Пожарная безопасность в общеобразовательных учреждениях
план-конспект урока по теме

Материал для преподавателей -организаторов ОБЖ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание, поскольку в современных условиях пожары - наиболее распространенная причина возникновения чрезвычайных ситуаций. В материале эксперта представлены рекомендации по правовому оформлению документов по пожарной безопасности и даны практические рекомендации.

А.А. Парфенов,

канд. военных наук доцент Педагогической академии последипломного образования Минобразования Московской обл.

Пожарная безопасность

образовательного учреждения

По данным МЧС России, ежегодно на территории страны происходит до 300 тыс. пожаров.

Анализ статистических данных о пожарах в ОУ

Особую озабоченность вызывают пожары в образовательных учреждениях  (далее - ОУ). Так, анализ статистических данных о пожарах показал, что за 2001-2003 гг. и начало 2004 г. в ОУ России произошло 4209 пожаров. В среднем это составило 1200 пожаров в год, или 3-4 пожара ежедневно. Погибли 111 чел., из них 54 ребенка; травмированы 325 чел. Прямой ущерб от этих пожаров составил 91179 тыс. руб.

Учитывая данные аспекты, вопросам пожарной безопасности в школе необходимо уделять самое пристальное внимание. Должны быть привлечены:

  1. органы государственной власти;
  2. органы местного самоуправления;
  3. представители Государственной противопожарной службы;
  4. сотрудники управления образованием района;
  5. правоохранительные органы.

В настоящее время требования, регламентирующие обеспечение пожарной безопасности ОУ на стадии их эксплуатации, даны в разных документах и разделах. Это создает некоторые трудности для администраций школ при организации, планировании и проведении мероприятий по пожарной безопасности. В этой ситуации важно систематизировать знания о нормативно-правовом обеспечении вопросов пожарной безопасности, уточнить организационные и технические проблемы в этой области. Кроме того, необходимо проинструктировать работников ОУ и учащихся (воспитанников) о мерах пожарной безопасности и о действиях при возникновении пожаров.

Основными нормативными документами, регламентирующими правила пожарной безопасности, являются Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") и Указ Президента РФ от 09.11.01 № 1309 "0 совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности". В числе документов исполнительной власти можно назвать постановление Правительства РФ от 14.01.03 № 11 "О правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности" и распоряжение Правительства РФ от 30.09.02 № 137б-р "Об обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации". На уровне силовых министерств был принят приказ МЧС России от 18.06.03 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".

Российское законодательство о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя, кроме указанных выше нормативных актов, иные документы, а также законы и другие нормативные акты субъектов РФ. Так, в Подмосковье принят Закон от 27.12.05 № 269/2005-03 "О пожарной безопасности в Московской области".

Кроме того, вопросы пожарной безопасности регламентируются соответствующими государственными стандартами, правилами и нормами пожарной безопасности, а также строительными нормами. К основным из них можно отнести:

  1. ГОСТ 12.1.033-81 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения";
  2. ГОСТ 12.2.047-86 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника. Термины и определения";
  3. ГОСТ 12.1.001-91 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования";
  4. ОСТ Р 51057-97 "Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытания";
  5. ГОСТ Р 12.2.143-2002 "Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Элементы систем. Классификация. Общие технические требования. Методы контроля";
  6. ГОСТ 12.4.009-83 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание";
  7. ППБ-101-89 "Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений";
  8. НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации";
  9. НПБ 110-99 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией";
  10. НПБ 88-2001 "Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования".

Во всех перечисленных документах изложены основные требования, касающиеся ОУ. Так, Федеральный закон "О пожарной безопасности" устанавливает, что руководитель учреждения, организации, предприятия несет полную ответственность за обеспечение пожарной безопасности. Статья 25 данного Закона предписывает: "Обучение мерам пожарной безопасности работников предприятий проводится администрацией (собственниками) этих предприятий в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации".

