От социального партнерства к сетевому взаимодействию.
статья по теме

Талапова Елена Анатольевна

Создание в школе клуба вожатых. Взаимодействие средней и начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Создание в школе клуба вожатых64.5 КБ

Предварительный просмотр:

История вожатского движения

Летом 1923 года при отрядах пионеров Москвы были созданы  первые группы октябрят. Большинство октябрят были ровесниками Октябрьской революции, оттуда такое название. В августе 1924 года эти группы официально были признаны как подготовительные  при пионерской организации.

Группа октябрят создавалась в первом классе школы  и действовала в течение всего обучения в начальных классах под руководством одного из пионерских отрядов. Пионерский отряд являлся коллективным вожатым октябрят, организовывал работу в октябрятской группе с целью подготовить ребят к вступлению в пионерскую организацию. Вожатых групп октябрят обычно утверждал совет дружины, а вожатых звездочек – совет отряда-шефа.

Воспитательная работа с октябрятами являлась важнейшим поручением Ленинского комсомола пионерам. Отряд направлял активных и инициативных пионеров вожатыми группы и звездочки октябрят. Вожатые организовывали конкретные дела, проводили в октябрятских звездочках работу по интересам. Пионеры-вожатые помогали октябрятам в учебе, выполнении первых поручений, учили своих младших товарищей дружно жить и вести коллективную общественную работу, выполнять правила октябрят.

Совет пионерской дружины создавал штаб по работе с октябрятами, в который входили вожатые групп октябрят. В состав штаба могли быть избраны и некоторые вожатые звездочек. Непосредственно руководил штабом член совета дружины, ответственный за работу с октябрятами. По поручению совета дружины штаб закреплял группы октябрят за отрядами, подбирал и утверждал вожатых октябрят, организовывал учебу и обмен опытом работы вожатых групп и звездочек октябрят. Штаб являлся организатором смотра работы отрядов по руководству группами октябрят. Он осуществляет подготовку и проведение различных игр и конкурсов, праздников и трудовых операций октябрят. Штаб создавал в пионерской комнате «Уголок вожатого октябрят», в котором были собраны справочные и методичные материалы в помощь вожатым, разработки игр, тексты песен. Члены штаба нередко вместе приходили в одну из групп октябрят, чтобы посмотреть и затем обсудить проводимое пионерами мероприятие.

У пионерских отрядов тоже были вожатые. Над  звеньями младших пионеров обычно  шефствовали старшие друзья из отряда, который шефствует над ними. Вожатые помогали в подготовке и проведении пионерских дел. По поручению комсомола отрядом старших пионеров руководил пионерский вожатый –  член ВЛКСМ. Он работал под руководством старшего вожатого дружины в тесном и постоянном контакте с классным руководителем.

В 1967 году было принято Положение «О старшем и отрядном пионерском вожатом Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина».


История создания Клуба вожатых

После распада пионерской организации имени Ленина прекратилась и вожатская работа. Очень скоро появилась необходимость в создании детской организации, которая могла бы стать органом школьного самоуправления, помогала в воспитании, развитии детей, объединила коллектив класса и школы.

В нашей школе был создан Парламент. Под руководством Парламента некоторые классы школы приняли участие в работе над социальным проектом. Мои ученики работали над социальным проектом «Чистый район на карте города». Поэтому в то время  мы тесно сотрудничали с Чесменским мемориальным кладбищем. По инициативе ребят были восстановлены утраченные таблички на могилах солдат. Тогда же  ребята заинтересовались историей, знакомились с биографиями героев, похороненных на Чесменском кладбище. В классе были ребята, которые любили приходить к малышам, заниматься с ними на переменах и после уроков, в школьной газете они создали рубрику «Начальники» для учеников начальной школы. Поэтому не удивительно, что в классе возникла идея создать еще одну творческую группу в рамках работы над социальным проектом. Это была группа, которая работала с учащимися начальных классов. Используя собранный материал, мои ученики разработали занятия для малышей, на которых рассказали об истории Чесменского кладбища, о Московском парке Победы, о летчике Севастьянове, именем которого названа соседняя улица. Кроме занятий в классе, ребята разработали и провели несколько пешеходных экскурсий. Можно сказать, что это было началом организованной шефской работы в школе. Таким образом, мы плавно перешли от работы над социальным проектом к шефской работе. Это послужило предпосылкой к началу работы  по созданию клуба вожатых.

