«Формы работы с родителями» доклад
статья по теме

«Формы работы с родителями» доклад для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad_orehova.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №11

с. Красногвардейское

«Формы работы с родителями»

Доклад подготовила

заместитель директора по ВР

Орехова В.И.

                     

 «Педагогика должна стать наукой для всех – и для

                                                                 учителей, и для родителей.»

 В.А. Сухомлинский

Перед школой стоят следующие цели:




Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми 

Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков

Коммуникативная –обогащение опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей

Главные участники воспитательного процесса относительно ребёнка – это родители.

Их воспитательное воздействие велико и основные направления воспитания в семье следующие (из научно-методической литературы):

1. Общесоциальное – нормы и правила поведения в обществе;

2. Этическое – воспитание нравственных качеств личности;

3. Правовое – права и обязанности родителей и детей, супругов по отношению друг к другу, к детям, обществу;

4. Психологическое – межличностные отношения в семье;

5. Физиолого-гигиеническое – знание физиологических особенностей

мужского и женского организма, вопросы личной гигиены;

6. Педагогическое – формирование отношения к семье, её членам как к

самостоятельной эстетической ценности;

7. Хозяйственно-экономическое – знания о бюджете семьи, культуре быта,

умение вести домашнее хозяйство, навыки домашнего труда и т.д.

Роль педагога, классного руководителя – помочь родителям правильно организовать воспитательный процесс в семье, то есть психолого-педагогическое просвещение и поддержка – основные функции педагога по отношению к родителям обучающихся.

     При формировании классного коллектива, в работе с родителями нужно придерживаться следующих принципов:

- быть открытыми для родителей, стремиться к тому, чтобы они получали необходимую и достоверную информацию о жизни класса и учебных достижениях их детей;

- уважать интересы и возможности каждой семьи;

- обсуждать с родителями самые разнообразные вопросы жизни класса и школы, стремясь к выработке совместных решений, которые являются базой для сотрудничества;

   Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

психолого-педагогическое просвещение родителей;

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе.                                                                                                                                                                          

   Наталья Ивановна Дереклеева, известный психолог и педагог, рекомендует к психолого-педагогическому просвещению привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, представителей общественных организаций, учителей-предметников, социальных педагогов. Причём, считает она, просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающий характер. К примеру, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда он уже наступил и принёс свои проблемы. Говорить надо гораздо раньше, чтобы родители спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути.

   Для того чтобы просвещение у родителей вызвало интерес, классный руководитель должен учитывать предложения и пожелания родителей при выборе тем для их просвещения. Важно чтобы приглашённые специалисты были людьми компетентными, эрудированными, коммуникабельными. Желательно организовать демонстрацию видеоматериалов, слайдов, различного рода статистический материал, тогда просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики будет наглядным, убедительным и достоверным. Если психолого-педагогическое просвещение организовано плохо, то классному руководителю нельзя рассчитывать на то, что

родители будут обращаться к нему за советом и помощью и приходить на

родительские собрания. Надо помнить, что любой аспект психологического и  педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендациями или консультациями по их вопросам. Психолого-педагогическое просвещение необходимо ещё и для того, чтобы родителям можно было увидеть себя и других в обсуждаемой проблеме, сравнить образцы подходов к её решению и сделать соответствующие выводы.

Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Речь идёт не о психологической диагностике в чистом виде, которую как правило проводят психологи, речь идёт о психолого-педагогической диагностике, которая должна быть оперативной и зачастую носить индивидуальный характер. Без неё невозможно конструктивно спланировать работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей. Диагностика в работе классного руководителя может быть предварительной, оперативной и итоговой, в зависимости от ситуаций.

Диагностические материалы при грамотном их использовании могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребёнка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых людей по отношению к ребёнку. Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность педагогу  выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Использовать результаты диагностики педагог может только тогда когда он уверен , что полученные материалы помогут ребёнку и его семье стать ближе друг другу.

    Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями является коррекционная работа. Диагностическая работа в отрыве от коррекционной работы с семьями учащихся не только не имеет смысла, но просто является вредной и может привести к агрессии, конфликтам. Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций, таких, например, как кризисы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, развод родителей, потеря близких людей, неповиновение ребёнка

родителям и попадение в плохую компанию и др.  Коррекционная работа

предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных

привычек. В коррекции классного руководителя нуждаются неблагополучные семьи, которых с первого дня работы классный руководитель должен заверить что спокойной и безмятежной жизни у них не будет. В индивидуальной коррекционной работе нуждаются семьи, где ребёнка воспитывает один из супругов или бабушка с дедушкой, а так же опекуны.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы:

  1. родительские университеты;
  2. конференции;
  3. индивидуальные и тематические консультации;
  4. родительские собрания;
  5. тренинги

    Какое привычное для всех словосочетание – родительское собрание. Родительское собрание – это одна из традиционных основных форм работы общеобразовательного учреждения с родителями.  На них обсуждаются различные аспекты школьной жизни; принимаются коллективные решения по наиболее важным вопросам обучения и воспитания учащихся. Родительское собрание является школой просвещения родителей, расширяет их педагогический кругозор, стимулирует желание применить полученные знания в интересах ребенка. Любое родительское собрание – это серьезное событие в жизни класса, от успешного проведения которого зависит результативность дальнейшей работы с классным коллективом.

В данном направлении существуют как индивидуальные, так и групповые, традиционные и нетрадиционные формы работы.

Чаще всего мы прибегаем к традиционной форме проведения собрания, но чтобы собрание прошло эффективно, подготовку надо начинать с  приглашения. Приглашения могут быть самые разнообразные:

запись в дневнике учащегося с проверкой подписи родителей;

звонок по телефону;

использование дружеских связей родителей;

приглашение с помощью родительского комитета;

индивидуальное приглашение на бумаге с указанием темы собрания;

индивидуальное приглашение, отправленное по электронной почте;

приглашение с интригующим вопросом или просьбой подготовиться к выступлению;

симпатичная открытка со стихотворным текстом;

приглашение, сделанное руками детей;

Лучше всего, если приглашение подразумевает обратную связь с родителями: подпись, письменное согласие, ответ по электронной почте. Это позволит располагать сведениями о количестве родителей и причинах неявки до начала собрания и придает больше уверенности в себе, а в случае отказа  у нас еще есть время позвонить и узнать причину, может быть даже переубедить родителей.

Следующий вопрос -.выбор темы и формы собрания.

Можно выделить более 20 форм родительских  собраний.

Хочу отметить самые яркие:

        круглый стол

собрание – тренинг

собрание – организационно – деятельностная  игра

собрание-конкурс

родительский ринг

интеллектуальный марафон

ток-шоу

кафе

   Изучив различные формы проведения родительских  собраний, необходимо выбрать одну из них для знакомства с родителями. В конце собрания можно предложить родителям анкеты с  перечнем тем, которые могли бы их заинтересовать, оставив место для выявления запросов родителей, где они вписали бы свои темы. Результаты этой анкеты позволят составить тематику родительских собраний на год.                                            

   Для формирования у родителей культуры принадлежности к школьному

образовательно-воспитательному пространству классному руководителю

необходимо ежегодно планировать такие мероприятия, которые будут

информировать родителей о процессах, происходящих в школе. Это в первую очередь знакомство с Уставом школы, правилами поведения в классе, спортивном зале, ежегодные экскурсии по школьному зданию (возможность оценить изменения в оформлении школы, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей), традиционные массовые мероприятия.  Необходимо ознакомить родителей с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать особенности

в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями, какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.

   Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребёнком дома, как работать по трудным темам учебника, если это необходимо, как объяснить непонятный материал.

Необходимо знакомить родителей с планом воспитательной работы, создавать условия для принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в походах, в поездках, на экскурсиях, на семейных праздниках и классных часах, проводимых по инициативе детей и родителей .

Тематика встреч в рамках формирования культуры принадлежности  

образовательному пространству школы:

  1. Экскурсия – знакомство со школой и школьными службами.
  2. Праздник рождения класса.
  3.  Встреча с администрацией школы и социально-психологической службой.
  4.  Родительское собрание «Книги, которые читают все».
  5.  Организация и проведение родительских уроков.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  1. дни творчества детей и их родителей;
  2. открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  3. помощь в организации и проведении внеклассных дел и укрепление материально-технической базы школы и класса;
  4. родительское общественное патрулирование;
  5. шефская помощь.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  1. участие родителей класса в работе совета школы;
  2. участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля;
  3. участие в работе совета содействия семье и школе.

   Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй

являются индивидуальные и групповые формы работы.  Для того чтобы

групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными,

родители должны иметь возможность принимать участие в планировании

занятий родительских университетов и других форм взаимодействия со

школой. Для этого в конце учебного года на итоговом родительском собрании в классе родители получают примерное тематическое планирование групповой работы с семьёй в школе на новый учебный год, в котором указаны не только темы будущих встреч, но и формы их проведения. Родители отмечают те формы взаимодействия, которые им наиболее интересны и в которых они смогли бы принять участие, проявить себя. Затем классный руководитель анализирует ответы родителей и на их основании планирует участие родителей в жизни класса на новый учебный год. Затем ставит в известность родителей о расписании всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень здорово дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое

внимание. Вызвать интерес к собраниям, ответственность и потребность

участия в делах класса помогают такие традиции как поощрение родителей,

активно участвующих в жизни класса грамотами, дипломами, сувенирами,

благодарственными письмами направленными  домой или на работу родителей. Это является стимулом для ребёнка, а также признанием

заслуг самих родителей в воспитании детей.

   Важной формой является конференция как обмен опытом по воспитанию

детей или как обмен мнением по определённой проблеме. Хорошими

традициями в школах являются встречи поколений в честь праздника Победы, встречи родителей классов с администрацией школы.

   Большое значение имеет индивидуальная работа педагогов с родителями.

Это индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

  Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного

руководителя играет родительский комитет класса. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного  процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов-проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям, участие в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления.

Ещё одна важная функция родительского комитета класса- оказание помощи

классному руководителю, педагогам во внеклассной работе. В первую очередь это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – возможность творчества и импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.  По просьбе классного руководителя или просьбе родителей учащихся родительский комитет может внести свой вклад в роботу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях. Рекомендуется посещение уроков родительским комитетом класса по различным предметам. Целью посещения является:

1. Изучение вопроса участия всех ребят в урочной деятельности;

2. Интерес ребят к участию в уроке, активность и пассивность, методы их

поощрения учителем.

Побыть в роли члена родительского комитета должен каждый родитель,

поэтому необходимо ежегодно обновлять состав РК.

   Хочется остановиться более подробно на некоторых инновационных формах работы с родителями.

  1. Родительские чтения

Организация: уже на первом в году собрании родители определяют вопросы

педагогики и психологии, которые их наиболее интересуют. Учитель собирает информацию и анализирует её. С помощью школьного  библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Особенностью таких мероприятий  является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать своё собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями, отстаивать свои убеждения. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребёнка и на своё отношение к нему.

  1. Родительские вечера

Это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, вечер

воспоминаний собственного детства и детства и детства своего ребёнка, это

поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Примерные темы:    Будущее моего ребёнка. Каким я его вижу?

Первые книжки ребёнка. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

Поощрения и наказания в нашей семье. Вопросы детей, которые ставят в тупик и др. Проводятся 1-2 раза в год, в присутствии детей, либо без них.

  В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

При отсутствии психолога можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

  1. Можно ли наказывать ребенка собственным домом?
  2. Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?
  3. Соблазны и пути их преодоления.
  4. «За и против» школьной формы.
  5. Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

     Перечисленные направления совместной деятельности педагога и семьи будут эффективны тогда, когда педагог будет использовать активные формы

взаимодействия с семьями своих учеников. С первого дня работы с детским

коллективом и коллективом родителей классный руководитель должен добиваться того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.

Начиная работу с семьями своих учеников , классный руководитель должен обсудить те правила общения, которыми он хотел бы руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия педагога с семьями учащихся:

1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими

располагаете, создайте необходимые условия для общения!

2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете

временем, лучше договориться о встрече в другой  раз!

3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и

поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны

родителей!

4. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказываться по всем наболевшим вопросам!

5. Не спишите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали!

6. То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других

родителей, учащихся и педагогов!

7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией,

которую сообщили родители, еще с кем–то, родителей необходимо поставить

об этом в известность! Готовясь к встречи с семьей ученика, необходимо

помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую

очередь хорошее, дающее шанс на будущее!

8. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивным

рекомендациям для родителей и самого ученика!

9. Если педагог в какой–то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам!

10. Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы, их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

«Формы работы с родителями обучающихся 6 -7классов за первое полугодие 2014-2015 учебного года» /из опыта работы Рыбаковой Веры Васильевны, классного руководителя 6-7 классов/

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью” В.А.Сухомлинский Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школ...

Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения

Доклад по теме "Эффективные формы работы с родителями при реализации ФГОС второго поколения...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

доклад по теме «Современные формы работы с родителями»

Доклад по теме «Современные формы работы с родителями»зачитан на заседании МО МБУ «Дом детства и юношества» г. Корсакова...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ...