Тьюторское сопровождение в дополнительном образовании
статья по теме

Тарасова Оксана Александровна

Проект внедрения тьюторского сопровождения в Доме детского творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyutorskoe_soprovozhdenie_v_levshe.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Управление  образования Администрации МО Приуральский район

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества «Левша»

Тьюторское сопровождение

в МОУ ДОД ДДТ «Левша»

Составила:

Педагог дополнительного образования

 МОУ ДОД ДДТ «Левша»

Тарасова Оксана Александровна

ЯНАО, Харп

2013г.

Введение.

Ученик будет знать, что существует,

ребенок научится ходить сам по проторенному пути,

а подопечный тьютора научится создавать свой путь.

Основой социального самоопределения личности учащегося выступает ценностно-смысловое самоопределение, т.е. определение себя относительно общекультурных человеческих ценностей с целью выделения и обоснования собственной жизненной концепции и позиции. Социально-экономические преобразования, характерные для России в последние 10-15 лет, резко изменили ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой существенные изменения в образовании. Сегодня задачами образования и воспитания являются не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и формирование у школьников индивидуальной активности в области самопознания, саморазвития, самоопределения, самостоятельности, способности к успешной социализации, будущей адаптации на рынке труда и самореализации в жизни.

           «Главной задачей образования на современном этапе развития человеческой цивилизации должно стать создание условий для самостоятельного выбора человека, формирование готовности и способности действовать на основе постоянного выбора и умение выходить из ситуации выбора без стрессов» (Из доклада международной комиссии ЮНЕСКО по образованию в ХХI веке).

              Общее образование молодёжи завершается  на старшей ступени  обучения в школе.  Поэтому функции старшей школы  предопределяют направленность содержания  всего школьного образования и очень важны  для  формирования и реализации потенциальных возможностей старшеклассников,  «опробывания»  собственных сил и способностей, нахождение себя перед выходом во взрослую жизнь.

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" объявлено: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем». Эта мысль очень важна для понимания того, почему тема инноваций, как никогда актуальна в системе дополнительного образования.

Формирование осознанного заказа обучающегося на собственный процесс образования – на сегодняшний день становится чрезвычайно важной. А это, в свою очередь, и является главным содержанием принципа открытости.

В последнее время все более очевидно, что только внешне представленное многообразие разнородных предложений по обучению еще не гарантирует обучающемуся реализацию принципа открытости образования необходимым образом.

Для этого каждому молодому человеку надлежит овладеть культурой выбора и соорганизации различных предложений в собственную образовательную программу.

Такая задача – использование всего возможного ресурса открытого образования, а также построение своей собственной индивидуальной образовательной программы – требует в современной ситуации особых технологий и работы педагога, обладающего для этого специальными средствами.

При каких же условиях система дополнительного образования может быть системой открытого образования?

Безусловно, самое главное условие – это внедрение тьюторства в систему дополнительного образования официально, т.к. эта система уже существует в дополнительном образовании, а именное в учебно-исследовательской работе с учащимися.

Нужен ли в системе дополнительного образования тьютор?

Система дополнительного образования так или иначе сама по себе подразумевает принципы индивидуализации.

Что же это такое тьюторство?

Тьютор (англ. tutor) - исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Тьюторство - это такой педагогический способ работы, который сопровождает выход ребенка на индивидуальную образовательную программу. Педагог работает с познавательным интересом, сопровождает реализацию индивидуальных образовательных программ.

Главное: тьюторство в отличие от всего остального напрямую работает с индивидуализацией человека.

Тьюторство не является культурной новацией. Функция наставничества существует столько же, сколько существует человеческая культура. С той только разницей, что это происходит по большей части стихийно, а в некоторых случаях обретает институциональную форму. В современной ситуации тьюторство ищет и осваивает новые формы институционализации

Канонический тип тьюторства, это, собственно, прямое наследие Оксфорда и Кембриджа, который можно назвать антропологическим тьюторством. Оно работает непосредственно с человеком: понимание потенциала, на который можно опереться, перевод этого потенциала в ресурс, далее в образовательную программу. То есть сегодня тьюторство работает в трех пространствах — информационном, социальном и антропологическом — и пользуется тремя разными видами средств, адекватных этим пространствам.

Тьютор это тот, кто работает с принципом индивидуализации. Некоторые педагоги до сих пор путают индивидуальный подход и индивидуализацию.

А индивидуализация — это совсем другое. Если мы признаем, что люди принципиально разные, то может, надо дать им право на разное учебное содержание, для каждого свое. Для педагогического сознания это очень не банально. Это отказ от того, что все должны усваивать одно и тоже. Концепты «учить всех» и «учить каждого» совсем разные.

Протестанты говорят: ты пришел в этот мир, ты индивидуален, ты выбираешь свой путь, слушай голос сердца, слушай, что говорит твоя душа, но ты пришел в этот мир один, ты уйдешь из него один и ты будешь один держать ответ. В этом смысле в протестантизме очень сильна культура индивидуализма. Поэтому не случайна распространенность тьюторства в Англии, Америке, скандинавских странах. Тут, правда, возникает серьезный вопрос: будет ли это адекватно российскому сознанию? У нас-то другая ментальность.