Пункт 1.2 ППБ-101-89 определяет: "Руководители, учителя, воспитатели, преподаватели, обслуживающий персонал и другие работники детских учреждений, а также учащиеся и воспитанники обязаны знать и строго выполнять правила пожарной безопасности, а в случае возникновения пожара принимать все зависящие от них меры к эвакуации и тушению пожара".

Рекомендации для учета всех норм пожарной безопасности в ОУ

Руководители ОУ должны знать не только нормы пожарной безопасности, но и умело их применять в своей практической деятельности при организации и выполнении мероприятий по пожарной безопасности. С этой целью целесообразно использовать рекомендации по выбору требований, предъявляемых надзорными органами МЧС России к техническому обеспечению. Данные рекомендации разработаны Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны" ». Их цель - оптимизировать и систематизировать требования пожарной безопасности, предъявляемые к зданиям и сооружениям ОУ. Рекомендации содержат извлечения из документов и сгруппированы по направлениям контроля за противопожарным состоянием ОУ (таблица).

Направления контроля в ОУ и ссылки на нормативные документы по пожарной безопасности

Направления проведения контроля

Пункты нормативных документов по пожарной безопасности

Содержание территории

ППБ 101-89, подп. 2.1.1-2.1.5; ППБ 01-03, пп. 21-27, 29,32

Содержание зданий и помещений

ППБ 101-89, подп. 2.1.6, 2.1.14-2.1.24,2.1.26, 4.1.1-4.1.7; ППБ 01-03, пп. 13-15,18,36-38, 40-41, 44,132-141

Пути эвакуации и эвакуационные выходы

ППБ 101-89, подп. 2.1.7-2.1.12; ППБ 101-03, пп. 42,43, 51-54, 56

Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха

ППБ 101-89, подп. 2.2.1-2.2.2, 2.2.4-2.2.17; ППБ 01-03, пп. 65-67,70-77

Электроустановки

ППБ 1.1-89, подп. 2.3.1-2.3.15; ППБ 01-03, пп. 55, 57-60,63,64

Противопожарное водоснабжение

ППБ 101-89, подп. 2.4.1-2.46; ППБ 01-03, пп. 89-91, 94,95

Автоматические системы противопожарной защиты

ППБ 101-89, подп. 2.1.13, 2.5.1-2.5.5; ППБ 01-03, пп. 16,17, 34, 61, 96, 98,102-104; НПБ 104-03, п. 5; НПБ 110-03, п. 14, табл. 1 и приложения

Первичные средства пожаротушения

ППБ 101-89, пп. 3.1,3.3-3.11, приложение 2; ППБ 01-03, п. 108, приложение 3

Требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий

ППБ 101-89, пп. 5.1-5.23; ППБ 01-03, пп. 19, 39, 42, 43, 50

Содержание локальных актов ОУ

На основании законодательных и иных нормативных правовых документов, содержащих требования по пожарной безопасности, исходя из специфики функционирования ОУ для обеспечения его пожарной безопасности разрабатываются: приказ руководителя ОУ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность; инструкция о мерах пожарной безопасности в здании ОУ и на прилегающей территории; план действий администрации и персонала в случае пожара в школе. Кроме того, в школе составляется инструкция дежурному администратору ОУ по пожарной безопасности, а также памятка о мерах пожарной безопасности в помещениях учреждения.

В приказе директора школы о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных, как правило, дают разъяснения:

  1. о назначении ответственного лица за пожарную безопасность ОУ;
  1. определении ответственных за пожарную безопасность в кабинетах, коридорах, рекреациях, залах и других помещениях ОУ;
  2. назначении ответственного за пожарную безопасность в группе продленного дня и в ночное время;
  3. порядке разработки и представления проекта инструкции о мерах пожарной безопасности в здании ОУ и на прилегающей территории;
  4. организации и проведении инструктажа по правилам пожарной безопасности;
  1. создании нештатной пожарной команды и др.

