Педсовет по воспитательной работе
материал по теме

Иванова-Бегутова Наталья Владимировна

Педсовет по воспитательной работе на тему:"Ученическое самоуправление"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_uchenicheskoe_samoupravlenie.docx63.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Самоуправление в школьном коллективе как необходимое средство развития и саморазвития личности школьника».

ЦЕЛЬ: определить пути активизации деятельности органов ученического

самоуправления с целью развития и саморазвития личности ученика.

ЗАДАЧИ: 1) определить состояние деятельности УС;

2) выявить конкретные предложения по развитию и саморазвитию личности

ученика в процессе деятельности УС.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Создание инициативных групп по подготовке заседания педагогического совета, разработке замысла теоретической и практической частей его проведения.

2. Изучение уровня развития ученического самоуправления и обработка полученных результатов.

3. Подготовка рабочих листов для работы творческих групп на заседании педсовета.

ОФОРМЛЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ и ИНВЕНТАРЬ: бланки листов обратной связи, алгоритм контекстного исследования, столы расставлены для работы в группах (4 группы).

ПЛАН

1. Вступительное слово Подгорновой О.И.

2. Доклад Абдуловой И.П. Знакомство участников педагогического совета с результатами тестирования учащихся, проведенного с целью выявления уровня развития ученического самоуправления в школе; с функциями и принципами самоуправления при котором возможно развития и саморазвития личности школьника; актуальность и проблемы создания ученического самоуправления.

3. Защита творческих проектов. В ходе подготовки к педагогическому совету были созданы творческие группы для подготовки проекта «Портрет классного ученического самоуправления» идеал для каждой возрасной группы 1-4 классы, 5-7 классы, 8-11 классы. (Амосова А.Ю., Кузнецова О.Н., Глотова Л.В.)

4. Работа в микрогруппах. Перед началом работы Абдулова И.П. Знакомит участников проекта с контекстным исследованием на тему «Проблемы создания ученического совета». Каждая группа получает алгоритм контекстного исследования и список проблем. Участники педагогического совета начинают работать в группах (30 мин) над одной из проблем, выбранной из общего списка. Руководитель группы озвучивает свое контекстное исследование. Обсуждение исследований.

5. Работа с листами обратной связи. После озвучивания и обсуждения исследования каждая группа заполняют листы обратной связи.

Образец

Принимается (из того, что было предложено) 

Одноступенчатое управление в классе, многоступенчатое – в школе.

Исключить авторитарный стиль в общении с детьми.

Классный руководитель должен быть не «над учащимися», а рядом с ними.

Создать условия для реализации способностей каждого учащегося.

Вопросы

Есть ли в школе нормативные документы по самоуправлению?

Как будет оцениваться состояние школьного самоуправления?

Как школьное самоуправление будет взаимодействовать со школьной администрацией?

Предложения

Классным руководителям изучить технологию сотрудничества.

По вопросам самоуправления использовать дополнительные источники информации

6. Систематизация данных листов обратной связи. Экспертная группа подводит итоги. Работает с листами обратной связи, рассматривает предложения и составляет решение педсовета. Все остальные участники педагогического совета смотрят фильм «Воспитательная система» МОУ СОШ№3 г.Саянска

7. Подведение итогов педсовета /группа экспертов/. Зачитывание решения педагогического совета.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами

вырабатывать и отрабатывать.

(Фрунзенская коммуна. Книга о необычной жизни

обыкновенных ребят, написанная ими самими)

1. Вступительное слово

Социально-экономические и общественно-политические процессы, переориентация духовных ценностей обусловили демонополизацию и дифференциацию детского движения, существенно изменили его сущность. Детское движение в своем новом качестве только в начале пути. В значительной степени оно опирается на такие документы как «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке детских общественных объединений».

Практика свидетельствует о том, что самоуправление возможно лишь при демократическом управлении, что управление, самоуправление и соуправление - звенья одной цепи.

Демократическое управление обеспечивает детским коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление в общешкольном коллективе. Педагогическое управление развитием самоуправлением предполагает создание идеологических и методических гарантий в определении и развитии ученического коллектива. Идеологические гарантии – это признание прав и обязанностей органов самоуправления в жизнедеятельности не только ученического коллектива, но и коллектива школы в целом.

Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации.

В рамках подготовки к педагогическому совету было проведено срезовое исследование уровня развития ученического самоуправления во 2-11 классах. Анализ исследования позволяет сделать вывод о недостаточном уровне самоуправления во 2-11-х классах.

Развитие самоуправления класса на среднем уровне: 2б,3а,3б,6а,6б,7а,8а,9б,11а

Самоуправление осуществляется благодаря самоанализу, самооценке и самокритике, сделанными по отношению к своей деятельности или организации. Как правило, в повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решений.

Самоуправление играет огромную роль в организации жизни детского коллектива. Но взрослые не должны организовывать для ребят интересную жизнь. Задача педагогов – строить жизнь вместе с ними, предоставляя им всё больше самостоятельности, расширяя сферу ученического самоуправления, которая вначале будет довольно узкой.

Постепенно сфера педагогического руководства переместится из области деятельности в область отношений между отдельными детьми, группами детей, первичными детскими коллективами.

В процессе ученического самоуправления важно одно условие: определять для себя цели, перспективы, составлять программы их достижения должны сами школьники. А чтобы планы, придуманные и одобренные детьми, не стали формальностью, важно педагогу не поддаться искушению навязать своё мнение.

Далеко не каждому педагогу под силу организовать коллективную деятельность. Чтобы не получилась видимость коллективной работы, надо, чтобы её результаты анализировали и оценивали сами дети. Тогда и будет формироваться чувство, что они хозяева школы (сами придумали, сами сделали, сами пользуемся сделанным).

Прежде чем вводить самоуправление, надо сформировать у детей потребность в самостоятельности, определить возможные сферы самоуправления. Истинное детское самоуправление заключается не в копировании управления взрослых и не в игре в школьную администрацию, а в том, чтобы дети приобретали личный опыт демократических отношений и навыки его осмысления.

Самоуправление как средство развития и саморазвития личности школьника формируется в три этапа:

1. Этап воздействия (личность получает удовлетворение от совместной деятельности, формируются активные группы).

2. Этап взаимодействия (пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, создание ученического и школьного самоуправления).

3. Этап соразвития (ориентация на личность, создание целостной социально-интегративной модели самоуправления).

На первом этапе (этапе воздействия) важно вовлечь школьников в классные активы. Параллельно возникает необходимость создания актива школы, в состав которого входили главы старших классов. В начале учебного года избирается новый актив школы и актив класса. Дети сами определяют себе лидеров. Обучающимся предлагается широкий выбор видов деятельности (познавательная, трудовая, спортивная, творческая) и сфер деятельности (организаторская, исполнительская). Активом школы разрабатывается план внеклассных школьных дел. Один раз в месяц проводятся заседания актива, где обсуждаются вопросы школьной жизни, планируются школьные мероприятия, анализируется проделанная работа. Для расширения кругозора детей и ознакомления их с новыми формами и видами деятельности еженедельно проводится учеба актива школы.