Чем же отличается идеология от культурной идеи. Идеологию нужно искусственно удерживать, продвигать, а культурная идея она сама живет, могут меняться люди, страны, но культурная идея воспроизводится, в этом ее логика. И если принять, что тьюторство это культурная идея, то она должна воспроизводиться в любой ментальности, в любой среде. И тому подтверждения следы тьюторства в России. Дядьки в Царскосельском лицее. Василий Жуковский. Поэта изначально пригласили, чтобы он историю читал наследнику. Почему его? Много же было известных историков. А важно было на историческом материале поставить у наследника историческое мышление, помочь осознать миссию, понять, что делали твои предки, в чем твой следующий шаг и в чем твоя ответственность. Так можно и Аристотеля считать тьютором? Он-то был приглашен к юному Александру Македонскому тоже не для передачи знаний.

Цель: внедрение тьюторского сопровождения в  образовательном процессе МОУ ДОД ДДТ «Левша»

Задачи:

- научить ребенка максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы.

- научить ребенка жить в информационном обществе и использовать все его возможности.

- воспитать у ребенка такие качества, как: толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе.

- научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия.

Суть тьюторства в МОУ ДОД ДДТ «Левша»:

1. Первый — раскрыть потенциал ребенка. Потенциал ребенка и потенциал мира для ребенка. Допустим, ребенок интересуется животным и растительным миром, ему нравится собирать, рассматривать, изучать, но он даже не представляет, как много нового он может узнать в той или иной области биологии

2. Тьютор (педагог дополнительного образования) расширяет потенциальный коридор для ребенка: биологический, экологический, культурологический, какой угодно. Но сам по себе этот потенциал пока не является ресурсом для образовательной программы. Специальные виды исследовательских работ эту, уже потенциально открытую среду, могут сделать ресурсной. И это второй такт тьюторской работы в нашем учреждении.

Тьюторское сопровождение в МОУ ДОД ДДТ «Левша».

Что тьютор делает в центре, работая с ребенком? Есть ли возрастная специфика в тьюторских технологиях Дома творчества?

В нашем учреждении мы работаем с познавательными интересами ребенка. В каждый момент времени ребенку что-то интересно, он не может объяснить почему, но ему интересно именно этим заниматься. Почти все дети общительны и активны. Предлагаю ввести тьюторское сопровождение через проектную и исследовательскую деятельность. А со старшим возрастом сопровождение идет на материале профильного обучения. И везде есть работа на индивидуализацию с выходом на индивидуальную образовательную программу.

Тьютор в центре работает в ситуации «здесь и сейчас». Он ничего не «навешивает», он работает в той активности, которая есть у ребенка в данный момент, в данной ситуации. Другое дело, что он работает на индивидуализацию, на более глубокое и рефлексивное отношение к себе. Для родителей тьютор – это педагог, который будет заниматься сопровождением образовательной программы ребенка.

Что может дать тьюторство в дополнительном образовании? Тьютор в нашем Доме творчества может предложить ребенку несколько направлений:

Например:

- Организация тьюторского сопровождения участников летнего выездного экологического лагеря «Юный исследователь природы»

- Тьюторское сопровождение в изобразительном и декоративно-прикладном направлениях

- Тьюторское сопровождение в профильном направлении. Например, в детских объединениях «Юный журналист», «Школа лидерства»

- Тьюторство в туристическом клубе

Вначале в течение года педагог работает с познавательным интересом ребенка в объединении. Педагог и ребенок вместе строят карту — где про что-то нужно и можно узнать и как это сделать. Педагог и ребенок вместе ходят по разным местам, собирают материал — в зоопарках, музеях, на экскурсиях, в походах, в выездных летних экологических лагерях, приобретают необходимые навыки работы с определителями. Затем вместе делают проекты, осваивают несложные исследовательские техники. Затем работа, экскурсии, сбор материала и освоение методик исследовательской работы, навыки оформления исследовательской работы и участие на научно-практических конференциях, конкурсах, соревнованиях разного уровня в течение года. Ну а дальше речь может пойти о выборе профессии и дальнейшего образования.

Тьютор всегда «прикреплен» к конкретному человеку. Кстати, известен, такой факт из образовательной истории лауреатов Нобелевской премии: у несколько химиков, лауреатов Нобелевки последних лет, во время обучения в Кембридже был один тьютор. Тьютор не просто открывает своему подопечному методы и способы работы, но и специально обучает этому. Это как в байке: то ли рыбой голодного накормить, то ли научить его удочку мастерить. То есть ученик получает инструменты того, как по жизни работать со своим интересом, как проектировать, как находить ресурсы для самореализации.

Таким образом, тьюторство это достаточно сложная квалификация. Задача педагога – тьютора «ухватить» интересы ребенка, развернуть перед ним потенциальные возможности развития его интереса, причем в понятных ему формах. При этом нельзя глубоко скатываться в специализацию, иначе другие его интересы будут ущемлены. Научить ребенка самого видеть эти возможности, искать и использовать их. Научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия. Пока это очень эксклюзивная практика. И поддержка государством этого направления в системе дополнительного образования, задает большие горизонты.

Но не каждый педагог может стать тьютором, даже если ему хочется. «Чем отличается учитель от тьютора? Учитель работает ответами, а тьютор вопросами». Учитель вошел в класс, его никто ни о чем не спросил, а он уже начинает: «Подлежащее это главный член предложения…» или «Кольский полуостров находится…». То есть учитель это знающий и рассказывающий о своем знании (ну, хороший учитель способен не столько рассказывать, сколько организовывать освоение этого знания, но в любом случае, он со знанием работает), а тьютор это в большей степени вопрошающий. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых твой подопечный начинает глубже видеть, уметь продлевать и углублять вопросы — вот искусство тьютора. Совершенно другой тип работы.

Сравнительная характеристика тьютора и преподавателя.