В инструкции о мерах пожарной безопасности в здании ОУ и на прилегающей территории излагаются:

  1. порядок содержания школьных территории, зданий и помещений;
  1. состояние и особенности содержания отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  1. информация об использовании электроустановок;
  2. состояние и порядок содержания пожарного водоснабжения;
  3. особенности содержания установок пожарной автоматики;
  1. требования к оснащению первичными средствами пожаротушения и содержанию их;
  2. требования пожарной безопасности для помещений различного назначения;
  3. требования пожарной безопасности при проведении массовых мероприятий;
  1. порядок действий в случае возникновения пожара.

В плане действий администрации и персонала в случае пожара в школе

отражаются необходимые мероприятия и ответственные лица за их выполнение:

  1. вызов пожарной команды;
  2. порядок эвакуации детей и персонала;
  1. организация встречи пожарной команды;
  2. порядок отключения системы электропитания ОУ;
  3. организация и тушение пожара нештатной пожарной командой до прибытия пожарных;
  4. порядок проведения сверки списочного состава учащихся с фактическим наличием эвакуируемых из здания детей и др.

Кроме того, в ОУ ведутся журналы:

  1. регистрации вводного противопожарного инструктажа;
  2. регистрации противопожарного инструктажа на рабочем месте;
  3. учета первичных средств пожаротушения.

Согласно п. 137 Правил пожарной безопасности в РФ перед началом учебного года здания ОУ должны быть проверены в противопожарном отношении и приняты соответствующими комиссиями. Комиссия, кроме перечисленных выше документов, рассматривает:

  1. договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
  2. акт проверки работоспособности системы оповещения о пожаре;
  3. акт проверки наличия и исправности первичных средств пожаротушения;
  4. акт о замере сопротивления изоляции;
  5. акт проверки внутреннего противопожарного водопровода;
  6. акт огнезащитной обработки деревянных конструкций чердака;
  7. свидетельство об обучении пожарно-техническому минимуму руководителя ОУ и ответственного за пожарную безопасность.

Таким образом, нормативные правовые документы ОУ устанавливают противопожарный режим, определяют организационные мероприятия по пожарной безопасности, устанавливают порядок контроля выполнения правил пожарной безопасности, а также порядок действий учащихся и работников при возникновении пожара.

Профилактика возникновения пожаров в ОУ

Главным направлением в организации пожарной безопасности является профилактика. С этой целью осуществляется комплекс мер и мероприятий, направленных на недопущение условий возникновения пожаров, своевременное обнаружение очага возгорания в случае его возникновения, а также оперативную ликвидацию возгорания с использованием первичных средств пожаротушения.

К основным мероприятиям противопожарной профилактики относят:

  1. установление распорядительными документами противопожарного режима (приказ о противопожарных мероприятиях, инструкция о мерах пожарной безопасности);
  2. разработку инструкции о мерах пожарной безопасности, плана эвакуации на случай пожара, памятки по пожарной безопасности;
  3. обучение персонала и учащихся ОУ действиям по предупреждению и тушению пожаров;
  4. создание пожарно-технической комиссии;
  1. очистку территории, здания, чердаков и подвальных помещений от мусора;
  2. содержание свободными и незагроможденными дорог, проездов, проходов, путей эвакуации;
  3. оснащение здания ОУ (в соответствии с нормативными требованиями) средствами пожарной автоматики, пожарным водопроводом, первичными средствами пожаротушения;
  4. проверку состояния инженерных и технологических систем жизнеобеспечения;
  5. введение определенных ограничений при проведении различных работ и мероприятий;
  1. установление знаков пожарной безопасности.

Повышенные меры пожарной безопасности должны быть предусмотрены в химической лаборатории, кабинете физики и учебных мастерских. Обычно здесь применяют горючие материалы и вещества, а также легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, газовые горелки, спиртовки, электроприборы и т. п. Чтобы не допустить несчастных случаев в этих помещениях, работы разрешается проводить только в присутствии преподавателя или лаборанта.

