Путь одной школы
статья по теме

Школу, где есть управленческие принципы, всегда легко обнаружить по наличию «открытого пространства» в ней. Входишь – и легко дышится, дети даже балуются  по-особенному: шутя, с улыбками, не скрываясь и не вредничая. А учителя вообще обладают удивительным даром: достойно, без суеты решают любые проблемы, не провоцируя никого. Не сразу в такой школе определишь, кто какую функцию несет: настолько все «в теме». Есть ли такие принципы в нашей школе? Да.

Правило «Помоги ученику – не навреди учителю» - основа взаимоотношений службы управления и членов коллектива. «Слабому помоги, сильного – вырасти» - требование, предъявленное к учителю. Подобных требований не должно быть много, но сила их воздействия в том и заключается, что фиксируется в сознании и гармонизирует его. А сознательное отношение к своему поведению, особенно у педагогов, - залог существования успешной, «пульсирующей» школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon put_odnoy_shkoly.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Размышление о путях развития современной школы…

Школу, где есть управленческие принципы, всегда легко обнаружить по наличию «открытого пространства» в ней. Входишь – и легко дышится, дети даже балуются  по-особенному: шутя, с улыбками, не скрываясь и не вредничая. А учителя вообще обладают удивительным даром: достойно, без суеты решают любые проблемы, не провоцируя никого. Не сразу в такой школе определишь, кто какую функцию несет: настолько все «в теме». Есть ли такие принципы в нашей школе? Да.

Правило «Помоги ученику – не навреди учителю» - основа взаимоотношений службы управления и членов коллектива. «Слабому помоги, сильного – вырасти» - требование, предъявленное к учителю. Подобных требований не должно быть много, но сила их воздействия в том и заключается, что фиксируется в сознании и гармонизирует его. А сознательное отношение к своему поведению, особенно у педагогов, - залог существования успешной, «пульсирующей» школы.

Коллектив ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга за последние 20 лет обновлялся дважды: первый - с 1993 по 1995 год (влились 10 новых сотрудников), затем– 1998 по 2000 (влились 13 новых сотрудников). Практически не меняется коллектив последние 10 лет: одиночные уходы и приходы не влияют на характер взаимоотношений. Дважды принимался документ, в котором отражена миссия организации с точки зрения корпоративной этики: 1994 – «Заповеди учителя школы № 348», 2011 год – «Этический кодекс учителя школы № 348». Дух, живущий в школе благодаря установкам «Заповедей…», объединяет учителей, учеников, родителей, отмечающих, что в школе доброжелательный морально-этический климат.

Члены администрации прошли не одну командную тренировку, психологический тренинг (например, участие в австрийско-российском проекте «Командообразование. Управление качеством», «Командообразование с использованием современных технологий» (курсы при ВШЭ), «Тренинг командообразования на базе школы 348» (с участием тренера ВШЭ)), прежде чем стали «излучать подобие энергетического центра», которому по спирали подчиняется все окружающее пространство. Основным мотивом для назначения заместителей служило их умение быть отличным учителем, с одной стороны, с другой, быть организатором (менеджером), что особенно проявлялось в практической деятельности при  руководстве творческими и проблемными группами. Каждый член администрации является куратором какой-либо параллели, помогает организовывать запланированные мероприятия и проводить рефлексию.

В течение долгого времени действовало решение директора отказаться от должности заместителя по воспитательной работе для того, чтобы работники на местах (классные руководители) привыкали к командной работе (совместная работа по параллелям). Председателям на уровне объединений учителей делегированы функции руководства и контроля качества методических процессов. В итоге - в школе действует школьная управляющая команда (по терминологии В.И. Гама). Именно она способствует созданию в школе матричной структуры управления. Внутренний аудит показывает, что административный ресурс по-прежнему позволяет решать проблемы дисциплины и порядка, регламентирует функционал каждого члена школьной управляющей команды. Интеграция - ведущая характеристика процессов внутри организации. Корпоративная культура – свидетельство вовлеченности большинства членов трудового коллектива в развитие организации. Какие еще показатели свидетельствуют об эффективном развитии школы № 348?