На этапе взаимодействия осуществляется пробуждение интересов личности к управленческой деятельности, осознание того, что в жизни существует порядок, который поддерживается специальной управленческой деятельностью. На этом этапе возникает необходимость создания новой структуры самоуправления, включающей в себя ученическое и школьное самоуправление

При переходе к третьему этапу (этапу соразвития) ставится задача пробуждения ответственности самой личности за то, чем она является. Значимым становится развитие умения формулировать и решать не только собственные проблемы, но и общественные. Современная модель самоуправления вобрала в себя то лучшее, что было на всех этапах развития и во всех предыдущих моделях.

Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как – формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся.

Самоуправление школьников - необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью ученического самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого школьника.

Оно дает возможность ученику раскрыть и реализовать организаторские и творческие способности; ощутить свою значимость и причастность к решению вопросов и проблем классного коллектива.

Структура самоуправления строится на трех уровнях:

1) ученик; 2) ученик-класс; 3) ученик-школа.

Первый уровень дает возможность ученику раскрыться как личности, побывав в роли, как лидера, так и подчиненного. Через систему этих ролей у подростков формируется разнообразный опыт общественных отношений.

Второй уровень предполагает ученическое самоуправление на уровне классного коллектива.

Третий уровень предполагает самоуправление коллектива учащихся школы – школьное самоуправление.

Сущность ученического самоуправления состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса.

В ходе подготовки к педагогическому совету были сформированы творческие группы по составлению «Портрета классного коллектива основанного на принципах самоуправления в котором есть условия для развития и саморазвития личности школьника.

А все остальные приготовьтесь задавать вопросы. Для защиты проекта каждому участнику дается 3 минуты. Слово предоставляется

АМОСОЙ А.Ю.,

КУЗНЕЦОВОЙ О.Н.,

ГЛОТОВОЙ Л.В.

Резюмируя выступления отмечу:

Лидер самоуправления: талантливый организатор, хороший оратор, эрудированный во многих областях, обладающий самыми разными способностями, а главное, пользующийся заслуженным авторитетом у одноклассников и других членов школьного коллектива человек, должен взять на себя ответственность за осуществление идеи самоуправления. Но он не должен выделять себя из коллектива, потому что каждый человек по-своему ценен, индивидуален, и эти его индивидуальные качества важны в таком важном деле, как самоуправление.

Коллектив, основанный на принципах самоуправления, - это цельный организм, живущий по своим законам, постоянно развивающийся, деятельность которого подчинена общей, интересной для всех цели, к которой можно приблизиться только тогда, когда сам придумываешь, сам и осуществляешь задуманное, надеясь только на самого себя. Деятельность его должна быть построена на демократической основе.

Классный руководитель - не наставник, а друг и помощник, способный проникнуться идеями ребят, поддержать и способствовать их осуществлению, понимать, что нужно детям. Это тот же член коллектива, только старше по возрасту и, соответственно, обладающий большими знаниями и опытом.

Нам представлены идеальные органы самоуправления в классных коллективах. Но наверняка идя к этим идеалам мы столкнемся с рядом трудностей. Затруднения – это различные проблемы (методические, психологические, материальные и т.д.), которые могут осложнять функционирование ученического самоуправления, не искажая его основной педагогической сути.

Самые распространенные проблемы при формировании органов самоуправления представлены на слайде:

1. Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера

2. Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети".

3. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).

4. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика".

5. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.

6. Слабая методическая подготовка педагогов.

7. Формализация внедрения ученического самоуправления

8. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность

9. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления

Сегодня мы с вами постараемся найти пути решения этих проблем. И искать их будем при помощи рефлексивной педагогики, а точнее при помощи контекстного исследования.

Контекстное исследование - структурированная рефлексия, размышле¬ние по поводу ситуативных проблем, основанное на догадке, интуиции, субъективном опыте.

У вас на столах есть алгоритм контекстного исследования. У вас будет 25 минут на исследование и составления связного письменного текста, который будет в конце работы озвучен руководителем группы.

А сейчас я представлю вам свое контекстное исследование

На сегодняшний день предназначение ученического самоуправления – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся. А способствует ли УС формированию гражданской позиции, позволит ли повысить социальную компетенцию, развить социальные навыки и научит ли принимать самостоятельные решения в социальных проблемных ситуациях. Если «НЕТ», то для чего оно вообще нужно? А если «ДА», то как уйти от подмены УС деятельностью ДО. Ведь эти два вида детской активности настолько срослись в сознании педагогов, что сегодня трудно отделить одно от другого.

Предположим мы развели эти два понятия и отделили УС от деятельности ДО. Возникает вопрос, а готовы ли педагоги и дети? Ведь УС дает возможность проявлять свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

А учитель – знает ли он о всех «подводных камнях», с которыми ему придется встретиться? Какие задачи ему придется решить?

Учитель должен быть готов к любым ситуациям, а для этого необходимо учителю подготовить в первую очередь себя:

- почитать соответствующую литературу;

- исключить авторитарный стиль общения;

Научиться быть рядом с детьми, а не «над ними» и многое другое.

А сможет ли каждый учитель работать при таких условиях, ведь многим придется поменять свои взгляды на воспитание и не испугаются ли дети такой большой ответственности, которая возлагается на них?

Обратите внимание, что в контекстном исследовании должны быть:

- размышления

- сомнения

- предположения

- вопросы с ответами, и без ответов

- вариативность решения

Работа в группах - 25 минут. Выступление. Но прежде чем дать слово нашим руководителям групп, обратите внимание на листы обратной связи, которые вам необходимо будет заполнить по окончанию выступлений и обсуждений.

Заполнение листов обратной связи - 8 минут.

Организация самоуправления очень сложный и трудоемкий процесс. И не случайно в качестве эпиграфа я взяла слова из книги Фрунзенской комунны о том, что Самоуправление нельзя «взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать. На сегодняшний день в образовательных учреждениях Иркутской области нет ни одного идеально работающего школьного самоуправления, но есть искания, попытки его построить и пока наша экспертная группа работает с листами обратной связи, я предлагаю вам посмотреть на результат поисков и проб наших с вами коллег из МОУ «СОШ№3».

Подведение итогов педсовета /группа экспертов/. Зачитывание решения педагогического совета.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Принимается (из того, что было предложено) Вопросы Предложения

Исключить авторитарный стиль в общении с детьми.

Классный руководитель должен быть не «над учащимися», а рядом с ними.

Создать условия для реализации способностей каждого учащегося.

Есть ли в школе нормативные документы по самоуправлению?

Как будет оцениваться состояние школьного самоуправления?

Как школьное самоуправление будет взаимодействовать со школьной администрацией? Классным руководителям изучить технологию сотрудничества.

По вопросам самоуправления использовать дополнительные источники информации

СПИСОК ПРОБЛЕМ

1. Восприятие ученического самоуправления как игры, например, в "День дублера.

2. Абсолютизация принципа "Сначала делается то, что хотят дети".

3. Подмена ученического самоуправления системой коллективных творческих дел (КТД).

4. Чрезмерное увлечение масштабными моделями типа "Каждый класс - республика".

5. Отсутствие подготовки активистов и органов ученического самоуправления.

6. Слабая методическая подготовка педагогов.

7. Формализация внедрения ученического самоуправления.

8. Смещение акцента работы ученического самоуправления только на досуговую деятельность.