В кабинетах и школьных мастерских, используемых для работы кружков технического творчества, нельзя заправлять авто- и авиамодели, ракеты горючими жидкостями и пиротехническими препаратами. Эту работу следует проводить на открытом воздухе под непосредственным наблюдением руководителя кружка.

Пользоваться клеями, лаками и другими материалами, которые разбавляются легковоспламеняющимися растворителями, следует осторожно и в ограниченных количествах. После завершения работ упомянутые материалы и вещества необходимо вынести из помещения, чтобы не допустить их накопления.

Мусор и отходы нужно убирать после каждого урока. Промасленные тряпки и обтирочные материалы следует выносить после урока в безопасное место. Запас сырья и материалов в учебно-производственных помещениях не должен превышать количества, необходимого для проведения уроков в течение дня.

В школе электронагревательными приборами можно пользоваться только в специально оборудованных помещениях и под наблюдением взрослых. По окончании работы электроприборы отключаются и обесточиваются.

Меры пожарной безопасности в школе при проведении массовых

мероприятий

Особое внимание следует обратить на соблюдение мер пожарной безопасности в ходе массовых мероприятий. В школах часто проводятся детские вечера, новогодние елки, спектакли, концерты, когда в актовых и спортивных залах собирается большое количество детей. В этих случаях руководитель ОУ назначает ответственного и разрабатывает противопожарные мероприятия. Кроме того, на время проведения массового праздника целесообразно установить дежурство членов пожарной дружины, а в помещении в нужном количестве должны быть первичные средства пожаротушения. В отдельных случаях могут быть размещены и дополнительные первичные средства пожаротушения (ведра с водой, песком).

Обязательное условие проведения любого массового мероприятия - наличие в помещении не менее двух выходов (непосредственно из здания или в коридор, сообщающийся с лестницей). Двери из помещения, а также необходимые для эвакуации, должны открываться в направлении выхода.

Количество мест в помещении для проведения массового мероприятия устанавливается из расчета 0,75 м2 на 1 чел., а при проведении танцев, игр и т. п. мероприятий - из расчета 1,5 м2 на 1 чел. Размещать в помещении большее число людей нельзя, т. к. в случае пожара это может привести к серьезным трудностям при эвакуации и даже к летальным исходам.

Выходы из здания, коридоры и проходы, предназначенные для эвакуации, должны быть свободны. Во время проведения массового мероприятия двери запрещается закрывать на замки или запоры.

Противопожарная профилактика

К основным направлениям противопожарной профилактики относится обучение персонала и учащихся ОУ действиям по предупреждению пожара, а также порядку эвакуации при его возникновении. Целесообразно провести следующие мероприятия:

  1. зачитывание учащимся на классных часах памяток по правилам пожарной безопасности;
  2. беседы по вопросам пожарной безопасности с привлечением работников пожарной охраны МЧС России;
  3. организацию просмотра фильмов по пожарной безопасности;
  4. проведение Дней пожарной безопасности;
  5. обучение учащихся старших классов, педагогов и работников школы правилам пользования первичными средствами пожаротушения;
  6. организацию тренировок по эвакуации учащихся, педагогов и других работников школы, а также обеспечение запаса материальных средств на случай возникновения пожара;
  7. проведение совместных тренировок с взаимодействующими органами (расчетами пожарной охраны МЧС России, бригадами скорой помощи, спасателями, органами местного самоуправления) по порядку действий при возникновении пожара.

Обучение мерам пожарной безопасности учащихся и работников ОУ проводится в соответствии с нормативными правовыми актами.

Технические средства пожарной сигнализации

Согласно нормам пожарной безопасности (НПБ 110-03) ОУ должны быть оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации.

Алгоритм построения системы пожарной сигнализации основан:

  1. на восприятии изменений на объекте при появлении очага возгорания;
  2. передаче информации по каналам связи;
  3. приеме и выдаче этой информации дежурному составу охраны.

