Главные вкладки

    От повышения профессионализма педагогов к обеспечению нового качества образования
    статья на тему

    Талагаева Галина Васильевна

    Статья о методической работе в школе направленной на повышение профессионализма педагогических работников в рамках реализации ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_talagaeva_g.v.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    От повышения профессионализма педагогов к обеспечению нового качества образования

    Г.В. Талагаева

    Инновационные процессы в школе должны охватывать не только образовательную и воспитательную сферы, но и управленческую, имеющую отношение непосредственно к педагогическому коллективу.

    Работу по реализации ФГОС в управленческой деятельности администрация школы спланировала и проводит по нескольким направлениям.

    Первое направление - рейтинг. Для приобщения педагогов к систематическому самоанализу профессиональной деятельности педагогическим советом школы разработано «Положение о рейтинговой системе оценивания профессиональной деятельности учителей», позволяющее оценить результативность учебной и внеклассной работы по предмету, методическую деятельность учителя и своевременное выполнение им поручений.  Рейтинговая оценка дает возможность определения степени эффективности  инновационной деятельности школы. Это позволяет администрации школы:

    • определить    уровень    готовности    педагогов      к    введению новых стандартов
    • спланировать    повышение  квалификации  педагогов внутри школы по направлениям инновационной деятельности,  
    • вести контроль качества образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
    • систематизировать деятельность  школы по мотивации и стимулированию педагогов, успешно участвующих в инновационных процессах.

    Рейтинговая система оценивания педагогов помогает администрации составить объективное представление о профессиональной компетентности учителя, а учителям помогает сравнить результаты с результатами коллег., позволяет решать проблемы, возникающие при аттестации, и осуществлять рефлексию и самооценку собственной деятельности.  Рейтинг педагога в рамках МО учит его самостоятельно видеть, ставить и решать свои профессиональные затруднения.
         Проводимая в рамках школы работа по системе рейтинговой оценки педагогов имеет свои результаты: изменилось отношение учителей к портфолио, самообразованию, стало больше участников конкурсов профессионального мастерства.

    Второе направление - диагностика. 

    Самоанализ педагога призван дать полное представление о работе  и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы. Диагностика позволяет определить  область затруднений, планировать учебную и внеурочную деятельность с учетом выбора содержания и  форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получение обратной связи.  

    Главная задача, стоящая перед администрацией школы в условиях введения ФГОС – это создание таких условий профессионального развития, при которых каждый педагог из разряда относящихся негативно и нейтрально к инновациям стремился к разряду повышенной мотивации, только при таком положении дел начинается самоопределение, самовыражение, самореализация и саморазвитие. А для этого необходимо было оценить внутреннее состояние каждого педагога.

    С целью изучения способности  педагога  к  творческому  саморазвитию  в процессе инновационной деятельности,  самооценки личности своих качеств, возможностей реализации себя в профессиональной деятельности педагогам школы был предложен тест «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (Л.Н. Бережнова)».

          Результаты теста показали, что уровень стремления к саморазвитию у коллектива школы достаточно высокий, при этом отмечается заниженная самооценка своих качеств педагогами. Для повышения самооценки было принято решение о создании творческих групп - по проектированию интегрированных межпредметных уроков и внеурочных мероприятий. Это дало свои результаты. В прошлом году учителя подготовили замечательные проекты: литературно-краеведческий урок «Поэты родного края», «Наша школа в цифрах и таблицах» - открытый урок предметов естественно-математического цикла, урок русского языка и профориентации «Выбор профессии», интегрированные уроки изо, истории и литературы «Бородино»,  методическим объединением классных руководителей была создана творческая группа по разработке технологии эффективного взаимодействия школы и семьи, результатом плодотворной работы стал проект «Лучший туристический маршрут».  Проектирование таких мероприятий требует длительной подготовки и предполагает активное участие и взаимодействие внутри группы, что повышает самооценку педагога. Работа в команде дает возможность увидеть своих коллег в работе, обменяться опытом, увидеть новые возможности.

    На этапе диагностики руководство школы  поставило перед собой  задачу создать условия для раскрытия личности педагога, научить преподавателей концентрироваться не на проблемах, а на возможностях.

