Речевая развивающая среда образовательного учреждения
статья по теме

Филиппова Светлана Анатольевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речевая развивающая среда

образовательного учреждения

Для школы № 27 2009-2010 учебный год стал годом работы над проектом «Создание развивающей речевой среды», предпосылками для создания которого явилось:

понимание педагогическим коллективом первостепенной важности, необходимости работы по созданию развивающей речевой среды, зависимости успешности обучения от уровня развития речи учащихся, понимание необходимости действий всего педагогического коллектива по формированию полноценных речевых умений учащихся, совершенствованию собственных речевых умений;

наличие таких форм учебной и внеучебной  деятельности школы, которые, во-первых,  способствуют созданию развивающей речевой среды и, во-вторых, обрели в школе четкие технологические признаки и могут быть воспроизведены в других образовательных учреждениях. Это такие формы работы, как школьный литературный театр (существует в школе более 30 лет), музейная практика для старшеклассников во Всероссийском музее А.С. Пушкина, научно-исследовательская деятельность учащихся в области истории и филологии, проведение ассамблей и то, что является собственной инновационной разработкой школы, проведение однодневных или двухдневных литературных семинаров, продолжительностью от шести до двенадцати часов, посвященных творчеству того или иного писателя.

Инновационный проект обновления образовательной программы «Создание развивающей речевой среды» – это результат деятельности всего педагогического коллектива, направленный на создание наиболее благоприятных условий для повышения качества обучения учащихся и уровня образования выпускников школы.

Вся индивидуальная и социальная жизнь человека проходит в речевой среде. Под развивающей речевой средой (термин Л. П. Федоренко) понимается среда, стимулирующая речевые коммуникации, среда, в которой развивающий потенциал не складывается стихийно, а носит планомерный и последовательный характер, направляет коммуникативную деятельность. В школе развивающая речевая среда включает всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, администрацию школы). Развивающая речевая среда – необходимое  условие полноценного формирования мышления учащихся и становления их личности. Педагоги, работающие в школе с углублённым изучением гуманитарных предметов, как никто другой понимают, что язык и речь являются не только способом хранения информации, но инструментом мышления человека. Поэтому одной из важнейших целей формирования развивающей речевой среды становится расширение доступного учащимся понятийного аппарата, а значит, формирование «образа мира, в слове явленного». Если формирование целостной картины мира, в конечном счёте, является одной из ведущих задач проекта, то проект можно рассматривать как социально-педагогический, направленный на качественное изменение роли и места хорошей речи в образовательном процессе, повышение уровня её значимости. Реализация проекта должна привести к позитивным изменениям в состоянии речи субъектов образовательного процесса, к повышению уровня общешкольной культуры, разработке новых образовательных технологий.

Сегодня, когда три месяца работы над проектом позади, можно говорить об окончании первого этапа его реализации: проведены педсоветы и заседания методических объединений учителей-предметников, на которых были определены ближайшие задачи и роли, выполняемые каждым участником проекта, завершено обучение учителей, идёт овладение новыми технологиями, уже известными в городе, разработка и опробирование новых. Достигнута согласованность в действиях всего педагогического коллектива. В начале работы над проектом было ясно, что большого труда и внимания потребует работа, направленная на углубление и расширение преемственности между учителями средней и начальной школы. Взаимопосещение открытых уроков, проведение круглых столов, совместное корректирование программ – те действия, которые позволили объединить усилия и выработать программу дальнейших действий. Активно ведётся также работа, направленная на максимальную интеграцию учебных предметов. С этой целью созданы творческие группы учителей и учащихся, ведущие работу над созданием ученических проектных работ разного масштаба.

На втором этапе реализации проекта предполагается достижение существенной оптимизации учебно-воспитательной работы. В учебной работе это, прежде всего, успешность при формировании компетентности учащихся (способности применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах). Способность самостоятельно формулировать гипотезу, работать над её доказательством, привлекая знания из разных предметных областей, умение представлять результат  формируются у учащихся в ходе работы над учебными исследованиями  (например, «Музыка как один из способов создания образа героя», «Архитектурный ландшафт литературного произведения»). Конечная цель воспитательной работы любого образовательного учреждения – формирование у учащихся целостной картины мира (насколько это возможно к семнадцатилетнему возрасту выпускника школы), т. к. сами слова «образованность», «образование», этимологически связанные со словом «образ» и предполагают поэтому наличие у образованного человека наличие сложившегося образа мира и своего образа, неразрывно связанного с макромиром.

Программа воспитания петербуржца, реализующаяся в современной петербургской школе, в рамках предлагаемого проекта приобретает особое значение: развивающая речевая среда, неразрывно связанная с традициями культурной столицы, должна способствовать формированию творческого потенциала петербуржца, не только знающего культуру родного города, но и активно участвующего в её дальнейшем становлении, формированию не только созерцателя, но и  создателя прекрасного. Работа литературного театра, подготовка Ассамблей способствуют формированию таких надпредметных компетенций, как теоретически обоснованный многокритериальный выбор решения, развитие коммуникативных умений.

Воспитание петербуржца – начальный этап становления активной гражданской позиции, воспитания патриотизма. Глубокое изучение национального языка как философии народа – один из важнейших способов приобщения к национальной культуре и формирование патриотизма как системы взглядов на своё место в национальной культуре. Учащиеся нашей школы и раньше проходили практику в музее «Царскосельский Лицей», в этом году начата работа, связанная с историко-литературными проектами Фонтанного дома.

Однако одной из сложностей работы, направленной на патриотическое воспитание, является опасность националистических перегибов. Воспитание толерантности к другим национальным культурам происходит  в процессе изучения иностранных языков наряду со своим родным, следствием чего должно стать освоение единого мирового культурного пространства. Так в школе продолжается функционирование проекта международного обмена с гимназией аббатства Мариенштатт и началось сотрудничество с двуязычной гимназией города Будапешт.

Работа над проектом призвана, во-первых, обеспечить повышение культурного уровня учащихся, формирование гармоничной личности; а во-вторых, привлечь уже мотивированных на получение гуманитарного образование учащихся и создать условия для их дальнейшего профессионального самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы к решению образовательных и коррекционно-развивающих задач в условиях образовательного учреждения I-II вида»

Состояние современного общества поставило перед образованием ряд острейших проблем, среди которых резкое ухудшение физического, психического, неврологического и нравственного здоровья детей. Поэтому п...

Управление инновационными процессами в развивающемся образовательном учреждении

В современных социокультурных условиях России развитие системы образования в значительной степени определяется тем, насколько эффективно осуществляется управление всеми ее звеньями. Идеи развития стан...

Создание в образовательном учреждении развивающей среды для педагогов и учащихся.

Создание развивающей среды для педагогов и учащихся – это одно из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений, предусматривающих обеспечение санитарно-гигиенических условий вну...

Статья «Создание коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения II вида»

В статье кратко представлены основные аспекты по созданию коррекционно-развивающей среды в условиях специального образовательного учреждения для слабослышащих учащихся.  Статья со...

О роли программы развития образовательного учреждения в развивающей и развивающейся школе

Аннотация: в статье показана роль программы развития школы как управленческого нормативного документа, обеспечивающего инновационное развитие школы, представлены механизмы реализации программы,...