Главный элемент системы пожарной сигнализации - пожарные извещатели. Они измеряют величину контролируемого фактора пожара и передают информацию на приемно-контрольный прибор, который выдает сигнал тревоги, включает системы оповещения и тушения пожара.

Пожарные извещатели подразделяются:

  1. на тепловые;
  2. дымовые;
  3. ручные;
  4. комбинированные извещатели пламени.

С учетом требований нормативных документов, практики и опыта использования средств пожарной сигнализации в ОУ, как правило, применяются дымовые и ручные пожарные извещатели. Наиболее простыми признаются ручные пожарные извещатели. Они предназначены для ручного включения сигнала пожарной тревоги в системе пожарной сигнализации и пожаротушения.

Приводным элементом извещателя могут быть:

  1. рычаг;
  2. кнопка;
  3. хрупкий элемент, предназначенный для перевода извещателя при помощи механического воздействия из дежурного режима в режим выдачи тревожного сообщения.

В связи с тем что извещатели устанавливаются в проходах, т. е. они легко доступны, нередки случаи подачи ложных сигналов о пожаре из хулиганских или иных побуждений. Ложный сигнал может нанести немалый ущерб. Кроме этого при подаче сигнала нередко происходит разрушение хрупкого элемента, который необходимо заменять, или выведение из строя самого извещателя. Поэтому желательна конструкция, которая обеспечивает его сохранность или предусматривает установку дополнительных механических средств, затрудняющих доступ вандалов к приводному элементу.

Установка пожарных извещателей

Ручные пожарные извещатели устанавливаются на высоте 1,5 м от уровня земли или пола на расстоянии:

  1. не более 50 м друг от друга внутри зданий;
  2. не более 150 м друг от друга вне зданий;
  3. не менее 0,75 м от других органов управления и предметов, препятствующих свободному доступу.

В школах широкое применение нашли дымовые извещатели. В начальной стадии пожара в результате медленного горения выделяется большое количество дыма. При горении некоторых веществ этот процесс длится несколько часов, а помещение заполняется дымом задолго до заметного повышения температуры и возникновения пламени. Состав частиц дыма может быть самым разным, поэтому дымовые извещатели проектируют исходя из двух принципов обнаружения дыма: оптико-электронного и ионизационного.

Ионизационные дымовые извещатели реагируют на изменение электрических параметров ионизационной камеры (чувствительного элемента, определяющего основные параметры дымового извещателя).

Оптико-электронные извещатели разработаны на основе отношения размеров частиц, из которых состоит дым, к длине волны света, падающего на эти частицы. Контролируя оптические свойства среды, дым можно обнаружить по ослаблению первичного светового потока и интенсивности отраженного светового потока частицами, из которых состоит дым.

Количество и размещение извещателей зависит:

  1. от размеров, формы и назначения помещения;
  2. конструкции перекрытий;
  3. высоты потолка;
  4. наличия вентиляции;
  5. загруженности помещения материалами и оборудованием.

В каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей.

Сигнал от пожарного извещателя поступает на приемно-контрольный прибор, который выдает сигнал тревоги и включает автоматическую систему пожаротушения. В настоящее время приемно-контрольные приборы позволяют выполнять многоцелевые функции в обеспечении пожарной безопасности. Эти приборы управляют системами:

  1. оповещения о пожаре;
  1. энергоснабжения учреждения для обеспечения его отключения при
    возникновении пожара или возгорания;
  2. лифтового хозяйства с обязательным выводом лифтов на нижний
    этаж;
  1. вентиляции;
  2. пожаротушения.

Извещатели призваны оперативно обнаружить очаг возгорания и выдать информацию на приемно-контрольный прибор. Но главная задача - быстрое оповещение всего персонала и учащихся. Для этих целей используются оповещатели и устройства речевого оповещения. Они предназначены для подачи световых и звуковых сигналов тревоги с целью привлечения внимания и соответственно подразделяются на световые и звуковые.