Преподаватель

Тьютор

Является принципиальным источников содержания курса наряду с другими средствами обучения

Методически управляет освоением учебного курса

Доступен обучающимся во время занятий, определенных расписанием

Доступен обучающимся всегда

Передает содержание курса

Организует образовательную деятельность обучающихся

Имеет дело только с учебным материалом курса

Работает с материалом курса и производственными проблемами обучающихся

Устанавливает с обучающимися отношения иерархии (знающий-незнающий)

Устанавливает с обучающимися отношения партнерства (вместе развивающиеся)

Мониторинг тьюторского сопровождения в МОУ ДОД ДДТ «Левша».

Мониторинг тьюторского сопровождения воспитанников предлагаю проводить в виде систематического и непрерывного сбора информации по участию воспитанников в конкурсах различного уровня, проектах, соревнованиях, выставках, НПК, олимпиадах и т.д., для отслеживания тенденций изменения. С этой же целью помимо сбора информации, осуществляется анализ и хранение информации виде отчетов, анализов работы, диагностики по отдельным направлениям работы.

Для обеспечения качества и результативности в работе необходима стабильность. Для достижения этой цели в центре используются такие виды мониторинга, как информационный, базовый, проблемный.

Педагоги в своей работе должны использовать элементы мониторинга с целью решить какие-то проблемные моменты. На начальном этапе можно использовать управленческий мониторинг( «слепая гусеница»), где в самом начале тьютор решает, что делать и как сделать образовательную программу своему воспитаннику, используя в своей деятельности следующий управленческий цикл: воздействуй, изучай, планируй, действуй.

Есть разные способы фиксации образовательной программы, наиболее распространены портфолио и эссе. Когда заканчивается определенный цикл тьюторского сопровождения, ребенок пишет эссе, в котором размышляет, что ему удалось, на что он ориентируется дальше, почему именно на это, в чем его следующий шаг.

Можно использовать три типа основных тьюторских практик в Доме творчества, каждая из которых предлагает собственные основания для соорганизации тех или иных учебных предложений в индивидуальную образовательную программу.

1. Тьюторская практика открытого дистанционного образования (информационный контекст тьюторства)

В системе дистанционного образования главная цель заключается в умении жить в информационном обществе и использовать все его возможности.

Моделью открытого образования в данном случае является сама форма использования человеком информационных технологий, и именно под эту задачу начинает действовать тьюторское сопровождение, помогая учащемуся выстраивать обучение, используя навыки работы в Интернете. Одной из ведущих технологий в данном контексте является РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»).

2. Тьюторская практика открытого образования (социальный контекст тьюторства)

В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества.

В этом случае ведущей целью является способность человека жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах многообразные культуры, присутствуют разные логики и всевозможные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, умение слушать собеседника и работать в группе, понимание другой точки зрения, построение диалога и т.д.

Наиболее значимыми образовательными технологиями здесь являются такие, как проектирование, социально-контекстное образование и др., позволяющие через открытое образование воссоздавать институты гражданского общества.

3. Тьюторская практика открытого образования как сопровождение индивидуальной образовательной программы (антропологический контекст тьюторства)

Открытое образование в антропологическом контексте представляется в первую очередь как пространство всех возможных ресурсов для собственного образовательного движения любого человека.

Главная цель в этом случае – научить ребенка максимально использовать различные доступные средства для построения своей образовательной программы. Являясь заказчиком на собственное образование, именно он способен проектировать его содержание и нести связанные с этим риски и ответственность.

Тьюторская практика в антропологическом контексте реализует сопровождение всего процесса построения подопечным своей образовательной программы, начиная от работы с первичным познавательным интересом через его углубление за счет исследований или проектов и специальную деятельность по их формированию до тьюторского консультирования в области профессиональных обучающих программ.

Ведущими открытыми образовательными технологиями при этом являются методы ситуативного анализа, исследования и проектирования, портфолио.

Конечно, в процессе реализации своей индивидуальной образовательной программы учащийся объединяет различные контексты, но при обсуждении содержания тьюторской деятельности очень важно понимать, какой тип педагогической практики разворачивает тьютор и, в связи с этим, на какие открытые образовательные технологии он преимущественно опирается в своей работе.

Построение модели тьюторского сопровождения в Доме творчества.

Сутью тьюторского сопровождения в центре является специально организованная наставником деятельность по осознанию и выбору обучающимися различных учебных предложений и составлению своих индивидуальных образовательных программ.

Таким образом, основной принцип труда тьютора – это «расширение» образовательного пространства каждого обучающегося до преобразования его в открытое (контексты открытого образовательного пространства: информационный, социальный, антропологический).

Обсуждая общую модель тьюторского сопровождения, необходимо еще раз принципиально различить открытые и закрытые образовательные пространства и на уровне организации практического педагогического действия, и на уровне философской антропологии как обоснования определенного типа пространства.

Закрытое образовательное пространство предполагает определенный путь, которым надо провести ученика к заранее известному педагогу образу, результату. В основе – конкретный Учитель, его Школа и методы преподавания. На уровне философской антропологии необходимость закрытого образовательного пространства задается необходимостью формирования самодисциплины и воли для освоения обязательной учебной программы. Это характерно для общеобразовательной школы.

Открытое образовательное пространство предоставляет учащемуся выбор образа себя и своего пути. В идеале оно должно предлагать множество различных школ. Этот тип пространства не формирует заранее заданный образ, а имеет целью дать опыт самоопределения. Все эти условия есть в системе дополнительного образования. На уровне философской антропологии необходимость открытого образовательного пространства задается представлением о человеке, свободном в принятии решения о своем образе.

Предполагаемые результаты.

