Система подготовки обучающихся основной школы к новой форме итоговой аттестации
статья (9 класс) на тему

Система подготовки обучающихся основной школы к новой форме итоговой аттестации

Юлаева Ирина Алексеевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система подготовки обучающихся основной школы к новой форме итоговой аттестации

Юлаева Ирина Алексеевна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

ГБОУ школы №580 Приморского района Санкт-Петербурга.

 

С введением стандартов второго поколения начинается новый этап в развитии системы  российского образования.  Инновационный характер этого этапа выражается в новой оценке качества образования, результатов обучения на второй и третьей ступени школьного образования, а именно в использовании системы объективных измерителей качества подготовки обучающихся по тем или иным предметам учебного плана. В этом отношении итоговая аттестация в 9 классе в новой форме полностью удовлетворяет требованиям стандартов второго поколения. Следует отметить, что постепенное введение новой формы ГИА для обучающихся основной школы ведется Министерством науки и образования Российской Федерации с 2004 года. Некоторые результаты предшествующих лет показывают, что с экзаменом по математике  не справляются более 20% обучающихся 9 классов, по русскому языку-более 23%. Таким образом, итоговая аттестация обучающихся  в новой форме становится для многих учеников серьёзным и трудным испытанием . В то же время есть дети, которые справляются с заданиями, предлагаемыми новой формой аттестации, без особых затруднений. Более того, опрос девятиклассников показал, что многим легче справиться с заданием контрольно-измерительных материалов, нежели выполнить работу по традиционной форме. Кроме того, способности каждого ребёнка к тому или  иному предмету глубоко индивидуальны. Поэтому перед каждым учителем сегодня встаёт вопрос: как сделать так, чтобы каждый обучающийся наиболее полно реализовал  свой потенциал и был успешен на  итоговой государственной аттестации?

Обозначив и для себя подобную проблему, администрация нашей школы  вместе с учителями  разработала и внедрила в педагогический процесс свою систему подготовки  обучающихся 9 классов к новой форме ГИА. Эта система складывалась в течение нескольких лет, опираясь на опыт  единого государственного экзамена.  В основ выстроенной нами системы-  некоторые определяющие её принципы, а именно:

  1. целостность модели обучения, что обеспечивает необходимые условия для последовательной системной подготовки  к новой форме итоговой аттестации на всех ступенях школьного образования;
  2. преемственность содержания образования, применяемых технологий, учебно-методических комплектов;
  3. индивидуально-личностный подход к обучению, позволяющий создать необходимые условия для максимального самораскрытия природных задатков и способностей каждого ребёнка.
  4. деятельностный подход, основанный на самостоятельно-поисковой деятельности обучающихся, который позволяет обеспечить необходимый уровень подготовки, способствует формированию универсальных учебных действий, методов самоконтроля и самопроверки.

 Система работы, построенная на таких принципах,  вне сомнения, позволит максимально успешно решить проблему эффективной подготовки обучающихся 9 классов к новой форме ГИА, а затем и успешного прохождения этой процедуры.

Очень важным  моментом в системе работы школы является  ведение элективных курсов для обучающихся 9 классов поточным методом  . Кроме того,  технологии проектной и исследовательской деятельности как приоритетные в учебном процессе  также способствуют успешной реализации  вышеперечисленных принципов школьной модели подготовки к ГИА, поскольку полученные навыки  самостоятельного приобретения знаний  являются основой для  подготовки и успешного её прохождения .

Задача учителя общеобразовательной школы - научить и подготовить каждого на максимально возможном для него уровне .Очень важно, чтобы каждый ученик определил для себя планируемый результат, на какую отметку он должен сдать экзамен. Это не означает, что“потолок” должен занижаться или оставаться неизменным, но на него нужно ориентироваться как ученику, так и учителю. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать “на выходе” для ребенка результат выше, чем планировалось. Но и обучающийся тоже должен уметь определять свою цель. Поэтому работу по подготовке к ГИА в новой форме каждый учитель начинает с этапа мотивации. Прежде всего, обучающихся необходимо убедить, что экзамен в новой форме показывает истинную картину знаний, умений и навыков, где невозможно списать или воспользоваться решебником, а значит, нужно надеяться только на себя и свои знания.