1) созданы условия безопасной среды: проверки инспекции по охране труда не выявили нарушений, аттестация рабочих мест прошла без замечаний, отсутствуют проявления насилия и экстремизма в ученической среде;

2) процесс обучения в школе происходит в едином образовательном пространстве, благодаря использованию единой структуры урока. Результаты обучения, полученные с помощью внешних экспертиз, хорошие: средний балл ЕГЭ по русскому языку от 69 до 83 баллов в течение последних 5 лет, выше городских результаты по химии, физике, истории, обществознанию (предметы, наиболее часто выбираемые для ЕГЭ), есть городские и российские победы по литературе, истории, химии; поступают в вузы  98% учеников выпуска; эти данные - свидетельство хорошей обученности учеников. Они говорят также о сохранении здоровья и развитии мышления у наших учеников, что является запланированным результатом, прописанным в Программе развития школы. Наши ученики хорошо и отлично учатся в высших учебных заведениях, что говорит о сформированности умений работать с информацией, более 95% выпускников заканчивают те вузы, которые выбрали, что свидетельствует о грамотно выстроенной работе по профориентации;

3) существует договоренность с каждым учителем о времени и способах внутришкольного контроля, кроме того, рейтинг учителей выстраивается в зависимости от результатов качества обучения по отношению к самому себе, качества сформированных компетентностей; открытость данной информации и рефлексия – обязательное условие аналитической карты нашей школы.

Каждый учитель получил документ об окончании разных курсов в течение 5 лет минимум дважды. Методическая помощь выстроена таким образом, что семинары и конференции, проводимые внутри коллектива, тоже носят обучающий характер, что способствует практическому внедрению новых технологий и методов. Например, дебаты, проводимые между группами учителей с вручением по итогам сертификата с присвоением звания «Дебатер», на самом деле, обучают публичному выступлению, грамотному ведению дискуссии, умению ставить вопросы и отвечать на поставленные, аргументировать позицию, опровергать другую точку зрения – обучать всем этим умениям  взрослых людей так же актуально, как и учеников. Существует система наставничества, система творческих и проблемных групп, которые целенаправленно осуществляют идею методической взаимовыручки. Кроме того, ежемесячно проводятся лекционные занятия по проблемам теоретического характера, доцент кафедры психологии БГУ Горбатов С.В. проводит семинары по заявкам учителей, профессор кафедры филологии Свирина Н.М. - лекционные часы, посвященные кругу чтения. Директор Головного центра оценки качества и сертификации Бояшова С.А. способствует внедрению повышения квалификации в области ИКТ. Таким образом, непрерывный процесс образования и самообразования – характерная черта жизни коллектива школы сегодня;

4) инновационные процессы привлекательны для большинства сотрудников, судя по результатам анкетирования, каждый учитель является участником проблемной или творческой группы в течение года, причем, часто в одной из групп он является руководителем, в другой – рядовым членом. В 2004 школа стала районной экспериментальной площадкой по теме «Создание условий для развития личности учителя и ученика в едином образовательном пространстве школы», целью которой было конструирование структуры развивающего урока, его практическая реализация и формирование рефлексивно-аналитической культуры учителя. В результате целенаправленной работы учителя школы осваивали информационные образовательные технологии, внедряли инновационные технологии в воспитывающую деятельность. В 2007 году подвели итоги по теме эксперимента, пришли к выводу о необходимости продолжать избранный путь и приступили к работе над единой методической темой «Овладение приемами и методами проектно-исследовательской деятельности», так как поняли: дальнейший путь связан с развитием личностного потенциала педагога для создания «нового поля интеллектуально-морального напряжения» (Колесникова И.А.). Включение в экспериментальный режим по теме «Формирование инновационной культуры педагога» в 2011 году, как мы видим, способствует  логическому движению  школы. И на сегодняшний день отрадно, что наше видение данной темы вызывает «неслучайный» интерес в кластере школ по данному направлению;