I шаг к созданию Клуба вожатых – инициатива учащихся старшего класса  по проведению организованной работы с учащимися начальной школы. Организация и проведение бесед с учащимися, помощь учителям начальной школы в подготовке и проведении классных часов и праздников.

Следующий шаг – это привлечение к деятельности учащихся из других классов. Самыми отзывчивыми на этом этапе явились ученики пятых классов, недавние выпускники начальной школы. Они с удовольствием помогали в работе своей первой учительнице и её новым ученикам.

Параллельно с этой работой взрослыми продумывалась структура будущего Клуба, разрабатывалась программа его работы.

Структура Клуба вожатых.

Структура клуба вожатых состоит блоков, каждый из которых содержит теоретическую и практическую части.

I блок. Игротека.

А. На теоретических занятиях дети знакомятся с методикой проведения различных игр и методикой вовлечения учащихся в игровые программы.

Б. Практическое применение полученных знаний – разработка игровых программ, использование их во время перемен, после уроков.

II блок. Коллективно-творческие дела.

А. Теоретическая часть в данном блоке представляет собой накопление вожатыми опыта общения с подшефными школьниками, знакомство с принципами организации КТД.

Б. Школьники совместно с руководителями создают систему массовых мероприятий с детьми, работают по организации коллективно-творческих дел и досуга учащихся, разрабатывают сценарии, тематические классные часы.

III блок. Этикет.

А. С целью оказания помощи учащимся в расширении и углублении знаний о культуре поведения и общения проводятся занятия по теории этикета: “Роль общения в жизни и развитии человека”, “Виды общения. Содержание общения”, “Умение слушать и слышать”, “Конфликты”.

Б. На занятиях-практикумах: деловых и ролевых играх, дискуссиях ребята имеют возможность поделиться знаниями правил хорошего тона, разобрать и проиграть различные ситуации (обидели, заблудился и др.), деловые игры, наблюдения.

Данная программа помогает привлечь широкий круг детей к участию в общественной деятельности, увеличению числа учащихся, занятых организационной работой, повышению социальной активности, дает возможность позитивной самореализации, сближению интересов взрослых и детей в организации досуга.

Также осуществляется интеграция приобретенных навыков выбора вида деятельности и социальной роли через участие детей в работе клуба вожатых. Подростками  отрабатывается выбор социальной роли. Учащимся предлагается самим определить направление своей работы. Таким образом, в соответствии с их интересами и выбором определяется, в каком блоке будет работать ребенок со своим подшефным классом. В один класс направляются несколько вожатых, которые работают в разных направлениях, чтобы у ученика начального звена была возможность выбора. Одним из важнейших направлений в деятельности клуба является привлечение учащихся к общественной жизни школы, организации досуга.

Работа вожатых включает в себя

  1. Помощь классному руководителю подшефного класса.
  2. Помощь в организации конкурсов.
  3. Проведение тематических классных часов.
  4. Сопровождение в поездках.
  5. Помощь редколлегии подшефного класса.

Работа в клубе вожатых начинается с пятого класса. Пятиклассники обычно берут шефство над классом своей первой учительницы. Ребята помогают учителю организовывать игры на переменах и во время прогулок, сопровождают класс в столовую во время обеда. Первые недели, недели адаптации и для первоклассников, и для пятиклассников проходят легче, потому что ученики пятого класса не чувствуют себя оторванными от первой учительницы и не ощущают себя самыми маленькими в средней школе, а первоклассники видят, что у них в школе, совершенно новом для них мире есть друзья. А потом уже начинается подготовка и проведение праздников, совместные выезды на природу и многое другое. Сейчас ученики пятых классов помогают первоклассникам готовиться к Масленице и к 8 марта. Вместе они делают поделки для ярмарки и подарки для мам. Уже не один год учащиеся старших классов осенью под руководством учителя физики готовят и проводят уроки для ребят из 2-х классов «Эта удивительная вода».