    Третье направление - совершенствование методического сопровождения учителя.

    Результаты диагностики  самооценки профессиональной деятельности были представлены  коллективу  и обсуждены на одном из педагогических советов. Решением педсовета  определено,  что самообразование                        - это  фактор устойчивого профессионального роста педагога. А чем выше профессионализм, тем выше самооценка и комфортнее собственное состояние учителя. Для того чтобы оказать реальную помощь учителю в организации самообразования, администрация школы опирается на  потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Методическая работа в школе строится  с учетом индивидуальных потребностей учителей. Совместное обсуждение проблем, имеющих отношение к каждому учителю, безусловно, стимулирует его самообразовательную деятельность. В числе проблем, составляющих основу педагогического самообразования учителей школы, стали  проблемы индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее обучение, проектная деятельность, личностно-ориентированное обучение.

    В связи с переходом на ФГОС ООО в этом году были организованы рабочие группы: «Технологическая карта урока», «УМК», «Технология», «Мониторинг», деятельность которых   способствовала созданию оптимальных условий для творческого развития личности каждого педагога  с учетом его внутренних ресурсов,  и возможностей. В свою очередь, создание в школе условий, при которых возможна максимальная самореализация каждого учителя, безусловно, приведет к повышению его самооценки.

    Комиссией по распределению стимулирующих выплат были разработаны критерии оценки качества труда учителей. Внедрение такой системы материальной поддержки, позволяющей стимулировать учителей, активно участвующих в инновационной деятельности, также способствует личному росту педагога, повышению качества преподавательской и воспитательной работы и улучшению результатов труда.

    Четвертое направление перспектива.

    Учитывая результаты групповой работы учителей, новые стандарты образования, мы поставили перед собой следующие задачи:

    • создание в школе информационного поля, формирование школьного банка  методических разработок;
    • проведение психолого-педагогических семинаров и тренингов;
    • разработка планов персонального профессионального роста;
    • разработка системы внутри школьного обучения;

    Надеемся, что успешное решение поставленных задач создаст условия профессионального комфорта для учителя, а, следовательно, приведет к творческому расцвету его личности, к новым инновациям и, что самое главное к успешным ученикам.

     

    Библиографический список

    Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. — М, 1992. — С. 108.

    Ю.К. Бабанский. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. — М., 1982. 
    Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред.  Т.И. Шамовой - М., 1991. 
    Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М.: Минобразования РФ, 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

    Я решил представить этот проект, так как у этого подхода масса преимуществ перед другими подходами и методиками, во всяком случае, в преподавании иностранного языка. Этот подход наиболее эффекти...

    «Использование принципов коммуникативного подхода в сочетании с методом модульного обучения в рамках современного урока английского языка с целью обеспечения нового качества образования для каждого ученика.»

    Pазвитие коммуникативной компетенций учащихся на уроках    английского языка посредством использования принципов коммуникативного обучения в сочетании с модульным обучением....

    Научное общество обучающихся как средство формировании единой образовательной среды для обеспечения нового качества образования

    Работа научного общества обучающихся 5-х классов в рамках внеурочной деятельности по обще-интеллектуальному направлению в период внедрения ФГОС ООО нового поколения....

    Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"

    Задача современной образовательной   системы –    не напичкать ученика  фундаментальными     знаниями   (большинство которых никогда н...

    Сборник методических материалов по итогам муниципальных педагогических чтений 2015 "Профессионализм педагога - условие достижения современного качества образования"

    Сборник методических материалов. Материалы муниципальной конференции  педагогических работников образования «Педагогические чтения – 2015 «Профессионализм педагога - условие достижения современно...

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рамках традиционного урока английского языка.

    ПРОЕКТ Применение коммуникативного подхода в сочетании с ИКТ при формировании и развитии коммуникативной компетенции учащихся с целью обеспечения нового качества образования каждого ученика в рам...

    "Профессионализм педагога - один из аспектов качества образования".

    Одной из главных задач системы образования, которая живёт сегодня в условиях модернизации, является повышение качества образования. Повышение качества образования возможно только в случае профе...