9. Использование формальных выборов органов ученического самоуправления.

"ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ"

• Контекстное исследование должно носить практико-ориентированный характер, т.е. быть направленным на разрешение конкретных и реальных проблем школьной жизни.

• Контекстное исследование должно носить ситуативный характер, т.е. проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Контекстное исследование должно носить непрерывный характер, т.е. осуществляться постоянно, систематически.

• Контекстное исследование должно носить оптимистический характер, т.е. включать позитивную установку на успех.

• Контекстное исследование должно носить «инкрементальный» характер, когда полученный результат определяет направление и характер сле¬дующих проб.

• Контекстное исследование должно носить индивидуализированный ха¬рактер, т.е. строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных «конст¬рукторов», особенностей познавательного стиля.

• Контекстное исследование должно носить «версионный» характер, т.е. ориентироваться на поиски нескольких, нередко независимых друг от друга вариантов решения педагогической проблемы.

• Контекстное исследование должно носить диалоговый характер, т.е. раз¬вертываться в ситуации непрерывного внутреннего и внешнего диалога, общения, обмена мнениями всех субъектов образовательного процесса: учителей, учащихся, родителей и т.п.

• Контекстное исследование должно носить характер косвенного, неди¬рективного управления, т.е. организовываться на принципах развиваю¬щей помощи, активизации внутренних ресурсов того, кем управляют, изначальной веры в его способность быть независимым, делать правиль¬ный выбор между различными путями разрешения проблемы.

• Контекстное исследование должно носить целостный, содержательный характер, т.е. базироваться на творческом синтезе субъективного и объ¬ективного знания.

• Контекстное исследование должно носить вариативный технологиче¬ский характер, т.е. включать в себя разнообразие аспектных и системных методов и процедур, учитывающих возможности учителя, особенности ситуации, требования целостного подхода к анализу педагогических яв¬лений.

• Контекстное исследование должно носить прогрессивно-результатив¬ный характер, когда результаты исследования анализируются не с точки зрения их соответствия каким-либо нормам, моделям или средним вели¬чинам, а с точки зрения их сопоставления с предыдущими результатами.

КОНТЕКСТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - структурированная рефлексия, размышле¬ние по поводу ситуативных проблем, основанное на догадке, интуиции, субъективном опыте.

Алгоритм контекстного исследования

1. Желание избавиться от интеллектуального и эмоционального дискомфор¬та.

2. Формулирование проблемы и ее подпроблем.

3. Цель разрешения проблемы.

4. Определение возможных решений.

5. Оценка возможного риска каждого варианта решения.

6. Выбор стратегии достижения цели-результата.

7. Мысленное проектирование ожидаемого результата.

8. Проектирование плана действий.

9. Реализация плана действий.

10. Анализ достижения цели.

11. Определение направлений дальнейших поисков и перспектив.

Аналитический отчет о результатах работы органа ученического самоуправления МОУ СОШ № 13

(за период с 01.09.2010 по 15.03.2011 г.)

 

                                                                                         «Осмысливание своего труда ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем».

 

 Одним из основных элементов успешно действующей воспитательной системы образовательного учреждения является правильно организованная и целенаправленно работающая система детского самоуправления.

         Самоуправление детей – это самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива. Оно реализуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанными детьми по отношению к своей деятельности и коллективу.

         Самоуправление через организацию личностно – значимой для ребёнка деятельности позволяет включить его в реальную социально - востребованную деятельность, помочь в овладении необходимым социальным опытом, сформировать гражданскую готовность к творческой, социально – преобразовательной деятельности, развивать лидерский потенциал, расширить сферы общения и самореализации ребёнка.

Создание и совершенствование и системы самоуправления способствует развитию социальной одарённости детей (одарённости в сфере общения, творческой, лидерской деятельности). Это тем более важно, что в современной школе вопросы приобретения знаний, навыков и умений, развития интеллекта, памяти и внимания учащихся оттесняют на второй план задачу развития творческих способностей, как в познавательной сфере, так и в общении.

Ученическое самоуправление – это основная часть педагогического процесса, развиваемая и управляемая на основе социальных, правовых и эстетических принципов.

Нельзя забывать, что всякое детское самоуправление чаще всего строится под руководством взрослого и действует под скрытым или явным контролем наставника.

Работа педагога предполагает не потребление детьми созданных чужими руками удовольствий, а пробуждение к собственной разнообразной творческой деятельности. Дети сами создают радость игры и общения. Интересная жизнь возникает изнутри, из вспышек фантазии, из переживания удовольствия от совместной работы, из осознания своих творческих возможностей. Интересно чтобы были не просто праздники, а настоящие театрализованные представления, в которых каждый ребёнок имеет возможность раскрыть и показать своё внутреннее «Я», свою индивидуальность, приобретая при этом умение держаться, владеть собой, а так же приобретает навыки артистичности, высокого уровня выразительности речи.

С целью привлечения обучающихся школы к сотворчеству и сотрудничеству с педагогическим коллективом в организации внеурочной воспитательной деятельности в школе работает Школьный парламент, который руководит работой всего ученического актива, начиная с 5 по 11 класс. Школьный парламент является организаторами всех общешкольных дел.

Организация традиционных общешкольных дел способствует формированию общешкольного коллектива и украшает его жизнь.

Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает её родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Сложившийся коллектив обязательно имеет свои традиции – передаваемые обычаи, то, что позволяет  иметь своё лицо. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее. Появляются ожидания, связанные с каким то праздником, следовательно, каждый может представить и спрогнозировать  своё участие в определённом деле.  Такая прогнозируемость  и облегчает подготовку традиционных дел, и одновременно усложняет её, т. к.  каждый год ждут, что праздник не будет похож на прошлогодний.

Одним из таких традиционных праздников является линейка, посвященная Дню знаний 1 сентября. Следует отметить, что все общешкольные мероприятия под организацией членов Школьного парламента и участием ученического актива  проходят на высоком уровне.

Также по сложившейся традиции в начале учебного года проводились операции «Внешний вид» и «В школу без опозданий».

В целях повышения безопасности детей и восстановления у них после школьных каникул навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте, а также адекватных действий при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций в сентябре проходит месячник безопасности.

В рамках месячника была проведена командно-ролевая игра по станциям по правилам дорожного движения «Азбука безопасности» для обучающихся начальной школы. Двигаясь от станции к станции, дети отрабатывали и повторяли правила дорожного движения и проверяли как они умеют применять их на практике. На каждой станции их ждали члены Школьного парламента «Я сам».

 На торжественной линейке-старте присутствовал инспектор ГИБДД Коваленко Г. Е., который стал членом жюри и еще раз напомнил ребятам о важности соблюдения правил дорожного движения, пожелал всем с достоинством пройти испытания на станциях и показать высокие знания в области дорожных правил  и знаков.

В игре приняли участие все обучающиеся и педагоги. Игровые станции располагались на территории школы. То там, то тут проходили команды ребят, скандируя свой девиз и агитируя изучать и не нарушать дорожные правила. От станции к станции дети передвигались по маршрутным листам, не нарушая правил дорожного движения. Ребята выполняли задания  (отгадывали кроссворды, загадки, ребусы, сочиняли стихи, сказки, рисовали рисунки, называли и квалифицировали по группам дорожные знаки,  придумывали новые -  несуществующие, сдавали экзамен по ПДД, участвовали в велосоревнованиях, оказывали медицинскую помощь пострадавшим в случае дорожно-транспортного происшествия), зарабатывали баллы и получали положительные эмоции.