Практика тьюторского сопровождения дает хорошие результаты и помогает ребенку, даже не самому успешному в учебе в школе, добиваться хороших результатов в системе дополнительного образования и в дальнейшем быть успешным и востребованным в жизни. А самое главное, тьюторское сопровождение помогает воспитанникам преодолевать какие трудности, делает их более самостоятельными, учит их мыслить и думать. «У черепахи не меньше шансов прийти к финишу, чем у зайца», главное тьютор должен помочь ребенку определиться с целью и вести его к этой цели, попутно советуя и помогая, если это нужно, решать какие-либо сложные задачи. Таким образом, взаимные усилия и взаимное желание тьютора и ребенка неизбежно приведут к положительным результатам.

И мне хотелось бы более подробно остановиться на проблеме общего среднего  образования  на старшей ступени обучения:

1. Молодые люди,  вступая  во взрослую жизнь,  не готовы решать те проблемы, которые ставит перед ними общество и государство: самостоятельно ориентироваться в любой ситуации, находить  решение в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт,  осуществлять ответственный  жизненный и профессиональный выбор.

 2. Репродуктивные методы обучения приводят  к  стандартности мышления молодых людей, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск.

 3. Формальность в проведении предпрофильной и профильной подготовки

приводит к тому, что  старшеклассники не готовы к ответственному выбору  будущей профессии и сферы профессиональной деятельности.

 4. Трудности профессионального самоопределения в старшей школе обусловлены тем, что сформировавшаяся профессиональная направленность школьников оказывается оторванной от реальной жизни.  

5. Профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях.

              Чтобы решить вышеуказанные проблемы необходимо  в старшей школе  предоставить  обучающимся  возможность спроектировать своё будущее и сформировать необходимые ресурсы  для осознанного профессионального выбора.  В школе необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника  в процессе становления его способностей  к  самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив.

 Эти условия включают:

- индивидуализацию учебного процесса, которая  обеспечивается предоставлением самостоятельного  выбора старшеклассниками  вариантов изучения предметов (профильные и базовые), элективных курсов, форм обучения, самостоятельного определения тем и направлений исследовательской, проектной и творческой деятельности;

-расширение  пространства социальной  деятельности обучающихся, которая  обеспечивается включением их в различные формы  публичных презентаций, организацией профильных проб, стажировок и практик;
-организацию пространства  рефлексии, которая  обеспечивается в рамках консультаций и обсуждений  с обучающимися  их образовательных целей и перспектив, образовательных  историй  и событий.

              Создать   перечисленные  условия  невозможно без введения в образовательное пространство школы  особой позиции  школьного тьютора, обеспечивающего связь  индивидуальной образовательной потребности обучающегося  и разных вариантов возможностей  её достижения.

Проблемная ситуация, на решение которой направлена программа тьторского сопровождения, заключается в том, что профилизация школы делает для девятиклассника острой и актуальной проблему выбора профиля дальнейшего обучения. Учитывая, что подавляющее большинство девятиклассников ориентировано на обучение в 10-м классе, данная проблема приобретает массовый характер. Отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора и сложности при осознании собственных индивидуальных особенностей и целей препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов. Реализация ИОП требует от обучающихся высокого уровня активности, готовности принимать ответственность за результаты и процесс обучения, способности к грамотной постановке целей и самоорганизации, развития коммуникативной, проектной, информационной компетенции, а так же компетенции самоопределения. Поэтому остро встает необходимость создания системы сопровождения процесса предпрофильного обучения, задачей которого становится помощь учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения.

Цель программы: создание условий осознанного выбора профиля в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

Задачи программы:

1. Развить готовность обучающихся к выбору профиля обучения.

2. Способствовать расширению информационного поля образовательных ресурсов.

3. Создать условия проявления социальной активности обучающегося в вопросах профессионального и личного самоопределения посредством разработки и реализации плана индивидуальной образовательной деятельности.

В таблице ниже указаны основные этапы программы и задачи тьюторского сопровождения.

Этапы программы

Задачи этапа

Зачади тьютора

1.

Целеполагание - начало пути. Индивидуальная образовательная программа

- знакомство обучающихся с целями и этапами программы;

- мотивация участников на создание ИОП.

1. Информирование о целях и содержании программы «Планирование карьеры – начало пути».

2. Выявление и оформление образовательного заказа участника программы.

3. Определение совместно с обучающимся необходимых ресурсов соответствующих реализации поставленной цели.

4. Планирование и оформление совместно с обучающимся образовательных маршрутов соответствующих его цели обучения.

5. Выявление и привлечение, совместно с обучающимися, дополнительных образовательных ресурсов соответствующих поставленной цели.

6. Анализирует с обучающимся способы самоорганизации и формы контроля.

2.

Инновационная стратегия планирования карьеры

- выявление профильных предпочтений участников.

1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП.

2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции ИОП на соответствие поставленным целям и задачам.

3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями.

4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий.

5. Анализирует совместно с обучающимся эффективность образовательных ресурсов цели ИОП.

6. Организует освоение обучающимися навыков исследовательской и
проектной деятельности посредством реализации ИОП, проекта.

7.Организует ситуацию выбора профиля обучения посредством: участия, обучающегося в практиках, стажировках, конференциях, фестивалях, сбора портфолио.

3.

Профессии нового поколения.

-выявление профессиональных предпочтений участников.

1. Контролирует и анализирует ход реализации ИОП.

2. Организует рефлексию обучающегося в ходе коррекции и реализации ИОП на соответствие поставленным целям и задачам.

3. Корректирует ИОП в соответствии с поставленными целями.

4. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий.

5. Определяет совместно с обучающимся образовательные и профессиональные перспективы.