Устройства речевого оповещения

Для оперативного оповещения наиболее приемлемы устройства речевого оповещения. Например, устройство речевого оповещения "Раскат" предназначено для трансляции речевой информации о действиях, направленных на обеспечение безопасности при возникновении пожара и других чрезвычайных ситуаций. Устройство может быть включено в режим речевой информации как по команде от приемно-контрольного прибора, так и персоналом. Оно предназначено для установки внутри охраняемого объекта различной степени сложности и рассчитано на круглосуточный режим работы. "Раскат" позволяет записывать от встроенного микрофона и в дальнейшем автоматически воспроизводить несколько раз одно речевое сообщение длительностью 16 с.

В состав устройства входят:

  1. блок речевого оповещения;
  2. блок контроля линии соединения с акустической системой;
  3. акустическая система.

При использовании всех рассмотренных технических средств пожарной сигнализации проблема обнаружения возникшего пожара на ранней стадии будет решена, а персонал и учащиеся оперативно оповещены и эвакуированы из здания школы.

Первичные средства пожаротушения

Опыт и практика показали, что ежегодно около 30% пожаров ликвидируется с участием населения, добровольных противопожарных формирований, нештатных пожарных расчетов. Для тушения пожаров они наиболее часто используют огнетушители, подручные и первичные средства пожаротушения. Данные средства могут быть использованы и в ОУ.

Простейшее средство тушения возгорания и пожаров - песок. Его можно использовать в большинстве случаев. Песок охлаждает горючее вещество, затрудняет доступ воздуха и сбивает пламя. Возле места хранения песка обязательно надо иметь не менее одной-двух лопат и одного-двух ведер.

Наиболее распространенное и универсальное средство тушения пожара -вода. Однако ее нельзя использовать, когда в огне находятся электрические провода и установки под напряжением, а также вещества, которые при соприкосновении с водой воспламеняются или выделяют ядовитые пары и горючие газы. Не следует применять воду для тушения бензина, керосина и других жидкостей, т. к. они легче воды, а значит, всплывают и процесс горения не прекращается.

Для ликвидации возгорания и пожаров в начальной стадии можно применять асбестовое или войлочное полотно, которое при плотном покрытии им горящего предмета предотвращает доступ воздуха в зону горения. Асбестовое, войлочное полотно (кошма) размером не менее 1 × 1 м хранится в водонепроницаемом футляре (чехле).

Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря используют пожарный щит. Ящик для песка должен иметь вместимость 0,5; 1,0 или 3 м3 и комплектоваться совковой лопатой. Резервуар для воды (объемом не менее 0,2 м3) комплектуется ведрами.

На пожарном щите размещается и такое распространенное средство пожаротушения, как огнетушитель (в количестве 1-2 шт.). Он предназначен для тушения пожаров в начальной стадии возгорания. Отечественная промышленность выпускает огнетушители, которые классифицируются:

  1. по виду огнетушащих средств;
  2. объему;
  3. способу подачи огнетушащего состава;
  4. виду пусковых устройств.

По виду огнетушащих средств различают водные, пенные, порошковые, газовые и комбинированные огнетушители. По объему они условно подразделяются на ручные малолитражные (до 5 л), промышленные ручные (5-10 л), стационарные и передвижные (свыше 10 л).

Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах, не ухудшая условий эвакуации людей. При эксплуатации и техническом обслуживании огнетушителей следует руководствоваться требованиями, изложенными в паспортах заводов-изготовителей и регламентах технического обслуживания огнетушителей каждого вида.