Все команды проявили активность и показали свои знания правил дорожного движения. За организацию данного мероприятия членам Школьного парламента была объявлена благодарность.

Так в игровой форме, дети еще раз получили возможность повторить правила дорожного движения и осознать необходимость бережного отношения к жизни. Пусть это только игра, но очень нужная и полезная.

С целью повышения патриотического сознания школьников, привития им любви и чувства гордости к родному городу прошли мероприятия, посвященные Дню города. Для обучающихся 1-11 классов прошли уроки истории родного города, а также в рамках Дня здоровья, приуроченного к празднованию Дня города был организован общешкольный кросс. Члены школьного парламента приняли активное участие не только в проведении школьных мероприятий, но и городских.

С целью патриотического воспитания подрастающего поколения, знанию истории своей Родины, своего города, микрорайона, сохранению культурных и исторических памятников прошел трудовой десант у памятников, расположенных в микрорайоне школы: ДЗОТ, памятник красногвардейцам, памятная доска П.И.Плехуна, также операция «Забота» - поздравление ветеранов, закрепленных за классами с Днем города.

Масштабным и значимым событием стали выборы в Школьный парламент. Задействованы были и члены парламента, и ученический совет актива. По итогам Выборов спикером на второй срок была избрана Демченко Анастасия, вице-спикером Черная Юлия.

С целью развития системы ученического самоуправления в октябре был проведен День самоуправления, в рамках празднования Дня учителя. Уроки в первой и второй сменах вели учителя-дублеры, в том числе члены Школьного парламента, обучающиеся 11 класса. По окончанию второй смены был проведен итоговый педсовет, на котором присутствовали весь педагогический состав школы и учителя-дублеры. На педсовете были подведены итоги Дня самоуправления, учителя-дублеры в театрализованной форме высказали свои впечатления о нелегком учительском труде, а также подготовили сюрприз для всего педагогического коллектива -  поздравительные открытки с номинациями и пожеланиями для каждого учителя. Учителям-дублерам  за творческий подход, оригинальное проведение праздничного педсовета и качественное проведение Дня самоуправления приказом по школе объявлена благодарность.

Хорошо прошел традиционный праздник «Посвящение в первоклассники». На мероприятие были приглашены родители первоклассников. Утренник для обучающихся 1-х классов был организован силами ученического актива.  Было показано театрализованное представление с вовлечением в действие самих учеников 1-х классов. Первоклассники с удовольствием отвечали на вопросы сказочных персонажей, отгадывали загадки, читали стихи, пели песни, произнесли клятву учеников. Праздник прошел весело, эмоционально, ярко. Организаторы мероприятия  продумали каждую деталь мероприятия: красочные костюмы, музыкальное сопровождение, ход проведения праздника. Оригинально  оформленный зал усиливал праздничное настроение. В заключение праздника всем первоклассникам подарили памятные подарки и выдали удостоверения обучающихся школы.

На заседании Школьного парламента было единогласно принято провести общешкольную акцию «Хочу гордиться своей Родиной», которая направлена на пропаганду среди обучающихся позитивных ценностей Российского государства и общества, укрепления ценностного отношения подростков к жизни в России, изучение родного края, выявление и решение его проблем, пропаганду достижений своих современников, понимание связи родины «малой» с родиной «большой». Членами Школьного парламента было принято решение, что первый этап акции будет проходить внутри коллективов классов: младшие школьники примут участие в конкурсе на лучшее генеалогическое древо семьи, а среднее и старшее звено примут участие в общешкольном опросе, опросник для которого будет подготовлен членами парламента. Жюри конкурса так же будет состоять из членов Школьного парламента.

Таким образом каждый обучающийся принял участие в акции «Хочу гордиться своей Родиной». Члены парламента подвели итоги первого этапа акции и на торжественной линейке победителям были вручены грамоты.

Ярко прошла Неделя осенних сюрпризов, в рамках которой Школьным парламентом было запланировано провести выставку рисунков и поделок «Дары осени» для начальных классов. Обучающиеся школы (1-4 классы) очень творчески подошли к участию в выставке. А организовали участие школьников в конкурсе члены Школьного парламента. Ребята изготавливали из природного материала поделки, использовали дары осени – фрукты, овощи. Все работы членами жюри были признаны творческими и оригинальными. По итогам голосования победила экспозиция 3-х классов. Приз зрительских симпатий достался обучающимся 1-х классов.

В настоящее время большое распространение среди молодежи получили спортивно-интеллектуальные игры. В целях пропаганды здорового и активного образа жизни, а также организации интересного и занимательного досуга обучающихся, членами Школьного парламента было принято организовать цикл игр «Школьный Дозор» и «Школьная Фотоохота». В период осенних каникул члены Школьного парламента в рамках Недели осенних сюрпризов проводили мероприятия «Фотоохота. Осенний марафон» (для 6- 11 классов) и «Дозор. Осенний призыв» (для 3- 5 классов). Не смотря на то, что подобные мероприятия ранее не проводились в школе, они прошли на высоком уровне. Команды победители были награждены оригинальными грамотами.

Обучающиеся начальной школы с огромным интересом принимали участие в осеннем Дозоре. Члены Школьного парламента следили за соблюдением правил игры и раздавали задания. Победителями оказались обучающиеся 4 «А» и 4 «Б» классов.

Организовав Школьную Фотоохоту, члены парламента ввели новую традицию – настоящие соревнования фотографов. Суть игры сводится к охоте за удачной фотографией. Это исключительно творческое соревнование. Это игра, где фантазия и идеи участников имеют определяющие значение, а время выполнения заданий не учитывается. Участникам – командам классов даётся несколько заданий, как правило, от 7 до 10. Каждое задание сводится к короткой фразе или одному слову, исходя из которого нужно сделать снимок.

В осенней Фотоохоте победителем стала команда 7 «А» класса, которые проявили коллективизм, самостоятельность, творческий подход и креативность.

Члены Парламента с инициативой и творческим подходом на протяжении учебного года агитировали и сами принимали участие в различных городских фотоконкурсах – «Спорт. Духовность. Творчество», «Очень бабушку свою, маму мамину люблю», фотоконкурс, посвященный 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина и т.д.

Не без внимания остался самый теплый и нежный праздник – День матери, которому посвятили целый месяц. Первого ноября стартовал месячник Материнства. Члены Школьного парламента с большим удовольствием поддержали краевую акцию «Пятерка для моей мамы», изготовили сводную красочную таблицу и сагитировали всех обучающихся школы получать как можно больше пятерок. Итог был положительный.

Члены Школьного парламента выпустили праздничную стенгазету  «Тебе, любимой и родной», организовали конкурс стенгазет, посвященных Дню матери и концерт для мам «Мама, милая мама!». Своими песнями, стихами, танцами обучающиеся школы еще раз рассказали о любви к матери и поздравили их ярко, необычно, заботливо. В рамках празднования Дня матери в школе прошла акция «Подарок маме», в которой приняли участие все обучающиеся. Школьный парламент и ученический совет актива информировали все классы о предстоящей акции, каждый класс выбрал какие именно подарки, сделанные своими руками, они подарят на классном часе своим любимым мамам. Это были и красочные открытки, и аппликации из ниток, и искусственные цветы из бумаги.