В начале учебного года каждый учитель, работающий в 9 классе, должен подробно по- знакомить обучающихся и их родителей с нормативными документами по проведению ГИА, особенностями содержания и оценивания экзаменационной работы, бланками и правилами их заполнения. В школе (возможно и в учебном кабинете) оформляется стенд “Готовимся к экзаменам”. На нём размещаем демонстрационный вариант экзаменационной работы, кодификаторы элементов её содержания и спецификацию, бланки с правилами их заполнения и описание системы оценивания результатов выполненной работы. Следующий шаг- подготовка по темам, который   начинается уже в   сентябре, Это-необходимая   база для решения заданий  экзаменационной работы нового формата. Поэтому каждый учитель чётко планирует  часы прохождения программы, резервные уроки и часы, отведённые на повторение, а администрация школы контролирует прохождение программы .Своевременное прохождение программы и  тщательная проработка каждой темы позволяет достичь обязательного уровня обучения каждому обучающемуся. Однако важно так выстраивать учебный процесс, чтобы он не привёл  к стандартизации мышления, не «гасил»  творческие способности одарённых детей. Дифференцированный подход при подготовке к итоговой аттестации – залог успеха её прохождения разной категорией обучающихся.

В 3 триместре учебного года начинается завершающий этап подготовки к ГИА. Как правило, к этому времени заканчивается изучение нового программного материала, поэтому подготовка к экзамену идет уже непосредственно на каждом уроке. После отработки заданий первой части у обучающихся сформирована база, необходимая для выполнения более сложных заданий, и можно приступать ко второй части экзаменационной работы. Задания второй части различаются по уровням сложности. Как правило, большинству девятиклассников трудно самостоятельно справиться с этими заданиями. Поэтому целесообразно разбирать такие задания со всеми обучающимися на уроках. А задания повышенного уровня сложности-   на консультациях с наиболее успешными обучающимися и желающими.

Для отслеживания уровня усвоения материала и определения сильных и слабых сторон при подготовке к ГИА 2-3 раза в год целесообразно проводить  контрольные диагностические (ДКР) и разноуровневые контрольные (РКР) работы. Содержание работ соответствует структуре и содержанию КИМов ГИА. По результатам выполнения работ учитель корректирует работу с классом, планирует индивидуальную работу. Эффективность представленной системы работы надеемся увидеть  в результатах наших   учеников на ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое повторение тематического блока «Неравенства» в условиях новой формы итоговой аттестации в 9 классе

В рамках построения общероссийской системы оценки качества образования поставлен вопрос о получении независимой оценки учебных достижений учащихся, освоивших программы основного общего образования. Эт...

Система подготовки обучающихся к ГИА в новой форме по географии

Данная система позволяет подготовить учащихся к сдаче экзамена по географии в новой форме и получить высокий результат. Эту систему я использую третий год,  в итоге получаю 100% успеваемость и ка...

Проектная работа по теме :«Итоговое повторение тематического блока «Уравнения» в условиях новой формы итоговой аттестации в 9 классе».

В  проекте  рассмотрен содержательный блок «Уравнения» . Разобраны решения  различных видов уравнений и  подобраны задания для подготовки учащихся к  выполнению...

«Формирование экспериментальных умений учащихся в ходе подготовки к государственной итоговой аттестации за курс основной школы в новой форме»

В 2008 г. впервые в ряде регионов государственная итоговая аттестация выпускников 9-го класса по физике проводилась в новой форме. КИМ представляет собой письменную работу, которая оценивает общеобраз...

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)

О преподавании русского языка в связи с подготовкой учащихся к ГИА по русскому языку за курс основной школы (в новой форме)На современном этапе развития российской системы образования происходит новое...