6. Координирует проектную и исследовательскую деятельность.

7. Организует освоение обучающихся различных способов профессиональной деятельности через экскурсии в учреждения высшего и среднего профессионального образования.

4.

Проектирование и управление инновациями своей жизни.

- знакомство обучающихся с типологией карьерных процессов;

- диагностика заявленных компетенций.

1. Проводит мониторинг эффективности обучения по индивидуальной образовательной программе.

2. Анализирует выбор профильной направленности обучающегося.

3. Организует рефлексию с обучающимся образовательных событий, мероприятий.

Возрастные психологические особенности обучающихся 9 класса связаны с процессом самоопределения, как личностного, так и профессионального. Основной проблем самоопределения, в том числе и социально-профессионального, является проблема выбора. Учащиеся старшей школы оказываются в ситуации необходимости осуществления выбора способа продолжения образования после 9 класса и направления получения образования и будущей профессии после окончания школы. Как показывает практика и многочисленные исследование, обучающиеся часто не готовы принимать ответственность, имеют туманное, нереалистичное представление о будущем, испытывают сложности при осознании собственных индивидуальных особенностей, целей, мотивов поведения. В этих условиях резко возрастает тревожность, связанная с не устоявшейся самооценкой и недостаточным развитием навыков саморегуляции и самоорганизации.

Кроме того, возникает интерес к своему внутреннему миру, устойчиво проявляется рефлексивный характер мышления. Одни из главных проблем личностного самоопределения – это поиск собственных ответов на вопросы о смысле собственного существования, о реализации личностью своих прав на свободу выбора собственного пути развития.

Потребность в самоопределении, поиски, пробы могут стать более целенаправленными и управляемыми, если они будут оформлены как индивидуальная образовательная программа. Деятельность по ИОП позволит структурировать и спланировать свою образовательную деятельность, психологические тренинги, консультации, семинары в ходе программы позволят им построить образ желаемого будущего, осознать и поставить ближайшие и перспективные цели, опираясь на приобретенные знания о своих личностных особенностях.

Роль тьютора состоит в проектировании ИОП и сопровождения состоит и в том, что бы создать возможности для самопознания и самореализации, проявление активности и способности к осуществлению самостоятельных действия в различных сферах жизнедеятельности через освоение навыков проектирования своей образовательной деятельности. Кроме того, в 9 классе важно инициировать самоопределение относительно будущего профиля обучения.

Объектом тьюторского сопровождения является группа обучающихся (15 - 20 человек) – участников программы. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются обучающегося на основе его индивидуальных интересов, направленностей.

Формы сопровождения реализуются совместно с классным руководителем обучающихся.

Направление деятельности и формы тьюторского сопровождения

Направления деятельности

Формы сопровождения

Информационно – просветительская деятельность (информирование участников образовательного процесса о возможностях и целях ИОП, направлениях деятельности профилей обучения).

Семинар-тренинг

Инструктивно-методический семинар

Консультация

Экскурсия

Аналитическая деятельность (самоанализ и анализ своих способностей и склонностей, рефлексия хода реализации ИОП).

Рефлексия

Консультация

Тренинг

Коррекционно-развивающая деятельность (коррекция, уточнение, конкретизация, усовершенствование обучающимися ИОП).

Консультация по коррекции ИОП

Рефлексия

Дебаты

Проектно-исследовательская деятельность

Консультация по исследовательской и проектной деятельности, выстраиванию ИОП.

Семинар

Мониторинг и экспертиза условий и результатов образовательной деятельности обучающихся по ИОП

Рефлексия и рефлексивный отчет (реализация ИОП, проектной и исследовательской работы).

Диагностика

Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

- методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

Содержание курса

Блок 1. Целеполагание - начало пути. Индивидуальная образовательная программа.

Инвариантная часть.

Мотивационный тренинг по ИОП. Мотивация обучающихся на процесс осмысления и планирования собственной образовательной программы. Игра – эксперимент, анализ конкретных ситуаций.

Тренинг «Целеполагания». Основные понятия: «цель», «приоритеты». Практическое освоение методик постановки образовательных и профессиональных целей ИОП. Игра-эксперимент.

Инструктивно методический семинар построения ИОП. Информирование о содержание и структуре, критериях оценки. Отработка навыков постановки целей.

Вариативная часть

Индивидуальные и групповые консультации по построения ИОП. Оказание помощи в формировании ИОП: получение недостающей информации, с целью личностного роста и преодоления трудностей, возникающих при ИОП.

Тренинг «Самоорганизация как фактор успешной реализации ИОП». Понятия «планирование», «тайм-менеджмент». Отработка навыков организации своей деятельности.

Блок 2. Инновационная стратегия планирования карьеры.

Инвариантная часть.

Мотивационный тренинг «Исследовательская и проектная деятельность». Понятия «исследование», «проект». Назначение проектных и исследовательских работ. Дискуссия на тему «Проект как реализация профессионального будущего?». Знакомство с методикой «мозгового штурма». Работа с медиатекой, анализ осуществленных проектов и исследований, игра-эксперимент.

Тренинг «Ответственный выбор». Методики и условия принятия решения. Анализ конкретных ситуаций, методы актуализации целеполагания, игра-оценка.

Практическое занятие «Выявление предрасположенности к политехническому профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества для специалиста политехнического направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к политехническому профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: кинестетическое восприятие, техническое и творческое мышление, воображение, умение переключать и концентрировать внимание.

Практическое занятие «Выявление предрасположенности к гуманитарному профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества для специалиста гуманитарного направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов гуманитарного направления. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроения других людей, умение организовывать их взаимодействие.