5) сохранение и укрепление здоровья – не просто тема для обсуждения, а действенный процесс, сотрудники стараются выполнять рекомендации психологов, врачей, руководителя, поэтому количество больничных листов минимально; существует учительский хор, команда КВН, волейбольная команда;

6) на основании количества классов и количества учащихся в школе (31 класс – 840 учеников), посещаемости родителями и жителями Рыбацкого Вечеров открытых дверей, Дней открытого урока, отчетных мероприятий параллелей и др. можно сделать вывод о том, что мы – «открытая» школа, в ней налажен индивидуальный подход к человеку вообще;

7) на базе школы функционирует Центр дополнительного образования детей, в котором занимается 530 учащихся школы, укрепляющих здоровье и характер; дети и их родители вместе поют, 33 семьи регулярно посещают «Читательские посиделки», где обучаются совместному чтению и обсуждению вслух художественных произведений, бабушки наших учеников изучают премудрости компьютерной грамотности; кроме того, продуман и реализуется процесс воспитания у детей ответственности и самостоятельности, благодаря проекту «Пути воспитания самостоятельности и ответственности в образовательном пространстве школы», что очень насущно при нынешнем дефиците семейного воспитания;

8) аккредитация и аттестация школы 2012 дала предсказуемые положительные результаты. Программа развития школы 2005 -2010 была признана достойной для диссеминации. За этот период практически все учителя стали участниками районного конкурса педагогических достижений, трое победили в национальном проекте «Образование». Почему не каждый второй? Вот в этом и заключается одна из проблем предъявления школы на современном этапе. Многое зависит от первого лица организации. Каково оно?

«Учитель учителей», как раньше говорили. Приверженец корпоративной этики и культуры. Как показывает практика, человек, умеющий решать конфликты, вовлекать в общее дело; по заключению экспертизы, проводимой экспертами ВШЭ в период создания образовательного округа (2007-2008), является лидером своей команды, точнее, как уже в то время было преподнесено, «большим пальцем». Более того, обладает стратегическим мышлением, благодаря чему, была принята единая линия в работе с клиентами (родителями, прежде всего), принесшая дивиденды в виде 100% наполняемости и востребованности школы. И при всем этом – абсолютно не современный руководитель. Да, внутри школы создана конкурентная среда: учителя демонстрируют свои достижения дважды в год на месячниках методического мастерства (с интересом и удовольствием), есть дни Открытого урока для общественности (родителей), открытых классных и параллельных мероприятий, есть свои конкурсы на «Лучшего…» и т. д. Вот эта работа на детей, ради детей, вместе с ними создает внутри школы комфортную среду (не все измеряется этим словом), но занимает много времени, и хотя портфолио у каждого учителя, класса, школы существует, но участвовать в конкурентной борьбе на региональном, всероссийском уровнях просто некогда, да и хочется очень немногим, и то под нажимом и с практической административной поддержкой. Очень несовременная позиция, когда требуется доказать свою «избранность» не только внутри, прежде всего – вне: на уровне региона, страны, мира. Страдает ли от этого организация? До сих пор только выигрывала, но новая форма аттестации готовит первые разочарования, и это только начало.

Какие еще проблемы стоят перед школой № 348 на современном витке развития?

