«Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».
материал по теме
Выступление на педагогическом совете 8.10.11
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».
Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped._sovete.doc | 83.5 КБ |
prezentaciya_k_ped._sovetu.ppt | 2.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете 8.10.11
Тема: «Ключевые профессианальные компетентости педагога в условиях модернизации российского образования».
Борисова М.Н., зам. директора по УВР 2-3 ступени.
В настоящий период наша страна включена в систему значительных преобразований и целенаправленных изменений во всех сферах жизнедеятельности. Изменения коснулись политического устройства, экономического уклада жизни, что актуализировало смену ценностей, приоритетов, целей и направлений развития современного общества России и привело к полной модернизации системы образования. (слайд1)
Как сказал Д. Равен шотландский педагог-психолог: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать».
Таким образом, современная образовательная политика России, отражает общенациональные интересы в сфере образования и предъявляет их мировому сообществу, учитывая вместе с тем общие тенденции мирового развития.
Согласно концепции образования: школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений и формирования новых жизненных установок личности, так как развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Данные требования нашли свое отражение в новых федеральных образовательных стандартах второго поколения, которые предлагают многовариативные образовательные практики для обучения детей и в корне меняют характер педагогической деятельности. (слайд2)
Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации. В сфере этого, важным является вопрос о профессиональной компетентности учителя будущего. Это понятие получило широкое распространение в психолого- педагогической литературе сравнительно недавно. (3слайд)
Джон Равен определяет компетентность как специфическую способность, необходимую для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающую узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия.
В других исследованиях, наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Одни отождествляют его с понятием «компетентность», другие – выделяют его как самостоятельную структуру.
Авторы толкового словаря под редакцией Д.И. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий».
По мнению Сорокиной Т.М., под профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
В исследовании Татьяны Михайловны понятие профессиональная компетенция учителя трактуется как динамическая, процессуальная сторона его профессиональной подготовки, характеристика профессионального роста, профессиональных изменений, как мотивационных, так и деятельностных.
Введенский В.Н. выделяет четыре основных педагогических компетентностей: коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально-педагогическую.
Коммуникативная компетентность педагога – профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой». (4 слайд)
Информационная компетентность включает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов, умение работать с данной информацией. (5 слайд)
Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. (6 слайд)
Интеллектуально-педагогическую компетенцию автор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. (7 слайд)
В других источниках выделяют следующие виды педагогических компетенциий. (8слайд с макросами)
компетенция | показатели | критерии |
Профессиональная компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; |
|
владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии. | ||
Информационная компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе; |
|
Коммуникативная компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; |
|
Правовая компетентность | качество действий работника, обеспечивающих эффективное использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач | знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность; Конвенции о правах ребенка; трудового законодательства, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи; |
Психологическая компетентность |
|
Анкета
Оцените уровень развития своих педагогических компетенций от 0 до 5 баллов.
компетенция | |
Профессиональная компетенция | |
- знание основ общетеоретических дисциплин | |
-знание методики преподавания предмета, программ и учебников по преподаваемому предмету; знание методики воспитательной работы, требований к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним | |
- знание современных педагогических технологий | |
- знание педагогики, психологии, возрастной физиологии, школьной гигиены | |
-знание основ экологии, экономики, социологии | |
Информационная компетенция | |
- умение работать с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием | |
- умение вести школьную документацию на электронных носителях | |
- ведение регулярной самостоятельной познавательной деятельности | |
Коммуникативная компетенция | |
- умение вести вербальный и невербальный обмен информацией | |
- умение убеждать, аргументировать свою позицию | |
- владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи | |
- умение вырабатывать стратегию, тактику и технику, взаимодействие с людьми | |
- умение идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером по общению и эмпатийно относится к нему | |
- владение эффективными техниками общения, способность быстро и правильно ориентироваться в социальном контекст | |
Правовая компетенция | |
-знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации | |
- законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность | |
- Конвенции о правах ребенка | |
- правил внутреннего распорядка образовательного учреждения, правил по охране труда и пожарной безопасности нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи | |
Психологическая компетенция | |
- трансляция оптимальных способов решения кризисных ситуаций | |
- мотивация личностного роста, умение прогнозировать позитивный образ достижений |
Литература:
- Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога//Педагогика 2003
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация. М., Когито-Центр 2002
- Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания.//Начальная школа, 2004
- Толковый словарь под ред. Д.И. Ушакова, М., 1935
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологическая адаптация детей и молодежи в условиях модернизации российского образования».
Выбор эффективных средств помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, повышающих возможности их обучения и возвращающих их на путь развития, должен быть основан не только на чётко...
Статья: "Обучение математике в школе в условиях модернизации Российского образования"
Доклад по курсу дополнительного профессионального образования....
Пути совершенствования процесса обучения аудированию в условиях модернизации Российского образования (английский язык).
Современное общество ждёт от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые п...
«Роль школьных библиотек в условиях модернизации российского образования»
Школьная библиотека не только обеспечивает текущий учебный процесс и руководит чтением школьников, но уже сегодня является ресурсной базой обновления школьного образования, информационным центром для ...
Статья "Формирование гражданственности и патриотизма на уроках истории и обществознания в условиях модернизации российского образования"
Это статья об опыте работы по данной теме...
Педагогические условия формирования профессиональных компетенций в условиях модернизации российского образования
Формирование профессиональных компетенций...
Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.
Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...
Комментарии
Оценка уровня профкомпетенции
Спасибо, будем использовать анкету для оценки уровня профессиональной компетенции