Система деятельности ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений
методическая разработка по теме

Снычева Татьяна Николаевна

Система деятельности ОУ по профилактике безнадзорности и правонарушений

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Гимназия № 4»

Управление образования

Администрация городского округа Электросталь Московской области

144007, Московская область, г. Электросталь, ул. Мира 24 в,  тел.: 8496-57- 3-56-27, 3-60-29, 3-14-81

 

 

Методическая разработка

Система деятельности образовательного учреждения по профилактике           безнадзорности и правонарушений

                 

Снычева Татьяна Николаевна

               МОУ «Гимназия №4» г.о.Электросталь Московской области

                                                            Москва

                                                           2011 год

Оглавление


1.


Оглавление


стр. 2


2.


Введение


стр. 3


3.


Теоретическая часть


стр. 4 - 8


4.


Практическая часть


стр. 9- 10


5.


Заключение


стр. 11


6.


Литература


стр. 12

Введение

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста безнадзорности и правонарушений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но и тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и

благополучия.

Президент Российской Федерации Д. А. Медведев поставил задачу повышать степень профилактики безнадзорности и правонарушений в стране, в том числе среди несовершеннолетних, а также обеспечивать эффективную социальную адаптацию граждан из категории «повышенного риска».

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. «Поэтому столь остро стоит вопрос межведомственного взаимодействия различных учреждений прямо или косвенно имеющих отношение к воспитанию и социализации.»[1]

Необходимо знать причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением является комплексная разработка системы деятельности образовательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Цель моей курсовой работы – определить уровень эффективности   функционирования   системы   деятельности образовательных учреждений по профилактике   безнадзорности    и правонарушений среди несовершеннолетних.

       Основными задачами своей работы считаю:

- определение документально-информационной базы деятельности образовательных учреждений по профилактике   безнадзорности    и правонарушений среди несовершеннолетних;

- выявление функций образовательного учреждения по профилактике   безнадзорности и правонарушений.

Теоретическая часть

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, включает: 

1) Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.

2) Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о Совете профилактики, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).

3) Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

4) Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления).

5) Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных:

- несовершеннолетних, состоящих на учете в УМВД, ОДН, КДНиЗП;

- систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины;

- учащихся, находящихся на внутришкольном учете;

- многодетных семей;

- семей, имеющих одного родителя;

- детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- опекаемых детей и детей из патронатных семей;

- семей с низким материальным уровнем;

- детей-инвалидов.

6) Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).

7) Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).

8) Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний Совета профилактики, Управляющего совета).

9) Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства).

10) Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении.

11) Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

12) Работа школьного Совета профилактики (положение о Совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации).

13) Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной работе такими учениками, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков и др.).

У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих.

В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями).

В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции учреждений общего образования входят:

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

- постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

- проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

- разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

- привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

- разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

- осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает: 

- разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению; 

- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года;

- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;

-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящейся в социально опасном положении;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Это: 

- организация обходов микрорайона школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают; 

- организация работы общественного инспектора или социального педагога по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку); 

- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника; 

- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.; 

- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска; 

- привлечение органов родительского соуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей; 

- принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 

- организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение; 

- создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении; 

- обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания

4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает: 

- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

- разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

- организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

- обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через: 

- организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности.

- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;

- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;

- создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся.

5. Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления образованием являются составной частью системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы. 

Практическая часть

В практической части представляю план работы МОУ «Гимназия №4» г.о.Электросталь по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в т.ч. «группы риска», на 2011-2012 учебный год.


п\п

Мероприятия

Сроки

исполнения

1

Создание базы данных учащихся группы риска.

 Создание информационной базы данных учащихся, систематически пропускающих занятия по неуважительной причине.

Беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учете с целью профилактики безнадзорности и правонарушений.  

Вовлечение подростков с девиантным поведение в кружки и спортивные секции.

Ежедневная проверка посещаемости.

Контроль и руководство работы классных руководителей по вопросу посещаемости «трудных» подростков.

Проведение бесед с родителями учащихся группы риска.

сентябрь


в течение года

2

Беседы с учащимися группы риска по вопросу их успеваемости.

Проведение собеседования с учащимися 9 классов, состоящих на внутришкольном учете, по вопросу их профориентации.

Рейды в семьи.

Совместные мероприятия с инспекторами   ОДН, КДН и ЗП  по вопросам взаимодействия в профилактике негативных проявлений в детской и подростковой среде.

Сотрудничество со специалистами  ЭСРЦН «Доверие».