В преддверии Нового года Школьный парламент и ученический совет актива организовали в школе акции «Почта деда Мороза» и «Фабрика деда Мороза», в рамках которых обучающиеся должны были украсить всю школу новогодней мишурой и украшениями, а обучающиеся начальной школы – написать деду Морозу письма о своих самых заветных желаниях. Состоялся долгожданный и красивый конкурс на лучшую Новогоднюю елку среди классов и обучающихся школы, выставка с самыми разными оригинальными елками украшала коридор школы до самого Нового года. Члены парламенты общим голосованием выбрали победителей и их работы были отправлены на муниципальный этап конкурса, где елочки-красавицы заняли победные 1 и 2 место.

Также члены Парламента организовали общешкольное мероприятие – операцию «А где же снег?», в рамках которой классы соревновались в Фотоохоте «Зимняя спячка» и в спортивно-интеллектуальной игре Дозор.

За период зимних каникул члены Школьного парламента и ученический совет актива дали задание всем классам подготовить кормушки, а после организовали в школе конкурс на лучшую кормушку для зимующих птиц в рамках зимней краевой экологической акции «Птицы в городе». Акция получилась массовая, все классы подготовили кормушки из различных материалов. На торжественной линейке обучающиеся школы получили маршрутные листы, в которых были обозначены места для вывешивания кормушек на территории школы и микрорайона. Важным условием было не только повесить кормушку, но и следить за наличием корма в ней. Самым активным участникам вручили грамоты.

Члены школьного парламента и ученический совет актива подготовили вечер встреч выпускников, организовав для них экскурсию по школе и  концертную программу.

Здоровье невозможно купить ни за какие деньги. Именно поэтому его необходимо беречь смолоду. Курение – одна из сильнейших зависимостей, подстерегающих человечество. Об ошеломляющих фактах  курения было рассказано волонтерской группой Школьного парламента. Их тематическая программа призывала подростков отказаться от пагубной привычки – курить.  Примечательно то, что о вреде курения собравшимся рассказывали не врачи и сотрудники милиции, а их сверстники. Школьники призвали всех позаботиться о своём здоровье и отказаться от пагубной привычки. В рамках соревнований классов, свободных от курения прошел целый ряд мероприятий по ЗОЖ. Обучающиеся шестого класса провели агитблоки по классам, раздавали листовки о вреде курения. Школьники с интересом отнеслись к акции. Подобная акция проводиться в школе уже не первый год.  Этот позитивный метод помочь большинству курильщиков отказаться от курения, помогает многим сделать первый - самый сложный - шаг на пути отказа от вредной привычки. Насколько она повлияла на умы школьников, конечно, не известно, но положительный эффект от этого ежегодного мероприятия на лицо.

В целях воспитания патриотического сознания, привития любви к своему Отечеству в школе прошел цикл мероприятий военно-патриотической направленности. Члены Школьного парламента хорошо продумали ход проведения месячника.

Начался месячник с торжественной линейки, на которой был дан старт месячнику. На линейке также был сделан большой акцент о защитниках города Армавира, о событиях августа 1942 года, об освобождении города. Обучающиеся минутой молчания почтили память погибших защитников города, вспомнили боевую историю И.П. Плехуна и 375 ОЗАД, защищавших подступы к Армавиру.

Силами ученического актива была выпущена стенгазета, посвященноая защитникам Отечества - «Они защищали Родину».

В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань – край ратной и воинской славы», в целях воспитания у обучающихся патриотизма, бережного отношения к историческому прошлому родного города и края, формирования нравственных ценностей школьников, состоялся II этап общешкольной акции «Хочу гордиться своей Родиной» - игра по станциям «Большие маневры» для классных коллективов  1-10 классов. Члены парламента были руководителями станций. Обучающиеся школы готовились к «путешествию» основательно: изучали Дни Воинской Славы России, знаменитых полководцев, воинские звания. Каждая команда изготовила для себя эмблему, придумала отличительные знаки. Игра началась с построения на линейку, где школьники получили путевые листы. Участники поочередно отправились на 6 станций, на каждой из которых требовались не только знания истории Отечества, но и находчивость, смекалка, творчество, логическое мышление.

По результатам игры победителями стали команды обучающихся  3 «А», 7 «А», 9 «А» классов (1 место), 1 «Б», 6 «А», 10 «А» классов (2 место), 2 «А», 8 «А», 9 «Б» классов.

Обучающиеся 1-11 классов в стенах школы посетили выездной краеведческий музей с лекцией «Армавир в годину испытаний», где смогли не только прослушать лекцию экскурсоводов, но и ознакомится с музейными экспонатами.

Интересно прошла встреча с питомцами клуба собаководства. Члены клуба рассказали о помощи четвероногих друзей в защите Родины, продемонстрировали умение выполнение команд собаками и задержание «преступника».

С целью формирования чувства бережного отношения к памяти о защитниках Отечества предыдущих поколений, воспитания гражданина с активной позицией патриота своей Родины, члены Школьного парламента приняли участие в городском митинге, посвященном воинам, чьи жизни отданы на полях сражений во время ВО войны.

Среди обучающихся 1-4, 5-8, 9-11 классов членами Школьного парламента и ученическим советом актива был проведен школьный этап конкурса на лучший рисунок, посвященный подвигам солдат и офицеров в локальных войнах. На конкурс были представлены 17 работ обучающихся. Лучшими были призваны работы обучающихся 4 «А» класса Заблудиной Маргариты, 8 «А» класса Юдова Николая, 11 «А» класса Арабули Ии.

Среди обучающихся 1-4, 5-7 классов проведен школьный этап конкурса поздравительной открытки ко Дню защитников Отечества. На конкурс были представлены 11 работ обучающихся. Лучшими были призваны работы обучающихся 1 «А» класса Чинова Егора, 4 «А» класса Стариковой Анастасии.

  Во 2-11 классах прошли беседы с ветеранами Великой отечественной войны (всего присутствовали 8 ветеранов). Ветераны вели беседу с детьми о войне,  рассказали детям собственные боевые истории. Рассказы участников войны затронули души всех обучающихся, дети с интересом слушали, задавали свои вопросы, высказывали свое мнение. В знак благодарности за мирное небо над головой, учащиеся школы преподнесли всем  ветеранам подарки.

Творчески был проведен конкурс инсценированной военно-патриотической песни среди обучающихся 2-4 классов, 5-11 классов «Виват Российской армии и флоту!». Для судейства конкурса инсценированной военно-патриотической песни среди обучающихся 2-4 классов были приглашены ветераны ВО войны городского совета ветеранов. Конкурс затронул всех присутствующих до глубины души, потому что каждая песня была исполнена и инсценирована настолько искренно и прочувствованно, что казалось, школьники сами пережили страшные дни войны. Все классы очень ответственно подготовились к участию в конкурсе, призовые места распределились следующим образом:

1 место: 2 «А», 7 «А», 10 классы.

2 место: 3 А», 3 «Б», 6 «Б», 9 «А», 9 «Б» классы.

3 место: 4 «А», 4 «Б», 5 «А», 6 «А», 8 «А», 8 «Б», 11 классы.

 Песни о войне, о чувстве долга, патриотизме исполняли и взрослые школьники, и совсем еще малыши. Главным условием участия в конкурсе являлось соответствие исполняемых произведений жанру военно-патриотической песни. Жюри оценивало не только вокальное искусство участников конкурса, но и инсценированное представление каждой песни, а также артистизм, эмоциональность и красочность исполнения, художественное оформление номеров. Особое внимание конкурсной комиссии привлекло сценическое воплощение и режиссерское решение композиций.

Члены Школьного парламента организовали уборку территории у памятников боевой славы, закреплённых за школой (ДЗОТ, мемориальная доска И.П.Плехуна) и возложили цветы.

Члены ученического совета актива участвовали в акции «Подарок солдату». Курсантам высшего летного училища были вручены подарки от всех обучающихся школы.

Захватывающе прошел конкурс-фотоохота «Хорош в строю – силен в бою!», по традиции организованный членами ученического совета актива среди учеников 5-11 классов, в котором обучающимся необходимо было сделать снимки заранее предложенной военно-патриотической тематики и отразить в них гордость за Российский народ, за Победу Красной армии. Все отлично справились с поставленной задачей, получили положительные эмоции, а победителям были вручены фото-грамоты.

В течение года Школьным парламентом проводились регулярные операции «Забота» по работе с ветеранами великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны, проживающие в микрорайоне, были поздравлены с Днем защитников Отечества. Так же при поддержке профсоюзной организации работников школы за каждым классом был закреплен учитель-пенсионер, ранее работающей в нашей школе.

Члены Школьного парламента и ученического совета актива являлись инициаторами и организаторами дня Детского закона. В рамках данного мероприятия были проведены агитблоки по классам в поддержку закона 1539 КЗ, была организована тематическая общешкольная линейка, раздача листовок с информацией о законе, сбор мнений обучающихся о законе. Также была проведена акция в микрорайоне школы по опросу жителей микрорайона о важности данного Закона и раздаче буклетов.

С целью укрепления традиций школы, содействования сплочению классных коллективов и учителей, повышения эффективности их деятельности был запланирован КВН. Члены Школьного парламента и ученического совета актива (обучающиеся 10 – 11 классов) «бросили перчатку» учителям школы. Турнир школьников и учителей «13 на 13» приурочен ко Дню юмора - 1 апреля. Темами для  КВНа стали: закон 1539, здоровый образ жизни, правила дорожного движения и т.д.  Членами жюри станут представители управления образования, МУ «ЦРО», городской команды КВН, а также бывшие ученики и учителя школы.

 Жизнь ученического самоуправления полна разнообразными делами. Ежемесячно проводятся тематические линейки, выпускаются стенгазеты, готовятся театрализованные представления, постоянно проводятся операции «Внешний вид», «В школу без опозданий», «Забота» и «Белая гора».

Весомый вклад вносят члены Школьного парламента и ученического актива в оформление и подготовку к разным тематическим конкурсам и общешкольным мероприятиям. Активисты помогают в оформлении тематических выставок рисунков, принимают участие в городских и краевых конкурсах.

         Каждые две недели проводятся заседания Школьного парламента и ученического актива, на которых планируются, обсуждаются, готовятся разные мероприятия. Заседания всегда массовые, интересные, продуктивные. Дети активно участвуют в обсуждении различных вопросов, примеряя на себе роли руководителей.

Таким образом, работа школьного самоуправления достигает поставленных в положении целей.

Необходимость наличия в школе ученического самоуправления обусловлена тем, что в последние годы наше общество в полной мере ощутило издержки проводящихся социально – экономических реформ, которые особенно болезненно сказываются на неустойчивой психике подрастающего поколения. Размытость нравственных идеалов, определённый идеологический вакуум, агрессивное наступление худших образцов западной массовой культуры, превратное понимание свободы и демократии являются питательной средой для роста многочисленных негативных явлений в среде школьников. Причем проблемы эти касаются не только старших подростков и юношей, но и детей более младшего возраста.

                                                                                                        Старшая вожатая  С.А. Тимофеева

Программа
"Ученическое самоуправление 1-11 классов"

"Самоуправление нельзя "взять", нельзя "дать", нельзя "ввести". Его приходится годами вырабатывать и отрабатывать" (фрунзенская коммуна - книга о необычной жизни обыкновенных ребят, написанная ими же самими).

Содержание школьного самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

1.Принципы: добровольность, чередование творческих поручений, равноправие, выборность, гуманность, открытость ,и гласность.

Принципы можно объединить в закон трех "сами":

·          "сами ищем дело"

·          "сами планируем и осуществляем его"

·          "сами подводим итоги" на основе коллективного анализа.

2.Цели:

1.                  Становление воспитательной системы через формирование единого общешкольного коллектива.

2.                  Приобщение личности к общечеловеческим ценностям, усвоение личностью социальных норм через участие в общественной жизни школы.

3.Задачи:

1.                  Создание условий для самовыражения, самоутверждения и реализации каждой личности через представление широкого выбора направлений и видов деятельности.

2.                  Активное включение учащихся в творческие дела, требующие коллективной деятельности.

3.                  Развитие творчества, инициативы, организаторских способностей, формирование активной преобразующей гражданской позиции школьников.

4.                  Воспитание сознательной дисциплины, создание условий для развития отношений заботы друг о друге, о школе, о младших, взаимоуважение детей и взрослых.

Самоуправление может распространяться на:

1.                  Обеспечение учебного процесса:

Образовательные клубы и лаборатории, группы ассистентов учителя, игровые и конкурсные группы.

2.                  Досуг: школьные вечера ,дискотеки, праздники, коллективные творческие дела.

3.                  Деятельность школьной прессы: газеты, радио, школьное телевидение, реклама.

4.                  Спорт и спортивные мероприятия.

5.                  Шефскую работу с ветеранами войны и труда, с престарелыми, с младшими.

6.                  Производственно-комерческую деятельность: в школьных мастерских с организацией и выполнением заказов населения.

7.                  Ремонт, уборка школьных помещений, территории, самообслуживание в столовой.

8.                  Реальное участие в работе педсоветов, конференций, родительских комитетов, чтобы дети уверовали, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации и педагогов.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

Л.П. Савкевич

"____"______________200__г.

ПОЛОЖЕНИЕ
об ученическом совете

Каменской средней общеобразовательной школы №2

1.     Ученический совет:

1.1             Участвует в планировании и организации внеурочной работы учащихся.

1.2             Организует самообслуживание, дежурство учащихся, поддержание дисциплины и порядка.

1.3             Готовит и проводит собрания ( конференции) учащихся.

1.4             Заслушивает отчеты и информации своих комиссий.

1.5             Организует выпуск школьной стенной газеты, радиопередач.

1.6             Принимает решение об использовании заработанных коллективом учащихся денежных средств.

2.1             Ученический совет может создавать свои комиссии по отдельным направлениям деятельности.

2.2             Комиссии собираются на свои заседания по мере необходимости , но не реже одного раза в четверть.

