Главные вкладки

    «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».
    материал по теме

    Борисова Мария Николаевна

    Выступление на педагогическом совете 8.10.11

    Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».

    Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped._sovete.doc83.5 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_k_ped._sovetu.ppt2.66 МБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на педагогическом совете 8.10.11

    Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».

    Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.

     В настоящий период наша страна  включена в систему значительных преобразований и целенаправленных изменений во всех сферах жизнедеятельности. Изменения коснулись политического устройства, экономического уклада жизни, что актуализировало смену ценностей, приоритетов, целей и направлений развития современного общества России и привело к  полной модернизации  системы образования.  (слайд1)

    Как сказал Д. Равен шотландский педагог-психолог: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и  социального, должна это учитывать».

     Таким образом,  современная образовательная политика России, отражает общенациональные интересы в сфере образования и предъявляет их мировому сообществу, учитывая вместе с тем общие тенденции мирового развития.

     Согласно  концепции образования: школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений  и формирования новых жизненных установок личности,  так как развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно   принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.  Данные требования нашли свое отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения, которые предлагают многовариативные образовательные практики для обучения детей и в корне меняют характер педагогической деятельности.  (слайд2)

    Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации. В сфере этого,  важным является вопрос о профессиональной компетентности учителя будущего. Это понятие получило широкое распространение в психолого- педагогической литературе сравнительно недавно. (3слайд)

    Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

    В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.

     Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

    По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

    В исследовании Татьяны Михайловны понятие профессиональная компетенция  учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.

    Введенский  В.Н. выделяет четыре основных педагогических компетентностей:  коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую.

    Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой». (4 слайд)

    Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, умение работать с данной информацией. (5 слайд)

    Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. (6 слайд)

    Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. (7 слайд)

    В других источниках выделяют следующие виды педагогических компетенциий. (8слайд с макросами)

    компетенция

    показатели

    критерии

    Профессиональная компетентность

    качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

    1. знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;  знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены;
    2. знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности;
    3. знание основ научной организации труда;
    4. знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
    5. знание основ экологии, экономики, социологии;

    владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

    Информационная компетентность

    качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;

    1. умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
    2. умение вести школьную документацию на электронных носителях;
    3. ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

    Коммуникативная компетентность

    качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;

    1. умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
    2. умение убеждать, аргументировать свою позицию;
    3.  владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
    4. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
    5. умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
    6. готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
    7. опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
    8. владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
    9. потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения; готовность воспринимать новое во внешней среде;

    Правовая компетентность

    качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

    знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности

    нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

    Психологическая компетентность


    1. трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций, демонстрация самопринятия и самовыражения, конструктивность и конкурентноспособность; эмпатийность и толерантность в общении с миром детей;
    2. мотивация личностного роста, умение прогнозировать позитивный образ достижений

    Анкета

    Оцените уровень развития  своих педагогических компетенций от 0 до 5 баллов.

    компетенция

    Профессиональная компетенция

    - знание основ общетеоретических дисциплин

    -знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним

    - знание современных педагогических технологий

    - знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены

    -знание основ экологии, экономики, социологии

    Информационная компетенция

    - умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

    - умение вести школьную документацию на электронных носителях

    - ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности

    Коммуникативная компетенция

    - умение вести вербальный и невербальный обмен информацией

    - умение убеждать, аргументировать свою позицию

    -  владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи

    - умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми

    -  умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему

    - владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контекст

    Правовая компетенция

    -знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации

    - законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность

    - Конвенции о правах ребенка

    - правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности

    нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

    Психологическая компетенция

    - трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций

    - мотивация личностного роста, умение прогнозировать позитивный образ достижений

    Литература:

    1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога//Педагогика 2003
    2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М., Когито-Центр 2002
    3. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания.//Начальная школа, 2004
    4. Толковый словарь под ред.  Д.И. Ушакова, М., 1935


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».

    Выбор эффективных средств помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...

    Статья: "Обучение математике в школе в условиях модернизации Российского образования"

    Доклад по курсу дополнительного профессионального образования....

    Пути совершенствования процесса обучения аудированию в условиях модернизации Российского образования (английский язык).

    Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...

    «Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»

    Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для ...

    «Система национально-регионального воспитания в условиях модернизации российского образования»

    В статье отражены  варианты реализацции национально-региональтного компонента. Выступлене на межвузовской конференции г.Азова...


     

    Комментарии

    КАРЕВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

    Спасибо, будем использовать анкету для оценки уровня профессиональной компетенции