«Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».
материал по теме

Борисова Мария Николаевна

Выступление на педагогическом совете 8.10.11

Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».

Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_ped._sovete.doc83.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_ped._sovetu.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете 8.10.11

Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».

Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.

 В настоящий период наша страна  включена в систему значительных преобразований и целенаправленных изменений во всех сферах жизнедеятельности. Изменения коснулись политического устройства, экономического уклада жизни, что актуализировало смену ценностей, приоритетов, целей и направлений развития современного общества России и привело к  полной модернизации  системы образования.  (слайд1)

Как сказал Д. Равен шотландский педагог-психолог: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и  социального, должна это учитывать».

 Таким образом,  современная образовательная политика России, отражает общенациональные интересы в сфере образования и предъявляет их мировому сообществу, учитывая вместе с тем общие тенденции мирового развития.

 Согласно  концепции образования: школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений  и формирования новых жизненных установок личности,  так как развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно   принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.  Данные требования нашли свое отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения, которые предлагают многовариативные образовательные практики для обучения детей и в корне меняют характер педагогической деятельности.  (слайд2)

Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации. В сфере этого,  важным является вопрос о профессиональной компетентности учителя будущего. Это понятие получило широкое распространение в психолого- педагогической литературе сравнительно недавно. (3слайд)

Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.

В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.

 Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».

По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

В исследовании Татьяны Михайловны понятие профессиональная компетенция  учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.

Введенский  В.Н. выделяет четыре основных педагогических компетентностей:  коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую.

Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой». (4 слайд)

Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, умение работать с данной информацией. (5 слайд)

Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. (6 слайд)

Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. (7 слайд)

В других источниках выделяют следующие виды педагогических компетенциий. (8слайд с макросами)

компетенция

показатели

критерии

Профессиональная компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей;

  1. знание основ общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;  знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены;
  2. знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средств обучения и их дидактические возможности;
  3. знание основ научной организации труда;
  4. знание современных педагогических технологий продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
  5. знание основ экологии, экономики, социологии;

владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.

Информационная компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;

  1. умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  2. умение вести школьную документацию на электронных носителях;
  3. ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Коммуникативная компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе;

  1. умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, а также проводить диагностирование личных свойств и качеств собеседника;
  2. умение убеждать, аргументировать свою позицию;
  3.  владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации.
  4. умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;
  5. умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему.
  6. готовность к проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); владение знанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект);
  7. опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.
  8. владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контексте; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  9. потребности и ценностные ориентации, перцептивные (стойкие) убеждения; готовность воспринимать новое во внешней среде;

Правовая компетентность

качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач

знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;

Психологическая компетентность


  1. трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций, демонстрация самопринятия и самовыражения, конструктивность и конкурентноспособность; эмпатийность и толерантность в общении с миром детей;
  2. мотивация личностного роста, умение прогнозировать позитивный образ достижений

Анкета

Оцените уровень развития  своих педагогических компетенций от 0 до 5 баллов.

компетенция

Профессиональная компетенция

- знание основ общетеоретических дисциплин

-знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним

- знание современных педагогических технологий

- знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены

-знание основ экологии, экономики, социологии

Информационная компетенция

- умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием

- умение вести школьную документацию на электронных носителях

- ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности

Коммуникативная компетенция

- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией

- умение убеждать, аргументировать свою позицию

-  владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи

- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми

-  умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему

- владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контекст

Правовая компетенция

-знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации

- законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность

- Конвенции о правах ребенка

- правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности

нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

Психологическая компетенция

- трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций

- мотивация личностного роста, умение прогнозировать позитивный образ достижений

Литература:

  1. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога//Педагогика 2003
  2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М., Когито-Центр 2002
  3. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания.//Начальная школа, 2004
  4. Толковый словарь под ред.  Д.И. Ушакова, М., 1935


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».

Выбор эффективных средств помощи детям с  ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...

Статья: "Обучение математике в школе в условиях модернизации Российского образования"

Доклад по курсу дополнительного профессионального образования....

Пути совершенствования процесса обучения аудированию в условиях модернизации Российского образования (английский язык).

Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...

«Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»

Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для ...

Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.

Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...


 

Комментарии

КАРЕВА КСЕНИЯ СЕРГЕЕВНА

Спасибо, будем использовать анкету для оценки уровня профессиональной компетенции