2.3             Комиссии организуют деятельность учеников по своему направлению и вправе просить администрацию школы о выделении им в помощь педагога-консультанта.

2.4             Ученический совет избирается ученическим собранием (конференцией).В период между собраниями (конференциями) он является высшим органом ученического самоуправления школы.

3.1             Ученический совет собирается по мере необходимости , но не реже одного раза в четверть.

3.2             Из состава Совета избирается Председатель совета учащихся простым большинством голосов, его заместитель, при необходимости - старшие комиссий.

4        Совет школы обязан:

4.1             Добросовестно учится ,готовить себя к активной трудовой деятельности.

4.2             Оказывать сопротивление проявлению грубости и вульгарности.

4.3             Бороться с прогулами учащихся.

4.4             Уважать свободу и достоинства другого человека.

4.5             Проявлять уважение к старшим.

4.6             Действовать на благо школы.

4.7             Информировать учеников школы обо всех принятых ими решениях.

4.8             Организовывать работу классов и предпринимать действия по сплочению школьного коллектива.

5        Совет школы имеет право:

5.1             Избирать и быть избранным.

5.2             На участие. в планировании.

5.3             Выносить ответственные решения (благодарность, взыскания).

5.4             Вызывать на свое собрание любого ученика.

5.5             Предлагать обсуждение конкретного вопроса, присутствовать на заседании педсовета.

Функции ответственных

по направлениям  (центрам) ученического самоуправления

При Совете школы создаются центры, каждый из которых отвечает за свой участок работы.

5.6             Наука и образование ( куратор-завуч школы)- контролирует посещаемость, ведет учет неуспевающих, оказывает им совместно с Советом необходимую помощь, проводит ученический общешкольный круг, куда вызывает неуспевающих и прогульщиков, поддерживает связь со средними и высшими учебными заведениями для получения информации о курсах и куда пойти учится , оказывает помощь в подготовке и проведении предметных недель и олимпиад, принимает непосредственное участие в подведении итогов конкурса " Лучший ученик года".

5.7             Спорт и здоровье ( куратор- физкультуры), организует спортивные мероприятия, ведет контроль за посещаемостью физкультуры, подготовка и проведение Дней здоровья ;работа секций ; состояние личной гигиены; проведение тематических радиопередач; встречи со специалистами медицины; выполнение санитарных норм (внешний вид, сменная обувь, влажная уборка).

5.8             Труд и штаб порядка (куратор - преподаватель ОБЖ) - организация трудовой практики, создание ремонтных бригад; организация и проведение дежурства по школе; проведение субботников; генеральные уборки; организация выставок детского творчества; рейд по проверке сохранности классных комнат.

5.9             Пресс-центр (куратор - учителя русского языка) - организация работ школьной радиостудии; выпуск общешкольной газеты; проведение социологических опросов; своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях и подведение итогов прошедших; тематические секции; организация конкурсов стенгазет, плакатов и рисунков; оформление школы и классов.

5.10        Досуг (куратор - зам. по воспитательной работе) - организация и проведение общественных мероприятий; организация походов и экскурсий; конкурсы; проведение молодежных дискотек; организация и проведение фестивалей детского творчества.

5.11       Забота (куратор - социальный педагог) - шефская помощь ветеранам войны и труда; уход за братскими могилами; шефская помощь малышам; проведение Дня пожилого человека.


Структура детского коллектива

Каменской средней общеобразовательной школы №2

1.  1-4 классы
В каждом классе создаются "Звёздочки". Во главе "Звёздочки" стоит командир и его заместитель.
Все ребята класса разбиты на пять групп: 1) лесовички; 2) друзья золушки; 3) друзья Айболита; 4) Знайки; 5) друзья Самоделкина. В течение года состав участников групп меняется каждую четверть.
Вместе с детьми разрабатывается пометки для старших по группе.

1.1.          Лесовички: знают правила ухода за растениями; ежедневный уход за цветами; озеленение школы и школьного двора.

1.2.          Друзья Золушки: ежедневно следят за чистотой доски, поддерживают порядок в классе; проводят рейды-проверки по сохранности учебников.

1.3.          Знайки: проверяют готовность к уроку, выполнение домашнего задания по письменным предметам ежедневно у всех. По устным предметам - выборочно. Помощь детям в выполнении домашних заданий.

1.4.          Друзья Айболита - проверка чистоты рук, внешнего вида детей, наличие сменной обуви. Подготовка столов к приёму пищи, проведение бесед о культуре поведения за столом.

1.5.          Друзья Самоделкина - разучивание с желающими игр лил изготовление игрушек и учебных пособий. Контроль за порядком в классе во время перемен (подвижные игры проводятся только в коридоре).

1.5.1.   Все вопросы школьной жизни решаются на Совете "Звёздочки", куда входят все её командиры. Общее руководство советом и "Звёздочкой" осуществляет старший вожатый "Звёздочками" - классный руководитель.

2. 5-8 классы
На классном собрании (1 раз в четверть) избирается актив:
староста, заместитель старосты;
создаются 6 центров самоуправления:
"Наука и образование", "Досуг", "Забота", " Труд и штаб порядка",

"Пресс-центр", "Спорт и здоровье".

 Избираются руководители и заместители руководителей центров. Все остальные учащиеся класса, по желанию, работают в любом центре.
Старосты классов входят в совет "Сверстник".

Общее руководство советом "Сверстник" осуществляет  старшая вожатая; центрами в классе - классный руководитель.

3. 9-11 классы
На каждом собрании (1 раз в полугодие) избирается актив:
председатель, зам. председателя;
создаются шесть центров самоуправления:
"Наука и образование", "Досуг", "Забота", " Труд и штаб порядка", "Пресс-центр", "Спорт и здоровье". Избираются руководители и заместители руководителей центров. Все остальные учащиеся класса, по желанию, работают в любом центре.
Старосты классов входят в Совет старшеклассников "Эврика".

Общее руководство советом "Эврика" осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе; центрами в классе - классный руководитель.
Высшим органом ученического самоуправления считается  ученический совет, который избирается на ученическом собрании.


Приложение

Присяга
председателя Совета учащихся

Я,         , вступая на этот высокий пост председателя совета учащихся школы,
торжественно ОБЕЩАЮ:

        способствовать развитию ученического самоуправления;

        отстаивать и защищать права учеников,
придерживаясь устава школы;

        повышать авторитет совета школы;

        заботиться о благе всех учеников нашей школы.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГИМНАЗИИ»

(ролевая игра)

Цель: определить пути построения деятельности ученического самоуправления в гимназии им.С.В. Ковалевской.

Задачи: 1. Проанализировать состояние ученического самоуправления в гимназии;

2. Выявить конкретные предложения по созданию в гимназии реально

действующей модели ученического самоуправления;

3. Определить содержание и организацию деятельности ученического актива.

Участники: администрация, педагоги, инициативная группа старшеклассников (12 чел.).

Подготовка:

1.Создание инициативной группы по подготовке заседания педсовета.

2.Проведение анкетирования учащихся с целью выявления уровня развития ученического самоуправления в классах и в гимназии и обработка результатов.

