Развитие способности к самообразованию как условие повышения нового качества образования
статья по теме

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры и т.п. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, вариативность и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_fathutdinovoy.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие способности

к самообразованию как  условие повышения нового качества образования

                                                                   

                                           

Совершенствование качества обучения и воспитания в ОУ напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Чтобы учить других – учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в широком смысле этого слова.

Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры и т.п. Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, вариативность и др.

Под самообразованием традиционно понимают познавательную деятельность человека, которая:

  1. осуществляется добровольно;
  2. управляется самим человеком;
  3. необходима для осознанного совершенствования каких-либо качеств индивида.

Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у педагогов развивается потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.

Важным условием является правильно организованная и проводимая в системе работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. Поэтому участие администрации является важным как в процедуре анализа и самооценки педагогической деятельности, так и в процессе разработки индивидуальной программы развития, ее реализации, мониторинга результативности. Для того чтобы справиться со всеми задачами, руководителю самому необходимо постоянно заниматься самообразованием. Задача администрации не в том, чтобы учить педагога всю жизнь, а в том, чтобы он научился это делать сам. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это  нехватка времени, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации
• Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
• Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека»
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, управления образования, он имеет больше прав в выборе классов.

• Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
• Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
• Интерес. Учиться просто интересно. Говорят : «Врачу – исцелися сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Однако, несмотря на такой широкий спектр форм организации процесса самообразования, ведущую в нем роль играют администрация школы и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.  Самообразовательная деятельность учителей осуществляется на разных уровнях, что свидетельствует  о разных возможностях их личностно-профессионального роста.   Для выявления способности учителей  к саморазвитию руководители предметных кафедр проводят различные тесты, анкеты (Тест «Оценка уровня готовности педагога к развитию"), а методическим советом  школы разработано примерное планирование этапов работы над самообразованием  (Источник:
Журнал "Справочник заместителя директора школы" № 2, 2011 года).  В гимназии мы стараемся создать условия для развития способностей педагога, его профессиональной деятельности. Теоретические и практические психолого-педагогические семинары, педагогические советы, ВКС,  заседания методического совета, предметных кафедр способствуют повышению уровня самосовершенствования.

Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

У вас на руках находятся предложенные нами план работы над методической темой и содержание работы по самообразованию. Эти направления тесно связаны друг с другом, но нельзя забывать о том, что это разные понятия. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Начинающему педагогу в этом сложном деле, как правило, необходима помощь руководителя или наставника. Вся работа учителя - это постоянный поиск, предполагающий постоянное самосовершенствование, а значит и постоянное обновление своего педагогического и методического арсенала. Процедура самообразования не должна носить формальный характер. Задача руководителей методических служб (всех уровней) состоит в том, чтобы планирование собственного профессионального развития становилось для педагога внутренней потребностью, помогало ему продвигаться вперед, постоянно совершенствоваться. Как показывает практика, чем выше качество самооценки, тем выше качество образования. Поэтому наша задача - помочь учителям выстроить внутреннюю самооценку таким образом, чтобы она позволяла щколе, учителю и ученику переходить на новый качественный уровень и внутренний мониторинг выстраивался на одних основаниях с внешними. Это обеспечит прозрачность и публичность результатов образовательной деятельности, взаимодействие всех уровней и субъектов оценки качества образования.

 Так как учитель остается основным субъектом, призванным решать задачи развития образования. И именно он является ресурсом повышения качества образования. Проблема управления качеством образования – одна из самых актуальных для любой школы, для каждого руководителя и учителя.

"…Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования" – это высказывание М.Поташника стало для нас отправной точкой по выстраиванию деятельности в данном направлении. Учитель – главный источник качества обучения, развития и воспитания школьника. Поэтому, диагностика и оценка профессионального мастерства учителей выступает средством повышения качества образования.