1) есть проявления «синдрома эмоционального выгорания», что подтверждается в личных собеседованиях с директором и в отношениях ряда учителей к ученикам и родителям, а также результатами исследований аспирантами под руководством С.В. Горбатова кафедры психологии СПБГУ. Намеки на «депрессивную» среду, которая создается от неразрешимости одних и тех же проблем (как научить на «хорошо» современного ученика, выбравшего для себя профильные предметы и не желающего по всем предметам иметь выше, чем удовлетворительно, а спрос по-прежнему с учителя в количественном измерении процента качества знаний; как противостоять отсутствию единства требований к детям у родителей и учителей; как замедлить процесс появления учителей с пенсионным сознанием независимо от возраста, которое можно охарактеризовать одним словом - «не стыдно»), пока еще не имеет решающего воздействия, но ощущается её присутствие. Следовательно, актуальная управленческая проблема – работа с сознанием единичным и всего коллектива в целом;

2) школа № 348 уменьшает неблагоприятные аспекты домашнего воспитания, но это ответ на «вызовы времени», отнюдь не планомерное решение заранее понятой (просчитанной) проблемы. Рыбацкое – «спальный район», следуя современной терминологии, но не изученный ни демографически, ни социально, следовательно, не изучены родительские предпочтения и не учтены при планировании работы с потребителем (клиентом);

3) новая форма аттестации выявит педагогов, не желающих работать по новой оценке профессиональных качеств, что, скорее всего, приведет к дефициту кадров;

4) нет обязательной сертификации по качеству услуг и продуктов в образовании на уровне государственной политики.

Хочется остановиться… Проблемы, встававшие перед школой в 90-е годы, были столь же глобальны и непредсказуемы своими последствиями. Важно было паруса на ветер настроить. Как и сейчас.

Представление о школе, уверена, сложилось. Последняя деталь: бытует в нашей школе шутка-каламбур: «Мы первые, с кем встречаются гости нашего города, хотя находимся на самом краю». И это накладывает определенные обязательства и ответственность.

P.S. С глубокой благодарностью называю имена своих коллег, с которыми связана жизнь и судьба нашей школы: Цовик Мамиконовна Петросян, Марина Александровна Ткаченко, Ольга Матвеевна Никонова, Елена Эдуардовна Коваленко, Надежда Ивановна Филиппова, Александр Юрьевич Пирогов, Андрей Николаевич Полуботко, Марина Геннадьевна Утко, Людмила Викторовна Колова, Елена Павловна Бунакова, Ольга Михайловна Александрова, Надежда Николаевна Шауло, Аина Митрофановна Порошина, Марина Юрьевна Башкирова, Елена Кимовна Лифоренко, Светлана Евгеньевна Пинчук, Марина Викторовна Пшеничникова, Елена Александровна Харькова, Татьяна Владимировна Пителова, Светлана Александровна Алексеева, Елена Юрьевна Петрова.

Директор ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга                     В.Н. Васильева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет. Гуманно- личностный подход в обучении как путь развития школы социоориентированной модели

Педсовет теоретический,августовский. Старт  работы  педколлектива над  методической проблемой школы....

Методическая разработка урока "История одной школы в задачах по математике"

В работе описан авторский урок математики, посвященный истории МОУ "Общеобразовательная гимназия №6" г. Архангельска, которой в 2011 году испольняется 84 года....

Методические рекомендации по разработке и использованию маршрута движения школьника «Мой безопасный путь в школу».

     1. Маршрут движения школьника «Мой безопасный путь в школу»-это документ, в котором сочетается схема и описание рекомендуемого пути движения ребенка из дома в школу и ...

Защита презентации «Природа Непала» в рамах мероприятия «Одна школа – одна страна» 2012 г.

Скачать архив мероприятия с презентацией и конспектом можно по ссылкеhttp://yadi.sk/d/TKCSbH8eCrFsXДвое учащихся от класса защищают презентацию «Природа Непала» в рамах мероприятия «Одна школа – одна ...

Безопасность детей на пути в школу и из школы

Глава 4  учитывает  ответственность  взрослых  за  обеспечение  безопасности  детей, затрагивает  серьезную  социальную  проблему  гибели  и...

Безопасный путь в школу.

формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность...

Мы - одна школа, мы - одна семья

Методические рекомендации для классного руководителя по проведению внеклассного мероприятия по сплочению классного коллектива...