3.Подготовка материалов для презентации (диаграммы), рабочих листов для микрогрупп.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1.На доске – тема педсовета и высказывание А.Макаренко: «Самоуправление нельзя «Взять», нельзя «дать», нельзя «ввести». Его приходится годами выращивать и отрабатывать».

2.Проектор, доска, ноутбук для презентации диаграмм.

3.Рабочие места для каждой микрогруппы, листы ватмана, фломастеры.

ХОД ПЕДСОВЕТА

1.Участники педсовета делятся на микрогруппы и занимают свои рабочие места.

2.Зам. директора по ВР предлагает каждой микрогруппе обсудить следующие вопросы:

Согласны ли вы что…

- проблема организации деятельности органов ученического самоуправления является актуальной;

- данная проблема требует своего разрешения в нашей гимназии.

3. Заместитель директора знакомит участников педсовета с сущностью понятий «самоуправление» и «соуправление». Со значением самоуправления в воспитательном процессе, целями и задачами ученического самоуправления, принципами его развития, правами ученического самоуправления, их ролью в социальной адаптации детей.

Выступление заместителя директора:

Когда начавшаяся перестройка вторглась в детско-юношескую школьную жизнь,

ученическое самоуправление исчезло вместе с пионерской и комсомольской организациями. В последние годы о нем вспомнили и заговорили.

Школьное самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.

Школьное самоуправление предусматривает вовлечение всех учащихся в управление школьными делами, создание работоспособных органов коллектива, наделенных постепенно расширяющими правами и обязанностями, формирование у школьников отношений товарищеской взаимозависимости и организаторских качеств; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.

Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

I. Целевой блок.

Цель - Формирование высоконравственной творческой, активной личности на основе приобщения к ценностям общечеловеческой национальной культуры и содружества учителей и учеников разных возрастов.

Задачи:

1.Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей

социализацию каждого ребенка.

2.Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей

школьника в общественно - целостные отношения.

3.Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного общения,

социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.

П. Принципы построения и развития самоуправления.

1.Выборность всех органов самоуправления педагогов, учащихся и родителей.

2.Педагогическое руководство. Оно обеспечивает развитие детского самоуправления.

3.Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие.

4.Широкая гласность и открытость в деятельности органов самоуправления.

5.Свобода критики и обмена мнениями по любым вопросам школьной жизни, деятельности

органов самоуправления.

6.Систематическая сменяемость членов самоуправления, обновляемость видов деятельности.

7.Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

8.Приоритетность непосредственной демократии над демократией представительной.

Система школьного самоуправления имеет 2 уровня:

первый (базисный) уровень – классное ученическое самоуправление;

второй – школьное ученическое самоуправление.

Структура первого уровня – ученическое управление на уровне классных коллективов (3 – 11-е классы). Каждый учащийся входит в тот или иной ученический центр (5 центров). Каждый центр избирает из своего состава ответственного. Из ответственных образуется совет учащихся класса: в него входят 5лидеров.

Обязанности членов центров:

ответственный отвечает за работу каждого члена и за выполнение плана в конкретный промежуток времени;

члены отвечают:

1) за дела внутри класса;

2) за общешкольные дела, в которых принимает участие класс;

3) за связь класса с внешкольной образовательной и социокультурной средой.

Функции совета класса:

подготовка и проведение классных собраний;

анализ деятельности своих членов;

подготовка информации-отчета и предложений, отражающих потребности детей, в вышестоящие органы.

Высший орган самоуправления – собрание класса, во главе которого находится лидер.

Структура второго уровня – школьное ученическое самоуправление может состоять из двух подразделений: «Совет старшеклассников» (8 – 11 классы), «Лидерский совет» (3 – 7 классы), между которыми существует принцип преемственности и взаимодействия. Каждый из них делится на 5 центров. Например: «Науки и образования», «Творчества», «Информации», «Спорта и здоровья», «Сотрудничества», состоящих из классных лидеров. Каждый центр возглавляет свой лидер, из числа которых выбирается лидер Совета старшеклассников и Лидерского совета.

Функции школьных ученических центров:

1.Выработка и принятие решения.

2.Доведение принятого решения до классов.

3.Организация выполнения принятого решения.

4.Создание условий для выполнения решения.

5.Получение информации о ходе выполнения решения, ее анализ, учет, оценка деятельности, контроль.

6.Подготовка аналитической информации и предложений по улучшению общешкольной жизни.

Функции совета учащихся школы:

1.Проведение анализа работы классных органов самоуправления.

2.Подготовка анализа и предложений.

3.Анализ работы самих членов.

4.Обеспечение социальной защиты учащихся.

IV. Содержание деятельности органов самоуправления.

Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:

познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе);

трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;

спортивно-оздоровительная деятельность – организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья;

художественно-эстетическая деятельность – концерты, фестивали, праздники, конкурсы, выставки, встречи;

шефская деятельность – помощь младшим, забота о старших;

информационная деятельность – письменная информация о жизни классов, центров школы.

Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация самоуправления:

1.Учит ребят умению руководить и подчиняться.

2.Учит быть требовательными, объективными, самостоятельными.

3.Способствует воспитанию чувства ответственности и коллективизма.

4.Вырабатывает правильное отношение к критике.

5.Создает условия для проявления и развития способностей каждого ученика.

6.Дает возможность четко и качественно организовать работу в классе, школе.

Самоуправление – специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности.

4. Анализ анкетирования классов.

На экран проецируются диаграммы, составленные по результатам уровней классного и общешкольного самоуправления. Учитывая полученные сведения, участники педсовета работают над предложениями по повышению активности деятельности ученического самоуправления гимназии с позиции предложенной роли.

5. Группы работают над проектами структуры ученического самоуправления в гимназии. Проводится презентация групповых мнений. Защищают их, отвечают на заданные вопросы. Все проекты обсуждаются по принципу «Вертушки».

6. Обсуждается и утверждается решение педагогического совета:

А) Коллективу гимназии считать предложения, высказанные в ходе педсовета, социальным заказом образовательному учреждению.

Б) Инициативной группе обобщить рабочие материалы данного педсовета и разработать структуру ученического самоуправления гимназии основные нормативные документы.

В) Заместителю директора по ВР Говше И.Е., психологу гимназии разработать систему занятий в «Школе лидера» для активов классов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к педсовету по воспитательной работе "Работа с родителями"

Эту презентацию можно использовать на педсовете на тему "Как и зачем работать с родителями"...

Педсовет "Система воспитательной работы в школе, пути развития".

В помощь заместителям директора по воспитательной работе. Как можно провести педсовет....

Педсовет по воспитательной работе

Педсовет по воспитательной работе на тему:"Работа с родителями"...

презентация к педсовету по воспитательной работе об особенностях работы с подростковыми волонтерскими группами

Волонтеры-подростки  - это особая группа добровольцев, в работе с ними необходимо учитывать некоторые факторы....

Педсовет по воспитательной работе "Организация работы школы по формированию ЗОЖ: от здорового учителя к здоровому ученику"

В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др....

Педсовет. Организация воспитательной работы в 1 классе (8 вид) в рамках АООП

Организация воспитательной работы  в 1 классе в рамках АООПАдаптированной основной образовательной программы по ФГОСС. Сегодня важнейшими качествами личности ребенка должны быть инициативность, с...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...