Практическое занятие «Выявление предрасположенности к естественнонаучному профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества для специалиста естественнонаучного направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов естественнонаучного направления. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к политехническому профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: развитое воображение, наглядно-образное мышление, наблюдательность, внимательность к людям, терпение, настойчивость, готовность к работе вне коллектива.

Практическое занятие «Выявление предрасположенности к художественному профилю». Знакомство с понятием «профиль», «направление». Профессионально важные качества для специалиста художественного направления. Учреждения НПО, СПО, ВПО подготавливающих специалистов художественного направления. Практические упражнения и методики по выявлению профессиональной направленности к политехническому профилю. Кейс – ситуации по отработке ПВК: наглядно-образное мышление, творческое воображение, знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Вариативная часть

Тренинг «Успешная презентация проекта». Культура оформления проекта. Внешний облик, речь, жесты, интонация выступающего. Ролевая игра, метод анализа конкретных ситуаций.

ИОП – работа с медиатекой. Использование информационных технологий на базе работы с медиатекой.

Профориентационные консультации. Оказание помощи в определении профессиональной направленности обучающегося в соответствии с его интересами, способностями и склонностями. Диагностические методики: тест Дж. Голланда, дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), карта интересов (КИ), карта склонностей (КС).

Тренинг «Целеполагание и выбор профессии». Практическое освоение методик постановки профессиональных целей. Правила постановки карьерных целей. Игра – путешествие «Путешествие в будущее», коллаж.

Блок 3. Профессии нового поколения.

Инвариантная часть.

Роль интересов и склонностей в профессиональном развитии и самореализации. Диагностика интересов и склонностей. Определение роли интересов и склонностей в профессиональном саморазвитии и самореализации. Выявление потенциальных (скрытых) возможностей для развития способностей. Диагностические методики: карта интересов (КИ), карта склонностей (КС).

Профессиональная направленность личности. Диагностика профессиональной направленности. Понятия «профориентация», «профпригодность». Профессиональные типы личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предпринимательский, артистический. Типология профессий по объекту труда: человек-человек, человек-знак, человек-природа, человек-техника, человек- художественный образ. Диагностические методики: тест Дж. Голланда, дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО).

Ценности личности как основание жизненной и профессиональной карьеры. Понятие «ценность», «ценностные ориентации». Виды ценностей. Профессия как ценность.

Вариативная часть

Инструктивно-методический семинар «Структура и критерии успешного исследования». Понятие «исследовательская работа» и его структура.

Тренинг «Секреты публичного выступления». Понятие «самопрезентация», «ораторское искусство». Правила публичного выступления. Упражнение по отработке навыков самопрезентации.

Тренинг «Профессиональное самоопределение – выбор настоящего – выбор будущего». Понятия «самоопределение», «выбор», «ответственность». Факторы влияющие на выбор профессии. Дискуссия на тему «Выбор профессии: престижность или интерес?».

Индивидуальные и групповые консультации по коррекции ИОП – работа с медиатекой. Оказание помощи в коррекции ИОП посредством использования информационного ресурса медиатеки.

Блок 4. Проектирование и управление инновациями своей жизни.

Инвариантная часть.

Семинар «Инновационная стратегия планирования карьеры». Понятие «карьера», «планирование». Принципы карьерной стратегии: принцип непрерывности, принцип осмысленности, принцип соразмерности, принцип маневренности, принцип экономичности, принцип заметности. Современные инновационные. Работа с медиатекой.

Дискуссия «Роль престижности профессий в профессиональном самоопределении».

Влияние престижности профессий на профессиональное самоопределение. Построение прогноза престижности интересных профессий.

Самомаркетинг на рынке труда. Понятие «самомаркетинг». Самомаркетинг как организация рекламы самого себя на рынке труда. Роль языка мимики и жестов в общении с потенциальным работодателем. Правила речевого поведения при устройстве на работу. Принципы подготовки к интервью. Тесты при отборе кандидатов.

Виртуальные экскурсии по учебным заведениям г. Салехарда. Виртуальная экскурсия по учебным заведениям: лицеи, училища, техникумы, университеты. Знакомство с направлениями работы учреждения, подразделениями, особенностями учебного процесса. Характеристика специальностей подготавливаемых учреждением.

Вариативная часть

Тренинг «Успешная презентация проекта». Работа над совершенствованием вербальных возможностей и навыков самопрезентации. Чувство неуверенности и страха перед выступлением. Рекомендации выступающему. Психологический настрой, контакт с аудиторией, психология слушателей.

Дебаты «Инновации в образовании». Понятие «инновации», «реформы», «модернизация». Две точки зрения на инновационный процессы в образовании (ЕГЭ, 12-летняя общеобразовательная школа, ИОП, школа продленного дня).

Деловая игра «Биржа талантов». Деловая игра: моделирование ситуации трудоустройства.

Критерии оценки достижения планируемых результатов

Ожидаемый результат

Критерии

Форма мониторинга

1.

У обучающихся развита готовность принять ответственность за выбор профиля обучения.

Обучающиеся готовы:

- брать на себя ответственность при принятии решений;

- планировать свою образовательную деятельность;

- анализировать факторы успеха и неудач в деятельности;

- осознают грани ответственности за процесс и результат своей деятельности.

- Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося.

-Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП.

- Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП.

- Тест на определение профессиональной направленности Дж. Голланда; соответствие его результатов выбранному профилю.

- Тест самоотношения к профильной направленности.

2.

Участники программы владеют навыками работы с информацией

в сфере образовательных и профессиональных ресурсов.