На осенних и на весенних каникулах наша школа выезжает в «Восток-6», где проводятся игры и тренинги. На время пребывания в пансионате формируются разновозрастные отряды. В одной команде оказываются и третьеклассники, и семиклассники, и завтрашние выпускники. Такая работа помогает сплочению коллектива школы.

Социальные партнеры, организация взаимодействия

Нашим социальным партнером в этом направлении работы в первую очередь стал педагогический колледж №1 им. Н.А Некрасова. Также  мы сотрудничаем с психологами из ППМС центра. Студенты Некрасовского колледжа проводят в проведении теоретических занятий и занятий-практикумов с вожатыми. Оказывают вожатым помощь в разработке и проведении КТД. Представители ППМС центра проводят с вожатыми тренинги, теоретические занятия.

Положение о Клубе вожатых

Цель:

Помочь школьникам в  организации досуговой деятельности,  в адаптации в школьном коллективе, а также в выполнении социально-значимых дел и заданий по плану работы.

Задачи:

  1. Установить связь с классным коллективом.
  2. Активно участвовать в организации и проведении внеклассных мероприятий.
  3. Помогать учащимся первых и пятых классов в освоении новой социальной роли.

Членство в Клубе вожатых

  1. Членом Клуба может быть ученик  5-11 класса, который хочет работать с детьми младшего школьного возраста.
  2. Прием производится добровольно и индивидуально.
  3. Членство в клубе прекращается:

- по собственному желанию ученика, после того как он сообщает об этом на заседании Клуба вожатых;

- если ученик совершает действия не совместимые с требованиями Устава. Решение об исключении из Клуба вожатых принимается на заседании Клуба вожатых.

Права и обязанности членов Клуба вожатых

Член Клуба вожатых обязан:

  1. Выполнять план работы, составленный руководителем и утвержденный на собрании вожатских групп.
  2. Посещать заседания Клуба вожатых.
  3. Принимать участие в организации и проведении КТД
  4. Отчитываться о проделанной работе в установленные сроки.

Член Клуба вожатых имеет право:

  1. Проявлять активность в работе.
  2. Участвовать в планировании текущей работы.
  3. Выйти из состава вожатских групп.

Клуб вожатых

Игротека 

КТД

Этикет

Теоретичес-кие занятия

Разработка и использование  игровых программ

Теоретичес-кие занятия

Создание системы КТД

Теоретичес-кие занятия

Занятия-практикумы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования» Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса.

«Роль социального партнерства в решении проблем развития муниципальной системы образования»Социальное партнерство – один из путей повышения эффективности воспитательного процесса....

Подпрограмма воспитания и социализации обучающихся экологического аспекта социального направления с использованием технологий сетевого взаимодействия на ступени основного общего образования ГБОУ школы №519 Московского района Санкт-Петербурга «Человек и

Подпрограмма «Человек и природа» предусматривает интеграцию собственных образовательной и воспитательной программ Учреждения с практикой сетевого взаимодействия с различными социальными партнёрами.Уча...

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия.

Проектирование подпрограммы по экологическому аспекту социального направления в рамках программы воспитания и социализации обучающихся с использованием различных форм сетевого взаимодействия. В школе ...

Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия

Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...

Модели социального партнерства и сетевого взаимодействия в деятельности ОДОД

Организация, развитие и перспективы социального партнерства на примере вокальной студии "Созвездие" в ГБОУ школе №189 "Шанс" и ДДТ "Преображенский".Ни для кого не секрет,...

Технология формирования гражданского сознания школьников на материалах современной политической, социально-экономической ситуации в мире, стране, регионе через сетевое взаимодействие педагогических и ученических коллективов сетевых групп

    В данной статье представлен опыт работы Усть-Ламенской школы по гражданско-правовому воспитанию школьников через сетевое взаимодействие. Вы познакомитесь с приёмом ПОПС - формула,...

Методические рекомендации по организации инновационного проекта по учебно-исследовательской деятельности через форму сетевого проекта, как образовательного пространства, организованного посредством социального партнерства с помощью сервисов web 2.0»

Использование проектных методик в сочетании с возможностями, предоставляемыми сетевыми ресурсами, развивает культуру ученического исследования, способствует рождению познавательной инициативы обучающи...