в течение года



3

Пополнение информационной базы данных  обучающихся, систематически пропускающих занятия без уважительной причины, совершивших правонарушения, состоящих на учете:  

- на внутришкольном учёте;

- КДН и ЗП

- ОДН 

в течение года

ежемесячно

4

Проведение «Дней профилактики» в МОУ «Гимназия №4» с целью правового просвещения несовершеннолетних.

Проведение в МОУ месячника по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ.

в течение года

по отдельному    плану

5

Организация  семинаров, лекций, классных часов для обучающихся МОУ «Гимназия №4» по профилактике употребления ПАВ с привлечением врачей, психологов, инспекторов  ОДН, КДН и ЗП.

в течение года

6

Организация  общих собраний для родителей.

в течение года

7

Сотрудничество со специалистами ЭСРЦН «Доверие» по вопросам законодательства РФ по защите прав и интересов несовершеннолетних.

в течение года

8

Ежеквартальный анализ состояния правонарушений несовершеннолетних в МОУ «Гимназия №4», состоящих на учете в ОДН, КДН и ЗП, на внутришкольном учёте.

ежеквартально

9

Размещение материалов по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди обучающихся МОУ «Гимназия №4» на сайте гимназии.

в течение года

10

Организация и проведение спортивно – массовых, гражданско- патриотических, культурно-массовых  мероприятий  для обучающихся МОУ «Гимназия №4» , в т.ч. детей группы риска.

в течение года

11

Организация летней занятости детей «группы риска», обеспечение путевками в оздоровительные лагеря с дневным пребыванием детей на базе МОУ «Гимназия №4», участие в трудовой Акции «Дворы нашего детства»

июнь- август



      январь, март

12

Организация детских общественных объединений различной направленности: движения юных помощников милиции, юных инспекторов безопасности дорожного движения.

в течение года

14

Вовлечение детей, склонных к правонарушениям, в детско-юношеские организации,  объединения, кружки, спортивные секции.

в течение года

15

Организация и проведение конкурсов, направленных  на формирование ЗОЖ 

в течение года

Заключение

Детская безнадзорность и беспризорность - следствие современной  социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России, которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением их жизненного уровня, криминализацией среды, ростом преступности среди взрослых. Все это порождает опасные для подрастающего поколения и общества в целом тенденции:

· рост числа граждан, лишённых родительских прав, что предопределяет широкое распространение социального сиротства и беспризорности среди несовершеннолетних;

· массовое нарушение прав ребенка;

· рост ранней алкоголизации и наркомании подростков, который ведёт к увеличению числа преступлений, совершённых несовершеннолетними;

· омоложение преступности;

· увеличение числа несовершеннолетних правонарушителей из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости  дальнейшей систематической работы образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о необходимости совершенствования межведомственного взаимодействия с органами УМВД, ОДН, КДНиЗП, с отделом опеки и попечительства, с органами социальной защиты и другими организациями. «Цель взаимодействия – всестороннее развитие социальной помощи и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи.»[2] В основе такого взаимодействия должно быть взаимное доверие, уважение, терпение, взаимная поддержка и помощь.

Литература

  1. Быкова В.Г. Социальная защита детства // Классный руководитель. – 2011. - №4. – с.3
  2. Денисенко О. Восприятие своих родителей подростком из неблагополучной семьи // Воспитательная работа в школе. – 2010. -№9. – с.93-116
  3. Моногарова С.Н., Рябинина И.П. Изучение неблагополучных семей и педагогической запущенности школьников // Классный руководитель. – 2009. - №7. – с.23-35
  4. Мазниченко М., Нескоромных Н.Освободиться от архетипической инфекции группы риска // Воспитательная работа в школе. – 2010. -№8. – с.42-50

        5. Нечаев М.П.Управление развитием воспитательной системы школы.-М.: Центр Педагогический поиск., 2011-с.86

 


[1] Нечаев М.П.Управление развитием воспитательной системы школы.-М.: Центр Педагогический поиск., 2011-с.86

[2] Быкова В.Г. Социальная защита детства // Классный руководитель. – 2011. - №4. – с.3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие социального педагога с учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Характер взаимодействия социального педагога с учреждениями системы профилактики...

Тема: «Об итогах работы органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений в 2015 году и задачах по совершенствованию деятельности в свете требований современного законодательства в 2016 году».

        В соответствии со ст. 14,15 ФЗ "Об основах государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" миссия и задачи образов...

«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...

Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несоверше-их по временному помещению в спец.учреж-я и мед.организации безнадзорных детей, нужда-хся в соц. реаби-ции и детей, находящ-ся в обстановке угрозы жизни

Порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по временному помещению в специализированные учреждения и медицинские организации безнадзо...