Обучающиеся готовы:

– структурировать имеющуюся информацию и использовать ее при планировании и реализации своей деятельности;

- использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения собственных задач.

- Анализ индивидуальных образовательных карт обучающегося.

-Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП и профильной направленности.

3.

Обучающиеся являются активными участниками

профессионального и личного самоопределения и владеют навыками проектирования и реализации индивидуальной программы образовательной деятельности.

Обучающиеся готовы:

- осознавать и анализировать свои индивидуальные особенности относительно деятельности;

- самостоятельно выявлять проблему и находить пути и средства ее решения;

- публично представлять результаты и оценивать характер достигнутого продвижения;

- способность осознавать и анализировать свои индивидуальные особенности относительно деятельности;

- формулировать цель и задачи на основе анализа перспектив личного и профессионального развития.

Обучающиеся проявляют высокую активность и инициативность в мероприятиях программы.

- ЛПП Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова.

- Анализ ИОП обучающегося.

-Анализ отчетов обучающихся по реализации ИОП и профильной направленности.

- Рефлексивный отчет по итогам реализации ИОП и профильной направленности.

Условия реализации программы

Реализация программы тьюторского сопровождения предполагает соблюдение следующих условий:

1. Индивидуализация учебного процесса. Обеспечивается за счет самостоятельного выбора обучающимися целей и форм реализации ИОП.

2. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются учеником на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Носителем тьюторской позиции педагог дополнительного образования, имеющий соответствующую подготовку и владеющий технологией тьюторского сопровождения.

3. Расширение пространства социальной реализации обучающихся. Обеспечивается включением старшеклассников в различные формы публичных презентаций (конкурсы, фестивали, защиты проектов), организацией профессиональных проб, практик, стажировок.

4. Организация пространства образовательной рефлексии. Обеспечивается, прежде всего, особой педагогической позицией "тьютор". Предметом тьюторских консультаций является обсуждение с обучающимся его образовательных целей и перспектив, анализ образовательной деятельности.

Материально техническое обеспечение

В МОУ ДОД ДДТ «Левша» имеется 9 учебных кабинетов, из них специально оборудованных 1 компьютерный класс (желательно объединенных в локальную сеть Internet), проектор, 2 кабинета дизайна одежды, 1 танцевальный и 1 спортивный зал, кабинет психологии.

Обоснование значимости проекта для развития системы образования в Приуральском районе:

Разработанная модель тьюторского сопровождения  старшеклассника многопрофильной школы является образовательной технологией, обеспечивающей подготовку выпускников, способных решать задачи инновационной экономики.

Результаты инновационной проекта могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических работников в период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, для организации профильного обучения на старшей ступени в любой школе округа.

Предполагаемый результат:

  1. реализация каждым старшеклассником собственной  индивидуальной образовательной  программы:
  2. развитие своего личностного потенциала: познавательные и профессиональные интересы, способности, возможности, компетентности;
  3. самоопределение  в выборе  профессиональной сферы и будущей  профессиональной деятельности;
  4. образовательная  активность старшеклассника;
  5. умение анализировать, рефлексировать  и корректировать собственную деятельность;
  6. способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
  7. проектные, исследовательские, социальные  компетентности;
  8. опыт работы в команде;
  9. у обучающихся развита готовность принятия ответственного выбора профиля обучения;
  10. участники программы владеют навыками работы с информацией в сфере образовательных и профессиональных ресурсов;
  11. обучающиеся являются активными участниками профессионального и личного самоопределения посредством проектирования и реализации плана индивидуальной образовательной программы.

Проект дает возможность изменить существующую систему профильной  подготовки  старшеклассников с учётом  проблем возраста- поиском собственной идентичности, самоопределением, как практики становления, связанной с конструированием  возможных образов  будущего, проектированием и планированием индивидуального пути: образовательных, жизненных и ценностных перспектив.

Список литературы

1. Методическое пособие «Десять уроков начинающего свое дело». – Томск, «Пеленг», 2003.-114с.

2. Автореферат «Организационно-педагогические условия деятельности учреждений допрофессионального образования детей». Автор Огнева Н. Р.. - Томск, «Пеленг», 2000.-25 с.

3. Программа развития Центра дополнительного образования детей «Планирования карьеры» г. Томска на 2002-2005 гг. Составители: Н. Р. Огнева, И. И. Банникова, Д. А. Мухаметьянова, И. Ю. Мулина, Л. Г. Жукевич, Л. А. Симоненко.

4. Н. Р. Огнева, И. И. Банникова, Л. А. Симоненко, А. А. Ванюкова Учебное пособие для учащихся 9-10 классов «Психология успеха и планирование карьеры». – Томск, 2003. – 168с. *

5. Н. Р. Огнева, И. И. Банникова, Л. А. Симоненко, А. А. Ванюкова, Л. П. Ашихмина Методические рекомендации для педагогов и психологов «Психология успеха и планирование карьеры». – Томск, 2003. – 288с. *

6. Практикум по проектной деятельности для учащихся /Под ред. Н. Р. Огневой. – Томск, ООО Изд-во «Курсив», 2003. – 55с.

7. Методическое пособие по проектной деятельности для педагогов /Под ред. Н. Р. Огневой. – Томск, ООО Изд-во «Курсив», 2003. – 55с.