Наиболее существенной и интересной для нас показалась идея комплексной оценки педагогического мастерства учителя через критерии и показатели результативности учебно-воспитательного процесса (уровень знаний, умений, навыков, развития и воспитанности учащихся), а также через развитие собственной педагогической деятельности учителя. Систематизирующим фактором для описанной деятельности становится деятельность самого учителя, т.к. он  - участник двух процессов: методической работы и образовательного процесса. Каждый учитель в течение учебного года составляет мониторинговые карты, где отражается результативность по этим двум направлениям. На основе мониторинговых карт методическим советом школы определяется уровень развития профессионального мастерства педагога, личный вклад каждого в реализацию программы развития гимназии на данном этапе. Только определив уровень профессионального мастерства педагога, можно планировать обобщение и распространение передового опыта. Выстроенная таким образом работа с педагогом включает механизмы самоанализа и самоконтроля, повышают его профессиональное мастерство.

            Нами проводится анализ влияния механизма оценки профессионального мастерства педагогов, созданного на диагностической основе, на качество школьного образования посредством образовательного мониторинга. Кто же осуществляет этот большой по объему педагогический мониторинг?

  1.  во-первых – самооценка учителя, осуществляется самим учителем;
  2. гимназические предметные кафедры и творческие группы учителей обеспечивают методическое сопровождение реализуемых образовательных программ;
  3. педагогические советы дают текущую оценку состояния дел, осуществляют коррекцию планов;
  4. аналитическая группа, в которую входят завучи, руководители предметных кафедр осуществляет сбор информации и ее анализ;
  5. социологическая группа, в которую входят классные руководители, школьный психолог  осуществляет психодиагностику, сбор информации, анализ данных по проблеме.

Информация накапливается в форме таблиц и диаграмм. Обработка и систематизация материала позволяет делать анализ влияния педагогического мастерства педагогов на качество образования.

       Объектом мониторинга качества школьного образования являются учащиеся школы, а направлением его – качество школьного образования. Мониторинг по этому показателю поможет сравнивать качество обучения по предмету внутри параллели по годам, увидеть на каком году обучения и по какому предмету снижается качество, тем самым корректировать план работы соответствующего методического объединения, конкретного учителя.

Материалы мониторинга качества школьного образования.   

Таким образом, материалы мониторинга говорят о реальном влиянии уровня профессионального мастерства педагогов школы на качество образования. На наш взгляд, мониторинг качества образования – это удачная форма в работе с педагогом, которая направлена:

  1. на конструктивный поиск причин недостатков и путей их исправления;
  2. на оказание адресной, повседневной, конкретной помощи учителю;
  3. на получение более совершенного уровня педагогического мастерства;
  4. на формирование и поддержание чувства коллективной ответственности педагогического коллектива за конечный результат работы гимназии;
  5. на повышение мотивации педагогов к профессиональной деятельности;
  6. в конечном счете, на повышение качества образования школьников.

            Показатели эффективности педагогического самообразования – это, прежде всего, качество организованного учителем учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Далее вам будет представлен опыт наших коллег, которые в своей деятельности формы самообразования, которые приводят к повышению качества знаний обучающихся.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

Новое качество образования как приоритет развития современной школы

Условия, необходимые для реализации данной идеи, закреплены в новом законе «Об образовании в Российской Федерации». Казалось бы, чего проще – изучить закон и исполнять его? И все же, на наш взгляд, оч...

От повышения профессионализма педагогов к обеспечению нового качества образования

Статья о методической работе в школе направленной на повышение профессионализма педагогических работников в рамках реализации ФГОС...

Технология развития критического мышления как средство достижения нового качества исторического образования

Развитию УУД  способствует применение современных педагогических технологий. На мой взгляд, для достижения личностных результатов важным компонентом развития обучающихся является формирование и р...

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

Целевая программа перехода в эффективный режим работы для школ с низкими результатами и работающих в сложных социально-экономических условиях "Новой школе - новое качество образования" 2019 год

Решение проблемы перехода школы в эффективный режим работы связывается с оптимизацией условий организации образовательного процесса на основе раскрытия внутреннего потенциала ресурсов школы и кооперац...

Урок химии в 10 классе по теме спирты. (развитие способности к самообразованию)

Единство химической организации живых организмов на Земле. Спирты....