Нормы первичных средств пожаротушения    

В соответствии с требованиями ППБ 101-89 установлены следующие нормы первичных средств пожаротушения в ОУ:

  1. классы, кабинеты, аудитории, спальные помещения - на каждые 30 п. м коридора, фойе, холла один огнетушитель пенный емкостью 10 л или порошковый емкостью 5 л;
  2. лаборатории химии, физики, биологии, кружковые технического моделирования, живописи, кинофотолаборатории, библиотеки, студии - на 100 м2 - не менее одного пенного или порошкового огнетушителя;
  3. кабинеты информатики и вычислительной техники, радиотехнические центры, электромашинные помещения вентиляционных систем - не менее одного пенного и одного углекислотного огнетушителя;
  4. закрытые учебно-спортивные залы, обеденные, актовые, лекционные и читальные залы, мастерские по обработке металла - на каждые 200 м2 не менее двух огнетушителей пенных или порошковых.

Внутренние пожарные краны предназначены для тушения пожаров и загорания веществ и материалов, кроме электроустановок под напряжением. Пожарные краны размещаются, как правило, в специальных шкафах, приспособленных для их пломбирования и визуального осмотра без вскрытия, на высоте 1,35 м от пола. В каждом шкафу должны быть пожарный рукав длиной 10; 15 или 20 м и пожарный ствол. Ствол, рукав и кран должны быть постоянно соединены. Льняной рукав перематывается на новую складку раз в полгода. Внешний осмотр кранов производится два раза в год, а проверка с пуском воды - один раз в год.

Правильное использование пожарной сигнализации и наличие средств пожаротушения - гарантия своевременного обнаружения очага возгорания и его оперативной ликвидации в начальной стадии.

Выполнение всего рассмотренного комплекса мероприятий позволит руководителю ОУ исключить возникновение чрезвычайной ситуации, связанной с пожаром, обеспечить строгое соблюдение правил пожарной безопасности на территории и в здании, а также научить учащихся и работников правилам и мерам пожарной безопасности в любых условиях и обстановке.

Нормативные документы

  1. Федеральный закон от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (с изм. и доп.)
  2. Указ Президента РФ от 09.11.01 № 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" (с изм. и доп.)
  3. Постановление Правительства РФ от 14.01.03 № 11 "О правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности" (с изм. и доп.)
  4. Распоряжение Правительства РФ от 30.09.02 № 137б-р "Об обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации" (с изм. и доп.)
  5. Приказ МЧС России от 18.06.03 № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности в Российской Федерации "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)»
  6. Приказ МЧС России от 18.06.03 № 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)"
  7. Приказ Гособразования СССР от 04.07.89 № 541 "О введении в действие Правил пожарной безопасности" (вместе с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений)
  8. ГОСТ Р 51017-97 "Техника пожарная. Огнетушители передвижные. Общие технические требования. Методы испытания" (утв. постановлением Госстандарта России от 28.01.97 № 20)
  9. НПБ 88-2001"Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования" (утв. приказом ГУГПС МВД России от 04.06.01 № 31) (с изм. и доп.)
  10. НПБ 110-99 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (утв. ГУГПС МВД России, введены приказом ГУГПС МВД России от 22.03.99 № 20) (с изм. и доп.)
  11. НПБ 166-97 "Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации" (утв. приказом ГУГПС МВД России от 31.12.97 № 84)
  12. Закон Московской области от 27.12.05 № 269/2005-03 "О пожарной безопасности в Московской области"

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень нормативных документов по пожарной безопасности для общеобразовательных учреждений

Комплект нормативных доументов по П/Б для общеобраазовательных учреждений...

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2» Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности Учитель: Фролов Владимир

Пояснительная записка  Основная  образовательная программа основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании») Елань-Коленовской школы №2 предназначена для удовлетворени...

Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения

Пожарная безопасность как один из компонентов безопасности учреждения...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для проведения занятий по правилам пожарной безопасности с учащимися общеобразовательных школ

Обучению по настоящему методическому пособию должны быть охвачены все учащиеся общеобразовательных школ Форма проведения занятий: беседа, лекция, семинар в сочетании с практическими занятиями, экскурс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность

   Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...


 

Комментарии

В этой статье приведены содержание основных локальных актов по ПБ, а также различные инструкции и действия при пожаре. Буду очень рада если этот материал кому- то поможет в работе.