовно-нравственное.

   Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров.

Проведение литературных гостиных, мероприятий, классных часов, к различным праздникам, общешкольных мероприятий «День матери», «День пожилого человека» и т.д.участие в мероприятиях различного уровня - основная цель которых  дать образное видение мира, воспитать нравственные качества человека-гражданина. Защищая честь школы на многочисленных конкурсах разного уровня, учащиеся демонстрируют свою активную гражданскую позицию; обращаясь в работах к историческому наследию своего народа, проявляют себя как патриоты школы, города, республики, страны. 

   Военно-патриотическое.

Спецификой  общеобразовательного учреждения является то, что оно расположено в юго-западной части Барабинска, в микрорайоне, удаленном от центральной части города. Школа является центром социокультурной жизни микроучастка. Микрорайон, в котором находится школа, удален от ДЮСШ, музыкальной школы, Центра ДОД, Молодежного центра,  детских садов. Поэтому система внеклассной работа нацелена  на развитие личности каждого ученика, а школа является  центром всей воспитательной работы с детьми в микрорайоне, основным агентом социализации детей.

   С 2001 года на базе школы действует военно-патриотический клуб «КАСКАД», руководителем которого являлся Гребенщиков А.Н. С 2011 года руководители  клуба -  Жуков Н.В. и  Еремеев А.А. За время своей работы клуб показал свою высокую эффективность.

   На протяжении 11 лет клуб стабильно занимает призовые места в военно-прикладных и туристических видах спорта, на районных и областных соревнованиях: «Зарница», «Турслет», «Юный спасатель», «Школа безопасности» и др.

  В 2006 году  школа утверждена  опорной по курсу ОБЖ.

   Отсутствие в микрорайоне школы досуговых центров для молодежи и учреждений дополнительного образования требовало создания единого воспитательного центра в школе, чтобы дети свободное от занятий время проводили в кружках и клубах школы.  В 2006 году клуб «Каскад» получил грант администрации Новосибирской области . В соответствии с грантом был сформирован «Детско-юношеский центр военно-патриотического воспитания», на базе которого проводятся мероприятия школьного округа, соревнования муниципального уровня, семинары для руководителей клубов, создаются методические материалы, обобщается опыт руководителей  военно-патриотических клубов города и района.

    С 2008 года  на базе школы действует  муниципальная экспериментальная площадка по патриотическому воспитанию «Центр гражданско-патриотического воспитания «Родина»,  который расширил возможности учащихся реализовать себя во второй половине дня и в летнее время

   Содержание  программы разработано с учетом формирования бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой Родине и своим родным местам; воспитания готовности к защите своей Родины. В связи со сложной ситуацией, как в системе образования, так и в целом гражданском обществе, актуальность данной программы  объяснима. На наш взгляд, необходимо  было обеспечить занятость учащихся в свободное от занятий время в кружках и клубах для формирования у них гражданственности и патриотизма.


     На базе центра работают 3 клуба: военно-патриотический  клуб «Каскад», интеллектуальный клуб «Серпантин» и исторический клуб «Патриот» . О работе клубов я не буду рассказывать, так как этой теме был посвящен не один уже педсовет. В 2012 году на базе школы создан Центр допризывной подготовки граждан Барабинского района.  Руководителем центра является преподаватель ОБЖ первой квалификационной категории Жуков Н.В.

   Образовательный процесс в центре  осуществляется  в соответствии  с учебной программой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»  для учащихся 10, 11-х классов, дополнительной программой «Военно-патриотическое воспитание» (для учащихся среднего и старшего звена).  В образовательном учреждении утвержден план работы преподавателя-организатора ОБЖ и план работы школы по военно-патриотическому воспитанию, в соответствии с которыми проводятся мероприятия данной направленности,  и организуется участие воспитанников в мероприятиях и соревнованиях.

    Целями  деятельности центра являются:

1.Обучение учащихся по учебному предмету "Допризывная  подготовка".

2. Подготовка учащихся к воинской службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и  формированиях России.

3.Удовлетворение потребностей детей в получении дополнительного образования по военно-патриотическому, туристско-краеведческому, физкультурно-спортивному, культурологическому и социально-педагогическому направлениям.

4.Создание комплекса условий, обеспечивающих патриотическое воспитание обучающихся на основе культурно-исторических, духовных традиций казачества, подготовку подростков к военной службе, развитие у них стремления к выполнению своего долга перед Отечеством в различных сферах жизни общества.

5. Профориентационная работа с учащимися.

 Большое внимание в центре преподаватели уделяют физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся, физическая подготовка воспитанников.  Обучающиеся постоянно сдают нормативы, принимают активное участие в соревнованиях различного уровня,  по итогам соревнований некоторые имеют спортивные разряды.

   Перечень объектов учебной базы школы по физическому воспитанию и их укомплектованность спортивным инвентарем представлены.

   Центр взаимодействует с Отделом военного комиссариата, районным  штабом гражданской обороны, районной  организацией РОСТО, Межрегиональным центром русского боевого искусства «Русский щит».

   Сведения по подготовке граждан по основам военной службы, ведомость успеваемости  по 10-11-м классам представлены.

  Материально-техническое оснащение Центра находится на хорошем уровне, но, тем не менее,  необходимо совершенствование   базы.  

  В целях формирования позитивного отношения к службе в армии, создания условий для практического использования навыков и умений, полученных на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности и физической культуре,  на базе Центра, как и в предыдущие годы,   проходили  военно-полевые сборы для учащихся 10-х классов по основным видам военной подготовки: строевая, огневая, кроссовая  подготовка,  подтягивание на перекладине, метание гранаты, полоса препятствий, радиационная и химическая защита,  оказание первой медицинской помощи.

   Кроме военных сборов, на базе школы организуются и проводятся другие районные соревнования: «Победа», «Зарница», а также  занятия и соревнования школьного округа. Важным воспитательным моментом является то, что среди воспитанников   немало ребят «группы риска», состоящих на профилактическом учете.

   Воспитанники  в течение многих лет поступают  в военно-учебные заведения, проходят службу в элитных войсках: «Воздушно десантные войска», «Кремлевский полк», в войсках специального назначения, разведке .

  В течение десяти лет из числа выпускников никто не уклонялся от прохождения военной службы.  

  О положительных результатах работы школы по военно-патриотическому воспитанию свидетельствуют отзывы  различных структур и организаций.

      По итогам работы  каждого года за участие в конкурсах общеобразовательное учреждение и военно-патриотический клуб «Каскад» награждены  благодарственными письмами, грамотами   Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Управления по делам молодежи Новосибирской области, Департамента физической культуры и спорта Новосибирской области, Военного комиссариата Новосибирской области.

   Огромная роль в воспитание гражданско-правового воспитания у обучающихся лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива  в соответствии с годовым планом.

 Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в это время отличается большой психологической устойчивостью. Если заложенные в младшем школьном возрасте аспекты патриотизма являются фундаментом, то подростковый возраст – мировоззренческой базой будущего гражданина.  Но статистика свидетельствует о росте среди старшеклассников негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов.

Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. А кто не уважает своей родины, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, поколениям, которые с пелёнок воспитывались на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.