8. Н. Р. Огнева, Д. И. Спичева Как выбрать профиль. Учебная программа курса (9 класс). – Томск: изд-во НТЛ, 2005.-32с. *

9. Н. Р. Огнева, Д. И. Спичева Как выбрать профиль: методическое пособие по курсу для педагогов и психологов /Под ред. П. И. Горлова – Томск: изд-во НТЛ, 2005.-160с. *

10. Н. Р. Огнева, Д. И. Спичева Как выбрать профиль: практикум для старшеклассников /Под ред. П. И. Горлова – Томск: изд-во НТЛ, 2005.-160с. *

11. Психологическая поддержка предпрофильного обучения. Методические рекомендации для психологов. /Под ред. И. И. Хуторянского – Томск: ООО Изд-во «Курсив», 2005.-125 с.

12. Л. А. Симоненко, Н. Р. Огнева. Методическое пособие для педагогов и психологов по курсу «Основы социализации личности» Часть1./Под ред. П. И. Горлова – Томск: изд-во НТЛ, 2007.-160с

13. Дневник личностного роста. Практикум для обучающихся по курсу «Основы социализации личности».

14. Сборник дидактических и практических материалов «Проектирование профессиональных проб» /Под ред. Н. Р. Огневой – Томск: изд-во НТЛ, 2007.-160с *

15. Семь шагов к успеху. Практикум для старшеклассников – участников Школы практического менеджмента (10 класс). /Составители: Л. А. Симоненко, М. В. Глухова, Д. Н. Назмутдинова – Томск, 80с.

16. Семь шагов к успеху. Практикум для старшеклассников – участников Школы практического менеджмента (11 класс). /Составители: Л. А. Симоненко, М. В. Глухова, Д. Н. Назмутдинова – Томск, 86с.

17. Л. А. Симоненко, Н. Р. Огнева. Основы социализации личности. Часть 2. Методическое пособие для педагогов и психологов по курсу /Под ред. канд. пед наук О. В. Шушпановой.- Томск.134с.

18. Практикум для обучающихся по курсу «Подготовка к практической жизни» / под ред. канд. пед. наук, директора Центра «Планирование карьеры».

      Предмет, содержание, формы, средства  тьюторского сопровождения

Предмет сопровождения

-готовность к самообразованию;

-готовность к решению проблем;

-готовность к использованию информационных ресурсов;

- готовность к  социальному взаимодействию;

-готовность к социально- профессиональному самоопределению;

- коммуникативная и социальная  компетентность

Содержание       сопровождения:

- способность  учащихся выявлять пробелы в знаниях при решении новой задачи;

- умение извлекать информацию из различных источников;

-самостоятельно осваивать знания и умения  для решения поставленных задач;

- способность делать аргументированные выводы, принимать осознанные решения;

-умение продуктивно взаимодействовать с членами группы

Формы сопровождения:

- групповая;

-индивидуальная;

Средства

сопровождения:

-тренинги;

-тьюториалы;

-образовательные события;

-форумы  успеха;
-образовательная картография;

-работа с портфолио;

-консультирование;

-профильные  и профессиональные пробы;

-активизирующие методики  Пряжникова

      Функции   тьюторского    сопровождения

Диагностическая

-выявление мотивов и потребностей учащихся;

выявление характеристик учащихся и наличия навыков обучения;

диагностирование динамики изменений;

состояния мотивации, изменяющихся в процессе обучения целей и потребностей;

диагностирование затруднений и ограничений;

мониторинг деятельности обучающихся в течение всего обучения;

-оценка уровня удовлетворенности обучающихся процессом и результатами обучения.

   Организационно-деятельностная

-организация пространств совместной деятельности обучающихся;

- проведение установочных сообщений;

-формирование малых групп, команд;

-постановка задач для индивидуальной и групповой работы;

-организация работы круглого стола, межгрупповой дискуссии.

 Проективная

-проектирование  образовательной цели каждым обучающимся;

-соотнесение поставленных целей с возможностями обучающегося;

-определение ответственности старшеклассника за процесс и результаты обучения;

-разработка проектов   индивидуальных учебных программ.

     Направления   тьюторской   деятельности

Социальное-возможности окружающего социума

совместная работа   тьютора и учащегося  по анализу инфраструктуры образовательных учреждений с точки зрения их ресурсности  для реализации  индивидуальной образовательной программы.

Предметное-возможности определённой предметности

расширение границ предметного знания старшеклассника через  привлечение знаний  других предметных областей.

Антропологическое

возможности личности

-осознание  своих интересов, способностей, возможностей, ресурсов;

определение слабых и сильных сторон;

-развитие  личностного потенциала, социальных компетнтностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе

Модель тьюторского сопровождения учащегося в системе дополнительного образования в школе...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В СОПРОВОЖДЕНИИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ».

В этой работе автор делится своим многолетним опытом подготовки спектаклей с детьми в объединении «Кукольный театр на английском языке», используя информационно-коммуникативные технологии....

Удостоверение о повышении квалификации "Программно-методическое обеспечение и технологическое сопровождение программ дополнительного образования в образовательной организации"

Удостоверение о повышении квалификации "Программно-методическое обеспечение и технологическое сопровождение программ дополнительного образования в образовательной организации"...

Методическое сопровождение педагога дополнительного образования как условие его профессионального развития -Приращение компетенции: повышение квалификации.

В рамках республиканского семинара  в Республике Адыгея 7 февраля 2024 года  по теме «Новые возможности профессионального роста педагога дополнительного образования» затронули во...

Методическое сопровождение педагогов дополнительного образования МАУ ДО « ДДЮТ им Е.А.Евтушенко» МО г. Братска

Проблема повышения качества дополнительного образования имеет несколько фактров, требующих рассмотрения. Это и необходимость повышения качества профессиональной компетентности  педагогов,  и...


 

Комментарии

Тарасова Оксана Александровна

Очень интересное направление в педагогической деятельности. Изучив эту тему, я загорелась этой идеей.